День рождения: 21.01.1984 года
Место рождения: Владивосток, СССР
Возраст: 38 лет
Гражданство: Россия
Валентин Цзин — личность многогранная. Он сочетает в себе способности режиссера, хореографа-постановщика, перформера и актера театра и кино и безостановочно работает над собой и своим телом — главным инструментом познания и отображения действительности в искусстве. Уроженец Владивостока, ныне живущий в Берлине, не только практикует танец — феномен японской культуры под названием буто, но и создал собственный метод, по которому и творит, и мыслит.
12.10.2022
Детство и юность
21 января 1984 года во Владивостоке у супругов Валентина и Татьяны Цзин родился сын Валя. Тем, чем сейчас занимается знаменитый на весь мир танцор, имеющий русско-китайское происхождение, он неосознанно хотел заниматься, еще будучи подростком. В 14–16 лет юноша зачитывался книгами по философии, уходил в себя, «словно аутист», самостоятельно придумывал себе развлечения и был совершенно независим от социального внимания.
После школы выпускник поступил в Дальневосточную государственную академию искусств, не поддавшись на уговоры матери, гнавшей наследника в юристы:
«Актерство, конечно, во мне проросло, пока я учился на театральном факультете, но у меня не было мыслей типа “я должен стоять на табуретке и быть в центре внимания”. Я был всегда скорее исследователем и наблюдателем. Мне ближе профессия режиссера, чем актера или артиста, поэтому в централизации своего эго я не нуждался».
Ту, что подарила ему жизнь, берлинский художник и исследователь танца просто обожает. Он часто публикует фотографии с ней на личных страницах в социальных сетях и называет не иначе как своей опорой и ангелом, особенной женщиной, самым близким другом и мудрым учителем.
С 2015-го по 2017-й мужчина учился в магистратуре Центра танца Берлинского университета искусств, где познал технику перформанса, арта, танца буто и пантомимы. Через несколько лет он вернулся в это же учебное заведение, но уже в статусе преподавателя.
Творчество
Цзин всегда работал там, где хотел, — это в первую очередь касается театра Романа Виктюка (спектакли «Сергей и Айседора» и «Черный человек») и DEREVO Антона Адасинского:
«Сначала я понял, что хочу работать у Виктюка, и оказался в театре Виктюка. Потом стал ставить свое, затем узнал про “Дерево” и оказался там. Там я вроде бы нашел то, что мне близко, но мне все равно чего-то не хватало. И тогда я основал свою компанию».
В «Дереве», где к тому времени сложилась очень интересная внутренняя философия, ему посчастливилось узнать многих мастеров буто (авангардный стиль современного японского танца, нацеленного на чувственное, а не на рациональное восприятие зрителя). Но так как средствами на посещение мастер-классов за границей молодой человек не располагал, он решил организовать подобные мероприятия в Москве, Санкт-Петербурге и других российских городах. Благодаря им парень встретил своих главных учителей в лице Акаджи Маро, Ко Муробуши, Масаки Ивана, Карлотты Икеды, Флавии Гизальберти и иных.
В 2009-м к изучению танца — феномена японской культуры выпускник ДВГАИ подошел с «прошлыми жизнями», то есть с мощным спортивным (тхэквондо), театральным и даже клоунским бэкграундом. Последний был получен на Всемирном конгрессе дураков Сергея Полунина в Москве, где Валентин числился в составе французской компании Ilotopie.
Проект оказался знаковым событием в биографии хореографа. Работа вылилась в перформанс «Выход из леса» для фестиваля «Архстояние-2013», ставший началом трилогии: «Выход из леса» (после него режиссера взяли в берлинскую магистратуру), «Выход из офиса» и «Выход из спектакля» (он, к слову, состоялся на открытии здания Захи Хадид).
Исследователь танца в итоге пришел к созданию экспериментального театра Poema Theatre, объединившего физический театр, контемпорари и буто. Там он даже сформировал собственный стиль «семиотика тела» и собственный метод, базирующийся на принципе «максимального раскрытия и достижения границ тела, отказа от него как инструмента для линейного повествования и перехода в зону интуитивного тела, тела-символа».
Цзин выступал во многих городах Европы, сотрудничал с Кеном Маем (Япония-Финляндия), Мигуи Мандаласолом (Испания), Соней Хеллер (Германия) и Алексом Рухом (США), являлся автором и руководителем Butoh Channel, популяризирующего буто по всему миру, и сделал возможным существование «Русских международных буто-деревень».
Фильмы
Цзин, будучи человеком, который может параллельно существовать в нескольких областях искусства, не обошел вниманием и кино.
Начав с активного появления в эпизодах многосерийных картин («Рублевка Live», «Марш Турецкого», «Агент особого назначения») на старте нулевых, в их середине актер снялся в «Арвентуре», отмеченном сразу несколькими наградами Московского международного кинофестиваля. Художественный кино- и мультипликационный фильм по Александру Грину режиссер Ирина Евтеева задумала как синтез анимационного и игрового кинематографа, уделив особое внимание изобразительному ряду:
«С Ириной Евтеевой мне было очень интересно работать. Во-первых, она представитель старой школы. Вообще, то, что она изобрела технику анимации в то время в Ленинграде — это нечто уникальное. И несмотря на то, что Ирина Всеволодовна — эдакий “динозавр” своего дела, она очень спонтанный человек и безумно любит экспериментировать».
Еще одним интересным проектом Валентин назвал блокбастер «Форт Росс», спродюсированный Дмитрием Харатьяном, при этом не скрывая, что все его киноработы и коммерческие сериалы были для того, чтобы финансово себя обеспечить. Придя к тому, чтобы его кормило собственное искусство, он перестал сниматься в 2010 году. К счастью, спустя десятилетие талантливый артист все же вернулся к пополнению своей фильмографии.
Личная жизнь
Непростой коронавирусный 2020-й негативно повлиял на личную жизнь многих знаменитостей, но, к счастью, это не коснулось Валентина Цзина и его дамы сердца Аниты Ауэрнигг. 23 августа влюбленные сочетались законным браком спустя четыре года отношений, выбрав для церемонии свадебные наряды, сшитые из одного полупрозрачного материала.
Вторая половинка перформера, танцора и хореографа так же, как и он, принадлежит миру искусства. Девушка прославилась как диджей и продюсер под творческим псевдонимом X tin, а сейчас часто помогает мужу в проведении перформансов, связанных с электронной музыкой и техно, и выступает совладельцем UY Studio и куратором Das Schloss Artist Retreat.
Валентин Цзин сейчас
Цзин, работающий в самых разных форматах — от аскетических соло до замысловатых групповых концепций, продолжает двигаться в выбранном направлении, знакомя публику со своим видением мира. Причем делает он это не только посредством уникальных перформансов, плавно переходящих в настоящие театральные действа, но и многочисленных мастер-классов.
В 2022-м в жизни талантливого танцора вновь стал актуален кинематограф. 6 октября после августовского дебюта на Московском международном кинофестивале в прокат вышла историческая фэнтезийная драма «Сердце Пармы» по одноименному роману Алексея Иванова. В фильме по сценарию Сергея Бодрова – старшего и Ильи Тилькина при участии Ксении Датновой ему досталась одна из главных ролей — «большого князя» вогулов (манси) Асыки.
Паулина Андреева: Вершина Карьеры и Секреты Личной Жизни Посетило:86851 ![]() |
Иван Янковский: Следовавший традициям Посетило:27542 ![]() |
Светлана Иванова – предпочитает роли с «характером» Посетило:26089 ![]() |