Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ѕорис Ўир€ев

   /   

Boris Shiryaev

   /
             
‘отографи€ Ѕорис Ўир€ев (photo Boris Shiryaev)
   

–осси€
ƒата смерти: 17.04.1959 года
–осси€

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

писатель, публицист.

Ўир€ев Ѕорис Ќиколаевич (27.10[7.11].1889Ч17.04.1959), писатель, публицист. –одилс€ в ћоскве. ѕроисходил из семьи крупного помещика. «акончил историко-филологический факультет ћосковского университета, училс€ в √еттингенском университете (√ермани€), потом окончил в –оссии ¬оенную академию.

10.02.2009

”частник первой мировой войны; дослужилс€ до звани€ штабс-капитана. ¬ 1917Ч1920 несколько раз арестовывалс€ большевиками, был приговорен к расстрелу. ¬ 1922 смертна€ казнь была заменена на 10 лет заключени€ в недавно созданном в —оловецком монастыре концентрационном лагере. «десь нар€ду с каторжными работами участвовал в лагерном театре и журнале Ђ—оловецкие островаї, где в 1925Ч1926 опубликовал повесть Ђ1237 строкї и несколько стихотворений: Ђ—оловкиї, Ђƒиалектика сегодн€ї, Ђ“уркестанские стихиї и др. ¬месте с ¬. Ќ. √лубоковским (писателем, актером, узником —оловков) Ўир€ев собирал и записывал лагерный фольклор, который был издан отдельным сборником тиражом 2000 экз.

Ѕорис Ўир€ев фотографи€
Ѕорис Ўир€ев фотографи€

¬ 1929 заключение было заменено ссылкой на 3 года в —р. јзию, где Ўир€ев работал журналистом. ѕо возвращении в 1932 в ћоскву Ўир€ев был снова арестован и сослан на 3 года в слободу –оссошь (¬оронежска€ обл.). «атем вплоть до 1942 жил в —таврополе и „еркесске, преподавал русский €зык и литературу в педагогическом институте. ¬о врем€ ¬еликой ќтечественной войны был редактором ставропольской газеты Ђ”тро  авказаї, во врем€ отступлени€ гитлеровских войск попал через Ѕерлин в Ѕелград, где издавал газету дл€ казачьих отр€дов. ¬ февр. 1945 Ўир€ев выезжает в »талию и основывает там новый русский печатный орган. «десь он осталс€ после окончани€ войны, оказавшись на некоторое врем€ в лагере дл€ перемещенных лиц (Ђƒи-ѕиї). ќн пишет прозу и литературоведческие статьи, публикуетс€ в журналах Ђ¬озрождениеї и Ђ√раниї. ЂЎир€ев не получил религиозного воспитани€, но на —оловках он открыл дл€ себ€ христианскую веру, а в »талии пришел к католической церквиї ( азак ¬. Ёнциклопедический словарь русской литературы с 1917 года. Ћондон, 1988).

ѕервые 3 книги Ўир€ева Ч Ђƒи-ѕи в »талииї (1952), Ђя человек русскийї (1953) и Ђ—ветильники –усской «емлиї (1953) вышли в Ѕуэнос-јйресе, где жил его единомышленник и Ђсосиделецї по —оловкам ». Ћ. —олоневич; теори€ ЂЌародной монархииї —олоневича вдохновл€ла и Ўир€ева. ¬ статье Ђ“ропинки и путьї Ўир€ев писал: Ђ»де€ –оссийской Ќародной ћонархии Ч не Уэкспортный товарФ. ќна выношена всей жизнью многоплеменной русской нации, и € не представл€ю себе ни одного другого народа, способного восприн€ть и хот€ бы частично реализовать ее. ƒл€ этого нужно иметь ƒух –оссийской Ќации: ее религию, ее историю, ее величие, ее падение, ее скорби, ее радости Ч ее трагический величавый путь во времени и пространствеї (ЂЌаша странаї [Ѕуэнос-јйрес]. 1951. 9 февр.).

Ќаиболее известное произведение Ўир€ева Ч ЂЌеугасима€ лампадаї Ч одно из первых художественно-исторических описаний трагедии —оловков 20-х. јвтор обозначил врем€ и место работы над книгой: —оловки, 1925 Ч  апри, 1950. ќна была издана в 1954 в Ќью-…орке, а к российскому читателю пришла в 1991. “ворческий замысел в ЂЌеугасимой лампадеї на прот€жении четверти века претерпел существенное изменение. ¬о врем€ работы на —оловках и в —р. јзии мысль автора была сосредоточена на безмерных мучени€х человека-узника, на проблеме зла (Ђя писал тогда о слезах и крови, страдании и смерти. “олько о нихї). ѕозднее, уже после второй мировой войны, всматрива€сь в ушедшее, писатель открывал дл€ себ€ в прошлом новые глубины духовной жизни: Ђƒавн€€ несказанна€ прелесть преображенного  итежа заси€ла из рассе€нной пелены кровавого и смрадного тумана, ибо дух свободен и веченї.

ЂЌеугасима€ лампадаї состоит из серии рассказов о наиболее €рких событи€х и встречах автора на —оловецкой каторге. —трашна окружающа€ действительность, но Ўир€ев показывает людей Ч реальных лиц из разных сословий (напр., Ђфрейлину трех императрицї и др.), противосто€щих тотальному насилию, сохран€ющих веру и совершающих подвиг служени€ страдающим ближним. ¬ книге нераздельно сливаетс€ реальное и легендарное. Ўир€ев использует соловецкие легенды, которые, по его мнению, Ђнесут свою правду, не фактическую, а внутреннюю, как в апокрифеї; а услышанные Ўир€евым устные рассказы открывают красоту и богатства родного €зыка. Ћегенда об Ђ”ренском царствеї, написанна€ в форме сказа, которым блест€ще владел автор, повествует о судьбе простого костромского кресть€нина, в годы революционного лихолеть€ избранного местными жител€ми царем и до конца пронесшего мученический венец этого избрани€. «авершает книгу описание трагедии 1945 в Ћинце (јвстри€), где союзники выдали органам —ћ≈–Ўа русских казаков и членов др. воинских антикоммунистических формирований. ѕовествование Ўир€ева посв€щено художнику ћ. ¬. Ќестерову, сказавшему автору перед его отправкой на —оловки: ЂЌе бойтесь —оловков. “ам ’ристос близкої. –елигиозна€ иде€ отразилась в концепции книги, в названи€х отдельных частей. Ђ— образом Ќеугасимой лампады св€зан у автора образ  итежской –уси, то есть –уси потаенной, ушедшей в глубину, но которой суждено воскреснуть и воспр€нуть. ј пока она про€вл€етс€ во всем, где есть крест и страданиеї (√. –усский).

Ўир€евым также написаны повести Ђѕоследний баринї (1954), Ђ¬анька-¬ьюгаї (1955) (о дореволюционной –оссии), Ђќвечь€ лужаї (1952) и во многом автобиографический роман Ђ уде€ров дубї (1958), в котором поднимаетс€ больна€ проблема судьбы русского патриота, ради пользы своего народа готового сотрудничать с немцами. »сследование Ўир€ева Ђ–елигиозные мотивы в русской поэзииї издано уже после смерти автора.

ѕ. ѕаламарчук, ј. ‘илатова




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—амое большое количество одновременно удерживаемых рекордов
ѕосетило:10069
јшрита ‘урман
јлександр ягубкин. Ѕиографи€
ѕосетило:16914
јлександр ягубкин
—екрет молодости ƒжулианны ћур
ѕосетило:41861
ƒжулианна ћур

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru