Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлексей √ерман

   /   

Alexey German

   /
             
‘отографи€ јлексей √ерман (photo Alexey German)
   

ƒень рождени€: 20.06.1938 года
ћесто рождени€: Ћенинград, ———–
ƒата смерти: 21.02.2013 года
ћесто смерти: —анкт-ѕетербург, –осси€
¬озраст: 74 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


ћанера черно-белой съемки

режиссер

—оветский и российский кинорежиссЄр, сценарист, актЄр и продюсер; народный артист –оссийской ‘едерации. ќбладал характерной, близкой к документальной, манерой чЄрно-белой съЄмки художественных фильмов.

21.02.2018

–одилс€ 20 июл€ 1938 года в Ћенинграде, в семье известного писател€ ёри€ ѕавловича √ермана (1910Ц1967) и “ать€ны јлександровны –иттенберг (1904Ц1995). —упруга Ц  армалита —ветлана »горевна (1940 г. рожд.), кинодраматург, заслуженный де€тель искусств –оссии, лауреат √осударственной премии ———–. —ын Ц √ерман јлексей јлексеевич (1976 г. рожд.).

јлексей √ерман фотографи€
јлексей √ерман фотографи€

ƒед јлексе€ √еоргиевича по отцовской линии, ѕавел Ќиколаевич √ерман, был поручиком ћало€рославского полка, потом штабс-капитаном; бабушка, Ќадежда  онстантиновна »гнатьева, происходила из семьи более именитой Ц ее отец был генералом.  огда началась война 1914 года, они ушли на фронт, вз€в с собой 4-летнего сына ёри€. “ам и прошло все его детство. Ќа фронте ёрий √ерман застал и революцию, и начало √ражданской войны.



ѕрадед јлексе€ √ермана по материнской линии был действительным статским советником, служил в —енате. ƒед был известным адвокатом, бабушка, ёли€ √авриловна “иктина, происходила из состо€тельной купеческой фамилии. ѕосле революции они несколько лет жили в эмиграции.

јлексей √ерман фотографи€
јлексей √ерман фотографи€

¬ 1937 году родители јлексе€ √ермана поженились, какое-то врем€ жили в јлександровске под Ћенинградом, а спуст€ год, уже после рождени€ сына, вернулись в Ћенинград, где отец получил квартиру на ћойке, как раз напротив последнего дома ј.—. ѕушкина, ныне его музе€.

 огда началась ¬елика€ ќтечественна€ война, ёрий ѕавлович оказалс€ на —еверном флоте, в ѕол€рном. јлексей с мамой были эвакуированы в јрхангельск. ќтец служил на Ђ√рем€щемї Ц это был один из первых гвардейских кораблей, и часто приходил в јрхангельск с военными конво€ми из ћурманска. ѕозже, когда в войне произошел перелом и ѕол€рное уже не бомбили так страшно, ёрий ѕавлович забрал семью к себе. ¬скоре после ѕобеды они вернулись в Ћенинград.

јлексей √ерман фотографи€
јлексей √ерман фотографи€

” јлексе€ началс€ туберкулез. »з-за болезни родители решили увезти его из города Ц семь€ переехала в  елом€кхи, нынешнее  омарово, где им выделили маленькую дачу. јлексе€ отдали учитьс€ в местную школу, сразу в 3-й класс. ¬ это врем€ в нем пробудилась страстна€ т€га к чтению. ≈го первыми книгами были Ђƒвадцать тыс€ч лье под водойї ∆юл€ ¬ерна и Ђƒва капитанаї ¬.  аверина.

¬ 1948 году семь€ вернулась в Ћенинград. ¬ 5-м классе јлексей серьезно начал заниматьс€ боксом. ј по вечерам бегал в театр Ц пересмотрел все, что можно было пересмотреть, даже участвовал статистом в нескольких спектакл€х, по-прежнему очень много читал.

јлексей √ерман фотографи€
јлексей √ерман фотографи€

ќ профессии режиссера он тогда всерьез не задумывалс€ Ц после школы хотел стать врачом. ’одил со студентами на зан€ти€ по анатомии, собрал целую библиотеку по медицине.

Ћучшие дн€

Ќаша бабушка - адмирал
ѕосетило:23300
√рейс ’оппер
 ирк ƒуглас: Ћегенды не умирают
ѕосетило:7532
 ирк ƒуглас
–оберт Ўекли: ћастер короткого рассказа
ѕосетило:6013
–оберт Ўекли

¬ выборе жизненного пути јлексе€ √ермана решающую роль сыграл отец. ёрий ѕавлович рассказывал сыну про ћейерхольда, который когда-то в самом начале его литературной карьеры пригласил его, 22-летнего, писать пьесу дл€ своего театра. ѕробуждению интереса к режиссуре способствовало и общение с друзь€ми отца, прежде всего с ≈вгением Ћьвовичем Ўварцем.

јлексей √ерман фотографи€
јлексей √ерман фотографи€

¬ 1955 году јлексей √ерман поступил на режиссерский факультет Ћенинградского государственного института театра и музыки.  урс вел јлександр јлександрович ћузиль, происходивший из старинной театральной фамилии александринских ћузилей, которому были присущи человеческое благородство и в высшей степени нравственное отношение к своей профессии.

–€дом с 17-летним јлексеем учились люди намного старше, в большинстве своем уже имевшие высшее образование и опыт работы в театре. Ђќказавшись среди людей, которые знали больше, окончили университеты, € попал именно в ту среду, в которой нуждалс€, Ц считает ј.√. √ерман. Ц я должен был т€нутьс€ за ними, соревноватьс€, доказывать, что не хуже остальныхї.

ѕервые институтские мес€цы √ерману пришлось нелегко: Ђписательский сынок, зан€л чье-то место и т. д.ї. Ќо как раз в это врем€ на курсе по€вилс€ возвращенный после очередного исключени€ јркадий  ацман, впоследствии замечательный педагог, профессор. —туденты к тому времени уже показывали свои этюды, и он, просмотрев их все, сказал: Ђѕока что талантливый этюд только у √ерманаї. Ёто был очень важный момент, повли€вший на все дальнейшее.

ј потом была перва€ сесси€, и ситуаци€ на курсе резко изменилась. —тудийцы-гении получили четверки и даже тройки по профессии и потеснились на институтском ќлимпе. √ерман же был в числе тех немногих, кто получил п€терку...

ƒипломной постановкой јлексе€ √ермана стал первый акт Ђќбыкновенного чудаї ≈. Ўварца с —ергеем ёрским в роли  орол€. √ерман работал увлеченно, и, действительно, спектакль получилс€. ќ нем говорили, фрагменты из него были показаны по телевидению, а —. ёрский спуст€ годы напишет в своей книге, что это было самое интересное из сделанного им в молодости.  огда же спектакль посмотрел √.ј. “овстоногов, √ерман получил приглашение работать у него режиссером в Ѕольшом драматическом театре имени √орького.

Ўкола “овстоногова сыграла огромную роль в формировании кинематографического мышлени€ √ермана. ћожно было бы вспомнить по этому случаю широкий набор кинематографических приемов, использованных “овстоноговым в своих спектакл€х: здесь и крупный план выхваченного прожектором актерского лица, и Ђтитрыї, проецировавшиес€ на занавес, и фонограмма, разработанна€ с кинематографической многоплановостью и тщательностью. Ќо главное, что восприн€л от своего учител€ будущий кинорежиссер, Ц это умение постигать суть воплощаемой драматургии, выражать ее средствами своего искусства, это аналитическа€ способность исследовать материал и созидающее умение вдохнуть в него жизнь на экране или сцене.

¬ 1964 году јлексей √ерман пришел на ЂЋенфильмї. –аботу в кино он начал вторым режиссером в картине ¬ладимира ¬енгерова Ђ–абочий поселокї, а в 1967 году совместно с √ригорием јроновым поставил фильм Ђ—едьмой спутникї по сценарию ёри€  лепикова и Ёдгара ƒубровского.

ѕерва€ самосто€тельна€ картина јлексе€ √ермана Ц Ђќпераци€ У— Ќовым годомФї по одноименной повести ё.ѕ. √ермана Ц была сн€та им в 1971 году. ƒолгих 14 лет фильму пришлось ждать встречи со зрителем: он вышел на экраны лишь в 1985 году под названием Ђѕроверка на дорогахї.

„ерты стилистики будущего √ермана просматриваютс€ в Ђѕроверке...ї уже с первых кадров: фильм начинаетс€ с эпизода, фабульно никак с последующим не св€занного, с крупных планов лиц, которые в фильме больше уже не по€в€тс€, лиц, гл€д€щих на нас со странной смесью удивлени€, тоски, испуга при виде того, как фашисты трав€т картофель. ј за кадром бесстрастный женский голос, рассказывающий про умершего от отравленной картошки ¬ас€тку, про то, как Ђматери надавали Ђтумаков, таких резиновых палокї... ≈ще будет несколько кадров, показывающих коров, сгрудившихс€ за проволочной оградой, немецких солдат, пинающих их ногами, бесконечную череду товарных вагонов, в которых скотину повезут в √ерманию.  ак ни скупы эти немногие кадры пролога Ц в них эмоциональный зар€д на весь последующий фильм. ∆ивым и ос€заемым, чувственно-реальным становитс€ то, что довелось пережить оставшимс€ в немецком тылу: как грабили оккупанты народ, обрека€ его на голод и вымирание, за что и против чего шли на бой, на смерть партизаны.

“ема пам€ти, столь важна€ в последующих фильмах √ермана, здесь пока еще только просвечивает в виде легкого, пунктирно намеченного абриса, заданного щем€щей и грустной мелодией, столь неожиданной р€дом с черно-белыми жесткими фактурами фильма и столь необходимо дополн€ющей их.

√ерман экранизировал здесь военную прозу своего отца, отдава€ долг пам€ти и ему самому, и всему его поколению, вынесшему на своих плечах войну, победившему, не потер€вшемус€ в испытани€х. ѕравда, в отличие от последующих фильмов √ермана, главенствует здесь не врем€, не пам€ть о нем и о люд€х, в нем живших, а замешанна€ на крутом конфликте фабула, в последующих лентах режиссером намеренно разрушаема€. Ќигде потом ему не понадоб€тс€ герои-антиподы, на столкновении нравственных позиций которых будет держатьс€ здание фильма. «десь такие герои есть: старший лейтенант Ћокотков, сыгранный –оланом Ѕыковым, и майор ѕетушков, сыгранный јнатолием —олоницыным.

¬ 1988 году лента Ђѕроверка на дорогахї принесла јлексею √ерману, к тому времени уже признанному мастеру кинорежиссуры, √осударственную премию ———–. ј широка€ известность к нему пришла после фильма Ђƒвадцать дней без войныї (1976), поставленного по произведени€м  онстантина —имонова. √лавные роли в фильме сыграли ёрий Ќикулин и Ћюдмила √урченко.

Ѕольшим успехом јлексе€ √ермана стала лента Ђћой друг »ван Ћапшинї (1984), отмеченна€ актерскими работами јндре€ ћиронова и јндре€ Ѕолтнева и удостоенна€ многих кинематографических наград Ц премий ЂЅронзовый леопардї и ‘»ѕ–≈——», премии ЂЁ. јртари€ї (все Ц 1986). «а создание этого фильма √ерману была присуждена √осударственна€ преми€ –—‘—– (1986). «а фильмы Ђѕроверка на дорогахї, Ђƒвадцать дней без войныї и Ђћой друг »ван Ћапшинї јлексей √ерман был удостоен ѕремии критиков ћ ‘ в –оттердаме в 1987 году.

¬ картине Ђћой друг »ван Ћапшинї, как и в фильме Ђƒвадцать дней без войныї, тема пам€ти Ц важнейша€. »ли, точнее, не просто пам€ти, но и нашего отношени€ ко времени, воскрешаемому на экране.

“ема пам€ти обыграна прихотливой полифонией кадров черно-белых, вырисованных в голубоватые или охристые тона, цветных, сн€тых в м€гкой приглушенной гамме, Ц трудно логически объ€снить, почему какие-то кадры решены так, а другие Ц иначе, точно так же, как не всегда поймешь, почему вспомнилось одно, а не другое, вспомнилось так, а не иначе.

“ема пам€ти за€влена и впр€мую: за столом просторной, залитой льющимс€ из окон светом квартиры сидит пожилой человек и вспоминает себ€, тогдашнего мальчишку, жившего в квартире Ћапшина вместе с отцом, врачом угрозыска. ѕоказываемое на экране складываетс€ из воспоминаний собственных и воспоминаний чужих, из накопившихс€ за долгую жизнь свидетельств, фактов, ощущений, не сфотографировано пам€тью, но на ее основе воссоздано, и притом Ц вот что главное Ц воссоздано с отношением непротокольным, небесстрастным: все это глубоко личное, любовно в душе хранимое. » это отношение не столько данного конкретного персонажа (место в картине ему отведено более чем скромное), сколько самого автора фильма Ц пусть сам он в те годы еще и не родилс€. ѕам€ть об этом у јлексе€ √ермана историческа€: он обращаетс€ ко времени этапному дл€ будущего страны. ѕам€ть об этом еще и генетическа€: он переносит на экран повесть отца, в которой видит не персонажей беллетристического вымысла, но живых людей, сто€вших за этим вымыслом, живые судьбы, живое врем€.

»ван Ћапшин Ц начальник опергруппы. ѕрофесси€ сама собой проситс€ в детектив. Ќо фильм не детектив, все детективные св€зки между эпизодами обрублены, зрительское внимание нигде не держитс€ на загадке: распознает Ћапшин преступника или не распознает, поймает или не поймает? Ќе в том дело. јвтору, а вслед за ним и зрителю важно узнать другое Ц что за человек был Ћапшин, каковы были его друзь€, каково врем€, в котором они жили?

—ледующа€ работа јлексе€ √ермана Ц фильм Ђ’русталев, машину!ї (1998) Ц принесла режиссеру премию Ђ«олотой ќвенї (1999) и ЂЌикуї Ђ«а лучшую режиссуру и лучший фильмї (1999).

ј.√. √ерман Ц автор сценариев фильмов Ђѕроверка на дорогахї, Ђћой друг »ван Ћапшинї, Ђƒвадцать дней без войныї, Ђ’русталев, машину!ї и Ђ“рудно быть богомї. “акже јлексей √еоргиевич €вл€етс€ автором сценариев к фильмам других режиссеров: Ђ—адись р€дом, ћишка!ї (1977) и Ђ√ибель ќтрараї (1991).  роме того, он сыграл несколько небольших ролей в картинах Ђ—ергей »ванович уходит на пенсиюї (1980), Ђ–аффертиї (1980), ЂЋична€ жизнь директораї (1981), Ђ анувшее врем€ї (1989), Ђ«амокї (1994), Ђ“рофимъї (1995), Ђћани€ ∆изелиї (1995), Ђ—ергей Ёйзенштейн. јвтобиографи€ї (1996).

¬ 1990 году јлексей √ерман создал киностудию Ђѕервого и экспериментального фильмаї (ЂѕиЁ‘ї) и с тех пор €вл€лс€ ее художественным руководителем. — 1998 года он руководил мастерской ¬ысших курсов сценаристов и режиссеров √оскино –оссии.

¬ 1998 году ј.√. √ерману было присвоено звание народного артиста –оссии. ј.√. √ерман Ц лауреат премий Ђ«олотой ќвен Ц „еловек кинематографического годаї (1992), Ђ“риумфї (1998), Ђ оле€ї имени ¬. ¬ысоцкого (1998), премии —. ƒовлатова (1998). јлексей √еоргиевич награжден орденом Ђ«а заслуги перед ќтечествомї IV степени (1998). ќн €вл€етс€ членом –оссийской академии кинематографических искусств ЂЌикаї.

јлексей √ерман скончалс€ 21 феврал€ 2013 года на 75-м году жизни в клинике ¬оенно-медицинской академии —анкт-ѕетербурга от почечной недостаточности; похоронен 24 феврал€ на Ѕогословском кладбище —анкт-ѕетербурга.

ќсенью 2013 года посмертно удостоен премии –имского кинофестивал€ Ђ«олота€  апитолийска€ волчицаї за вклад в киноискусство (Lifetime Achievement Award). ÷еремони€ вручени€ состо€лась в –име 13 но€бр€ в рамках мировой премьеры финальной ленты √ермана Ђ“рудно быть богомї, награду прин€ли вдова режиссЄра —ветлана  армалита и его сын јлексей √ерман-младший. ќрганизаторы смотра отметили, что впервые в истории европейских фестивалей было прин€то решение присудить подобную награду ушедшему из жизни кинематографисту. ќрганизаторы более известного  аннского кинофестивал€ просили у семьи √ерманов разрешение на включение Ђ“рудно быть богомї в основной конкурс, но получили отказ.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

¬с€кий человек способен прожить более ста лет
ѕосетило:11592
ѕоль Ѕрэгг
јлиса ‘рейндлих: “айна всеобщей любимицы
ѕосетило:11526
јлиса ‘рейндлих
ёрий ¬ласов. Ѕиографи€
ѕосетило:277086
ёрий ¬ласов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru