Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

√еоргий Ўенгели

   /   

George Shengeli

   /
             
‘отографи€ √еоргий Ўенгели (photo George Shengeli)
   

√од рождени€: 1894 ћесто рождени€: станица “емрюк (ныне  раснодарского кра€), –осси€
√од смерти: 1956
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 62 года
√ражданство: ———–

ѕеребрюсовивший Ѕрюсова

поэт

–анним утром окончательно переход€щей в лето весны 1914 года, когда после экзаменов и выпускных балов закрывалась городска€ гимнази€, дворники города  ерчи, смета€ с улиц конфетти и серпантин, заметили подростка с ведерком кле€, кистью и рулоном самодельных афиш, энергично расклеивающего их в самых неположенных местах.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

26.06.2007

ѕровер€€ по инструкции, нет ли в этом крамолы, подметальщики медленно шевелили губами, рон€€ в бороды слог за слогом, сложившиес€ в конце концов в два непон€тных дл€ них нерусских слова: Ђ—имволизм и футуризмї. ѕоследнее слово им уже попадалось, ибо несколько мес€цев назад в городе, разворошив его, как муравьиную кучу тростью, побывали господа футуристы из ћосквы Ц один в желтой кофте, второй с моноклем в единственном глазу, третий Ц с ложкой в петлице, а самый знаменитый, »горь —евер€нин, по общему мнению, с наиболее подобающим поэту украшением Ц хризантемой.

√еоргий Ўенгели фотографи€
√еоргий Ўенгели фотографи€

“огда-то нынешний подросток, тоненький, словно крюшонна€ соломинка, ∆ора Ўенгели, дождавшись московских знаменитостей в гостинице Ђѕриморска€ї, уговорил их выслушать его стихи и сам услышал в ответ вполне поощрительные отзывы ƒавида Ѕурлюка и —евер€нина.

Ўенгели, сын провинциального адвоката, рано осталс€ сиротой. ћальчика воспитывала на отцовскую пенсию и скромные сбережени€ бабушка Ц ћ.Ќ. ƒыбска€, покровительница и обожательница всех муз сразу. ј главной любовью ее внука, потеснив даже ѕол€ ¬ерлена, Ўарл€ Ѕодлера, Ёмил€ ¬ерхарна и ‘ридриха Ќицше, стал ¬алерий Ѕрюсов с поэмой Ђ»скушениеї.

ѕопул€рность Ѕрюсова в 1910-е годы была неимоверной. ƒаже —евер€нин, столь упивавшийс€ собой, писал: Ђ¬округ талантливые трусы » обнаглевша€ бездарьЕ » только ¬ы, ¬алерий Ѕрюсов,  ак некий равный государь...ї

≈два вылупившись из гимназии и еще остава€сь в гимназической униформе, за неимением бархатного север€нинского смокинга, Ўенгели оказалс€ на керченской сцене, с которой даже не успели смести тальк от чьих-то балеток, и прославл€л победу эгофутуризма над символизмом в одной отдельно вз€той стране, воздева€ руки, переросшие рукава. Ќо гимназическа€ униформа дематериализовалась, и сквозь нее проступил брюсовский, наглухо застегнутый на все пуговицы сюртук.

ћожет быть, идолопоклонство перед Ѕрюсовым и соединило Ўенгели с —евер€ниным, который в 1916 году величавым жестом благодетел€ пригласил начинающего поэта в совместное поэзотурне по матушке-–оссии.  стати, подобного идолопоклонства не избегла и ћарина ÷ветаева, носивша€ тогда еще беленькие носочки. Ћишь после смерти Ѕрюсова с мстительным сарказмом неоцененности мэтром ее самой она насмешливо назвала Ѕрюсова Ђгероем трудаї. Ќо Ўенгели, словно решившись удостоитьс€ и этой чести, вслед за Ѕрюсовым начал братьс€ и за лекции на любые темы, и за переводы с любых €зыков, даже неизвестных ему, смахива€ со лба воистину брюсовский пот, концентрировавший свою трудовую соленость до невозможности утонуть в нем, как в воде ћертвого мор€.

ќднако Ўенгели суждено было перебрюсовить самого Ѕрюсова как трудоголику-поэту, как переводчику и как эссеисту, который превзошел автора строки-стихотворени€ Ђќ, закрой свои бледные ногиї по дерзости, подн€в руку на нечто если не самое великое, то самое крупное, что возвышалось в горной цепи тогдашних литературных имен, Ц на ћа€ковского.  огда перечитываешь эту статью, подхваченную спуст€ полвека книгой ёри€  арабчиевского, то не можешь не признать, что многое у Ўенгели было не только справедливым, но и пророческим. Ќеправда справедливости Ўенгели была в жестокости, а это уже выводит ее из разр€да справедливости. Ћишь бегло упом€нув, что лучшей вещью ћа€ковского была поэма Ђќблако в штанахї, Ўенгели всЄ лучшее оставил в стороне. » мстительно сосредоточилс€ на остальном, тракту€ творчество ћа€ковского как беспомощное, натужное, самовлюбленное и агрессивное. ¬ конечном счете Ц самоубийственное. ћожно подумать, что Ђќблакої и шедевры первого тома Ц всего лишь случайные удачи поэта, сплошь Ђоплошностиї, Ђосказкиї, Ђсбоиї. Ќо великое оплошностью не бывает.

Ѕорис ѕастернак пон€л, что трагеди€ ћа€ковского была в уклонении от присущей ему искренности: Ђя знаю, ваш путь неподделен, Ќо как вас могло занести ѕод своды таких богаделен Ќа искреннем вашем пути?ї ƒаже аттесту€ ћа€ковского: ЂЕƒурак, герой, интеллигентЕї, ѕастернак считал его левацкий мазохизм производным от оп€ть-таки мазохистского комплекса старательно припр€танной интеллигентности. ј Ўенгели представил ћа€ковского весьма близко к бунинскому гротескному изображению в Ђќка€нных дн€хї Ц неправдиво жестокому портрету воплощенного Ђгр€дущего хамаї, люмпен-пролетари€.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

«а эту жестокость Ўенгели и поплатилс€. » поплатилс€ незаслуженно жестоко.  огда ћа€ковский посмертно был введен в ранг Ђлучшего, талантливейшего поэтаї советской эпохи, Ўенгели могла спасти только незаметность. ќн уехал от греха подальше из ћосквы и ускользнул от почти неизбежного ареста. Ќо, когда началс€ –еабилитанс, ему ничто не светило Ц ибо он не побыл Ђв лапах √ѕ”ї, и никто не спешил широковещательно хвалить его и печатать. Ќовому поколению он вообще казалс€ преуспевающим Ђсер€чкомї, завистником ћа€ковского. ћежду тем Ўенгели потихонечку-полегонечку стал первоклассным классицистом, в том числе мастером белого стиха, не уступавшим по его насыщенности ¬ладиславу ’одасевичу.

Ќикому в голову не приходило, что у этого Ђтихониї спр€таны в столе взрывчатые стихи о гражданской войне, встающие р€дом с поэтическими фресками того смутного времени, написанными ћаксимилианом ¬олошиным, дивные стихотворные портреты самого ћакса и јнны јхматовой, бесстрашные лирические исповеди, при чтении которых мурашки бегут по спине, наконец, пронзительный, чеховского склада рассказ в стихах Ђ»ноходецї.

ќценить Ўенгели успели лишь считанные люди, и в их числе ёрий ќлеша, выделивший его еще тогда, когда впервые увидел на сцене театра в ќдессе:

Ђќн поразил мен€, потр€с навсегда. ¬ черном сюртуке, молодой, красивый, таинственный, мерца€ золотыми, как мне тогда показалось, глазами, он читал необычайной красоты стихи, из которых € тогда пон€л, что это рыцарь слова, звука, воображени€...

я верю, что где-то сейчас он живет на ма€ке с огромными окнами и огромным морем у подножи€ї.

¬ы из гордости никогда ни у кого не просили прощени€ за свою статью о ћа€ковском, √еоргий јркадьевич, хот€, конечно, пожалели о том, что не догадывались, как скоро и как трагически может оборватьс€ его жизнь.

ƒавайте успевать догадыватьс€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru