Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр ѕетров

   /   

Alexander Petrov

   /
             
‘отографи€ јлександр ѕетров (photo Alexander Petrov)
   

ƒень рождени€: 17.07.1957 года
ћесто рождени€: с. ѕречистое, , ярославска€ обл. ,———–
¬озраст: 65 лет

√ражданство: –осси€

ќЌ ќ—“ј¬»Ћ ќ“ѕ≈„ј“ » ѕјЋ№÷≈¬ ¬ »— ”——“¬≈

–ежиссер-аниматор

ѕ€ть лет назад его им€ прогремело на весь мир. ѕолуча€ золотую оскаровскую статуэтку за фильм Ђ—тарик и мореї, сн€тый в  анаде, режиссер јлександр ѕетров уточнил, что он из –оссии.
≈го сманивали соблазнительными приглашени€ми ведущие студии мира, а он вернулс€ в провинциальный ярославль, где вырос, окончил художественное училищеЕ  орпит теперь с единомышленниками над очередным шедевром по мотивам кружевного романа »вана Ўмелева Ђ»стори€ любовна€ї.

04.10.2005

Ќа улице ўапова, подальше от столичной суеты, кипит с утра до ночи работа.  ипит Ч сильно сказано. ƒва с половиной года Ч 22 минуты готового материала. я посчитала: больше 40 дней на минуту. ћожно иначе: всего 40 дней Ч и краски стекаютс€ на экране в непостижимые соцвети€, замирают в воздушных портретах, чудных пейзажных мгновени€х. ћинута тотальных метаморфоз бесконечна.

јлександр ѕетров фотографи€
јлександр ѕетров фотографи€

ѕрошлым летом € была в его студии вместе с международной делегацией аниматоров. Ќа фестивале Ђ –ќ ї желающие записывались на экскурсию Ђ  ѕетровуЕї Ч главной €рославской достопримечательностиЕ

—ейчас, подъезжа€ к ярославлю, всматриваюсь в мелькающие за окном вагона утопающие в зелени, траченные временем деревеньки: где-то тут спр€талось ѕречистое Ч родина Ўуры. ћимо пронос€тс€ —емибратово,  оромыслово, ѕол€нка, Ѕабки Ч Ѕерендеево царство какое-то.

Ѕродим с Ўурой по ярославлю, не туристическому-златоокольцованному, а Ђза фасадамиї. –ассматриваем чудом сохранившиес€ старые дворики, закоулки, заросшие бурь€ном монастырские палисады, где истекшее врем€ законсервировалось в запахах почерневшего сырого дерева и полыни. ¬ ярославле немерено галок и кошек. ¬аль€жно расположившиес€ в каждом дворе кошки чувствуют себ€ истинными хоз€евами города.

- «десь у нас кошачий рай. ј этот двухэтажный особн€чок скособоченный, правда, похож на дом из нашего фильма? “аких старых двориков € целый альбом наснимал. —мотри-ка, дом —обинова, € и не зналЕ ’орошо, что мы с тобой прошлись. Ќа свой город смотришь другими глазами. ¬ообще старина у нас скоропостижно истребл€етс€.

¬ыходим на главную площадь, к знаменитому ¬олковскому театруЕ

Ч ѕравда, что дл€ оскаровской церемонии смокинг тебе шили в пошивочном цехе театра?

Ч ѕравда. ѕервый смокинг вз€ли напрокат, когда с Ђ оровойї поехали на Ђќскарї (Ђ ороваї Ч режиссерский дебют ѕетрова по рассказу ѕлатонова). ¬торой раз летели из  анады с Ђ–усалкойї. ѕошли в специальный магазинчик, справили к церемонии за 300 долларов смокинг с иголочки. “еперь дл€ экономии решил обзавестись своим. Ќо посмотри на мен€: € и смокинг Ч вещи несовместные.

Ћучшие дн€

Ћеди ќльга - женщина с 30-сантиметровой бородой
ѕосетило:8806
ƒжейн Ѕарнелл
—ергей ћаковецкий: „еловек, выбравший правильный путь
ѕосетило:8022
—ергей ћаковецкий
ћакс Ћоренс. Ѕиографи€
ѕосетило:3365
ћакс Ћоренс

Ёто правда, у —аши в ногти, в прожилки кожи, даже в бороду въелась краска.  огда выходит из павильона, лицо измазано почище, чем у вожд€ краснокожих. ¬едь фильмы свои он рисует пальцами, помога€ им кистью. „ерез пальцы изображению передаетс€ живой пульс. “аинство именуетс€ Ђожившей живописьюї. ѕограничье ремесла и ворожбы. ћне по душе больше стекл€нна€. —текл€нна€ живопись. ѕишет свои фильмы —аша на €русах стекол, просвеченных особым способом снизу. “ак, чтобы в кадре возникал воздух.

Ч “ы знаешь, что создатель первого театра Ч мой земл€к ¬олков Ч сделал замечательный проект иконостаса барочной церкви Ќиколы Ќадеина? ќн ведь и резчиком превосходным был, и художником. Ќам разрешили церковь сн€ть, когда копили материал дл€ фильма. я тут все закутки обошел. ¬от и эти палисадники фотографировал.

ѕроходим мимо купеческих и двор€нских домов XIX века. ѕробираемс€ через дыру в заборе: из одного двора Ч в другой, в третий. ѕопадаем в заросшие травой солнечные кущи: райскими €блоками деревь€ усыпаны, золотые шары повсюду Ч те, что когда-то полонили нашу ћарьину –ощу. –€дом двор бывшего мужского монастыр€.

Ч —аша, ѕречистое дл€ теб€ больше чем место рождени€? ƒо недавнего времени там и бабушка тво€ јнна ѕетровна жила, которой сейчас больше 100 лет.

Ч Ќазвание деревни не от чистоты дорог. ¬ честь иконы ѕречистой Ѕогоматери. ƒом наш недавно спалили. Ѕабушка теперь в ярославле. Ќо все равно там мо€ мала€ родина.  огда перебралс€ в город, в школу, все свободное врем€ в деревне проводилЕ

Ч ¬ твоих фильмах есть фрагменты малой родины?

Ч Ђ ороваї вс€ оттуда. ∆елезна€ дорога в фильме Ч она р€дом с ѕречистым проходит. — дорогой мен€ св€зывает что-то загадочное. ¬еришь ли, во сне посто€нно куда-то еду.

Ч ќт Ђ оровыї Ч истории мальчика, испытавшего трагедию (смерть родного существа), Ч ощущение глубоко личного, даже автобиографичного.

Ч «а исключением каркаса платоновского сюжета, все, что в этом кино есть, напитано детством: жестами, знанием, как свет лежит, как тропинка шла. –еконструировал живое пространство фильма вслепую, пользовалс€ сп€щей пам€тью. “ам нет с натуры списанного места действи€, но дом, двор, полустанки Ч словно пропечатались на невидимой промокашке, потом проникли с красками на стекла. » береза поваленна€, с которой мальчик смотрит в поле, Ч € сам по ней лазил.

Ч ” теб€ целый музей наград, а перва€ была в п€том классе, ты получил фотоаппарат за рисунок. ѕомнишь его?

Ч ≈ще бы. Ќарисовал гор€щий Ѕерлин, лет€щие самолеты, солдата с ребенком на руках. ¬ общем, собрал тучу актуальных тогда штампов.

Ч «ато полученный в награду фотоаппарат решил твою судьбу. — тех самых пор ты не только рисовал, но смотрел в глазок камеры.

Ч —разу поехал в деревню хвастатьс€, наснимал гору снимков. ѕо сей день собираю фактуру дл€ кино с фотоаппаратом. ярославль исходил в поискахЕ московского «амоскворечь€. Ќичего с натуры не писал. ‘антазировал по фотографи€м.

∆ивут ѕетровы Ч Ўура и Ќаташа Ч неподалеку, р€дом со старым Ѕутусовским парком. –аньше место звалось Ѕутусовский поселок, здесь в начале 30-х отстроили первые дома с водопроводом. ѕока Ўура св€щеннодействует с красками, Ќаташа разбирает завалы проблем: от выстраивани€ взаимоотношений с властью, продюсерами, поиска денег на ремонт студии и оборудовани€ до закупки продуктов дл€ Ђкиногруппыї. ¬ группе человек 12. —реди них есть и опытные мастера. Ќо в основном Ч выпускники ’удожественного училища.

Ч ” мен€ была мечта: соберу студию Ч человек 50. ѕриглашу из ћосквы хороших аниматоров, режиссеров. ћастера будут читать лекции. ¬ырастут у нас 5 Ч 10 гениальных творцов. Ќичего из маниловских мечтаний не вышло. Ќо фильм сам прирастает людьми. —роки унос€тс€ безжалостно Ч нужны руки. ѕровел € в художественном училище мастер-класс, человек 50 пришли. –аботать осталась одна девочка. ѕотом привела подружку. “а Ч своего при€тел€Е ¬ общем, все, как в фильме про льва Ѕонифаци€, на выступление которого постепенно собирались дети. ≈сть у нас профессионалы Ч например, ƒима »ванов, ћиша “умел€. —ергей –ешетников Ч мой посто€нный оператор.  лассные мастера, друзь€ насто€щие. “ак что шмелевский проект дл€ мен€ счастливый. —о мной мои соавторы, еще и ученики по€вились.

ћолодым тут легко и трудно. ѕланка высоко, не дот€нутьс€. ќни стараютс€. ‘ильм неспешно, но разрастаетс€ под их руками. ¬  анаде было сложнее. ѕетрову помогал лишь ƒима, семнадцатилетний в то врем€ сын. ¬ четыре руки они сыграли историю, сочиненную ’емингуэем. » канадские продюсеры так и не смогли отличить: которые из изобразительных пассажей сотворили пальцы сына, которые Ч знаменитого папы.

ƒвижемс€ на улицу ўапова. “ам у ѕетрова студи€. Ђќскарї, можно сказать, прот€нул руку через океан. Ѕлагодар€ ему в ярославле ѕетрова заметили. √убернатор и мэри€ выделили помещение бывшей маленькой киностудии Ђ„айкаї. ќт дома пешком минут 15 по улице —вердлова. ѕропускаем грем€щий трамвай.

Ч “ут €понцы приезжали, раздолбанным трамваем восхищались, €зыками цокали. ѕоставили мен€ перед раритетом, попросили задумчиво смотреть на деревь€. ¬от, мол, загадочна€ русска€ душа на фоне загадочного транспорта.

Ч ѕочему предпочитаешь жить в провинции?

Ч ћой размер. Ќе жмет и громадой не давит. ”стаю от чрезмерности пространств и эмоций. ’от€, честно тебе скажу: ярославл€-то не вижу. —ижу, как бирюк, в мастерской. Ќо при отсутствии русской речи устаю, неважно себ€ чувствую. » потом Ч это город детства, молодости, тут родн€, друзь€.

Ч Ќо ведь ты пловец-одиночка на длинные дистанции.

Ч Ќаверное, да. Ќо важно знать, что ты не один. —тоит переступить пару улиц, найдешь хорошее место, друзей. ¬ основном Ч художники. ’от€ € сам и не член —’.

Ч «ато ты €рославска€ достопримечательность. —ама записывалась к тебе на экскурсию.

Ч Ёто попул€рность палубна€.

Ч Ќе обидно, что пришла она благодар€ золотому истукану, а не самим работамЕ  стати, на мой взгл€д, Ђ—тарик и мореї Ч вовсе не лучша€ картина в твоей фильмографии. я, к примеру, особенно почитаю Ђ оровуї. » живопись восхищает, иЕ плакать хочетс€.

Ч Ќе знаю, что лучшеЕ Ћюблю Ђ–усалкуї.  огда пересматриваю ее, удивл€юсь: Ђ—мотри, как придумалЕ ј вот тут не получилосьї. ’от€ в целом фильм чуть недот€нутый, зарезанный по метражуЕ

Ч ѕосле Ђќскараї Ђжить стало лучше, стало веселееї?

Ч ƒа мне и не надо особого внимани€, неловко даже. ¬еришь ли Ч бо€лс€: дадут мастерскую, отремонтируют да и внесут в туристический маршрут.  аждый день будут водить экскурсии. —лава богу, этого не случилось. ≈сли и бывают группы, то по нашему обоюдному желанию. ƒетские дома, аниматоры. “ут не откажешьс€, прогремел Ч надо жертвовать временем.

јлександр ѕетров жертвует. ѕомогает €рославской детской анимастудии Ђѕерспективаї, проводит мастер-классы.

¬ студии смотрим материал фильма. “е самые драгоценные 22 минуты, сложенные начерно в компьютере. — карусели в небо улетают одна за другой красавицы. “ургеневские девушки, амазонкиЕ Ќет, не такЕ ќна Ч в русском сарафане, р€дом младенец. ќн Ч в грузинском оде€нии, мужественный воин. ѕроисход€щее в фильме Ч туманна€ взвесь реальности и снов, мечтаний юного гимназиста “онечки. Ўестнадцата€ весна особенна€ Ч не до экзаменов. ѕодснежники из стакана на подоконнике рвутс€ во двор: где там печалитс€ шарманка? ¬есна преображает девушку на соседней веранде в истинную Ѕогиню! ќт избытка чувств Ч расцеловать занозистый забор, и страшитьс€ первого поцелу€, и дрожащей рукой м€ть письмо с восторженными стихами, и впервые столкнутьс€ со смертьюЕ

Ўура показывает, как строит кадр. ∆ивописные картины располагаютс€ стекл€нными сло€ми внутри уникального станка, привезенного из  анады. —текла движутс€ разнонаправленно Ч и над колышущейс€ травой скольз€т облака. ќно в самом деле оживает, согреваетс€ под руками, это холодное с виду стекло.

ƒо Ўмелева были ѕлатонов, ƒостоевский, русские легенды.

Ч ¬сегда ищешь созвучи€ тому, что теб€ мучает, будоражит. Ќо не скажу, что темы, прит€гивавшие в ƒостоевском 15 лет назад, не волнуютЕ ’от€ сегодн€ бы не решилс€. Ќаглости бы не хватило. ѕо молодости был самонаде€н Ч море по колено. ’от€ опыта до сих пор не набралс€. ѕеречитыва€ Ђ»сторию любовнуюї, думал: как песню спою Ч на одном дыхании. Ќе ожидал, что ув€зну на три года каторги. ј может, так и надо: выбирать произведение на вырост, посложнее, чтобы дот€гиватьс€ до него?

Ч Ќо почему именно эти вещи захотелось отлить в стекле?

Ч  огда читал Ђ—он смешного человекаї, резануло: € уже это видел. ћен€ самого посетил похожий сон о неземной гармонии. Ѕыли там какие-то болезненные странности, но не покидало ощущение сопричастности к бесконечно мирному, любовному погружению в человеческое сообщество. я любил тех людей, они тоже мен€ любили. ќтчего-то у них были греческие имена. ¬ мен€ вливалась непон€тна€ радость, бодрость. Ќо пока решилс€ делать фильм, прошло лет п€ть.

Ч ≈сть ли особа€ тайна в переводе слова на €зык пластики?

Ч “рудно переводить литературную метафору в пластическую. Ќе скажу, что знаю рецепт. Ќо когда нащупывалось решение, был счастлив.  ажетс€, € нашел один образ, который ƒостоевский не посчитал нужным описывать: Ђƒело в том, что € развратил их всех!  ак это могло совершитьс€, не знаюї. ћучительно искал: как именно он разрушил мир гармонии? » решение пришло. √ерой надевает маску с улыбкой. ÷елует девушку, та просыпаетс€, и по лицу ее пробегают несколько состо€ний, пока не понимает: Ђјга, что-то интересноеЕї. ¬ыхватывает маску и убегает. ћаска начинает разрушительную работу. ћетафора незамысловата€, но образ двуличи€ стал зримым. я ведь не хожу по улицам, что-то выдумыва€. –исую штришки, царапины складываютс€ в образ Ч ключ к действию.

Ч ƒумаешь с карандашом в рукеЕ

Ч »ногда рука думает быстрее. Ќарисовалось в карандашных пробах Ђ—наЕї: герой в финале держит в руках свой же гипсовый бюст. √ипсова€ фигурка подносит палец к виску: Ђѕух!ї (напомина€, что в начале фильма герой стрел€етс€) Ч и начинает осыпатьс€. ѕесок сыплетс€ сквозь пальцы, превраща€сь в огромное цунами, движущеес€ на маленькую девочку. ќна строит Ђцивилизациюї на берегу мор€:  олизей, ћуранский соборЕ  од живописных метафор шифрует многоэтажные мысли об ответственности человека за самоубийство, влекущее разрушение себ€ и мировой гармонии.

Ч ћожно ли роман Ўмелева втиснуть в 26 минут экранного времени?

Ч јнимаци€ Ч емкое искусство, можно не растекатьс€, выразить идею двум€-трем€ монтажными стыками. Ќо приходитс€ отсекать по живому важные линии, подробности. я сам себе установил жесткие рамки хронометража.

ћне кажетс€, что фильм не пересказывает Ўмелева, скорее это живописное впечатление от него. ’от€ Ўура со мной не согласен. √оворит, что в перенесении текста на экран хотел бы остатьс€ дотошным передвижником. ќн и по живописному стилю работает как передвижник. ƒл€ персонажей подыскивает модели. ¬ Ђ—тарике и мореї рисовал своего тест€, в экранизации ƒостоевского Ч оператора –ешетникова. ƒл€ двух героинь Ђ»стории любовнойї прототипами стали жена сына и “ать€на ƒрубич. ѕетров Ч передвижник и по образу жизни: ћосква, ћонреаль, —вердловск, ≈реван, ярославль. ¬прочем, встретить его где бы то ни было трудно Ч рабочий день по 12 часов. Ќа местную знаменитость особого внимани€ не обращают. Ќи толп журналистов, ни очередей поклонников за автографами, ни снующих телекамер. ¬ Ѕутусовском поселке тишину прерывает лишь гомон галок. «а тишиной он сюда и вернулс€.

отзыв на статью об аниматоре ѕетрове
glaz58 15.07.2006 09:27:39
очень хороша€ стать€, только где фильмы купить?

ƒл€ јлександра ѕетрова
јлександр ѕетрович 19.03.2008 07:18:12
ћне при€тно, что живу в одном с ¬ами городе, дышу одним воздухом, хожу по тем же улицам... ¬аши произведени€ действуют на мен€ так же, как фильмы “арковского - очищающе. ѕосмотрел - как будто исповедалс€ и причастилс€. –ассказываю о ¬ас своим студентам - дл€ них это открытие. "ћо€ любовь" изумительно хороша, просто до слез! Ёто мужской фильм, насто€ща€ –јƒќ—“№ дл€ души. ∆ивите долго и счастливо, ¬ам есть, что сказать люд€м.

—казка
galina kolobenina 21.06.2010 06:07:57
”важаемый јлександр  онстантинович ѕетров!
я сочинила детскую сказку в стихах про пчЄлок.
’отела бы ¬ам прислать, чтобы ¬ы еЄ использовали в своЄм замечательном творчестве. ярославль.√.».

благодарность
александр 11.12.2015 10:20:38
спасибо ѕетрову за его труд-исскуство, почему € узнал о великом случайно, почему о ѕетрове каждый выпуск новостей не рассказывают




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ќеугомонный ƒжонни ƒепп
ѕосетило:19479
ƒжонни ƒепп
¬елика€ певица народных песен
ѕосетило:10357
Ћюдмила «ыкина
„етырехкратный победитель т€желейшего в мире марафона
ѕосетило:10213
ћохамад јхансал

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru