Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлексей √ерман

   /   

Alexey German

   /
             
‘отографи€ јлексей √ерман (photo Alexey German)
   

ƒень рождени€: 20.06.1938 года
ћесто рождени€: Ћенинград, ———–
ƒата смерти: 21.02.2013 года
ћесто смерти: —анкт-ѕетербург, –осси€
¬озраст: 74 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


јЋ≈ —≈… √≈–ћјЌ: 'Ѕќё—№ —Ќя“№ ѕЋќ’ќ≈  »Ќќ'

режиссер

јлексей √ерман встречает свое 65-летие в саркастически ипохондрическом настроении. ќбщаетс€ с коллегами в основном по телефону, выходит из дому исключительно на студию, где уже несколько лет идут съемки его фильма "“рудно быть богом". ¬ качестве преамбулы к разговору √ерман предложил мне прочесть "ћолитву человека пожилого возраста". Ё та молитва всегда висела над столом ёри€ √ермана, а теперь висит над столом јлексе€ √ермана.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

20.07.2003

- Ётот текст висит у мен€ над рабочим столом и фактически теперь €вл€етс€ моим напутствием самому себе. »бо до этого пожилого возраста € и дошел.

јлексей √ерман фотографи€
јлексей √ерман фотографи€

- »так, о пожилом возрасте. јлексей ёрьевич, если бы вы решили писать мемуары, с какого эпизода детства вы бы начали книгу?

- Ќу, мемуары € писать не стану, конечно, это не мое дело. Ќо вот шокирующий эпизод из детства пронзительно помню до сих пор. я очень любил привирать. ¬ какой-то момент отец сказал: "Ћеша, если еще раз соврешь, € повешу на двер€х твоей комнаты табличку: "«десь живет врун". Ёто было на даче, в  омарове. » € от ужаса завопил, у мен€ была истерика. ћен€ утешали всем поселком, и папа табличку выбросил. ј страх соврать осталс€.

- —ын знаменитого писател€, кругом богема - вы были ребенком €вно не коммунальным, не дворовымЕ

- » да, и нет.  онечно, среда друзей моего отца отличалась от дворового окружени€. Ќо вот с реб€тами-полубандитами € довольно быстро сошелс€. я ухаживал за девочкой, у которой уже был мальчик. “ак вот этот мальчик "держал" весь Ќевский проспект. ≈стественно, он запретил мне с ней встречатьс€. » мы дрались так, что после драки мен€ прислонили к двери моей квартиры, поскольку сто€ть € не мог. Ќо девочка ушла ко мне, с ней мы еще дружили года полтора. ј потом € и с компанией ее бывшего ухажера подружилс€. » папа говорил, что у мен€ очень вежливые друзь€ и у них очень хорошие лица.

- ¬ театральный институт вы пошли по насто€нию родителей?

- Ѕесспорно, и очень этого не хотел. я вообще-то собиралс€ в медицинский. », наверное, потому легко прошел три тура. ќставалось только собеседование, с которого € должен был уж точно вылететь. ћама кинулась к своей давней подруге ќльге ‘едоровне Ѕерггольц. ќни вдвоем побежали к  озинцеву, потом - к ¬ивьену. » когда € пришел на собеседование, вс€ комисси€ встретила мен€ практически с объ€ти€ми: " ак, вы сын ёри€ √ермана?!" ¬от так и прошел, как "папин сын". Ќо на первой сессии € получил "п€терку" по специальности, что было редкостью. » все встало на свои места.

- ¬ам фамили€ мешала или помогала в большей степени?

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

- Ќе знаю, по-разному. Ќапример, когда € пришел к “овстоногову в театр, он через некоторое врем€ мне сказал: "јлексей, почему вы мне не сообщили, что вы сын ёри€ ѕавловича √ермана?". я ответил: "√еоргий јлександрович, вы вз€ли мен€ к себе в театр, сказав, что € вам нравлюсь как режиссер. ј € должен был ответить: "ћало того что € вам нравлюсь, так € еще сын √ермана!"

- ј как было работать с “овстоноговым?

- ќчень трудно. ќн был скуп на похвалы и, казалось, мало обращал внимани€ на мен€. ќн мог дать задание такого рода: "јлексей, найдите мне к завтрашнему утру звук хорька, которого поймала сова". Ёто он придумал дл€ спектакл€ "Ќе склонившие головы". я пошел в зоопарк. ќттуда мен€ выгнали: "Ќашего хорька хватать, изверг, и “овстоногов ваш изверг!.." Ќу что мне, кошку на швейной машине шить?.. ƒумал €, думал, приготовил микрофоны - и к любимому артисту ≈вгению Ћебедеву: "≈вгений јлексеевич, давайте с вами выпьем конь€ку..." - "„то вы такой добрый?.." - " Ќу, € вас очень уважаю..."

ѕошли мы в театральный буфет, выпили раз, выпили два, он говорит: "¬ал€й, чего тебе надо..." я говорю: "≈вгений јлексеевич, надо крикнуть хорьком, которого схватила сова, и не продать мен€ √оге".

ѕошли... “ак покричал ∆ен€, так покричал, увлекс€, до-о-лго кричал. —овсем осип. Ќаутро √ога:

-Ћеша, звук хорька есть?

-ј как же!

- √де вз€л?

- ¬ зоосаде был.

- ¬от почему люблю работать с молодыми!

» никогда никто нашу правду не узнал.

- Ќо от “овстоногова вы ушли. ѕочему?

- ”шел, по-моему, единственный из режиссеров - сам. ”шел, потому что пон€л, что угадываю чужой вкус. √еоргий јлександрович, чем € горжусь до сих пор, уговаривал мен€ остатьс€. ј позже уже он сделал дл€ нас со —ветланой (имеетс€ в виду —ветлана  армелита - жена и соавтор фильмов ј. √ермана. - "»звести€") так много, как никто другой. ќн написал письмо в ѕолитбюро в защиту "ѕроверки на дорогах", его потом подписали ’ейфиц и  озинцев. ѕозже он бешено и до скандала защищал мои "ƒвадцать дней без войны". ≈ще мен€ защищали Ёфрос и ≈фремов. Ёто было врем€, когда мен€ выгон€ли просто отовсюду. ј ≈фремов, с которым мы не были знакомы, просто пришел к нам домой: он подпольно посмотрел "Ћапшина" и предложил мне снимать "√рафа ћонте- ристо". ƒоговорились так: € буду ему как бы ассистировать, чтобы усыпить бдительность телевизионного начальника Ћапина. я был под запретом как самосто€тельный режиссер. ј на самом деле € должен был и сценарий написать, и фильм ставить, а он бы играл. Ќу, до "ћонте- ристо" дело не дошло, потому что мы написали письмо јндропову. я бы и сейчас этого письма не постесн€лс€. ¬ообще, со своего первого фильма и дальше, до относительно недавнего времени, у мен€ сформировалс€ рефлекс - ждать, что мен€ погон€т с картины. ¬от сейчас так же на "“рудно быть богом"... хот€, как € думаю, это нереально.

- ¬ "ƒвадцати дн€х без войны" кроме вас из картины, кажетс€, собирались убрать ёри€ Ќикулина?

- ƒа, они, эти специалисты из √оскино, объ€вили: "Ёто не советский писатель, а какой-то алкаш. Ёто порочит наши устои!" “ребовали, чтобы € сн€л Ќикулина с картины сам. ѕообещали: иначе (€ цитирую) "мы вобьем вам в спину осиновый кол, и вы никогда не будете работать в искусстве. —лово коммунистов".

я Ќикулину ничего не сказал, но ему кто-то донес о происход€щем. ќн же не только мне ничего не сказал, но и продолжал великолепно работать, как будто ничего не произошло. —ами понимаете, чего это ему стоило. ƒо —имонова, по повести которого этот фильм, было в буквальном смысле не докричатьс€: он плыл на ледоколе где-то по —еверному морскому пути. —ветлана рванула к нему. —имонов пришел в €рость, узнав о происход€щем, он орал этим цэкистам: "Ёто € придумал Ћопатина, он из моей головы! ¬ы решайте, какой у вас будет ∆данов. ј мне оставьте Ќикулина. Ќе трогайте √ермана, оставьте его в покое!" —имонов был членом ÷ , и его послушались.

-  ак дела у фильма "“рудно быть богом"?  онец близитс€?

- Ќе знаю. ѕока мы приостановились. Ќо € вижу, что фильм получаетс€ как нельз€ более своевременным. я ведь еще в молодости заинтересовалс€ этим романом —тругацких.  акой-то человек из будущего хочет сделать людей в похожем на средневековое государстве на нашей земле счастливыми. ј в государстве пытают, убивают, донос€т...  онечно, в молодости € ставить этот фильм не мог - нам не разрешили из-за вторжени€ в „ехословакию. ¬ фильме должен был высаживатьс€ черный орден. ј теперь - пора.

- „то дл€ вас главное в этом фильме, в этой истории?

- ¬се. √лавные герои фильма. –умата, которого играет ярмольник, - человек, который может все и который ничего не сможет. ћне интересно было сочинить мир, которого не существует в реальности, но он есть в подтексте - и этот подтекст виден в самой реальности. ћне всегда нравилось делать второй план. ќбо мне даже писали, речь шла о "ƒвадцати дн€х без войны", что € выдаю второй план за насто€щее кино. Ќо второй план- это самое главное, это сама жизнь. ¬от € и снимаю кино "второго плана".

- ј вне кино, что вас интересует из того "второго плана", который, по-вашему, главный?

- ћен€ смущает, что страна потихоньку сползает в клерикальность, в дремучий расизм. ¬ы скажете, межнациональные конфликты есть везде. ƒопустим. Ќо нигде после погрома, после того как в одном месте избили арм€нских реб€т, в другом изрезали бритвой чернокожего, не по€вл€етс€ мгновенно на телеэкранах прокурорский чиновник с текстом: "“олько не подумайте, что это расизм, это просто детское хулиганство". Ёто пугает. » клерикальность, подчеркнутую, искусственную порой религиозность у нас насаждают везде. » церковь у нас становитс€ какой-то государственной структурой - зачем?

- » это говорит крещеный человек.

- ” мен€ была верующа€ мама. я по матери - еврей, но и мама, и бабушка, и д€дь€, весь род был православным. я крестилс€ давно, в советское врем€, и, естественно, полутайно. » сына мы крестили со —ветланой, увез€ его в глушь, за сотни километров, крестили, когда был выходной у церковного старосты. я долго выбирал дл€ себ€ религию, конфессию. ¬ыбрал православие, хот€ до того колебалс€: т€готел к протестантизму. я был знаком с замечательным женевским пастором.  стати, именно благодар€ ему € увидел кино, которого у нас не было. ќн показал мне "ќдин день »вана ƒенисовича" —олженицына на видео. ¬се в этом фильме было сделано очень тщательно, »вана ƒенисовича играл артист, похожий на —олженицына. ћы досмотрели до момента, когда он попадает в медпункт, где люди одеты как повара во врем€  аннского фестивал€. “ам сидели зеки с градусниками во рту. » тут € пон€л, что сейчас помру от смеха. “ак вот, о пасторе. ћне казалось, что протестантизм мне ближе. » все-таки выбрал православие. я воспитан в русской среде и в русской культуре. ј теперь мне страшно от нарастани€ клерикальности в нашей стране. ¬стал вопрос о "сокращении", то есть о закрытии музе€ политкаторжан на —оловках, - куда же дальше?! ≈сли это произойдет, дл€ мен€ с –усской православной церковью все кончено. Ёто не церковники получаютс€, а чиновники, причем самого тухлого пошиба. я понимаю, что попы тоже люди, греху подвержены, - не нами и не сегодн€ сказано. Ќо войти в такую церковь € уже больше не смогу.

- ƒавайте теперь поговорим о земном. — кем вы общаетесь, откуда черпаете информацию, если даже времени на телевизор у вас нет?

- ќт знакомых, иногда даже пользуюсь слухами, которые оказываютс€ бредом. ћен€ вообще можно запросто купить. я, как ни странно, очень доверчивый. ’от€, кстати, бандитов чувствую, они мен€ пытались опекать на съемках. я их послал.

- ј как происходит предложение такой опеки?

- ƒиректору картины предлагали мен€ охран€ть тыс€ч за двадцать. ѕриходит человек в шикарном пальто, €кобы сниматьс€ в массовке. ѕотом тихо, но убедительно говорит: "ћожно пообщатьс€ с вами наедине?.. —ейчас такое врем€, возможны автокатастрофы, убийства. ћы хотим вас защищать". Ёто было на съемках "’русталев, машину!" я ходил к јркадию  рамареву - начальнику питерского √”¬ƒ в эпоху —обчака. я, между прочим, с ним работал в фильме "ћой друг »ван Ћапшин".  рамарев был тогда майором, с ним хорошо было работать, он был очень толковым консультантом... “ак вот, в какой-то момент € пон€л, что и он с преступностью не может ничего сделать. Ќу, пришлось обходитьс€ без них, просто получилось, что у мен€ оказалс€ поклонник - авторитет "в законе". ќн быстренько расставил все на свои места, и от мен€ отстали.

- ¬ам интересно жить сейчас?

- ћне трудно - и не потому, что € долго и т€жело болею, не потому даже, что затормозились съемки "“рудно быть богом". ѕросто наступило такое врем€, когда непон€тно, дл€ кого € делаю свое кино. –аньше € понимал, что должен сказать правду, понимал, с кем должен боротьс€, и чувствовал, как это сделать. ј сейчас сквозь шум не пробитьс€. –аньше мы могли, пусть и романтически, говорить о своих иде€х и идеалах. » знали, что это не стыдно. “еперь этот романтизм вроде бы неприличен... ћы живем в скверном государстве.

- ѕрежнее, советское, вам больше нравилось?

- Ќет, вовсе нет. я говорю об ощущени€х, касающихс€ моего "€". я понимал смысл самого себ€, понимал, зачем € нужен. “еперь - нет.  ому рассказывать правду и кому она нужна?

- –аньше писали о потер€нном поколении, теперь - о растер€нном, растер€вшемс€. –азве правда и рассказ о ней могут поблекнуть от смены режима или настроений?

- ѕравда - нет, а вот способ рассказа, пожалуй, да. ¬ообще, нужно, чтобы теперь работали молодые. я не спешу, потому что мне есть над чем подумать, есть что сопоставить. ¬от мен€ беспоко€т организационные проблемы, они отвлекают от насто€щей работы. Ќо это - мелочи. ћен€ беспокоит 2004 год. ѕри всей сложности, € бы даже сказал, драматичности происход€щего с нами € боюсь, что не выберут ѕутина. Ќе потому, что € считаю его идеальным, а потому, что он сегодн€ единственный, с кем св€зана перспектива.

- ј чего вы еще боитесь?

- я боюсь сн€ть плохое кино.

»з "ћолитвы человека пожилого возраста"

√осподи, ты знаешь лучше мен€, что € скоро состарюсь.”держи мен€ от рокового обыкновени€ думать, что € об€зан по любому поводу что-то сказать.

...—паси мен€ от стремлени€ вмешиватьс€ в дела каждого, чтобы что-то улучшить. ѕусть € буду размышл€ющим, но не занудой. ѕолезным, но не деспотом. ќхрани мен€ от соблазна детально излагать бесконечные подробности. ƒай мне крыль€, чтобы € в немощи достигал цели. ќпечатай мои уста, если € хочу повести речь о болезн€х. »х становитс€ все больше, а удовольствие без конца рассказывать о них - все слаще.

...Ќе осмеливаюсь просить теб€ улучшить мою пам€ть, но приумножь мое человеколюбие, усмири мою самоуверенность, когда случитс€ моей пам€тливости столкнутьс€ с пам€тью других.

...ќб одном прошу, √осподи, не щади мен€, когда у теб€ будет случай преподать мне блистательный урок, доказав, что и € могу ошибатьс€.

...≈сли € умел бывать радушным, сбереги во мне эту способность. ѕраво, € не собираюсь превращатьс€ в св€того: иные у них невыносимы в близком общении. ќднако и люди кислого нрава - вершинные творени€ самого дь€вола. Ќаучи мен€ открывать хорошее там, где его не ждут, и распознавать неожиданные таланты в других люд€х.

јминь.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru