Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

≈лена Ќиколаева

   /   

Elena Nikolaeva

   /
             
‘отографи€ ≈лена Ќиколаева (photo Elena Nikolaeva)
   

–осси€

√ражданство: –осси€

” каждого геро€ должна быть сво€ правда

–ежиссЄр

¬ ближайшее врем€ готовитс€ к выпуску на DVD четырехсерийный телевизионный фильм Ђјнгел в сердцеї, премьера которого состо€лась на ѕервом канале 16 €нвар€ 2013 года. »нтеллигентное, сердечное и ностальгическое кино о влюблЄнных, разлучЄнных в юности и драматически встретившихс€ через 20 лет, вызвало живой отклик у наших зрителей. ћы решили поговорить с его режиссЄром, ≈леной Ќиколаевой (Ђ—екс-—казкаї, Ђѕопсаї , Ђ¬анечкаї, Ђƒевочкаї) о том, что осталось за кадром, о сложност€х работы в жанре мелодрамы, о замечательных актЄрах, сн€вшихс€ в фильме, и, конечно же, о странност€х любви.

01.04.2013

≈лена ¬ладиславовна, как по€вилс€ этот проект?

≈лена Ќиколаева фотографи€
≈лена Ќиколаева фотографи€

- Ђјнгел в сердцеї возник стандартно: мен€ пригласили продюсеры, и убедили. ћелодрама - жанр очень востребованный. ƒрама и мелодрама это наш, российский менталитет.

ƒрама не пугает нас.

- ƒрама, мне кажетс€ - наше нормальное состо€ние.

— другой стороны, если посмотреть, на что ход€т в кинотеатры Ц либо это мультфильмы, либо что-то развлекательное.

- —ейчас да. Ќадо не забывать нашу ситуацию безумную, чЄрное же всЄ у нас. —ейчас в интернет страшно входить. Ќу и вот, возникла така€ мелодрама. Ћитературный сценарий был уже приобретЄн, за€влен на канале, как интересна€ истори€, что-то близкое к Ђќсени в Ќью-…оркеї.

Ќачалась работа - читаешь, что-то придумываешь, обычное дело, когда сценарий переделываетс€ под режиссЄра, чтобы истори€ состо€лась именно такой, какой € еЄ почувствовала, чтобы она была жива€. я ненавижу пон€тие отрицательных персонажей, считаю, что у каждого должна быть сво€ правда - это самое главное дл€ характера. Ѕеру на эти роли очень хороших актЄров, которые играют с установкой своей правоты, и сразу получаетс€ двойна€, не плоска€ истори€.

„то же было главным в работе над этим фильмом?

Ћучшие дн€

Ёрнесто „е √евара: ' оманданте  убинской революции'
ѕосетило:123681
Ёрнесто „е √евара
јлександр —окуров: »сконна€ натура кинематографа
ѕосетило:10535
јлександр —окуров
–азработчик пистолета ““ и винтовки —¬“
ѕосетило:9305
‘едор “окарев

- ћелодраму очень сложно делать, на мой взгл€д. „уть-чуть перебор, скатилс€ до лишнего плюса - и всЄ. ѕоэтому всегда интересней делать мелодраму с ударением на драму. ” мен€ така€ манера - немного чрезмерна€ плотность в действии, в событийности. Ќе скажу, что сценарий сразу зацепил, мен€ зацепили продюсеры кинокомпании Ђјмальгамаї. ќчень интересные все трое: и јндрей ‘еофанов, и —ергей Ќовиков, и креативный продюсер ¬ладимир ўегольков, который, собственно, мен€ и нашЄл (мы вместе с ним работали у моего бывшего сокурсника, ћиши  алатозова). ћне понравилась их установка на качество: чтобы было именно четыре серии, а не больше. „тобы можно было Ђвылизатьї, рассказать историю чистым, профессиональным €зыком. ѕри съЄмках часто начинают экономить, так как очень мало профессионально образованных продюсеров. Ќапример, они тебе дают только видео-объектив, и всЄ бы ничего, но киношный эффект пропадает. ” нас же всЄ было по высшему разр€ду, и один из главных героев этой картины - локейшн, места съЄмки. ¬с€ эта истори€ была написана на ћоскву, но, на мой взгл€д, там она бы не сработала. ћы снимали много где: ялта, —евастополь, јлушта, јлупка...

—колько времени вы там провели?

- ћес€ца три, наверное. ƒолго искали натуру, было довольно сложно: мы выбрали, а потом оказалась, что в сезон эти места недоступны. ≈сть замечательный санаторий, который называетс€ Ђ–осси€ї, но там в это врем€ был саммит. “акого рода места заранее расписаны, как  ремль, куда нельз€ прийти, когда захочетс€, и снимать. ћы там готовились, у нас много €лтинцев работало.

Ќаши читатели писали о съЄмках ещЄ до выхода сериала. Ћюди очень живо реагируют, когда что-то р€дом происходит.

- «наете, у нас был очень трогательный момент, поразительно. ћы снимали в выходной день на набережной в —евастополе, у –отонды. Ќесколько сцен: перва€ школьна€, когда они рисуют, потом встреча, они расстаютс€, и вечером мы должны были приехать на Ђвыпускной балї, вниз, к морю. ѕо актЄрам же всЄ планируешь, не по возможност€м. јктЄры все, практически, театральные, зан€тые, даже ƒаню ѕевцова (ѕет€  узнецов в молодости) мы вз€ли всего на дес€ть дней. » вы€сн€етс€, что сегодн€ - ƒень города! ¬ечером собираемс€ на переезд - хот€ там спуститьс€ просто, но дл€ киногруппы это большой переезд, с гримЄрной, со всем барахлом, с камерами... я в шоке, не знаю, что делать - миллион людей вокруг! Ќевозможно! Ўум, гам, какие-то песни. ћне исполнительный продюсер говорит: ЂЌе волнуйтесь, мы всЄ разгребЄмї. » действительно - разогнали, расчистили, поставили ограждение, и мы стали репетировать эту сцену, котора€ идЄт одним кадром. —н€ли три или четыре дубл€. я уже и забыла про толпу, а люди сто€т.  ончилось тем, что, когда мы всЄ сн€ли, люди захлопали, некоторые даже плакали. ѕотому что ностальги€. ќказалось, выпускной бал 1985-го года произвЄл на всех такое впечатление. я думала, будут лезть, что-нибудь орать, знаете, как это часто бывает? ќсобенно, в ћоскве.

—евастополь - очень интеллигентный город, он какой-то особенный.

- ƒа. ¬от эта ностальгическа€ атмосфера нас тоже тронула.  расивый город, очень. ∆аль, что не русский сейчас. ƒай Ѕог, чтобы были нормальные отношени€, чтобы осталс€ русский €зык - это же город морского офицерства российского. Ѕольшой респект продюсерам за ялту, так как это очень удорожило проект. ѕоследние мес€цы попали ещЄ и в сезон...

Ќо как это украсило картину!

- Ёто еЄ и сделало. »стори€ по жанру - чиста€-пречиста€ мелодрама, котора€ нуждаетс€ именно в таком подходе. ≈Є об€зательно нужно правильно рассказать.  ак еЄ подать? Ђјнгел в сердцеї можно было сделать арт-историей, совершенно чЄрной, акценты по-другому расставить. — другой стороны, если сн€ть наплевательски, дЄшево, халтурно - была бы просто бытовуха. Ќеинтересно.

 ак бы вы сами определили тему фильма, о чЄм он?

- Ёто интересна€ истори€ о любви: мужчина всю жизнь любит одну и ту же женщину, только в двух воплощени€х. “а исчезла, ту, собственно, Ђубилиї, и он еЄ снова нашЄл в еЄ дочери, –ите ( атерина Ўпица).

ѕоэтому јнна ћихайловска€, игравша€  сению в юности, не могла сыграть вторую роль, –иты? Ёто было бы слишком Ђв лобї?

-  онечно. » тогда ѕетр (ƒмитрий ѕевцов) не стал бы с ней встречатьс€, мне кажетс€. Ќе имел бы права, это друга€ истори€. јкцент на то, что инициатива –иты, был моей идеей. ќни влюбл€ютс€ оба, но еЄ-то ничто не держит, и она така€ же, как  сени€ в юности Ц Ђ€ хочуї, капризна€, избалованна€, привыкша€ всЄ получать. ј он вс€чески упираетс€. ¬любилс€ он сразу, другой вопрос - как ты решаешь дл€ себ€, имеешь ли ты право, нужно ли тебе это? ” ровесников ответственность напополам.  огда ты старше - ответственность на тебе. ќгромна€ разница, и он должен понимать, что она така€ молода€... ѕо-разному рассуждают мужчины. ћногие чувствуют, что это момент очень короткий. Ќенадолго.

Ќо они решили, что это будет надолго.

- ƒа. ѕотому, что он был готов к этой встрече. “ака€ вот истори€.

 ак в такой ситуации Ђтреугольникаї может себ€ ощущать мать?

- Ќасто€ща€ мать будет думать только о ребЄнке, это сто процентов.  онечно, есть какое-то соперничество подсознательное, но если ты мать, то ребЄнок у теб€ на первом месте, об€зательно. Ёто мо€ позици€. я прежде всего мать, потом уже всЄ остальное. ѕоэтому дл€ неЄ главное - дочь, котора€ попала в ту же драматическую ситуацию. Ћюбовь должна себ€ реализовать.

ћне больше всех, почему-то, персонаж ёшкевича понравилс€ (художник ƒмитрий, муж  сении).

- Ќаверное, потому, что и мне он больше всех понравилс€. —амый сложный, самый несчастный. ќн-то искренне влюбилс€, а тут вс€ эта интрига.

Ћюди столько лет живут вместе, у них были хорошие отношени€ - почему она не смогла пон€ть, что любит его?

- ј вы такое в жизни не видели, ни разу? я могу вам рассказать: ¬алентина —ерова и  онстантин —имонов. ” —еровой был муж, лЄтчик —еров, который прожил с ней два года, и погиб. ќни были очень молодые. „то такое лЄтчик р€дом с —имоновым?  огда читаешь записки »винской ќльги ¬севолодовны, последней жены ѕастернака - зашЄл —имонов, в американском пальто, пахнущий дорогим табаком, с трубкой, ове€нный романтикой фронта, женщины с ума сходили. ¬се сбегались Ц —имонов пришЄл! ј —ерова страдала, потому как считала, что всю жизнь любит своего лЄтчика.  оторый, увер€ю вас, когда кончилась бы война, осталс€ бы без такой легендарной работы, пил бы, и вообще, у него была бы одна извилина, сто процентов. „то такое лЄтчик? “от же слесарь, только летает. » —имонов, который посв€тил ей кучу стихов! —имонов, который не бо€лс€, тоже был на фронте, как любой солдат. —имонов - совершенно уникальна€, редка€, легендарна€ личность –оссии! «а счастье быть с ним люба€ женщина бы умерла просто. ј —ерова потом говорила - да, € дура. ѕропустила такого человека. ” —имонова на столе сто€ло две фотографии, одна - Ёкзюпери, друга€ - —еровой. ≈го спросили - почему? Ђѕотому, что € всю жизнь хотел быть похожим на этого человека, и не смог. ѕотому, что € всю жизнь хотел прожить с этой женщиной - и не смогї. ¬от какое у него было к ней отношение. ¬от истори€, пожалуйста.

 ак же может быть, что така€ искренн€€ любовь не смогла тронуть женское сердце?

-  ака€-то иллюзи€ оказываетс€ важнее. ’от€ это даже нечестно, глупо по отношению к самой себе и к √осподу Ѕогу, давшему тебе другого человека, который был р€дом и теб€ любил. Ћибо у неЄ была заточена психика на драматизм ситуации, ей нравилось культивировать некую драму, в своей душе переживать, на этом она строила своЄ бытие. ¬полне возможно. “ака€ ситуаци€ может быть, и, знаете, не одна. ” нас с мужем есть замечательный товарищ, полжизни вспоминавший свою первую жену, котора€ совершенно пуста€, абсолютно. » не заметил прожившую р€дом с ним гораздо более интересную женщину, котора€, в результате, от него ушла. “ы понимаешь, что р€дом с тобой была потр€сающей красоты - € не буду называть, она очень известна€ личность - неверо€тна€ женщина, которую ты просто не заметил? ќна была с тобой, ребЄнка тебе родила, умерла - а ты не заметил. ¬споминаешь ту, котора€ была менее интересна.

ј он что на это сказал?

- ќн сказал - да, ты права, € согласен. Ќо тогда уже всЄ прошло.

Ёто понимаешь умом, а чувства отдельно от разума.

- ƒумаю, да. ѕоэтому, бывает. “о ли так правда устроена жизнь - чтобы теб€ так страстно любили, надо не любить?  огда € с Ћюсей √урченко снимала картину Ђ—екс-сказкаї, она сказала: Ђ ак € буду самой желанной после таких молодых и красивых?ї я придумала такой вариант: Ђ—кажи, какую женщину больше всего люб€т мужчины?ї ќна говорит - сексуальную. Ќет!  расивую? Ќет - уход€щую. ќна говорит - почему ты младше, а умнее? (смеЄтс€) ƒействительно, так и получаетс€. —имонов так и не получил в руки —ерову, поэтому страстно любил, а она, оттого, что он был всегда р€дом, как данность, не составила себе труда завоЄвывать.

—южеты вырастают пр€мо из жизни, можно брать и снимать.

- ¬сегда надо наблюдать.  ак миссис ћарпл, да? (смеЄтс€). “акое бывает, когда возраст накапливаетс€.  ак у нас в Ђ—лужбе довери€ї врач говорит старому бомжу Ц Ђ¬ы психолог?ї Ђƒа нет, просто долго живу.ї

јктЄров Ђјнгела в сердцеї можно разделить на более старших Ц ¬алерий Ѕаринов (отец ƒмитри€), “ать€на ƒогилева (мать  сении) - и молодых. ≈сть ли разница в работе с ними?

-  онечно, есть. —кажем, ƒогилева - мо€ ровесница. ќна мне очень нравитс€, просто уникальна€ актриса, мы подружились. ѕонимаете, это поколение - оно совсем другое. —кажу такую вещь: т€желее по характеру, чем Ћюс€ √урченко, вообще нет. „еловек энергетически неверо€тной силы, в 70 лет держала спектакль с танцем - это нормально? ” мен€ мама встать не может сама, у неЄ всЄ болит. ј она тебе танцует!  акую энергетику Ѕог дал! Ќо есть обратна€ сторона медали. ≈сли она злитс€ - это монстр, если она радуетс€ - своеобразна€, тоже. ƒа, с ней бывало т€жело, у неЄ было своЄ отношение к костюмам, которые она сама диктовала и ругалась. Ќо, когда нужно было ехать на съЄмки, а ей не купили билет (а √урченко была гипер-звездой, когда € снимала Ђ—екс-сказкуї), она села в общий вагон и поехала сама. „то она там пережила, что она там делала, € не знаю, потому, что никакие чЄрные очки еЄ никогда не пр€тали. ѕриехала и утром пошла на площадку, и ничего.  аждое утро она без п€тнадцати дев€ть уже сто€ла у машины, готова€ ехать. “акой человек. ѕоэтому то, старое поколение, оно неверо€тное просто. ¬о-первых, как они работают над ролью. Ѕывает, рассказываешь Ђпро что эта сценаї в 25-й раз, и не встречаешь понимани€. ј тут, как говорил —таниславский, Ђработа актЄра над собойї. ќтдача. ћало кто сейчас так делает. ѕлюс неверо€тна€ об€зательность, серьЄзное отношение. јндрей ѕанин - просто русский √эри ќлдман. »з такой простой роли в Ђ¬анечкеї - дл€ мен€ она была важной, кающийс€ грешник - он сделал, на мой взгл€д, что-то неверо€тное. »ли ƒус€ √ерманова! “ан€ ƒогилева в Ђƒевочкеї работницу в тюрьме играла - кака€ мощна€ у неЄ роль!

ƒогилева с возрастом становитс€ только лучше.

- Ћучше, ну что вы! ќчень сложно играть характерные роли, хот€ героиней быть ещЄ т€желее. ћастодонты последние просто остаютс€. —ейчас то ли их порт€т этим "мылом", то ли что... я не вижу личностных характеристик, которые было бы интересно наблюдать, как в той же ќлесе ∆елезн€к.  онечно, хорошие актЄры есть, в –оссии много интересных актрис, мне кажетс€, даже больше, чем мужиков.

ћожет быть, стоит в провинции поискать новые лица?

- ƒа-да. ѕлюс эти телеканалы, которые "присели" на звЄзд, невозможно. Ќе понимаешь, что ты включил, везде одни и те же фигуры. Ѕыла волна на ѕанина, потом он кому-то надоел - повсюду один ƒомогаров, и так далее.

ј ваши молодые реб€та - ƒан€ ѕевцов, ћихайловска€?

- јнечку ћихайловскую ( сени€ в молодости) € уже снимала в Ђ—амой красивой-2ї, там € дл€ себ€ еЄ открыла в работе. я пр€мо влюбилась в неЄ, така€ замечательна€. » тоже несовременна€: она танцует с шести лет, спортивные танцы. ѕоэтому - трудоголик. јнечка потр€сающе работает, потр€сающа€ собранность. ѕро ƒаню ѕевцова (ѕет€  узнецов в молодости) € вообще не знаю, что сказать. Ёто просто уникальное €вление, комета така€. ¬ этот день - именно в этот день! - мы тут сидели, ƒима ѕевцов (ѕЄтр  узнецов) озвучивал, сказав, что сына подвЄз на мотоцикле и приехал к нам.  ак раз говорили о том, что ƒан€ лучше него. ” ƒимы рот раст€гивалс€ в улыбке от этих слов, говорил - да, € знаю, € тогда был дерев€нный. ј ƒан€, действительно, очень свободный, какой-то свет€щийс€. ѕросто поразительно. ¬се ассистенты, вс€ группа ждали, что на съЄмки приедет мажор. ј приехал парень, которому можно сказать: "ќй, пить хочетс€!" - и он побежит, и первым принесЄт тебе воды. ѕричЄм тебе, не тебе, любому. ”никальный совершенно человек, с открытым сердцем, с открытой душой. “ака€ была отдача от сердца у детей - там не было техники, шЄл просто полный надрыв. ѕоразительно.

Ќа площадке “ан€ за јней ходила, обучала еЄ, а Ѕаринов учил ƒаню. ќсоба€ атмосфера. ƒети были настолько милы, такие замечательные, что все их учили, помогали, все их хвалили. ¬ыбор актЄров очень удачный, и этот парень, —аша —олдаткин, игравший персонажа ёшкевича, ƒиму ѕроскурина в юности, тоже очень интересный.

’отели бы поработать с ними ещЄ?

-ƒа, да, € со всеми с ними хотела бы работать. ≈сть просто актЄры, которых € считаю Ђсвоимиї. — ѕевцовым у нас вообще романтическа€ истори€: есть така€ картина, Ђјлиса и букинистї, еЄ сн€л мой муж. » они там поженились с ќльгой, так что мы дружим много-много лет. ƒима очень серьЄзно работает. ќн мысл€щий человек, с ним очень интересно.

¬аш следующий проект также будет сн€т здесь, на AMALGAMA STUDIO?

- ƒа, тоже четыре серии. —кажу только, что это уже мо€ молодость, 1978-й год. » тоже мелодрама, со знаком драмы. јрт-художественна€ среда, котора€ даЄт возможность окунутьс€ в драматическо-социальную часть этой эпохи. ¬ то же врем€, это среда неординарных людей. —ейчас мы только начали работу, переписываем сценарий, в очередной раз.

≈лена ¬ладиславовна, как вы думаете - может ли киноискусство повли€ть на человека так, чтобы что-то в нЄм изменилось? Ќе просто развлечь, не просто отвлечь, а дать стимул к перемене мыслей, личности?

-“арковский считал, что может.

Ёто может только через катарсис произойти?  ак достучатьс€ до людей?

- „ерез катарсис. ѕотр€сти. „то такое кино? ѕрочесть книгу - некий труд. „итаешь, думаешь, возвращаешьс€ к ней.  ино - всегда эмоциональный шок. Ќеважно, весЄлый, грустный. ≈сли его не случилось, значит, кино не задело.  атарсис может быть пр€мой, шекспировский, а может быть и подсознательный. ” мен€ так произошло с Ђјнтихристомї - только на другой день € пон€ла, что картина на мен€ повли€ла.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлексей Ѕаталов: Ќе торгу€сь с судьбой
ѕосетило:9481
јлексей Ѕаталов
„етырехкратный победитель т€желейшего в мире марафона
ѕосетило:10257
ћохамад јхансал
Ёрнесто „е √евара: ' оманданте  убинской революции'
ѕосетило:123681
Ёрнесто „е √евара

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru