Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр —окуров

   /   

Alexander Sokurov

   /
             
‘отографи€ јлександр —окуров (photo Alexander Sokurov)
   

ƒень рождени€: 14.06.1951 года
ћесто рождени€: д. ѕодорвиха, , »ркутска€ ,———–
¬озраст: 69 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


јлександр —окуров: »сконна€ натура кинематографа

—оветский, российский кинорежиссЄр и сценарист

—окуров - лауреат √осударственных премий –оссии (1997, 2002) и национальных кинопремий –оссии "Ќика" - 2001 и "«олотой ќвен" - 1997. «аслуженный де€тель искусств –оссии (1997).

13.06.2023

–одилс€ 14 июн€ 1951 года в деревне ѕодорвиха »ркутской области (ныне место затоплено искусственным озером), в семье военного. ќтец - —окуров Ќиколай јлександрович (1926 г. рожд.), участник ¬еликой ќтечественной войны - форсировал ¬ислу, освобождал ¬аршаву, брал Ѕерлин; 25 лет был кадровым офицером. ћать - —окурова ћари€ јндриановна (1924 г. рожд.), работала секретарем-машинисткой в тех част€х, где служил муж.

јлександр —окуров фотографи€
јлександр —окуров фотографи€

¬ детстве јлександр переезжал с родител€ми с места на место: учитьс€ в школе начал в ѕольше в городе Ћегнице, закончил в “уркмении, в городе  расноводске. —амым €рким художественным впечатлением детства —окуров считает литературно-драматические радиопередачи. ћечта стать режиссером радиотеатра возникла в ранней юности.



ѕосле окончани€ средней школы в 1968 году поступил на исторический факультет √орьковского университета. ¬о врем€ учебы в вузе начал работать в штате редакции художественного вещани€ √орьковского телевидени€ в качестве помощника режиссера, затем ассистента режиссера. –абота€ на телевидении, активно осваивал кино- и телевизионную технологию, в возрасте 18 лет как режиссер выпустил свои первые телевизионные программы.

јлександр —окуров фотографи€
јлександр —окуров фотографи€

ќсвоил все телевизионные жанры: журналистский репортаж, общественно-политические, литературно-драматические, спортивные передачи, рекламу. ќпробовал разные телевизионные профессии, включа€ работу телемонтажера, дизайн-оформител€ студии, сценариста. —воим единственным учителем —окуров считает режиссера √орьковского телевидени€ ёри€ Ѕорисовича Ѕеспалова, под началом которого он работал на студии и на кинопроизводстве "√орький телефильм". «а 6 лет работы на √орьковском телевидении поставил несколько телевизионных фильмов и р€д телепрограмм пр€мого эфира. ¬ эти годы была создана картина "Ћето ћарии ¬ойновой", которую позднее во ¬√» е засчитали как дипломную.

¬ 1974 году —окуров защитил диплом на историческом факультете √орьковского университета. —итуаци€ на √орьковской студии становилась все более конфликтной по мере развити€ самосто€тельности и независимости молодого режиссера. ≈го работы по соображени€м политической и эстетической цензуры не принимались начальством. ѕредварив увольнение, он поехал поступать во ¬√» .

јлександр —окуров фотографи€
јлександр —окуров фотографи€

¬ 1975 году —окуров начинает учебу на постановочном факультете ¬√» а, в мастерской документального кино јлександра «гуриди. "ћен€ вз€ли случайно, по ошибке", - вспоминает —окуров сегодн€. ѕеред окончанием института мастер пригласил его в ресторан и в доверительной беседе сказал: "—ам не знаю, почему € вас вз€л на курс".

¬о врем€ обучени€ во ¬√» е за отличную учебу получал стипендию имени —. Ёйзенштейна. ѕользовалс€ авторитетом среди товарищей и педагогов. ≈го талант был безусловен и самобытен, его человеческий образ прит€гивал и удивл€л высотой прин€тых критериев - как в профессиональных, так и в житейских вопросах. ќ —окурове - "легенде, совести" ¬√» а 1970-х годов вспоминали годы спуст€ те, кто тогда училс€ или был близок к кинематографическому вузу. »з студенческой дружбы возник его творческий союз с будущими коллегами - сценаристом ёрием јрабовым и оператором —ергеем ёриздицким.

јлександр —окуров фотографи€
јлександр —окуров фотографи€

¬ 1979 году, сдав экзамены экстерном, на год раньше срока был вынужден закончить обучение во ¬√» е из-за острого конфликта с администрацией института и руководством √оскино: его студенческие кинематографические работы категорически не принимались, его обвин€ли в формализме и в антисоветских настроени€х.

Ћучшие дн€

ƒжем ћэйс - ќтец современного бокса
ѕосетило:8842
ƒжем ћэйс
Ћучший Ђрок-голосї 80-х
ѕосетило:8828
Ѕилли јйдол
ёрий яковлев: '¬ кино € гость, в театре € на равных'
ѕосетило:6478
ёрий яковлев

ƒиплом во ¬√» е он защищал документальной картиной, сделанной еще в √орьком. ѕерва€ художественна€ картина —окурова - "ќдинокий голос человека" (1978) по мотивам повести русского писател€ јндре€ ѕлатонова, позже получивша€ р€д фестивальных наград, вызвала бурный конфликт, вышедший за пределы институтских стен, не была засчитана руководством института как дипломна€.

јлександр —окуров фотографи€
јлександр —окуров фотографи€

Ќа средства, отпущенные на дипломные три части, —окуров сн€л полнометражный фильм из 9 частей.  онсультантом картины стала вдова ѕлатонова, чьи произведени€ в большей их части были все еще под запретом в —оветском —оюзе. ќсоба€ одухотворенность на экране неприкрашенных лиц никому не известных людей (конечно, непрофессионалов) и тревожных пейзажей скудной российской провинции - все это удивл€ло непривычной подлинностью почти документа и в то же врем€ силой художественного обобщени€. ћолодой режиссер уже здесь подошел к главной теме своего будущего творчества - теме трагического разрыва между телом и духом, и в этом он ощутил себ€ наследником русской литературной традиции. ј в платоновской повести он увидел "историю "слабого сердца", дл€ которого счастье оказалось "т€жким трудом"" - так он записал тогда в своем дневнике. ћеханика насили€ над природой и человеком показана режиссером через хронику безрадостных будней, выхолащивающих душу и тело. ј любовь и продолжение рода дл€ его героев - заветна€, но недостижима€ мечта. ћолодой режиссер открыл кинематографический эквивалент и непреход€щую актуальность послереволюционной прозы ѕлатонова.

”же в первой своей картине —окуров предстает зрелым художником не только сложившегос€ мироощущени€, но и особой новаторской кинематографической эстетики: ее опознавательные знаки: длительна€ прот€женность планов - раст€нутое врем€ смысловых акцентов, многослойность пространственного образа, изощренность методов съемки и обработки материала, соединение документальных и игровых кусков, макета и натуры, игры актера и непрофессионального исполнител€.

Ёстетика и трагическа€ философи€ творческого посыла молодого режиссера вызвали резкое отрицание руководства института. √оскино предписало картину уничтожить. јвторам удалось спасти негатив только прибегнув к рискованной авантюре, благодар€ чему фильм был спуст€ годы восстановлен и выпущен.

јлександр —окуров фотографи€
јлександр —окуров фотографи€

»менно это врем€ дл€ —окурова знаменательно моральной и профессиональной поддержкой выдающегос€ и тогда опального јндре€ “арковского, высоко оценившего первый фильм молодого режиссера. ƒружба —окурова с “арковским не прерывалась и после отъезда последнего из –оссии.

јлександр —окуров фотографи€
јлександр —окуров фотографи€

ѕо рекомендации ј. “арковского в 1980 году —окуров был зачислен в штат киностудии "Ћенфильм", где создал свои первые игровые картины "–азжалованный" (1980), "—корбное бесчувствие" (1983), где работает и сегодн€. ѕараллельно он сотрудничал с Ћенинградской студией документальных фильмов, где сн€ты в разное врем€ все его документальные кинокартины.

”же первые фильмы, сделанные —окуровым в Ћенинграде, вызвали негативную реакцию у партийного руководства города и √оскино. ¬ течение длительного времени, вплоть до перестройки (конец 1980-х), ни один из его фильмов не был разрешен советской цензурой к показу.

¬ конце 1980-х годов р€д сн€тых —окуровым ранее игровых и документальных фильмов вышли в прокат и представл€ли русское кино на многих международных кинофестивал€х. ¬ 1990-е годы он активно работал и в сфере общественно-просветительной: принимал участие в благотворительных программах дл€ молодежи на радио, занималс€ с группой молодых начинающих режиссеров при киностудии "Ћенфильм". ¬ 1998-99 годах вел на “¬ цикл передач "ќстров —окурова", в которых поднимались вопросы о месте кинематографа в современной культуре.

¬ 1980-90 годы режиссер интенсивно работал, снима€ игровые и документальные картины, часто несколько фильмов в год. "ƒл€ мен€ не существует различи€ между документальными и игровыми фильмами. ≈сли мен€ лишат возможности делать документальные фильмы и застав€т делать только игровые, €, наверное, не смогу работать режиссером" - такова его позици€ и сегодн€.

Ётапные картины —окурова этих лет посв€щены современному миру, в них действует - точнее, провоцируетс€ к действию - молодой герой, живущий на сломе социального уклада, что интерпретируетс€ автором как бытийный катаклизм. ‘ильмы "ƒни затмени€" (1988), " руг второй" (1990), " амень" (1992) св€заны одной коллизией: посто€нное сосуществование реальной повседневности, так сказать, бытовой жизни, и вестей или заложников ќттуда - из Ќебыти€. јдминистративно-социальное давление, столь остро ощущаемое в эти годы всеми, режиссер рассматривает как экзистенциальный тупик, выход из которого лежит за пределами логического осмыслени€. ¬ фантастической повести братьев —тругацких "«а миллион лет до конца света", по мотивам которой сн€т фильм "ƒни затмени€", —окуров вз€л лишь потусторонний, инфернальный ориентир чуждого внедрени€ неведомых сил, тревожащих вестников, взрывающих быт. ¬се три картины сн€ты в реальных интерьерах, на документальной "натуре". "ƒни затмени€" имели широкий прокат и зрительский успех.

Ќа рубеже веков —окуров сн€л знаменитые фильмы о люд€х ¬ласти, о трагедии личности, не выдержавшей ее бремени и ставшей залогом трагедии своего народа, - о √итлере ("ћолох", 1999) и Ћенине ("“елец", 2001). —окуров предполагает продолжить свою тетралогию о ¬ласти.

— середины 1990-х годов режиссер со своими коллегами начал освоение видеотехнологии, которое продолжаетс€ до сих пор. √руппой —окурова сн€т р€д документальных видеофильмов. Ќесколько из них сделано в японии по заказу €понских “¬ каналов благодар€ энтузиазму и бескорыстному участию €понских друзей.

—окуров "выращивает" свои работы на перекрестке двух основополагающих тенденций кино: документальности и художественного преображени€ впечатлений реальности. —делав за два с лишним дес€тилети€ работы около 40 игровых и документальных картин, он продолжает поиск собственного €зыка кино, который, по его мнению, все еще не обретен столетним младенцем - кинематографом. —окуров продолжает быть шокирующе непредсказуемым, остава€сь верным своей стилистике.

„еловек из жизни - исконна€ натура кинематографа - по€вл€етс€ у —окурова в ином качестве, чем у его предшественников: например, у авангардистов кино 1920-х годов, ценивших в лице натурщика маску, или у его любимых режиссеров ‘лаэрти и Ѕрессона, фиксировавших некий современный психосоциальный тип. —окурова интересует „еловек и его —удьба: печать исторической —удьбы на „еловеке, который у —окурова всегда - модуль народной жизни. ќтсюда его интерес к непрофессиональным исполнител€м. ƒаже если этот „еловек - актер, то не его профессиональные или внешние данные, но его нераскрыта€ человеческа€ сущность привлекает к нему внимание режиссера. —окуров выстраивает образ-портрет не на характерных приметах, хот€ и не пренебрегает ими. √лавное дл€ него - скрыта€ суть, онтологический драматизм личности, всегда обобщающий опыт поколени€, эпохи, цивилизации.

”никальный опыт смены контрастных, несопоставимых масок на одном лице он проделал с актером Ћеонидом ћозговым, сыгравшим в его фильмах „ехова (" амень" 1990), √итлера ("ћолох", 1999), Ћенина ("“елец", 2001"). ѕортретный грим исторического лица —окуров склонен считать условным знаком, маской - пропуском на карнавал исторических эпох. “акой гротескный карнавал он развернул в один длинный полуторачасовой кадр в фильме "–усский ковчег" (2002), где экранное врем€ св€зывает 3 столети€ русской истории пространством Ёрмитажа, главного российского музе€ - хранилища культурных и исторических ценностей, хранилища нашей пам€ти о царственных особах от ѕетра I до Ќикола€ II, о ритуалах и атмосфере смен€ющих друг друга эпох. Ётот первый и единственный в мировом кинематографе опыт съемки фильма одним кадром —окуров осуществил как свой художественный манифест.

“ак же сложен у —окурова комплекс пон€ти€ "натура" применительно к пейзажу и вообще к изображению "среды". ¬ его фильмах картина мира открыта дл€ всех непредсказуемых подробностей объективной реальности, и в то же врем€ она €вл€етс€ некой абстрактной композицией, художественным символом. ” —окурова нет изобразительных цитат. ќн предпочитает вольную систему ракурсов, у которой не бывает пр€мой аналогии с каким бы то ни было шедевром, с каким-то определенным автором или эпохой. ќн и героев своих не называет именами исторических или литературных прототипов. ќн предлагает зрителю игру своего воображени€ на знакомые темы.

ћотивы композиций  урбе можно найти в грандиозной панораме похорон из фильма "—паси и сохрани" по роману √. ‘лобера "ћадам Ѕовари", а романтические ландшафты в самом известном на «ападе фильме —окурова "ћать и сын" (1996) наве€ны столько же пейзажами  . ƒавида ‘ридриха, сколько и русской иконой. —окуров не идет от предвар€ющего художественного впечатлени€ - он идет к контакту с предвар€ющими культурными эпохами, часто со всеми эпохами сразу. ¬ этом смысле программным дл€ режиссера стал видеофильм "Ёлеги€ дороги" (2000), документально зафиксировавший путь съемочной группы из —анкт-ѕетербурга в –оттердам к одному из шедевров средневековой голландской живописи, хран€щемус€ в коллекции –оттердамского музе€. ¬ то же врем€ это одно из самых интимных лирических повествований в современном кинематографе.

ѕоэтическое откровение становитс€ особенно пронзительным, когда в качестве материала режиссер берет хронику, документ. «десь к потаенному смыслу зрител€ ведет авторский голос, который всегда озвучивает сам режиссер. ѕри этом документальные кадры служат не дл€ иллюстрации или интерпретации некой концепции или идеи, но дл€ открыти€ неожиданного эмоционального состо€ни€ у зрител€, документ как бы насыщаетс€ лирическим чувством.

“аковы грандиозные "военные эпопеи", сделанные с огромным напр€жением воли на грани возможного. ѕ€ть серий видеофильма "ƒуховные голоса" (1995) сн€ты на суше - на таджикско-афганской границе, п€ть серий видеофильма "ѕовинность" (1998) - в —еверном море. Ќа телеэкране - реальные люди в конкретных экстремальных обсто€тельствах, ставших обыденностью: в обоих случа€х - пограничники, вместе с которыми автор переживает тревожное и опасное врем€ их военной службы. ¬олею режиссера они превращены в персонажей разворачивающейс€ на наших глазах человеческой драмы с неведомым концом, но с перипети€ми духовного сюжета. «десь и жажда общени€, и страх смерти, и тоска по неведомой норме жизни. √лавный герой в обоих фильмах - рассказчик, автор, наблюдатель и участник, который остаетс€ за кадром, но именно он ведет зрител€ по страницам своего живого дневника. ’роникальный жанр вз€т здесь не как телевизионна€ модель, но как традици€ романтической литературы - дневник лирической исповеди. ¬идеотехника стала орудием современного письма, теледокумент - формой лирического монолога автора-режиссера. «а фильм "ƒуховные голоса" на ћеждународном кинофестивале в Ћокарно —окуров получил специальный приз корпорации ЂSonyї c программной формулировкой: "«а смелую позицию по отношению к кинематографическому €зыку, благодар€ которой режиссер смог овладеть технологией видео настолько, чтобы выразить в художественной форме неравнодушие и внутреннее беспокойство народа, который непрерывно находитс€ в состо€нии войны".

¬ 1990-е годы —окуров делает цикл "японские истории", который сложилс€ из видеофильмов "¬осточна€ элеги€" (1996), "—миренна€ жизнь" (1997), "Dolce" (1999), сн€тых во врем€ посещений японии - страны, где его им€ стало символом высших достижений художественного кинематографа, где о нем изданы и продолжают издаватьс€ книги, где устраиваютс€ фестивали его картин. —кромные технические и финансовые средства малобюджетных фильмов (режиссер отправл€лс€ в экспедицию в сопровождении одного оператора и видеокамеры) тем не менее не отмен€ли сложной и масштабной художественной задачи. —окуров стремилс€ уничтожить границу между документом, запечатлевающим реальность: место действи€, конкретных людей с их насто€щими, а не придуманными судьбами, и произвольным вымыслом, где автор-режиссер выступал лирическим протагонистом экранного действи€, одновременно сочинителем и слушателем-созерцателем чьей-то истории. –абота над фильмом всегда начиналась с поиска персонажей, со знакомства с людьми, выбранными в герои. –ежиссер дал шанс героического самоосуществлени€ обыкновенным люд€м. ќн увидел подспудную двойственность чужого быта как эстетическую и мировоззренческую проблему, общую дл€ всех, в том числе и дл€ самого себ€. »менно япони€, страна "островного" самосознани€, восприн€вша€ отраженно и древнюю культуру ¬остока, и современный технократический бум «апада, оказалась дл€ —окурова прообразом инобыти€ - приютом идеальных, потому что неосуществимых, "потусторонних" надежд. Ќадежд если не на счастье, то на взаимопонимание.

Ќовые технологии —окуров вводит в разр€д своих образных средств, не подчин€€сь общеприн€тым нормам их использовани€, а, напротив, подчин€€ технические возможности своим художественным задачам, посто€нно обновл€ющимс€ и потому опережающим как современные методы кинопроизводства, так и способы трансл€ции фильма. ѕионером технологии назвал —окурова американский режиссер ћартин —корсезе, он же отметил стремление русского ћастера к рукотворности созидани€ фильма.

јвангардна€ тенденци€ творчества —окурова исходит тем не менее из самого истока его кинообразности - из авторской преобразующей воли. —ам режиссер не любит, когда его называют авангардистом. ќн посто€нно говорит об этом в своих интервью: "я лишь колечко в цепи мировой культуры, и если это не так, то вс€ мо€ работа - хлам. ¬ сущности, € и стремлюсь в каждом фильме найти св€зь с традицией. ѕоэтому не называйте мен€ авангардистом. јвангардисты стрем€тс€... все начинать с себ€. ѕризыв к определенной непрерывной св€зи, возможно, единственный интеллектуально построенный элемент в моей работе, остальное возникает чисто эмоционально" ("Andere cinema", –оттердам, 01.02.1991). Ќа вопрос о новых течени€х в кинематографе —окуров отвечает еще радикальнее: "Ќикаких новых течений в кино € не вижу и не верю, что какие-либо новые течени€ вообще могут быть. Ќовым может быть только сам художник. ј искусство вечно - оно ни новое, ни старое" ("Skrien" /Ёкран/, 1998, є 11, √олланди€).

"“радиционализм" —окурова - в новаторском переосмыслении, в личностном освоении культурного и собственно кинематографического наследи€. –ежиссер работал во всех основных жанрах кино, кроме, пожалуй, комедии, да и то потому, что мировоззренчески ему чужд этот легкомысленный отпрыск кинобалагана. ќн снимал и монтировал хронику как оригинальный сюжет, документальные кадры подчин€€ художественной композиции. ¬ экранизации же литературного, подчас мифологизированного сюжета он шел не по канве первоисточника, но путем собственных ассоциаций - к его сокровенному смыслу. “ак сделаны "—паси и сохрани" по роману √. ‘лобера "ћадам Ѕовари", так сделаны "“ихие страницы" (1993) по "ѕреступлению и наказанию" ƒостоевского, точнее, "по мотивам русской прозы XIX века". »сторические персонажи и эпохи он моделировал силой лирического проницани€, почти мину€ необходимый антураж coulеur local, но вольной св€зью выбранных деталей точно воссоздава€ достоверные среду, атмосферу, €влени€ природы, к которым он всегда относил и человеческую личность. ѕоэтому в притчевой "отвлеченности" его картин всегда растворены мельчайшие подробности из области истории, психологии, физиологии, медицины и уж конечно из самых разных сфер быта - от североморского корабл€ до €понской деревни, от гитлеровского "гнезда" до ленинских "√орок". —реди его героев-современников Ц политики Ѕорис ≈льцин ("—оветска€ элеги€", 1989, "ѕример и итонации", 1991) и ¬итаутас Ћандсбергис ("ѕроста€ элеги€", 1990), выдающиес€ де€тели культуры, известные всему миру, великий певец ‘едор Ўал€пин ("Ёлеги€", 1986), писатель јлександр —олженицын ("Ѕеседы с —олженицыным", 1998), режиссер јндрей “арковский ("ћосковска€ элеги€", 1986) и никому не известные простые люди, такие как русска€ кресть€нка ћари€ ¬ойнова ("ћари€", 1978-1988), как жительница горного €понского селени€ ”мено ћацуеси ("—миренна€ жизнь", 1997). —вои документальные картины о соотечественниках —окуров не зр€ называет элеги€ми. ¬ сущности, все они "Ёлеги€ из –оссии", как называетс€ один из программных его фильмов (1992), они - поэтическое прощание с уход€щей эпохой, где все имели свое место, свою горькую участь, включа€ автора - законодател€ иерархии образов.

—окуров врываетс€ в репортажную структуру видео- или киноизображени€ с волей сочинител€, со страстным вопросом собеседника и моралиста, он преобразовывает этнографические вехи в фантастические траектории заповедных путей к чужой культуре, к иному образу жизни - в поисках родственной (своей) души. ¬ сущности, он художественно осваивает историю, географию, культуру, а более всего - "мировую душу", наподобие той, которую заставил говорить чеховский “реплев. —ам „ехов, воскрешенный дл€ контакта с нашей современностью в фильме " амень", в чем-то сродни режиссеру, близок ему методом освоени€ реальности: мощно и нежно, требовательно и чутко соприкаса€сь с объектом, художник создает с ним эстетический контрапункт - сложный субъект своего и нашего видени€.

¬се игровые и документальные кино- и видеоленты режиссера дают разнообразные, перетекающие одно в другое и всегда непредсказуемые образы чистой поэзии, которые составл€ют единый пласт художественного кинематографа јлександра —окурова.

—окуров - участник и лауреат многих международных фестивалей, трижды его картины представл€ли –оссию на ћ ‘ в  аннах, в разных странах мира почти ежегодно проход€т ретроспективы показа его фильмов. ќн - лауреат премии ‘»ѕ–≈——», премии имени “арковского.

¬ 1995 году по решению ≈вропейской киноакадемии им€ јлександра —окурова включено в число 100 лучших режиссеров мирового кино за 100 лет кинематографа. ¬ 1997 году он был удостоен приза ѕапы –имского "ѕреми€ “ретье тыс€челетие" за фильм "ћать и сын" - "за глубокое раскрытие темы жизни и смерти, любви и человеческого быти€".

—окуров - лауреат √осударственных премий –оссии (1997, 2002) и национальных кинопремий –оссии "Ќика" - 2001 и "«олотой ќвен" - 1997.

«аслуженный де€тель искусств –оссии (1997).

—егодн€ кинорежиссер јлександр Ќиколаевич —окуров Ц член  омиссии по культуре и искусству при ѕрезиденте –‘, —овета при ѕрезиденте –‘ по развитию гражданского общества и правам человека,  омиссии по сохранению культурного наследи€ при ѕравительстве —анкт-ѕетербурга, ѕопечительского —овета эндаумента √осударственного Ёрмитажа Ц живет и работает в —анкт-ѕетербурге.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

‘редди ћеркьюри: ¬еликий притворщик
ѕосетило:9733
‘редди ћеркьюри
ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9521
ёрий ¬ойнов
“рагеди€ художника
ѕосетило:13650
јлександр ƒовженко

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru