Людибиографии, истории, факты, фотографии

Олег Стриженов

   /   

Oleg Strizhenov

   /
             
Фотография Олег Стриженов (photo Oleg Strizhenov)
   

День рождения: 10.08.1929 года
Возраст: 88 лет
Место рождения: Благовещенск, Амурская, Россия

Гражданство: Россия

Не люблю предателей

Актер

Олега Стриженова, недавно отпраздновавшего свой 80-летний юбилей, часто сравнивали с французом Жераром Филипом - красив, породист и талантлив. Актер, обладающий такими качествами, был обречен на успех. И он стал знаменитым практически после первой же роли - Овода в одноименном фильме.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

17.06.2011

Олега Стриженова, недавно отпраздновавшего свой 80-летний юбилей, часто сравнивали с французом Жераром Филипом - красив, породист и талантлив. Актер, обладающий такими качествами, был обречен на успех. И он стал знаменитым практически после первой же роли - Овода в одноименном фильме.

Олег Стриженов фотография
Олег Стриженов фотография

За свою долгую творческую жизнь Стриженов сыграл не так-то и много киноролей - около сорока, но каждая помнится. В 1950-е годы - "Мексиканец", "Сорок первый", "Капитанская дочка"; в 1960-е - "Пиковая дама", "Неподсуден"; в 1970-е - "Миссия в Кабуле", "Земля, до востребования", "Звезда пленительного счастья", "Юность Петра". Не его выбирали - он выбирал: роли, фильмы, режиссеров. Может, потому он всегда чувствовал себя самодостаточным и независимым.

Реклама:

Характер у него - в соответствии со знаком гороскопа - львиный. Сказал - как отрезал, что-то вдруг не понравилось - и взрыв, не задумываясь бросается в бой, рубя правду-матку. При этом он всегда отличался чрезвычайной, иногда даже болезненной требовательностью к себе. Народный артист СССР, он по праву принадлежал к кинематографической элите, неоднократно отмечался всевозможными премиями, но среди своих наград больше всего ценит медаль "За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны", полученную в 14-летнем возрасте.

После 1988 года Стриженов практически не снимался. Лишь в 2000-м Владимир Басов-младший все же уговорил его сыграть роль английского миллионера русского происхождения в своем фильме "Вместо меня", решив, что аристократичнее Стриженова никто из современных актеров на экране не выглядит.

Наш корреспондент имел честь побеседовать с известным актером в его небольшой и очень скромно обставленной квартире на Смоленской площади в Москве.

- Олег Александрович, правда ли, что у вас есть украинские корни?

- Да, моя мама - полтавчанка. От нее я, наверное, взял многое в свои роли. Украине присуща мягкость языка, речи, песен. Это мне не только очень дорого и близко, но и просто у меня в крови. Хотя вырос я в Москве. Представляете, ведь я застал еще старое Замоскворечье, где были обособленные дворы с курами, лошадьми, там даже свиней держали. И каким там можно было вырасти? Хулиганом, а если нет, то будешь вечно битый.

- Откуда же у вас такая породистость?

Лучшие дня


Первый секс-символ Страны советов
Посетило:182
Наталья Селезнева
Встреча с возлюбленной через 75 лет
Посетило:180
Кей Ти Роббинс
Василь Быков: Жестокая правда 'убитого поколения'
Посетило:154
Василь Быков

- Сейчас многие записывают себя в дворяне. Не могу так сказать о себе, хотя, когда нужно было играть каких-либо аристократов, то обращались к Стриженову. Но по материнской линии, судя из сохранившихся в семейном архиве документов, у меня есть что-то дворянское. А об отцовских корнях я вообще ничего не знаю - вы же понимаете, в какое время мы жили. И так как мой отец был красный командир, то лучше ему было иметь одну биографию - сирота из крестьян.

- На роль Овода пробовались Сергей Бондарчук, Юрий Панич и другие знаменитости. И все-таки доверили ее играть никому тогда не известному Стриженову…

- Думаю, что названные вами коллеги просто не подходили к этой роли. А с приглашением получилось так. Меня в дипломном спектакле увидел ленинградский театральный режиссер Николай Павлович Акимов, в театре которого работала жена Александра Файнциммера, режиссера "Овода".

Он как-то пожаловался Акимову: "Не могу найти Овода". А тот и говорит: "Записывай фамилию". Меня сразу вызвали на пробы. Тогда министр культуры, которому обязательно показывали все пробы, произнес знаменитую фразу: "Говорите, он совсем неизвестный? Теперь будет известный!" И скажу откровенно, что, наверное, без этой роли у меня бы иначе сложилась судьба. Я сразу взял очень высокую планку. А ведь можно было начать с какого-нибудь там паренька Васи или тракториста Феди. Мелькнул бы раз пять в таких ролях - и никто бы меня уже князем не увидел.

- Как актер вы пользуетесь очень сдержанными красками. Такая манера игры избрана сознательно или просто диктуется вашим собственным характером?

- Это не просто манера игры, а стиль - его актер выбирает на всю творческую жизнь. Великий Александр Петрович Довженко, который, думая о "Тарасе Бульбе", предназначал мне роль Андрея, хвалил меня за образ в фильме "Мексиканец".

Почему? Он мне так говоил: "Ты умеешь молчать. Это же потрясающе, когда можно на протяжении всего фильма играть одними глазами". Вот это я запомнил навсегда. После этапной роли в "Сорок первом" как ни открою сценарий - все зовут изображать поручиков. Я перестал даже читать подобное. Отказался играть поручика Ярового в "Любови Яровой", хотя картину снимал мой друг Володя Федин. Я как раз был с МХАТом на гастролях в Свердловске, и он прилетел упрашивать меня играть. Я тогда ответил: "Яровой - предатель, он предает женщину. А я не люблю предателей".

- А в "Звезде пленительного счастья" вы исполняли историческую роль - реального князя Волконского. Это создает для актера дополнительные сложности?

- Надо гораздо больше знать и о самом человеке, и о его эпохе. Вплоть до того, как подать руку. Подавая руку, я, например, снимал перчатку, а мне граф Оболенский (он был консультантом на этой картине) подсказал: "Достаточно снять ее только с большого пальца, и тогда уже можешь здороваться". И таких "мелочей" было много.

- В фильме "Его звали Роберт" вы одновременно играли две роли. И рассказывают, что многое в кадре придумывали сами…

- Мне очень интересно было играть в этой картине - двух физически идентичных и даже практически одинаково одетых персонажей, без использования всяких бород и подобных внешних приспособлений. Первая сцена, которую снимали, был выход из театра с моей партнершей - Марианной Вертинской. Накануне я задумался: как все-таки играть робота? И почему-то вспомнился фильм "Буратино". Я попробовал использовать пластику куклы. Это подошло.

- Это правда, что вы должны были играть Алешу Скворцова в "Балладе о солдате" и Андрея Болконского в "Войне и мире"?

- С "Балладой о солдате" вышла странная история. Я уже начал сниматься в этом фильме (главную роль в нем потом сыграл Владимир Ивашов. - Ред.). Но на съемках во Владимире произошла катастрофа, после которой картину на время законсервировали, поскольку режиссера Григория Чухрая ранило упавшим деревом. Я вернулся в Москву. А в это время Иван Пырьев предложил мне главную роль в "Белых ночах" по Достоевскому.

Я согласился, а съемки "Баллады о солдате" возобновили уже без меня. А в "Войне и мире" я сам отказался сниматься, так как считал невозможным работать в фильме, где режиссер сам играет (Сергей Бондарчук исполнил в своей экранизации романа Льва Толстого роль князя Пьера Безухова. - Ред.), да еще и жену свою, которая совершенно не подходит к роли, снимает. Более того, я дождался, когда в журналах и газетах опубликуют информацию о том, что я якобы утвержден на роль Болконского, и только тогда позвонил Бондарчуку и сказал, что не буду сниматься.

- Значит, легенды о вашем неуживчивом характере имеют под собой реальную почву?

- Да, это так. Особенно нетерпим я в работе. Понимаете, вот Пырьев или Сергей Герасимов от актеров очень многого требовали. И к ним у меня не было ни одного замечания. А сегодня на репетиции так, впроброс, произнесешь реплику, а режиссер кричит: "Гениально!" И думаешь: идиот он или шутит. Современные режиссеры в массе своей очень серые.

Второй, третий план - они-то и слов таких не знают. А потом жалуются на неуживчивость артистов. А ведь в актерской профессии продержаться с достоинством очень трудно. Тебя ведь постоянно топчут. Бывает, пробуют актера на роль: наголо бреют, выщипывают брови, чуть-ли не вынимают зубы. А потом даже не позвонят, чтобы сказать, что он не нужен. Конечно, и я с подобным хамством в жизни встречался, но все же не позволял к себе так относиться. Теперь актерам еще сложнее - они мечутся в поисках зароботка. Раньше так унижаться артисты себе не разрешали.

- Олег Александрович, если откровенно, страдали ли вы "звездной" болезнью?

- Честно, не знаю, что это такое. Я был настолько занят, что некогда было ею болеть. Ведь я в молодости работал чуть ли не круглосуточно. После "Овода" - сразу "Мексиканец". Затем "Сорок первый". Потом семь месяцев в Индии на съемках "Афанасия Никитина". Понимаете, для меня всегда было неважно: одним фильмом больше в твоей биографии, одним - меньше. Это не имело значения. Если ты уже есть, то ты есть навсегда. Хотя мне, конечно, повезло: я ведь мог после первой роли вообще ничего не сделать и остаться на всю жизнь Оводом. И говорили бы: "Вот был Овод…" - "А что, уже умер?" - "Нет, вроде живой. Но - весь в прошлом". А у меня таких Оводов в карьере - не счесть! Для одного человека, говорят, даже многовато.

Generic placeholder image
Галина Цымбал
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


'Команданте Кубинской революции'
Посетило:485
Эрнесто Че Гевара
Превращаясь в Барби
Посетило:36427
Андреа Иванова
Наталья Бурмистрова
Посетило:1032
Наталья  Бурмистрова

Добавьте свою новость

Здесь
history