Людибиографии, истории, факты, фотографии

Андрей Рублев

   /   

Andrey Rublev

   /
             
Фотография Андрей Рублев (photo Andrey Rublev)
   

Год рождения: 1360 Россия
Дата смерти: 17.10.1428 года
Год смерти: 1428
Россия
Возраст: 68 лет
Гражданство: Россия

Андрей всея Руси

иконописец

Сегодня в Третьяковской галерее открывается выставка "Андрей Рублев. Подвиг иконописания". Здесь собраны произведения, которые с большей или меньшей уверенностью могут считаться созданными легендарным мастером. Не обошлось и без сенсационных экспонатов. Специально для "Известий" с куратором выставки, заведующей отделом древнерусского искусства ГТГ Наталией Шередега беседовал Дмитрий Смолев.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

24.12.2010

известия: Можно ли назвать выставку беспрецедентной?

Андрей Рублев фотография
Андрей Рублев фотография

- наталия шередега: Это совместный проект, где два основных партнера - Третьяковская галерея и Музей имени Андрея Рублева. Наши музеи решили во второй раз за всю историю отечества сделать выставку, посвященную Рублеву, отметив таким образом 650-летие художника. А впервые его юбилей (довольно условный, конечно) праздновали в 1960 году. Тогда выставка тоже проходила в Третьяковской галерее, но только фондами ГТГ и ограничивалась. Сейчас в проекте также участвуют Сергиево-Посадский историко-художественный музей, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Исторический музей, Музеи Кремля, Звенигородский музей и коллекционер Владимир Логвиненко. Кстати, у наших коллег на территории Спасо-Андроникова монастыря одновременно развернута экспозиция "Фрески Андрея Рублева: копии и фрагменты".

Реклама:

Выставку же в Третьяковской галерее можно назвать не только беспрецедентной, но и сенсационной. Мы впервые показываем фрагменты монументальной росписи, которую связывают с именем Рублева. В результате недавних раскопок в Московском Кремле были обнаружены белокаменные блоки древнего Благовещенского собора. То здание впоследствии было разобрано, на его месте стоит нынешний Благовещенский собор. Блоки с фрагментами росписей XV века были положены в его основание, недавно их нашли, фрески тончайшим образом отреставрировали.

Разумеется, представлены и все знаменитые памятники - в первую очередь "Святая Троица", иконы "Звенигородского чина". Нам очень хотелось показать "Евангелие Хитрово" с миниатюрами Рублева. Но с древними рукописными книгами всегда сложно. Это Евангелие может быть экспонировано лишь несколько дней, что создает проблемы. Сейчас ведем переговоры с Российской государственной библиотекой в надежде, что в январе или феврале сумеем заполучить манускрипт хотя бы на небольшой срок.

и: Авторство Андрея Рублева в ряде случаев или подвергается сомнению, или вовсе гипотетично. Из каких критериев вы исходили, выстраивая экспозицию?

- шередега: Из того, что дошло до наших дней, документально с именем Рублева связаны только росписи в Успенском соборе города Владимира, а также "Троица". Но существуют и более поздние свидетельства, которые должны быть приняты во внимание. К тому же мы вправе исходить и из художественного качества, из образного строя некоторых других памятников. Исследователи также относят их к работам Рублева. Кстати, во время выставки мы планируем провести научную конференцию по этим вопросам. Стоит понимать, что средневековые произведения вообще очень трудно атрибутировать тому или иному автору. На помощь приходят методы изучения технологии иконописи - так сказать, "материальной части". Вы наверняка слышали о дебатах в отношении "Троицы": сколько в ней подлинного, что привнесено реставраторами? Мнение профессора Никиты Голейзовского (историк-архивист, специалист по древнерусскому искусству. - "Известия") о том, что подлинного Рублева там фактически нет, оспаривается большинством специалистов. Именно технологические методы могут дать аргументированный ответ - и не только в случае с "Троицей".

и: Юбилейная дата назначена условно, а что об Андрее Рублеве известно достоверно?

- шередега: Биографические сведения крайне скудны. В Троицкой летописи под 1405 годом упоминается о работах в Благовещенском соборе Московского Кремля, которые вели Феофан Грек, "старец Прохор с Городца" и "чернец Андрей Рублев". Слово "чернец" подразумевает монашество, однако сохранившееся прозвище Рублев может косвенно свидетельствовать об уже сложившейся карьере изографа. Тремя годами позднее встречается упоминание о росписи Успенского собора во Владимире вместе с Даниилом Черным. Существует версия, что тогда же им был заказан иконостас. А достоверной можно считать дату смерти - 1430 год. Еще в XVIII веке в Спасо-Андрониковом монастыре существовали могилы и Андрея Рублева, и Даниила Черного. Впоследствии эти захоронения исчезли, но память о них сохранилась.

Лучшие дня

Ольга Белявская. Биография
Посетило:7658
Ольга Белявская
Валерий Непомнящий. Биография
Посетило:7008
Валерий Непомнящий
Дэвид Духовны. Биография
Посетило:3586
Дэвид Духовны

и: Итак, мы очень мало знаем о Рублеве, да и в прошлом обстояло немногим лучше. Откуда же взялась его невероятная слава?

- шередега: Посмертная слава возникла давно, еще в XVI столетии, когда постановлением Стоглавого собора велено было "писать так, как Андрей Рублев". Удивительное дело: уже к началу XVII века "Троица" была закрыта окладом, представления о манере этого изографа были довольно смутными, но слава его все росла. В XIX веке, когда появились коллекционеры икон, все они считали за честь владеть хотя бы одним его произведением. На некоторых иконах с оборота даже обнаруживались надписи вроде: "Писал Андрей Рублев", что, конечно, к реальности не имело отношения. Даже не подделка, а знак величайшего почтения. Хотя сюжет с "повторным открытием" творчества Рублева - это все-таки сюжет ХХ века. Между прочим, почти все, что есть в Третьяковке из экспонатов, связанных с именем этого мастера, собрано за очень короткий период - с 1928 по 1934 год. Музейщики в эпоху нашей "культурной революции" спасали что могли.

Летописных сведений о художнике действительно мало, но в более поздних житийных источниках он упоминается нередко. Сам его образ жизни воспринимался как образец духовного совершенствования посредством иконописания. Вспомните название выставки - "Подвиг иконописания". Именно за этот подвиг Андрей Рублев был канонизирован в 1988 году как Преподобный, но почитание его началось намного раньше. И не в качестве оригинального художника, выражающего собственный взгляд на мир. Такое отношение свойственно, скорее, Новому времени. Средневековое искусство - совсем другая история. Иконы Рублева тождественны православному сознанию. Он сумел изобразить в идеальной художественной форме не то, что ему лично кажется, а то, как должно быть с точки зрения веры. Можно назвать это гармонией духовного и материального.

и: Считать ли "Троицу" вершиной национальной школы иконописи?

- шередега: Безусловно, это самый прославленный памятник русской культуры. На мой взгляд, здесь, помимо богословской доктрины, воплощенной идеальными средствами, сформулирована еще и программа жизни нации на будущее. Икона писалась в похвалу преподобному Сергию. О "Троице" говорили, что при одном только взгляде на нее "устраняется ненавистная рознь мира сего". Некоторые исследователи пытались определить, какая из фигур символизирует Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого, хотя смысл изображения именно в неслиянности и нераздельности божественной сущности. Эта икона и сейчас воспринимается проектом совместной, гармоничной жизни, который для страны не потерял актуальности.

и: Юбилейные торжества предполагают оптимистический настрой, но ведь не все благополучно с сохранностью наследия Рублева. Прежде всего речь о фресках.

- шередега: Вообще-то эта тема - наше горе горькое. С сохранностью икон, которые находятся в музеях, более или менее понятно. Наши предшественники жизнь положили на то, чтобы не дать им погибнуть. Та же "Троица" сейчас находится в прекрасных музейных условиях, из-за чего и стало возможным ее участие в богослужениях, которые раз в год проводятся в храме Святителя Николая в Толмачах. Что касается фресок, то ситуация сложная. Они нуждаются в постоянной реставрационной поддержке, в неукоснительном соблюдении температурно-влажностного режима. Во Владимире остатки росписей исчезают буквально на глазах. Очень бы хотелось, чтобы в диалоге церкви с музейщиками - разумеется, при участии государства - эта проблема (она касается не только наследия Рублева, но и других памятников древнерусской культуры) нашла все же какое-то адекватное решение.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Мэрилин Монро: Секс-символ ХХ века
Посетило:9711
Мэрилин Монро
Жанна Луиза Кальман: Супердолгожители земли
Посетило:30971
Жанна Кальман
Загадочная муза поэта
Посетило:6697
Лиля Брик

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history