Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћарлен ’уциев

   /   

Marlen Khutsiev

   /
             
‘отографи€ ћарлен ’уциев (photo Marlen Khutsiev)
   

ƒень рождени€: 04.10.1925 года
ћесто рождени€: “билиси, √рузи€
ƒата смерти: 19.03.2019 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 93 года

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

—оветский и российский кинорежиссЄр, сценарист, актЄр, педагог

 ино - самое главное увлечение в жизни ћ.ћ. ’уциева. ¬ свободное врем€ он любит просто побродить по городским улицам; очень хорошо запоминает топографию города. ћузыкальные пристрасти€ - классическа€ музыка, джаз, русские и грузинские песни, песни военных и довоенных лет.  ниги, общение с друзь€ми - не простое увлечение, это сама жизнь.

04.10.2005

–одилс€ 4 окт€бр€ 1925 года в городе “билиси. ќтец - ’уциев ћартын Ћеванович (1900-1937), коммунист с дореволюционным стажем, погиб в годы репрессий. ћать - ”тенелишвили Ќина ћихайловна (1905-1957), актриса. —упруга - —оловьева »рина —еменовна, окончила ¬√» , работала членом сценарной редколлегии киностудии имени √орького. —ын - ’уциев »горь ћарленович, окончил режиссерский факультет ¬√» а, училс€ у ћ. –омма и Ћ.  улиджанова. ¬нучка - ’уциева Ќина, окончила китайское отделение ћ√” имени ћ.¬.Ћомоносова. —естра - ’уциева »рина, инженер-строитель.

ћарлен ’уциев фотографи€
ћарлен ’уциев фотографи€

ќкончил режиссерский факультет ¬√» а, мастерскую ».ј. —авченко.

ћарлен ’уциев был ключевой фигурой в кинематографе 60-х годов. Ётот из€щный человек с негромким, чуть глуховатым голосом ничуть не похож на знаменитых режиссеров, которых не случайно сравнивают с командующими большими соединени€ми. ¬се, кто описывал этого мастера, отмечали его созерцательный характер. » это не штамп, а, действительно, самое первое характерное впечатление от встречи с ним.

ћарлен ’уциев фотографи€
ћарлен ’уциев фотографи€

—ередина 60-х годов. ѕроноситс€ слух, что фильм ћарлена ’уциева "«астава »льича", подвергшийс€ несколько лет тому назад суровой критике, переделанный, снабженный новым названием - "ћне двадцать лет", наконец выпускаетс€ на экран. » вот один из первых, пока еще закрытых просмотров. ¬печатление совершенно удивительное! ≈го можно выразить двум€ словами - фильм про мен€. “о есть "про мен€" - не по сюжету, а по сложному ощущению жизни, которое тогда у всех у нас было. ¬ этом ощущении смешивались тревога, радость, гордость. √ордость оттого, что мы, как нам казалось, четко определили свое отношение к прошлому и были уверены, что не повторим его ошибок. –адость - оттого, что нас много, и у нас есть свои поэты, свои песни, а теперь - свой фильм.

“огда же, более 30 лет назад, в ћоскву на ћеждународный кинофестиваль на демонстрацию своей новой картины "¬осемь с половиной" приехал ‘едерико ‘еллини. —разу же по приезде он попросил о встрече с ћарленом ’уциевым, на которой сказал о том, что хуциевский фильм "ћне двадцать лет" показалс€ ему удивительно близким по духу. "«наете, когда едешь в незнакомую страну, всегда опасаешьс€, что твои побуждени€ не раздел€т, не поддержат и не поймут. ¬от почему мен€ радует такое совпадение мотивов". ј ’уциев ответил, что фильм ‘еллини помог ему лучше пон€ть самого себ€ и что насто€щий кинематограф - это глубочайшее философское раздумье над жизнью. ѕоследние слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству ћарлена ’уциева. ≈го им€ широко известно в –оссии и за рубежом. ¬ысока€ художественность, психологическа€ достоверность, внимание к внутренней духовной жизни героев - всегда личностей €рких, неординарных - отличают фильмы этого высокого мастера своей профессии.  ажда€ нова€ картина ћ. ’уциева становилась заметным событием не только кинематографической, но часто и общественной жизни. ’уциев не просто кинематографист в узком смысле этого пон€ти€, его фильмы - это особый мир, особое мировоспри€тие, свой взгл€д на окружающую нас действительность. ћастер уникального лирического даровани€, существующий в изобретенной им системе образов и характеров, он дарит нам свои открыти€, которые так легки и органичны, что уже не один дес€ток лет киноведы и кинокритики занимаютс€ анализом этих фильмов, ищут секрет их оба€ни€ и долголети€. ј зрители просто смотр€т, как будто они сделаны сегодн€.

ћарлен ’уциев фотографи€
ћарлен ’уциев фотографи€

ќсновна€ тема творчества ћ. ’уциева, всех его фильмов, - это стремление людей к душевной общности и взаимопониманрию, даже в самых драматических ситуаци€х он утверждает веру в жизнь и доброту людей. ¬се работы ’уциева объедин€ет одно: правдивость и достоверность, глубина, умение эмоционально донести до зрител€ замысел, раскрыть сложные характеры героев. ≈го творчество всегда воспевает прекрасные человеческие качества человека: доброту, терпимость, сочувствие к ближнему, любовь к –одине и всегдашнюю тревогу за ее судьбу. ќн вполне наделен природой и всем последующим развитием своей жизни способностью различать, выдел€ть важнейшие черты окружающей жизни, характеров людей, а также способностью доказывать свое стремление к истине не в деклараци€х, а в художественной форме.

¬ самом начале своего профессионального пути, учась во ¬√» е, он привлекал внимание окружающих своей особой сосредоточенностью, и многим думалось, что он станет заниматьс€ научными исследовани€ми быти€, что это будет художник-ученый, но он оказалс€ человеком очень тонкой эмоциональной структуры. Ёто стало пон€тно по его дипломной работе - фильму "√радостроители". ”же в ней чувствовались большие возможности его таланта. —ледующей работой, котора€ сразу поставила ’уциева в р€д талантливых мастеров отечественной режиссуры, стала "¬есна на «аречной улице", сн€та€ совместно с его однокурсником ‘еликсом ћиронером. ‘ильм отличала неповторима€ поэтическа€ интонаци€ и тонка€ манера сопереживани€ геро€м. "¬есна на «аречной улице" была первой картиной о рабочих, сделанной без ложного пафоса и морализаторства. Ќедаром вот уже много лет все смотр€т с особым чувством эту нежную, лирическую ленту. «а ней последовали: "ƒва ‘едора" - одна из первых (если не сама€ перва€) правдива€ картина о послевоенной жизни, где дебютировал ¬асилий Ўукшин; "«астава »льича" - перва€ насто€ща€ современна€ картина, открывша€ многие приемы сюжетосложени€, актерской манеры и пластического решени€, при котором камера проникает в гущу изображаемой жизни. Ёта работа впервые подн€ла вопросы молодежи "как жить?".

ћарлен ’уциев фотографи€
ћарлен ’уциев фотографи€

"»юльский дождь" - новое открытие на современном материале. — годами эта картина не только не стареет, а становитс€ все современнее, столько было там угадано и предсказано о сегодн€шней жизни. ¬ этой м€гкой, неторопливой картине обществу был поставлен резкий и нелицепри€тный вопрос: "„то же с нами происходит?". » зрители ищут, и порой наход€т ответ.

Ћучшие дн€

ƒэвид Ѕайрон. Ѕиографи€
ѕосетило:14570
ƒэвид Ѕайрон
Ѕудем жить, ћакарыч!
ѕосетило:7427
јлексей —мирнов
Ўарль Ќиколь. Ѕиографи€
ѕосетило:5799
Ўарль Ќиколь

"Ѕыл мес€ц май" - фильм о том, что не все вопросы, заданные войной, решены, не все узы разв€заны. Ёто фильм о ѕам€ти и «абвении, и от столкновени€ этих двух пон€тий рождаетс€ тема, к которой наш кинематограф прикоснулс€ впервые. ћы ничего не забыли и не забудем, как бы причудливо не измен€лась жизнь.

ћарлен ’уциев фотографи€
ћарлен ’уциев фотографи€

"ѕослесловие" - один из самых пророческих и горьких фильмов. ћожет быть первый раз на экране с такой ненав€зчивой силой прозвучала тема отчуждени€ как в "»юльском дожде", фильм открывал новый тип молодого прагматика, как-бы загл€дыва€ в будущее. ¬ этом фильме сыграл одну из своих лучших ролей –.я. ѕл€тт.

"Ѕесконечность" - об этом фильме можно говорить долго, его разбирали, его объ€сн€ли, толковали и анализировали. ћожно сказать, что этот фильм своеобразный учебник кинорежиссуры, который ћарлен ћартынович все никак не соберетс€ написать. ¬ этом фильме длинном и сложно построенном возникает образ Ќадежды, - столь необходимой нам сегодн€. » наконец завораживающий финал - это философский взгл€д на быстро текущую жизнь, которым делитс€ с нами несуетливый и мудрый мастер.

 артины ’уциева симфоничны, каждый кадр - сложный аккорд, в котором один инструмент, без поддержки остальных, обеднит мелодию, и лишь все вместе они создадут необходимую гармонию. ≈сли продолжить сравнение, то можно сказать, что режиссер одинаково внимателен и к партии первой скрипки и к партии ударника. √ерои его лент далеки от благополучного спокойстви€. ќни в поиске самих себ€ и своего назначени€, а это не даетс€ без разлада и может - надолго или ненадолго - привести к несозвучности с окружающей обстановкой, к той несозвучности, первопричина которой не всегда определима четкой формулой. Ќо мир его фильмов - мир гармоничный, все в нем соотнесено и соразмерено, все имеет значение: и как будто незначаща€ реплика, и выбор места действи€, и партитура шумов. ‘ильмы ћ. ’уциева неоднократно представл€ли отечественный кинематограф за рубежом и отмечены призами на международных и отечественных кинофестивал€х. Ќо главное - их полюбил зритель. ќни завоевали его любовь и признание за искреннюю доброту и внимание к человеку, за желание режиссера всегда отстаивать высокие нравственные принципы.

ћарлен ’уциев фотографи€
ћарлен ’уциев фотографи€

Ѕолее 20 лет ’уциев преподает во ¬√» е, выпустил п€ть режиссерских мастерских. ћногие его ученики сегодн€ активно работают в кино и на телевидении. ѕрофессор ћ. ’уциев заведует во ¬√» е кафедрой режиссуры художественного фильма. —реди его учеников очень много талантливых людей. ” них по разному складываетс€ судьба: у одних более успешно, у другие - менее. Ќо их наставник, по его собственному признанию, пытаетс€ даже не учить, но ориентировать, внушать, что они не должны делать ничего гадкого и пошлого.

ћарлен ’уциев фотографи€
ћарлен ’уциев фотографи€

ќ творчестве ћ. ’уциева широко писала отечественна€ и зарубежна€ пресса.  роме периодики, оно освещено и в многочисленных издани€х. ¬от далеко не полных их перечень: "ћолодые режиссеры советского кино" (ћ., 1962), ¬. ƒемин "‘ильм без интриги" (ћ., 1965), Ќ. «орка€ "ѕортреты" (ћ., 1965), ¬. Ўукшин "Ќравственность есть правда" (ћ., 1979), ћ. „ерненко "ћарлен ’уциев" (ћ., 1988), Ћ. јннинский "Ўестидес€тники и мы" (ћ., 1991), " иноведческий записки" (є 14, 1992), " инематограф оттепели" (ћ., 1995).

ћ.ћ. ’уциев - Ќародный артист ———–, лауреат √осударственной премии ———–, президент √ильдии кинорежиссеров –оссии ос дн€ ее основани€. ќн неоднократно избиралс€ секретарем —оюза  инематографистов ———–; €вл€етс€ секретарем обоих —оюзов - ћосковского и –оссийского. ¬ 1994 году избран ƒействительным членом –оссийской јкадемии гуманитарных наук. ћарлена ’уциева давно и общепризнанно считают классиком отечественного кино.

 ино - самое главное увлечение в жизни ћ.ћ. ’уциева. ¬ свободное врем€ он любит просто побродить по городским улицам; очень хорошо запоминает топографию города. ћузыкальные пристрасти€ - классическа€ музыка, джаз, русские и грузинские песни, песни военных и довоенных лет.  ниги, общение с друзь€ми - не простое увлечение, это сама жизнь.

∆ивет и работает в ћоскве.

Ѕлагодарность, восхищение, признательность
—в€тин јлексей ¬асильевич 05.04.2009 01:45:45
Ќине »вановой, учительнице в фильме Ђ¬есна на «аречной улицеї,
ћарлену ’уциеву, ‘еликсу ћиронеру,
композитору Ѕ. ћокроусову
и всем создател€м фильма
п о с в € щ а е т с €
ѕодарок

“ы мне подарила чудесный взгл€дЕ
Ќет, не зна€ об этомЕ
¬ него окунутьс€ € снова рад,
как в ласковое летоЕ

¬ нЄм взлЄт, светлый май и спокойный плеск
жемчужной волны мор€,
тепла через край, и солнечный блескЕ
¬от так исчезает горе.

–он€€ свой жемчуг, своЄ тепло,
как ангел, идЄшь где-тоЕ
» в чьей-то душе станет вновь светло,
зимой вдруг придЄт лето.

–осой первозданной упав в песок
души чужой, незнакомой,
плеснула, не веда€, чистый сок
и вывела из комы.

» снова мой крест не т€жЄл, и €
вновь распр€мл€ю плечиЕ
”же весь седой, вспоминаю взгл€дЕ
ќн раны мои лечитЕ

» если такое бывает вдруг,
благословенно небо,
спалившее молнией чЄрный круг,
чтоб € больше в нЄм не был,

чтоб пон€л: нет смерти, есть Ц ∆изни —вет,
и чтоб € его слышал!..
* * *
ћен€ окрылил в восемнадцать лет
твой взгл€д, гимн «ари —выше.

26.05.2007 г.
јлексей —в€тин, Ѕеларусь, ћинск, тел. : 255-05-64
”важаемые друзь€, обращаюсь к вам с просьбой найти и передать это стихотворение Ќине »вановойЕ ¬ €нваре 2009 года ей исполнилось 75 лет. я очень надеюсь, что она жива. „истота этого фильма, тончайшие оттенки чувств, удивительно точно подчеркнутые прекрасной музыкой, говор€т о невосполнимой утрате духовности, наполн€вшей —оветское общество и удерживающей народы ———– в дружбе и взаимопомощи. јлчным интересам сегодн€шнего невежества не нужна объедин€юща€ красота труда на ќбщее ЅлагоЕ Ћюди, создавшие этот фильм, несли в мир —вет насто€щего »скусства, понимали смысл Ћюбви и дорожили им. Ќизкий им поклонЕ

Molokova
«о€ ћолокова 23.03.2019 04:16:00
ѕрекрасный фильм«астава »льича или Ќам 20 лет ћарлена ћартыновича о жизни поколени€ 60-х годов. ‘актически это подросшие дети войны в которых продолжаетс€ тема войны. ¬ геро€х фильма отражаетс€ желание найти ответы на многие современные вопросы, недосказанность и дефицит общени€ между поколени€ми ,прерванные войной .‘ильм своей режиссурой и игрой талантливых артистов дает зрителю среду 60-х и приближает фильм к документальному кино. Ёто высший пилотаж ,по-моему.Ќи один фильм который пытаетс€ отразить советский период в кинематографии, не может приблизитс€ к фильму ћарлена ’уциева. —егодн€,когда не стало ћарлена ћартыновича, особенно остро понимаешь горечь потери ¬еликого режиссера. — нами фильмы ћарлена ћартыновича ’уциева , вошедшие в «олотой ‘онд ћирового кино.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

≈катерина ћельник. Ѕиографи€
ѕосетило:7869
≈катерина ћельник
—амый высокий на планете
ѕосетило:20006
—ултан  есен
Ћюдмила –уденко. Ѕиографи€
ѕосетило:9014
Ћюдмила –уденко

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru