Людибиографии, истории, факты, фотографии

Юрий Маслак

   /   

Yury Maslak

   /
             
Фотография Юрий Маслак (photo Yury Maslak)
   

День рождения: 16.06.1968 года
СССР
Возраст: 52 года

Гражданство: Россия

О творчестве и о войне

Актер кино, каскадер, военный консультант, писатель

Война ведь - это не только стрельба, взрывы, трупы, кишки на проводах. Война - это жизнь. На войне любят, целуются, женятся, празднуют дни рождения и юбилеи, смеются, шутят, поют песни.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

04.06.2010

В этом году наша страна отмечает 65-ю годовщину Великой победы, и опять все телеканалы будут показывать старые фильмы о войне, которые каждый из нас знает наизусть. Эти картины уже давно стали киноклассикой. Но, несмотря на это, миллионы людей опять будут смотреть: и "Они сражались за родину", и "В бой идут одни старики", и "Балладу о солдате"... В чем же феномен этих фильмов? Может в том, что снимали и снимались в них люди прошедшие ту ужасную войну? Они не играли, они заново переживали свою фронтовую судьбу… Почему люди, прошедшие войну могут творить, буквально меняя реальность зрителя, невольно заставляя его любить и жить, умирать и возрождаться вместе с героями фильмов и песен? И как ты объяснишь свой парадокс: актёр, ученик Анатолия Васильевича Эфроса… и вдруг война? Как это у тебя совмещается?

Юрий Маслак фотография
Юрий Маслак фотография

- Мой отец - военный, сейчас уже в отставке, а мать работник культуры. Такой вот дуализм с рождения. Отсюда и моё метание из крайности в крайность. По материнской линии у нас в роду вообще много людей искусства, кто-то делал музыкальные инструменты и на всех на них мог играть, кто-то извлекал музыку из инструментов. А по отцовской линии - армия, военные городки, люди в погонах… Помнится, с ныне покойным Героем России генералом Трошевым я в детстве играл в шахматы и звал его "дядя Гена". Вполне естественно, что и установка мне с детства давалась: "ты должен продолжить военную династию". Наше поколение вообще во многом воспитано на военном материале: воевавших родственников было очень много по обеим линиям, и все они тогда были в расцвете сил и лет. Плюс книги, фильмы. Честно признаться, я тоже очень хотел попасть на войну и всячески к этому готовился. С детства умел стрелять, водить технику, а уж такие "мелочи", как полоса препятствий… Но материнские гены всё равно прорывались. С раннего детства хорошо рисовал, вечно оформлял стенгазеты, стенды и многое другое. Лет в десять сам, не ставя в известность родителей, записался в музыкальную школу. Позже - художественная школа, театральная студия, первые спектакли. Вместе с тем занимался борьбой, рукопашным боем, морским многоборьем. Как я всё это совмещал - сам до сих пор удивляюсь! А в пятнадцать лет пришел в Театр на Таганке, который только-только возглавил Анатолий Васильевич Эфрос. Начал работать там художником-оформителем (кстати, портрет Высоцкого моей работы долгое время висел в любимовском кабинете, который тогда занимала завлит театра Маргарита Александровна Эскина; уходя в ВТО, она забрала его с собой) и не пропускал ни одной репетиции мэтра. Поначалу он меня выгонял (какой же режиссёр любит наличие посторонних в зале во время репетиции!), потом понял, что это бесполезно и начал потихонечку приближать, учить уму-разуму. Чему-то вроде научил… После была срочная служба в армии, где я, стараниями отца, "понюхал пороху". Затем опять театр, живопись, пробовал себя в журналистике, на телевидении. Параллельно с учёбой. Потом начался развал Союза, "горячие точки", куда меня судьба эдак пла-а-авненько затащила на шесть лет. И после войн еще почти десять лет оставался на той же орбите, организовывал соревнования, тренировал, писал книги. Попытки вернуться в искусство всё это время были, и не всегда неудачные, но как-то всё не складывалось. Сложилось только недавно, окончательно и бесповоротно я вернулся в кино в 2005 году.

Реклама:

Существует такое выражение "когда грохочут пушки, молчат музы". Разделяешь ли ты эту точку зрения?

- Великий Иннокентий Смоктуновский рассказывал одному моему другу такую историю. Когда он бы в немецком плену, их колонну гнали через деревянный мост. И кто-то из собратьев по несчастью сказал ему, что одну из досок настила можно приподнять и, нырнув в образовавшееся отверстие, сбежать, что Смоктуновский и сделал. Но немцы тоже знали об этой лазейке. Когда колонна прошла, немецкий конвоир пошел проверить, не спрятался ли кто под мостом. Смоктуновский сжался в ожидании неминуемой смерти. Но, не доходя буквально нескольких шагов, немец поскользнулся на крутом глинистом берегу, упал в грязь, выругался и побежал догонять колонну, так и не заглянув под мост. "Вот в этот момент, - говорил Иннокентий Михайлович, - я и стал актёром". Получается, что именно в тот момент, когда он был на волосок от смерти, и вылезла наружу вся та, известная всему миру, сумасшедшая эмоциональность Смоктуновского. До того она дремала внутри.

Вообще, война - это наивысшая точка проявления человеческих чувств, это жизнь в самом пронзительном её проявлении.

- Война ведь - это не только стрельба, взрывы, трупы, кишки на проводах. Война - это жизнь. На войне любят, целуются, женятся, празднуют дни рождения и юбилеи, смеются, шутят, поют песни. "Кто сказал, что нету места песне на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне". У киногероя Маэстро, командира "поющей эскадрильи" был реальный прообраз - дважды Герой Советского Союза Виталий Иванович Попков, почётный гражданин города Москвы. И Василий Тёркин появился не где-нибудь, а на войне, на той, самой тяжелой и долгой войне. Так что в корне неверно говорить о войне только как о трагедии, несчастье, погибели. Это - просто другая форма жизни, известная лишь посвящённым. Все чувства достигают здесь предельного накала. На войне всё по-другому и люди там другие. "Чем ближе к смерти, чем чище люди…". Ведь каждый день последний, всё может для тебя кончиться в любой момент.

Ты можешь утверждать, что те, кто воевал, лучше знают жизнь?

- Не знаю, как насчёт жизни вообще, но войну точно лучше знают. Война - она, в принципе, одинакова. Нет французской арифметики, английской биологии и немецкого сопромата! То же самое с войной. Нет никакой разницы, человек какой национальности на какой войне был: русский солдат второй мировой, француз в Индокитае или американец во Вьетнаме. Мне понятны чувства солдат, вернувшихся домой с Великой Отечественной войны. Трагедия американских ветеранов вьетнамской войны - это тоже моя трагедия. Трагедия наших ветеранов афганской и двух чеченских войн для меня тоже абсолютно родная. И с теми американскими, английскими, французскими парнями, которые сейчас "работают" в Ираке и Афганистане, я найду общий язык за пять минут, несмотря на разницу в возрасте, языке и менталитете. Мы - одной крови. На войне всё просто и честно, это пик человеческой искренности. Поэтому многие люди, вернувшиеся с войны, рвутся туда обратно. И не на "боевые" они хотят вернуться, а к тем отношениям между людьми, которые там сформировались. К правде, честности, искренности. Враг - это враг, друг - это друг. И точка!

Лучшие дня

Дикий мужчина Сергей Шнуров
Посетило:9683
Сергей Шнуров
Неоднократный лауреат премии «Шансон года»
Посетило:1989
Михаил Шуфутинский
Отец Остапа Бендера
Посетило:1509
Илья Ильф

То есть, истинный талант прорезается только в критических условиях?

- По крайней мере, война этому очень сильно помогает. Она даёт возможность лучше понять себя. Вообще люди творческие на идиллической почве редко вырастают, а чаще выводятся там, где есть дисгармония и разлад. Писемский, кстати, так говорил: "возьмите хорошенькую и честную девушку, сведите её с мерзавцем, который бы её хорошенько "потиранил", раза четыре прибил, а затем завёз куда-нибудь в деревню, вёрст за двести от города, да и выгнал вон на мороз в рубашке… вот из такой, наверное, выйдет драматическая актриса". Как мужчина и как творческий человек, я очень хотел проверить себя войной. Вообще, по моему глубокому убеждению, снять и сыграть войну может только тот, кто там был. Это невозможно пройти в теории и наработать этюдами. Будешь смотреть, и кричать "не верю!". Не зря все лучшие фильмы о войне, что у нас, что за рубежом, сняты и сыграны людьми, знающими о ней не понаслышке. Вся любимая нами классика советского кинематографа создана фронтовиками. Например, Григорий Наумович Чухрай - офицер-десантник, Юрий Николаевич Озеров прошел войну от рядового до майора, Пётр Ефимович Тодоровский - тоже офицер, был ранен, контужен… И Евгений Семенович Матвеев офицер-фронтовик. Станислав Иосифович Ростоцкий, снявший замечательный фильм "А зори здесь тихие" - гвардеец-кавалерист, кавалер ордена Красной Звезды, поступил во ВГИК в 1944 году инвалидом второй группы после тяжелого ранения. Создатель наших неувядающих комедий Леонид Иович Гайдай служил во взводе пешей разведки, неоднократно ходил в немецкий тыл, брал "языков", был комиссован после подрыва на мине и тяжелейшего ранения ноги, но никогда никому не говорил о том, что он инвалид. И актёры были им под стать. В фильме "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" есть сцена на стройке, когда рядом идут милиционер - Басов, прораб - Пуговкин и хулиган - Смирнов, и все - фронтовики! Владимир Басов - капитан-артиллерист, последняя должность - заместитель начальника оперативного отдела дивизии. Алексей Смирнов - разведчик, кавалер орденов Славы 2-й и 3-й степени, Красной Звезды, медалей "За отвагу" и "За боевые заслуги". И Михаил Пуговкин тоже разведчик. Уже упоминавшийся Иннокентий Смоктуновский был в окружении, бежал из плена, воевал в партизанском отряде, дошел до Берлина, награждён двумя медалями "За отвагу". Юрий Никулин - кадровый военный, зенитчик, прошёл Финскую и Отечественную войны, Зиновий Гердт - сапёр, старший лейтенант, после ранения хромал всю оставшуюся жизнь, Евгений Весник воевал три года, офицер-артиллерист. Фронтовиками были Михаил Глузский, Анатолий Папанов, Георгий Юматов, Пётр Глебов, Юрий Катин-Ярцев, Владимир Самойлов, Владислав Стржельчик, Владимир Заманский, Павел Луспекаев, Глеб Стриженов. Офицерами закончили войну Владимир Гуляев, Алексей Миронов, Владимир Кашпур, Николай Гринько, Николай Ерёменко-старший… И конечно нельзя не упомянуть ныне здравствующих, работающих и живущих Владимира Абрамовича Этуша и Павла Борисовича Винника.

Можно чуть поподробнее о военных фильмах? Какие из них тебе нравятся?

- Нравятся, в основном, старые фильмы, ставшие уже киноклассикой. Их можно пересматривать многократно: "А зори здесь тихие", "В бой идут одни старики", "Живые и мёртвые", "Летят журавли", "Проверка на дорогах", "Человек с аккордеоном"… Что же касается современных фильмов - скажем так, они в массе своей далеко не шедевры. И редкие исключения лишь подтверждают правило. Вообще, я стараюсь дома не смотреть военное кино, потому, что страшно ругаюсь. Сплошное несоответствие по фактологии, форме, наградам, исторической достоверности. Для человека, который "в теме" (а я более двадцати лет занимаюсь военной историей, формой, геральдикой) это невыносимо. До абсурда доходит: делаешь на площадке замечание, что костюм не соответствует, а тебе в ответ: "Какая разница, кто это помнит". Какая разница? Тогда зачем вообще с костюмами мудрить, оденьте офицера из 1943 года в современную форму и голову себе не ломайте! У нас вообще художники по костюмам, похоже, вымерли как класс, перевелись. Скажем так, процентов 60% художников по костюмам в советские времена получили бы приговор "профнепригодность". Можно многого не знать, но никто не мешает обратиться к консультантам. Наша страна с 1945 года не переставала воевать ни на минуту! И людей причастных к войне, их родственников, близких, да и просто интересующихся военной историей, очень много, и фальшь на экране они видят сразу. Как в сценарии и костюмах, так и в актёрской игре.

Насколько я знаю, "горячие точки" - это был твой сознательный выбор. Если бы сейчас представилась возможность, поехал бы ты опять на войну?

- Немного провокационный вопрос. Для меня война, по большому счёту, уже время прошедшее. Всё, что я хотел там увидеть, я увидел. И возраст у меня уже не тот, и здоровье не то, и груз ответственности за семью и детей не способствует свободе манёвра. Скажем так, специально куда-то, если не будет каких-то чрезвычайных обстоятельств, я уже не поеду. Но я - военнообязанный, офицер запаса, моя военно-учётная специальность "боевое применение мотострелковых частей и подразделений". И если, не дай Бог, враг у ворот, война, ракетная атака - моё место не во фронтовой агитбригаде, а на передовой.

Помимо актёрской профессии, ты работаешь в кино еще и как каскадёр. Это война в миниатюре?

- В какой-то степени. Грешно забывать то, что хорошо умеешь делать. Именно поэтому мы с друзьями и создали в конце 2004 года трюковую группу "Спецназ". Ведь в чём проблема-то? На съёмках различных фильмов, сериалов, телепередач регулярно требуются по сюжету сотрудники спецподразделений, всякие ОМОНы, СОБРы, ОМСНы… Проблема обычно решается двумя основными способами: либо приглашают действующих сотрудников, либо одевают в форму каскадёров. И вот тут начинаются сложности. Бойцы спецподразделений не умеют работать на камеру, плюс издержки профессионализма: как только звучит команда, ребята начитают работать в полный контакт, в результате чего масса травмированных актёров, поломанный реквизит и куча лишних дублей. Каскадёры же, в массе своей, имеют очень смутное представление о таких дисциплинах, как спецтактика, специальная огневая и прочие специфические дисциплины, и это очень сильно бросается в глаза людям понимающим. Опять же, спецформу, оружие, средства защиты надо где-то брать. Ну а мы - как раз посередине. С одной стороны, сделаем всё зрелищно, красиво и правильно, с другой - абсолютно безопасно для окружающих и с первого дубля. Помимо меня, в группе ещё два профессиональных актёра - Игорь Мещерин и Никита Гаврилов, да и остальные, пусть и не имея актёрского образования, опыт имеют колоссальный.

И книги твои пользуются успехом…

- Скажем так, в определённых кругах. По ним учатся во многих специализированных высших учебных заведениях. А моя первая книга "Пистолет в скоротечных огневых контактах", в которой я изложил основные принципы своей стрелковой школы, разошлась по всему миру. Так что помимо учеников очных (среди которых много сотрудников силовых структур и спецподразделений), у меня ещё и куча "заочников". С этой книгой, кстати, смешная история связана: недавно, на съёмках у режиссёра Зиновия Александровича Ройзмана я узнал, что эту мою книгу ему когда-то приносил постановщик трюков на съёмки фильма "Смерш" и обучал по ней актёров правильно работать с оружием. Не догадываясь, что моя школа несколько отличается от школы Смерша. Ещё одна смешная ситуация была после выхода на экраны фильма "В августе 44-го", где Таманцев работал как раз по моей школе. После этого шквал звонков с вопросом, не я ли консультировал. Нет, не я, тоже "заочники" постарались… К сожалению, любит народ киношный пользоваться посредниками, а не первоисточником. Поэтому консультирую гораздо меньше, чем мне бы того хотелось.

Всегда ли ты, как актёр, доволен результатом своей работы в кино?

- Не всё в кино зависит только от актера. Кино - труд коллективный, помимо актёров в кино вообще-то есть ещё режиссёр, оператор, художник-постановщик... Задача же актёра - максимально выполнить замысел режиссёра, ибо в данной ситуации режиссёр - это художник, а актёры - краски на его палитре. Другое дело, насколько краски качественные… Мне не стыдно ни за одну из своих ролей кино. Немного перефразируя Раневскую, "сыграть в кино плохо - плюнуть в вечность". Другое дело, что современный кинематограф использует мой актёрский потенциал пока процентов на пятнадцать максимум. Одной из причин этого, наверное, то, что у каждого актёра есть свой возраст. Я в него только начинаю входить. Как говорил один замечательный педагог по актёрскому мастерству, "трагикомический актёр начинается с сорока лет". А моё амплуа как раз трагикомический, то есть характерный актёр. И это мне очень нравится.

Значит, можно сказать, что ты нашел свою судьбу?

- Думаю, что да. "Время собирать камни". Я их достаточно разбросал…




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Ирина Безрукова. Биография
Посетило:34801
Ирина Безрукова
Первый прыжок из космоса
Посетило:12278
Джозеф Киттингер
Дикий мужчина Сергей Шнуров
Посетило:9683
Сергей Шнуров

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history