Людибиографии, истории, факты, фотографии

Николай Евреинов

   /   

Nikolay Eureinov

   /
             
Фотография Николай Евреинов (photo Nikolay Eureinov)
   

День рождения: 13.02.1879 года
Место рождения: Москва, Россия
Дата смерти: 07.09.1953 года
Место смерти: Париж, СССР
Возраст: 74 года

Гражданство: СССР

Биография

Русский и французский режиссёр, драматург, теоретик и преобразователь театра

Русский и французский режиссёр, драматург, теоретик и преобразователь театра, историк театрального искусства, философ и лицедей, музыкант, художник и психолог.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

01.10.2009

Отец Николай Васильевич Евреинов — инженер путей сообщения, мать, Валентина Петровна — старинного французского рода, представителем которого в России был один из двух сыновей маркиза де Гранмезона, бежавших во время Великой французской революции, Жан — русский офицер Иван Иванович Гранмезон, участник Отечественной войны 1812 года, Бородинской битвы, — в отставку вышел в чине полковника, жена его — Прасковья Николаевна Сафронова, сын — врач, потомственный дворянин Пётр Иванович Гранмезон (1819—1872)— дед Н. Н. Евреинова, унаследовавшего от матушки любовь к музыке и безудержную страсть к театру. Образ мыслей, самобытные воззрения и достаточно спорная, не всегда аксиоматичная система взглядов этого режиссёра, позволяют, тем не менее, причислить его к тем, чьей волею в XX веке преобразился мировой театр.

Николай Евреинов фотография
Николай Евреинов фотография

Детские годы его протекали в постоянных разъездах по России, чему причиной была служба отца. Дерпт, Псков, Москва, Екатеринослав... Много для приобщения к театральной жизни, как и его сверстнику–соратнику Борису Глаголину, в юности дал Псков, где семья Николая Васильевича Евреинова, возглавлявшего правление Псковско–Рыбинской железной дороги, обосновалась сравнительно надолго...

Реклама:

Творчество

Когда я думаю о себе, о своей жизни, мне представляется оторванное облако и его одинокий путь. Оно далеко от земли, от людей, и вместе с этим так близко и земле, и людям, ведь они его создали! И правда, часто, когда оно оранжево–знойное, красное, кажется, что испарения крови людской, пота и слёз людских образовали эту страшную массу! — что насыщенная раздражением, усталостью и горем, она должна сломить кого–то, уничтожить, сделать ужасное. В другое же время — напротив! — оно как будто из опалов, перламутра, из лунных камней, легкомысленное, красивое, немножко смешное... ...Я всегда любил женщин: я люблю загадки. В 10 лет я уже был «cabalero». Псковские барышни казались мне принцессами. мотреть на них царственным оком — я не знал тогда лучшей забавы... ...Родных, знакомых, товарищей много, но из всех их вместе не выжать и пол–друга!

Россия

Первые опыты

Первую пьесу Николай Евреинов написал в семь лет. Любые домашние торжества непременно сопровождались его постановками, которые, как правило, заканчивались слезами режиссёра — он желал, чтобы спектакль продолжался, и продолжался — вместе с жизнью... В юности он бежал с бродячими актёрами, но был водворён... — в жизнь... И, кто знает, может, тогда впервые его посетила идея о том, что «жизнь должна стать театром» — действительным воплощением известной шекспировской метафоры.

Творческое наследие Николая Николаевича Евреинова настолько велико, а сфера его деятельности столь широка, что любая попытка, даже в предельно сжатой форме, изложить наиболее важные их пункты, неизбежно ставит пишущего перед дилеммой: предпочесть освещение его теории рассказу о поставленных им спектаклях (выделив самые значительные из них), или, дав характеристику его постановкам и методам, к которым он прибегал, оставить без внимания десятки и сотни контактов с театральными деятелями, художниками, актёрами, музыкантами, учёными, литераторами, антрепренёрами, философами и многими, многими другими, сократив его библиограию до списка наиболее значимых публикаций. А ещё был Евреинов–художник, Евреинов–путешественник, Евреинов–музыкант, Евреинов–масон, «Оригинал о портретистах», «Нагота на сцене»... Словом, одно всегда будет в ущерб другому. И даже если «Старинный театр», «Кривое зеркало», «Привал комедиантов», «Бродячая собака» и т. д. могут быть выделены в отдельную тему, то главное, что отличает его от многих коллег по цеху, всё–таки настоятельно требует достаточно последовательного изложения, поскольку полноценная творческая биография Н. Н. Евреинова ещё ждёт своего часа...

Лучшие дня

Звезда картины “Кошка на раскаленной крыше”
Посетило:38877
Пол Ньюман
Уэйн Гретцки. Биография
Посетило:37187
Уэйн Гретцки
Работа на камеру – это удовольствие
Посетило:10979
Анна Большова

1887–1892 — учёба в гимназиях Пскова и Москвы.

1887 — первая пьеса (пародийный семейный водевиль).

1892 — поступает в Императорское училище правоведения, где играет в любительском театральном кружке, для которого пишет.

1893 — написал и поставил одноактную пьесу «Репетиция» (не опубликована) и оперу-буфф, арлекинаду «Сила чар» (утрачена; поставлена была совместно с Н. В. Карминым — будущим вдохновителем постановки «Вампуки»). В кружке же он сыграл Франца Мора (в «Разбойниках» И. Шилллера), Глумова («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, Сына (в комедии М. Н. Владыкина «Омут»).

Середина 1890-х — после развода родителей,— принял сторону матери, отношения с отцом практически не поддерживал.

1901 — окончание училища (с серебряной медалью; выпускное сочинение — реферат «История телесных наказаний в России»). Поступление вольнослушателем в Санкт-Петербургскую консерваторию, где его учителями были Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. Написал историческую драму из «петровской эпохи» «Болваны, кумирские боги» — прообраз его реконструктивных постановок «Старинного театра» (опубликована в его книге «Драматические сочинения»). Начал службу в Министерстве юстиции, а затем, в этом же году — в Министерстве путей сообщения (до 1914). Тогда же Н. Н. Евреинов под руководством А. И. Введенского начал изучать в университете философию.

1902 — написал комедию в 3–х действиях «Фундамент счастья» (опубликована также в 1912 году под названием «Счастливый гробовщик»).

1905 — поставил свою одноактную комедию «Стёпик и Манюрочка» (1904) в Александринском театре (премьера — 22 декабря; Стёпик — П. М. Медведев, Манюрочка — В. В. Стрельская).

1905, 30 января — комедия «Фундамент счастья» в «Новом театре» (театр Л. Б. Яворской) (Анастасия — Л. Б. Яворская, Чернушкин — И. Ф. Шмидт).

1906 — 16 декабря в Театре Литературно–Художественного общества (Суворинском) идёт пьеса Н. Н. Евреинова «Красивый деспот. Последний акт драмы» (в 4–х действиях).

1907, 27 января — «"Бабушка", отрывок из жизни в одном действии Н. Н. Евреинова» — к 50-летию актёрской деятельности В. В. Стрельской, которая играла «самоё себя».

Дебют Н. Н. Евреинова на большой сцене — одноактная пьеса для двух действующих лиц «Стёпик и Манюрочка», в которой адюльтер предствален как выход из «серой паутины будней», разумеется, подразумевал, если и не скандал, то заметную реакцию — это первая пьеса Н. Н. Евреинова, в которой он манифестирует «трансформацию жизни», «театрализацию быта», здесь прослеживается и влияние О. Уайльда. В это же время Н. Н. Евреинов ставит пьесы в Новом театре (Л. Б. Яворской), в которых участвует в качестве актёра, — в Малом театре (Суворинском). Выходит 1−й том его «Драматических сочинений» в который по определению автора были включены его «литературго−драматические» пьесы. В их числе пацифистская драма «Война», комедия «Фундамент счастья» («эскиз» будущих монодрам Н. Н. Евреинова) и «Красивый деспот». Последнее произведение примечательно тем, что в нём уже дан конкретный, наглядный пример «театрализации»: главный герой завёл в своём поместье подобие быта начала XIX века, детально стилизовав усадьбу соответствующим антуражем, в этом «театре для себя» он находит единственный смысл существования — «вопль об исчезающей красоте».

Порою мне думается, что не здешний я, не теперешний, а тамошний, прошлый, что я опоздал родиться на целое столетие, что среди других людей, в другой эпохе мне было бы превольней, веселее и, господин среди господ, я не шлялся бы тогда скучным облаком, а наслаждался бы земной красотой на земле, по−земному, наслаждался бы полностью, был бы счастливым... И вот! Если б не осталось грёз и искусства, я не знаю... Я умер бы и не было бы лишнего облака, чтобы застить лишний раз свет.

Старинный театр

Старинный театр возник в Санкт−Петербурге по мысли Н. Н. Евреинова в конце 1907 года и закончил первый сезон постом 1908 года (литургическая драма, миракль, моралите, пастурель, фарс), возродился в конце 1911 года (испанская драма эпохи расцвета). Из участников и руководителей этой недолговременной, но оставившей заметный след в культурной жизни того времени затеи, следует назвать завзятого театрала барона Н. В. Дризена (одного из основных субсидентов), издательницу Н. И. Бутковскую, а в числе прочих теоретиков, прежде всего, конечно, Е. В. Аничкова и К. М. Миклакшевского.

Задачам Старинного театра был посвящён доклад Н. Н. Евреинова, прочитанный 30 ноября 1907 года в Литературном кружке имени Я. П. Полонского. Евреинов выдвинул, в частности, принцип «изображать не изображаемых, а изображающих», «стремиться передать образ мистерии или моралите через черты того учёного аббата или почтенного гражданина, который являлся носителем драматического искусства в ту эпоху». Публика была заинтригована чрезвычайно. Евреинову удалось собрать вокруг своего предприятия лучшие молодые силы, и уже один перечень сотрудников театра не позволяет забыть о нём в анналах отечественной истории.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Женский бодибилдинг: Как совместить карьеру и материнство?
Посетило:11001
Аманда Доэрти
Звезда картины “Кошка на раскаленной крыше”
Посетило:38877
Пол Ньюман
Стивен Ривз. Биография
Посетило:10918
Стивен Ривз

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history