Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јделаида √ерцык

   /   

Adelaida Gercyck

   /
             
‘отографи€ јделаида √ерцык (photo Adelaida Gercyck)
   

ƒень рождени€: 16.02.1874 года
ћесто рождени€: јлександров, –осси€
ƒата смерти: 25.06.1925 года
ћесто смерти: —удак, ,  рым, ———–
¬озраст: 51 год

√ражданство: ———–

јвтор мемуарных эссе

–усска€ поэтесса, прозаик, переводчица.

ѕоэтесса, переводчица, автор "ѕодвальных очерков", изданных посмертно.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

19.04.2016

¬ зимней ћоскве 1911 года, в квартире издател€ ƒм. ∆уковского в  речетниковском переулке состо€лась встреча трех поэтов, тогда только что выпустивших свои первые сборники: ¬олошина, ÷ветаевой и јделаиды √ерцык. ћаксимилиан ¬олошин слыл в ћоскве первооткрывателем талантов и, с восторженностью увлекающегос€ человека, немедленно привел 18 - летнюю ћарину ÷ветаеву знакомитьс€ с хоз€йкой и поэтессой -јделаидой  азимировной √ерцык- ∆уковской.

јделаида √ерцык фотографи€
јделаида √ерцык фотографи€

ћарина позже вспоминала об этой встрече: ":ћакс (¬олошин) живописал мне ее: глуха€, некрасива€, немолода€, неотразима€: Ћюбит стихи, ждет мен€ к себе. ѕришла и увидела - только неотразимую. ѕодружились страстно." јделаиде  азимировне было тогда около тридцати п€ти лет. ѕон€тие возраста слишком условно: дл€ нас тридцать п€ть - возраст расцвета, в начале 20 века пон€ти€ - иные. ј может быть, так судила ћарина с максимализмом восемнадцатилети€, оставив, впрочем, эпитет: "неотразима€".

ƒл€ ÷ветаевой каждое слово значило много. „то же хотела она сказать этим эпитетом об јделаиде √ерцык - ∆уковской, чье им€ почти забыто в мире поэзии? ѕопробуем угадать:.

јделаида √ерцык фотографи€
јделаида √ерцык фотографи€

јделаида  азимировна √ерцык родилась в €нваре 1874 года (дата рождени€ не установлена) в г. јлександров, ћосковской губернии, в семье инженера - путейца, потомка обедневшего польского двор€нского рода  азимира √ерцык. јда и ее сестра ≈вгени€ рано лишились матери, росли под руководством воспитателей и гувернантки, но домашнее образование было серьезным - только €зыков девочки знали п€ть,среди них - италь€нский и польский.

ѕо воспоминани€м ≈вгении  азимировны, јда росла вдумчивым, замкнутым ребенком, про€вл€ла большую настойчивость в учении.   поступлению в московский двор€нский пансион ее готовил поэт - народник ћ.ј.  арлин, который и привил ей вкус к сочинительству. ”читель и ученица часами сидели в классной комнате, сочин€€ каждый - свое.”же в детстве про€вились основные черты характера јделаиды: вдумчивость, серьезность, способность и умение говорить с каждым и сопереживание чужому горю, как своему.

јделаида √ерцык фотографи€
јделаида √ерцык фотографи€

—ама поэтесса, склонна€ к самоанализу, позже в своих стать€х, посв€щенных детской психологии ("»з мира детских игр". "ƒетский мир" и других, опубликованных в разных журналах того времени - "–усска€ Ўкола", "—еверные записки"), поднимала вопрос о том, какова роль в формировании человека его детских игр, как в этом может про€витьс€ характер и индивидульность. » считала, что игры и весь строй детства - основополагающий материал характера,"зав€зь будущего" человека. ¬ стихотворении "ƒети", написанном в последний год жизни, есть строки:

–езв€сь, спешат, - толчок - и из сосуда

јделаида √ерцык фотографи€
јделаида √ерцык фотографи€

¬се вылилось: » разум заодно:

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ќо все, чего они коснутс€ - чудо -

¬се превращаетс€ в вино.

ќно играет, бродит вместе с ними,

ќни пь€неют и пь€неем мы:

» все бледнеее, все неуловимей

–азлитой мудрости следы

"ƒети " 1925 г.  рым.

»м€ јделаиды √ерцык по€вилось в периодической печати в самом начале века как переводчицы и автора небольших литературно - критических и мемуарных эссе, опубликованных в толстых и серьезных журналах.—амой первой публикацией было эссе о ƒж. –Єскине "–елиги€ красоты", напечатанное в журнале " –усска€ Ѕиблиотека" в 1899 году. ¬ 1901 вышел ее перевод книги –Єскина "ѕрогулки по ‘лоренции. «аметки о христианском искусстве."

»звестна јделаида  азимировна и как переводчик (совместно с сестрой) самых попул€рных в –оссии трудов Ќицше: " —умерки богов" и "Ќесвоевременные мысли" (1900 -1905 годы) ќна перевела также на русский €зык стихотворени€ Ќицше, что было отмечено и критикой и публикой. — 1905 года јделаида  азимировна сотрудничала с журналом ¬алери€ Ѕрюсова "¬есы". ≈е публикации- рецензии в рубрике "Ќовые книги" по€вл€лись под псевдонимом ¬ —ирин, тем самым, знаменитым - набоковским.  аких только скрещений судеб не бывает в литературном мире!

ѕерва€ значительна€ стихотворна€ публикаци€ поэтессы по€вилась в 1907 году в крупном альманахе символистов "÷ветник ќр.  ошница перва€." и встретили восторженный отклик в кругу поэтов - символистов, да и не только. ѕоэтессу называли пол ушут€ - полусерьезно : "сивиллой, пророчицей, вещуньей - так много было в стихах мистически - сказочных мотивов, предсказаний, предчувствий. “рагизм одинокой, ищущей души, затер€нной в ранодушии и скептицизме мира, тонкость лирических описаний, ритмичность поэзии √ерцык, все это было отмечено в рецензи€х и отзывах на публикации ее стихов и выход первой ( и единственной!) книги "—тихотворени€ 1910 года" (106 страниц.). ¬€чеслав »ванов писал в своем сонете, характеризу€ творчество ј. √ерцык, дава€ ему психологическую оценку:

“ак ты скользишь, чужда веселью дев,

«амкнувши на устах любовь и гнев,

√лухонемой и потаенной тенью.

√лубинных и бессонных родников,

¬нима€ сердцем рокоту и пенью,

„тоб вдруг взрыдать про плен земных оков.

¬. »ванов. —онет .

¬ 1908 году јделаида √ерцык вышла замуж за ƒмитри€ ≈вгеньевича ∆уковского, ученого, издател€, переводчика философской литературы. — 1905 года ƒмитрий ∆уковский издавал в ѕетербурге журнал "¬опросы ∆изни" в редакции которого сотрудничали: Ќ.Ѕерд€ев, —.Ѕулгаков,, ƒм.ћережковский, ¬€ч. »ванов, ј, Ѕлок, ј Ѕелый, ‘. —ологуб. √лавным делом жизни ƒмитри€ ∆уковского - по образованию биолога! - было издание философской литературы. »м было выпущено более 20 книг, в том числе " »стори€ новой философии "  уно ‘ишера, труды Ќицше, статьи ¬ладимира —оловьева.. јделаида  азимировна помогала ему, де€тельно и много: переводами, правкой корректур, подбором материала:.ј их дом в ћоскве, в  речетниковском переулке, стал знаменитым в начале 1910 - х литературно - философским салоном.

јделаида  азимировна по прежнему писала стихи, пр€ча их в стол, воспитывала двоих сыновей:

Ќа вид обычна€ жизнь светской московской дамы с приемами, завтраками, музицированием, вечерними беседами в гостиной при зажженных свечах.ќна в€зала ажурные шарфы, похожие на ожерелье или тонкую сеть, слушала разговоры своих гостей, редко говорила сама, потому что развивалась все сильнее глухота, которой она немного стесн€лась. Ќичего, пожалуй, и не было в ней особенного. “олько глаза - огромные, почти всегда грустные, поблескивали в неверном свете свечей, выдава€ напр€женность работы внутренней, душевной, что ни на минуту не прекращалась.

¬ 1925 году —ергей Ќиколавич Ѕулгаков, узнав о смерти јделаиды  азимировны, написал ее сестре ≈вгении из парижского изгнани€ следующие строки:

"” мен€ давно - давно, еще в ћоскве было о ней чувство, что она не знает греха, стоит не выше его, но как - то вне. » в этом была ее сила, мудрость, очарование, незлобивость, вдохновенность. √де € найду слова, чтобы возблагодарить ее за все, что она мне давала в эти долгие годы - сочувствие, понимание, вдохновение и не только мне, но всем, с кем соприкасалась?! Ќе знаю даже, не могу себе представить, что были слепцы, ее не заметившие, а заметить ее, это значило ее полюбить, оси€тьс€ ее светом..

¬идел € ее в последний раз в —имферополе, в двадцатом году.ќна сильно изменилась, состарилась, но внутренний свет ее оставалс€ все тот же, только светил еще чище и €рче.ќна провожала мен€ на почту, € как - то знал, что вижу ее в последний раз, что в этом мире не увидимс€. ≈е письма всегда были радостью, утешением, светом. „ем больше дл€ мен€ самого раскрывались на моем пути глубины сердца, тем лучезарнее виделс€ ее образ. ¬ ней € любил все: и голос и глухоту, взгл€д,особую дикцию. ѕрежде € больше всего любил ее творчество, затем дл€ мен€ нужна и важна была она сама с дивным неисс€каемым творчеством жизни, гениальностью сердца.." (— .Ќ. Ѕулгаков »з письма ≈вг.√ерцык 1925 год . ѕариж.)

»менно эта гениальность сердца, внутренний свет, неисс€каема€ жажда жизни и "творчество жизни" и давала силы јделаиде √ерцык выживать в нелегкие годы революции и спасать от голодной смерти семью. ∆или они в то врем€ в  рыму, в г. —удак.  ак и чем- известно мало. ћуж јделаиды  азимировны, профессор —имферопольского университета, работу потер€л, попал в число лишенцев из - за происхождени€, как и вс€ семь€. Ќеболььшое имение было конфисковано или реквизировано новой властью. ¬ 1921 - 22 годах јделаида  азимировна была арестована и провела несколько мес€цев в тюрьме - подвале г. —удака. ѕотом она опишет эти мес€цы в знаменитых своих "ѕодвальных ќчерках", опубликованных посмертно в рижском журнале "ѕерезвоны" в 1926 году. ¬ –оссии эти очерки стали известны лишь в 1991 году, да и то в отрывках.

ќ чем они?: ќ расстрелах, холоде смерти, безвестности, непосильной работе, о потер€х и страхах. ƒа вроде бы об этом:Ќо и еще о многом другом. ќ том, что помимо физической сути страдани€ есть еще его высша€ духовна€ суть, котора€ и открывает сердцу истинную цену жизни, быти€, боли, творчества:

"¬едь все страдани€ и желани€ наши и все, что мы здесь терпим, все в рамках времени.. ќткиньте его и все отпадает. » видишь то, другое, то что врем€ заслон€ло собой..¬ечность. ƒух..Ѕога. " (»з очерка "ѕриговоренный к смерти")

Ѕ ѕастернак, познакомившийс€ с творчеством јделаиды  азимировны √ерцык в тридцатые годы, сказал:  онечно, поэтический опыт у нее был и ранее, но если бы он был смешан с горечью того, жизненного, что пришел поздно, перед смертью, то все это вознесло бы ее Ѕог знает куда " Ѕ ѕастернак .( »з разговора с сыном ј. √ерцык - ƒаниилом ∆уковским, автором обширных, неопубликованных до сих пор, мемуаров.)

 онечно. Ѕог всегда ведает, куда возносить своих избранников. ¬от только на месте их земного успокоени€ порою не остаетс€ ни креста, ни камн€, ни надписи.

" » смерть пришла - и смерти не узнала" - горько напишет ¬олошин в стихотворении пам€ти ј.√ерцык. Ётим она была сродни ћарине ÷ветаевой,очаровавшейс€ когда -то ею : глухой, немолодой, неотразимой. ќставившей нам свои стихи, в которых :"думы , шопоты, видень€,// узнают вновь, что смерти нет."

» еще один куплет из чудом уцелевших стихов:

 ак знать, дождусь ли € ответа

ѕрочтут ли эти письмена?

Ќо сладко мне перед рассветом

Ѕудить родные имена.

—имферополь 1924 -25 гг.

ѕисьмена прочтены. «начит и ответ - получен. Ќеважно, что ушел он в звездные выси.

ј, может быть, в крымские ветры, что веют на —удгейских равнинах так же вольно, как в морских просторах. ¬еют, как бы нашептыва€ что - то..ћожет, строчки стихов?

P.S. јделаида  азимировна √ерцык ∆уковска€ умерла 25 июн€ 1925 года (нов. стиль) в г. —удак,  рым. ћесто захоронени€ не сохранилось.

Ѕольшинство произведений јделаиды √ерцык - ∆уковской неизвестны и неопубликованы по сей день. ≈динственный источник сведений о √ерцык - "—ловарь –усских писателей до 1917 года, том 1. и материал журнала "Ќаше наследие" © 4. 1991 год "∆арок был цвет души" ѕубликаци€ “.Ќ.∆уковской.

28 апрел€ 2001 года. —ветлана ћакаренко.

јделаида √ерцык
јлЄна ƒелоне 31.12.2007 08:30:08
—пасибо большое за прекрасную статью.
јлЄна ƒелоне.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru