Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ќтар »оселиани

   /   

Otar Ioseliani

   /
             
‘отографи€ ќтар »оселиани (photo Otar Ioseliani)
   

ƒень рождени€: 02.02.1934 года
ћесто рождени€: “билиси, √рузи€
¬озраст: 86 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


я не балерина, чтобы находитьс€ в центре внимани€

режиссер

¬ –иге завершилс€ международный фестиваль "јрсенал", посв€щенный 70-летию режиссера и сценариста ќтара »оселиани, который приехал на фестиваль почетным гостем. ќтар »оселиани рассказывает о своих впечатлени€х.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

02.10.2004

- „еловек, не заподозренный в нарциссизме, видимо, должен испытывать некоторую неловкость оттого, что ему посв€щен международный кинофестиваль?

ќтар »оселиани фотографи€
ќтар »оселиани фотографи€

- «наете, € действительно не балерина, чтобы находитьс€ в центре внимани€, но особой неловкости не ощущаю. ƒело все же не во мне, а в самом грузинском кино, которое смотр€т молодые люди другой страны, не представл€вшие, наверное, кто такие  обахидзе, Ѕаблуани,  вирикадзе, »оселиани.  стати, в программе здесь вместе с фильмами, сн€тыми в советский период, показали и картину "ѕоследний страх" успешно работающего в √ермании ƒито ÷инцадзе, у которой удачно сложилась фестивальна€ судьба за последний год. √рузинские мелодии, текст на плакатах и даже билетах, часы, фиксирующие тбилисское врем€, звучащее с рекламных роликов "гамарджоба!" - все это ведь не ради »оселиани, мы можем быть только благодарны "јрсеналу" за такое внимание к грузинскому кино.

"“рудно было стать в ———– более попул€рным, чем когда теб€ запрещали"

- ј что скажете о пам€тной доске на доме посто€нного офиса "јрсенала" в —тарой –иге с латышским и грузинским текстом о том, что, проход€ здесь, остановилс€ и выпил стаканчик "јхашени" ќтар »оселиани, да еще со скворечником р€дом, откуда трижды в день раздаетс€ грузинское песнопение из вашего "ƒрозда"...

- ј что тут сказать, нет слов. я и впр€мь провел какое-то врем€ в мансарде этого дома. ѕриехал тогда в –игу делать субтитры дл€ "ѕасторали", которую запретило √оскино. ѕри мне была копи€ фильма, и, несмотр€ на запрет, ее восемь раз показали в рижском ƒоме кино, даже вышли рецензии в местной прессе. Ѕыло чему сопротивл€тьс€, и, казалось, все мы тогда были вместе, а может, в Ћатвии и в ту пору существовал какой-то особый микрокосмос. ƒл€ мен€ это выгл€дело огромной духовной поддержкой. »деологические начальники, зан€тые расшифровкой режиссерских идей, очень хотели обнаружить в "ѕасторали" что-то антисоветское и нашли там то, чего не было. Ќо трудно было стать в ———– более попул€рным, чем когда теб€ запрещали. Ќо вот после "ѕасторали" было вполне определенно сказано, что в советском кино мне больше делать нечего.

- ∆алеете о той поре?

- ћне иногда жаль, что она кончилась. —оветский кинорежиссер - это была увлекательнейша€ професси€. Ќужно было виртуозно исхитритьс€ сделать так, чтобы за€вка сценари€, утвержденна€ коллегией √оскино, к завершению съемок фильма оборачивалась бы чем-то совершенно иным. Ќадо полагать, эти обсто€тельства оттачивали мастерство. ƒа и люди, которые запрещали, они ведь обычно уважали нас, любили давать советы, порой весьма толковые, особенно в житейском смысле, и словно бы втихомолку подмигивали: дескать, и мы вместе с вами. Ќе только мы, они тоже были жертвами системы. ≈сли помните, среди запрещенных оказалась тогда и очень интересна€ картина  ончаловского про јсю-хромоножку. »ное дело, он на этом не остановилс€ и стал снимать дальше разное безобразие. Ќе забывайте, ему всегда была гарантирована поддержка автора гимна —оветского —оюза - страны, где все мои фильмы лежали в дальнем углу полки, и в этом смысле могу считать себ€ рекордсменом.

"ƒелец от кинематографа Ѕессон сн€л римейк "‘анфан-“юльпана". Ќу и зачем, все равно же получилась др€нь"

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

- ¬ беседе два года назад на вопрос, не намечаетс€ ли каких-то совместных проектов с российским кино, вы довольно резко ответили, что хотите, чтобы € имел дело с этими бандитами...   осени 2004 года отношение не изменилось?

- ј что могло изменитьс€? ¬сем же известно, после 6 лет от роду человек с трудом мен€етс€, тем более - после 45. ≈сли задача не допустить сдачу позиций, не подвести людей, которые тебе вер€т. “ак как € глубочайшим образом грузин, буду старатьс€ продолжать возводить некий духовный мост между теми людьми, которые уже ушли от нас, и нынешними зрител€ми.

- Ќо пролеты моста дл€ режиссера, согласитесь, главным образом его фильмы. ¬ы же ничего не сн€ли...

- ѕосле "”тра понедельника" € находилс€ в некотором замешательстве, потому что сочинил некий опус, который собиралс€ снимать, но затем уничтожил. Ќе хотел бы говорить о причинах. —ейчас написал другой, надеюсь, мес€ца через три-четыре начну снимать. „ем дольше живешь на свете, тем ответственнее относишьс€ к каждому шагу. ƒелать то, что уже раньше делал, невозможно, а чтобы делать то, чего еще не делал, важно собратьс€ с мысл€ми, крепко почесать затылок. Ќовый фильм требует очень долгих раздумий. Ёто будет вовсе не продолжение "”тра понедельника" - € сделаю картину о том, что, каким бы беспощадным и идиотским ни был окружающий мир, лучше не тер€ть врем€ на его переустройство, а просто жить. я не хочу изменить мир, скорее - шаг за шагом подниматьс€ на свою гору. √лавное - смотреть не вверх, а себе под ноги, даже если это звучит не так поэтично, как хотелось бы. ¬озможность добратьс€ до вершины есть только при условии, когда смотришь, куда ставить ногу на следующем шаге.

- ј как же борьба со злом?

- я бы ответил так: анализировать безобрази€, которые могут происходить в помутившемс€ сознании людей, - не задача художника. ≈сть наши житейские размышлени€ о дикой природе человека, государства, мироустройства, но вр€д ли € когда-нибудь стану снимать об этом. ѕреступник не €вл€етс€ предметом искусства, дл€ мен€ это очевидно. Ћучше делать фильм о том, что человеку суждено прожить одну-единственную жизнь, в которой ему не следует становитьс€ преступником. ≈сли снимать картину о зле, получитс€ коммерческое кино, о предназначении же человека - авторское.

- ƒл€ этого подход€т и новые технологии, по€вл€ющиес€ у кинематографа едва ли не ежегодно?

- ќни по€вл€ютс€ потому, что инженеры не могут остановитьс€ и посто€нно изобретают новое.   новым средствам, на мой взгл€д, нужно подходить с той же ответственностью, с какой мы относились к пленке, когда дрожа склеивали ее ацетоном. ” нас были великолепные операторы - тот же ћосквин, в √рузии - ¬ысоцкий, ѕааташвили, и то, что потер€на культура фотографии черно-белого цвета, искусства светотени, конечно, скверно. –азве новизна в том, что делец от кинематографа Ѕессон сн€л римейк "‘анфан-“юльпана"? Ќу и зачем, все равно же получилась др€нь, хоть ее и посмотрели миллионы тех, кто не видел ∆ерара ‘илиппа и ƒжину Ћоллобриджиду.

- ¬ы, кстати, по-прежнему не снимаете звезд?

- я ничего не имею против ƒенев или Ѕельмондо, но, снимись они у мен€, сегодн€ этих фильмов уже не было бы. «везды с их традиционным клише опасны дл€ того кино, которым занимаюсь €, поэтому стараюсь их избегать. Ќаделенные от природы артистизмом непрофессионалы могут дать фильму гораздо больше, незнакомые зрителю лица станов€тс€ элементом текста.

"„то, оп€ть о кино! Ќу невозможно же... ƒавай лучше о бабах"

- ≈сли верить министру культуры √еоргию √абашвили, грузинское кино сейчас возрождаетс€. ћожет быть, и вы вернетесь снимать на родину?

- –аботать в √рузии пока нельз€. ѕостсоветска€ эпоха породила там такое количество воров и мерзавцев, что они разграбили всю студию - оборудование, дома, землю... ¬осстанавливать надо даже не с нулевой отметки, а с минусовой.  инотеатры превращены в игорные дома, да если бы этого и не произошло, проекционные установки требуют замены: на новые нет средств, старые только порт€т пленку. ‘инансова€ поддержка государства столь мизерна, что даже известные режиссеры снимают фильм лет по шесть. јктеры стареют, дети растут, старики уход€т из жизни... я, например, если снимаю три мес€ца - это уже много, а шесть лет - и представить не могу, проще пустить себе пулю в лоб. », пожалуй, главна€ беда - полностью уничтожено среднее звено, те, кто за кадром, но без которых не бывает кино: осветители, монтажеры, бутафоры, звукотехники. ќставшись без работы, они были вынуждены переквалифицироватьс€ в коммерсанты или зан€тьс€ чем-то иным, не менее почтенным делом. ј это значит - кино нет.

—оветска€ власть субсидировала кинематограф потому, что он был средством пропаганды советского образа жизни. ‘актически всем ведущим мастерам не удалось избежать этого, что, к сожалению, относитс€ и к –омму, и к Ёйзенштейну, который наделал много безобразий. »з своего парижского далека € могу подсказать путь, проложенный министром культуры при де √олле ћальро, сделавшим французское кино национальным досто€нием. „ем больше смотр€т в кинотеатрах голливудские фильмы, тем больше отчислений получает французское кино. √осударство об€зало и телевидение вкладывать деньги в кинематограф и 60% экранного времени отдавать национальной продукции, котора€ выходит на малый экран через два года после большого. —реди всей др€ни, предлагаемой каждому телеканалу, стараютс€ отобрать наименьшую др€нь, и из 120 фильмов вполне возможно выбрать штук шесть. „ем не замечательный путь!

- Ќынешн€€ власть в √рузии не предлагала вам стать министром культуры? ”бедили же вернутьс€ в “билиси  аху Ѕендукидзе, Ќину јнаниашвили...

-   счастью, подобна€ иде€ им не пришла в голову. я €вно не гожусь дл€ такого дела.

- »нтересно, какой из фильмов последнего времени произвел впечатление на »оселиани?

- „то, оп€ть о кино! Ќу невозможно же... ƒавай лучше о бабах.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru