Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћихаил ѕуговкин

   /   

Michael Pugovkin

   /
             
‘отографи€ ћихаил ѕуговкин (photo Michael Pugovkin)
   

ƒень рождени€: 13.07.1923 года
ћесто рождени€: с. –амешки, , ярославска€ ,———–
ƒата смерти: 25.07.2008 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 85 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


 ќ–ќЋ№  »Ќќ ќћ≈ƒ»…

—оветский и российский актер

¬ советском кино не было Ђзвездї в сегодн€шнем понимании этого слова Ч в нем были кумиры. Ќа фильмах, в которых сыграл ћихаил ѕуговкин (а их более ста), выросли миллионы людей нескольких поколений Ч рабочие и военные, колхозники и врачи, учител€ и риэлтеры, банкиры и президенты.

16.01.2008

¬ советском кино не было Ђзвездї в сегодн€шнем понимании этого слова Ч в нем были кумиры. Ќа фильмах, в которых сыграл ћихаил ѕуговкин (а их более ста), выросли миллионы людей нескольких поколений Ч рабочие и военные, колхозники и врачи, учител€ и риэлтеры, банкиры и президенты. ¬ начале будущего года ћихаил »ванович, почетный гражданин  рыма и ялты, актер, который в свои 82 продолжает активно сниматьс€ в киножурналах Ђ‘итильї и Ђ≈ралашї, будет праздновать двойной юбилей Ч 65-летие в кинематографе и 70-летие жизни в ћоскве. —удьба этого удивительного человека наиболее полно отражает уход€щую эпоху, весь XX век, в одинаковой степени принесший –оссии и радость, и горе. Ёто и постреволюционный быт, и фронтовые дороги, и т€готы эвакуации, и хрущевска€ оттепель, и Ђжелезный занавесї, и демократический поворот огромной страны, не говор€ уже о самой истории отечественной кинематографии.

ћихаил ѕуговкин фотографи€
ћихаил ѕуговкин фотографи€

ЅјЋј√”– ћ»Ќ№ ј

—то€ла жарка€ пора сенокоса, когда у кресть€н Ќатальи ћихайловны и »вана ћихайловича ѕугонькиных из села –амешки „ухломского района ярославской области 13 июл€ 1923 года родилс€ третий сын, поскребыш. ¬ честь двух дедов его назвали ћихаилом. ¬ доме и в деревне потом все называли ћинькой.

ѕугонькины, как и большинство деревенских семей на ярославщине, жили бедно. –ебенком ћинька-ћихаил носил в поле родител€м и брать€м обед, подростком помогал молотить хлеб, боронил, кормил скотину. Ќо всегда был в центре внимани€ за веселый нрав и беззлобное балагурство. Ѕез Ђцыганочкиї в исполнении ћиньки, без его Ђбарыниї, русской Ђполечкиї и частушек не обходилась ни одна свадьба, задорного паренька приглашали даже в соседние деревни. ќдносельчане пророчили: Ђћинька, ты об€зательно будешь артистомї.

¬ 1936 году, из-за болезни мамы, которой требовалась серьезна€ операци€, семь€ ѕугонькиных переехала в ћоскву, в ѕечатный переулок, дом 5, к родной тетке ћиньки. ¬ квартире было так тесно, что будущему народному артисту приходилось спать под отопительной батареей. Ќадо было искать работу, и ћихаил, прибавив себе несколько годков, устроилс€ на тормозной завод имени  агановича учеником электромонтера. ј после трудового дн€ весь чумазый бегал с Ћесной улицы на Ќовослободскую, в клуб имени  ал€ева. “о, что называют счастливым случаем в судьбе артиста, произошло именно здесь Ц в стенах клубного драмкружка, где будущий Ђкороль кинокомедийї постигал азы актерского мастерства.

ќднажды ћихаилу в срочном пор€дке поручили заменить заболевшего исполнител€ роли купца Ѕольшова в пьесе ќстровского Ђ—вои люди Ч сочтемс€ї. ќкрыленный доверием, он за одну ночь выучил не только свою роль, но заодно и всю пьесу. ѕотом в течение двух лет играл купца Ѕольшова. ¬ этом спектакле его увидел известный в то врем€ режиссер ‘едор  аверин и был поражен: ведь артисту едва исполнилось шестнадцать лет! ¬скоре ‘едор Ќиколаевич пригласил ћихаила в профессиональный театр артистом вспомогательного состава. ¬ семье были против, еще бы: на заводе он получал зарплату 450 рублей в мес€ц, а в театре Ч всего 75. “олько одна мама благословила ћиньку, заметив: Ђ»ди, раз душа просит. ѕравда, с таким лицом разве берут в артисты?ї ѕозже режиссер –ошаль скажет: Ђћиша, у вас не лицо, а цела€ кинобудка, так и передайте своей мамеї.

—ќ–ќ ќ¬џ≈: ¬ќ…Ќј, “≈ј“– »  »Ќќ

¬ 1940 году –ошаль пригласил семнадцатилетнего ѕугонькина сн€тьс€ в картине Ђƒело јртамоновыхї. јктеру досталась крошечна€ роль купца —тепаши Ѕарского, который пытаетс€ перепл€сать главного геро€ на свадьбе. —ъемка этого эпизода закончилась 22 июн€ 1941 года, в первый день войны. ј уже через неделю, прибавив своему возрасту год, ћихаил ѕугонькин добровольно ушел на фронт. ѕервый бой прин€л на —моленщине Ц колонна машин, в которых ехали еще даже не переодетые в военную форму ополченцы, подверглась налету немецких бомбардировщиков. ћинька оказалс€ в числе немногих, кому посчастливилось уцелеть. ќтвоевав полтора года, он с т€желейшим ранением ноги попал в госпиталь, где с трудом уговорил хирурга не делать ему ампутацию Ч все-таки артистЕ “ам же, в госпитале, его по ошибке переименовали в ѕуговкина, и уже под этой фамилией комиссованный фронтовик вернулс€ в ћоскву, где стал играть в драматическом театре под руководством Ќ. ћ. √орчакова Ч единственном из столичных театров, работавших в то врем€. “ам ћихаилу дали первую в его жизни главную роль Ч двадцатилетний актер с блеском сыграл ѕетра ќгонькова в пьесе Ђћосквичкаї, о чем даже написала газета Ђѕравдаї.

Ч ¬ этот спектакль мен€ ввели за неделю, Ч рассказывает ћихаил »ванович. Ц » хот€ драматурги€, как отмечали критики, была слабовата, люди смотрели Ђћосквичкуї с большим удовольствием. ћне очень при€тно, что € до сих пор иногда встречаю зрителей, которые видели этот спектакль. ¬едь многие из них пр€мо с просмотра уходили на фронтЕ

¬ 1943 году знаменитый режиссер ¬. ѕетров пригласил ѕуговкина на эпизодическую роль в эпохальной картине Ђ‘ельдмаршал  утузовї, где актер сыграл молодого солдата ‘едю, который погибает на войне во врем€ Ѕородинского бо€. –€дом с умирающим ‘едей сидел старичок-солдатик и держал его за руку. ‘ед€ со слезами говорил: Ђ—емен, отпиши в деревню Ћипки, что под –€занью, матушке моей, что сын ее ‘едор ѕетров не Ѕогу душу отдал, а живот свой положил за ќтечествої...

Ћучшие дн€

¬италий —оломин - Ёлементарно, ¬атсон!
ѕосетило:37052
¬италий —оломин
јйседора ƒункан: 'я начала танцевать в утробе матери'
ѕосетило:7028
јйседора ƒункан
 сени€ √алецка€. Ѕиографи€
ѕосетило:172
 сени€ √алецка€

Ч ѕосле того как картину посмотрел —талин, Ч вспоминает ћихаил »ванович, Ч он сказал режиссеру: ЂЁпизод умирающего молодого солдата ‘еди будет вызывать у народа сострадание. ј сейчас такое врем€ трудное. Ќе надо этого показыватьї. » мой монолог вырезали. я плакал. Ёта сцена и сейчас есть: старик мен€ держит за руку, а потом в кадре Ч знам€. ј моего монолога нет. ¬се артисты получили ордена, кроме мен€. —охранилс€ бы этот монолог, и € бы тоже получил. Ќа пам€ть о том, что € снималс€ в этом фильме, у мен€ осталась грамота.

¬ том же 1943 году ћихаил ѕуговкин сн€лс€ в знаменитой кинокомедии Ђ—вадьбаї по ј. ѕ. „ехову. ¬с€ его роль в этой картине заключалась в лихом исполнении танца. » хот€ Ђ—вадьбуї посто€нно показывают по телевидению, мало кто знает, что на тот момент ѕуговкин еще не оправилс€ от ранени€ и пришел на съемку с открытой раной ноги, опира€сь на палочку.

Ч —нима€ сцену пл€ски, оператор заметил п€тна крови, Ч рассказывает актер. Ч —ъемка остановилась. ƒежурна€ медсестра сменила мне пов€зку, и € еще более азартно допл€сал сцену. “акое бывает только в молодости... ѕозже Ёраст √арин в своей книге воспоминаний написал: Ђ¬о врем€ съемок фильма Ђ—вадьбаї по€вилс€ молодой ѕуговкин, который сразу обратил на себ€ вниманиеї. ƒл€ мен€ это было очень при€тно.

ѕовеству€ о героических 40-х, невозможно обойти тот эпизод в судьбе актера, когда он написал письмо —талину и тем самым спас жизнь своей матери. —егодн€ ћихаил »ванович вспоминает об этом так:

Ч ¬ годы ¬еликой ќтечественной войны был приказ —талина Ч за воровство, за мародерство сажать в тюрьму. ћо€ мама в это врем€ работала в пирожковом цехе Ч пекла пирожки в большом котле, которые потом продавали на улицах. „тобы прокормить нашу большую семью Ч 13 человек женщин и детей (все мужчины были на фронте), мама один пирожок не вынимала из котла и после работы, спр€тав его в фартук, несла домой. » там на этом пропеченном маслом одном пирожке варили суп Ч было ведь голодное карточное врем€. ќднажды кто-то донес на маму, ее посадили в тюрьму и потом увезли куда-то в ¬€тку.

я никогда не писал и не пишу никаких просьб и жалоб, а за маму написал —талину. ќткуда у мен€ нашлись слова Ч не знаю, ведь в это врем€ уже погибли мои два старших брата, отец еще воевал. —ам € был т€жело ранен и списан с фронта, а кому-то надо было кормить моих двоюродных братьев, сестер и старых тетушек. Ёто все € написал. », знаете, через неделю неожиданно приходит домой мама. ≈й так и сказали: Ђ¬ас освобождаем по письму сынаї.

—¬я“јя Ћќ∆№ »¬јЌј ћќ— ¬»Ќј

¬ то врем€, когда ѕуговкин дебютировал в главной роли в спектакле Ђћосквичкаї, молодой художник ёрий –оу написал его портрет. Ќадпись на портрете: Ђ”чись, друг у мастеров прошлого и насто€щего, чтобы стать мастером будущегої, по словам актера, предопределила его судьбу. ќн пон€л, что ему действительно надо учитьс€, и в сент€бре все того же 1943-го отправилс€ на конкурсные испытани€ в Ўколу-студию, которую по завещанию ¬. ». Ќемировича-ƒанченко открыли при ћ’ј“е.

Ч ¬ приемной комиссии было ни много ни мало двадцать народных артистов Ц  ачалов, ћосквин, ’мелев, “арасова, √рибов, ѕрудкин и другие, Ч вспоминает ћихаил »ванович. Ц  омисси€ с удивлением узнала, что у мен€ три класса средней школы. ѕросмотрев документы, ћосквин удивленно воскликнул: Ђ¬ы Ц артист! ”же артист! » хотите учитьс€?ї Ђћне нужно учитьс€, очень нужно учитьс€ї, Ч скороговоркой, чтобы не выдать волнени€, ответил €. ЂЌо у теб€ три класса образовани€ї, Ч продолжал »ван ћихайлович. » € рассказал, чуть сбивчиво, свою биографию. ћосквин, внимательно выслушав, одобрительно кивнул.

Ђ„то будете показывать?ї Ц спросили экзаменаторы. » € прочитал басню Ђ от и поварї.  омисси€ заметно развеселилась. ќбодренный €вным успехом, € выпалил: Ђћогу и еще! Ћирикуї. » начал читать ѕушкина Ч Ђћой голос дл€ теб€ и ласковый и томныйї... » снова смех, перешедший в хохот. ¬ыйд€ из аудитории, расстроенный, € ругал сам себ€: ЂЌу куда ты со своей физиономией лезешь читать ѕушкина?ї Ќо все закончилось благополучно, в списки студентов мен€ зачислили первым. ѕравда, »вану ћихайловичу ћосквину самому пришлось поехать в управление ¬ысшей школы и сказать, что аттестат об образовании утер€н мной на фронте. Ётой св€той ложью »ван ћихайлович очень мне помог...

«ќЋќ“ќ… ¬≈   »Ќќ ќћ≈ƒ»»

—егодн€ трудно представить российский кинематограф без режиссера-обольстител€ якина, подобострастно лепечущего царю Ђпаки-пакиї, без прораба-лектора, направл€ющего туне€дца ‘едю на путь праведный, без авантюриста-св€тоши отца ‘едора с его м€гким безумством и кульминационной сценой крушени€ надежд. ј начало начал Ц состо€вша€с€ в 1964 году встреча артиста ћихаила ѕуговкина и режиссера Ћеонида √айда€. Ўесть их совместных кинокомедий составл€ют золотой фонд отечественного кино.

 огда √айдай предложил ѕуговкину сыграть роль якина в картине Ђ»ван ¬асильевич мен€ет профессиюї, ведущие режиссеры Ђћосфильмаї активно возражали.   счастью, на художественном совете свое слово сказал √ригорий „ухрай: Ђя знаю, что все вы о себе думаете хорошо. я с вами не согласен. » ѕуговкин вам это докажетї. » ѕуговкина утвердили. јртист по-фельетонному едко передал необоснованные претензии своего геро€ на амплуа недоступного интеллектуала и утонченного аристократа, а фильм Ђ»ван ¬асильевич мен€ет профессиюї впоследствии попал в дес€тку самых кассовых советских комедий.

ћало кто знает, что во многих картинах ћихаил ѕуговкин импровизирует, говорит фразами, которых изначально в сценарии не было. ¬ числе таких импровизаций Ч Ђѕробка Ч подарок из јфрики!ї, Ђмацанальної или знаменита€ фраза его завхоза из Ђƒевчатї: Ђƒолго не сидите, общежити€ в этом году не предвидитс€ї.  стати, тот лютый €нварь снимали под –жевом в июне мес€це. —ъемочную площадку декорировали: вокруг лежал искусственный снег, все актеры были в полушубках, шапках, валенках и мокрые от жары. Ќо на экране получилась насто€ща€ зима.

¬изитной карточкой ћихаила ѕуговкина многие считают его яшку-артиллериста из фильма Ђ—вадьба в ћалиновкеї. ј ведь могло так случитьс€, что эту роль сыграл бы другой артист. »стори€ вышла проста€. ќрганизовыва€ съемочную группу, режиссер јндрей ѕетрович “утышкин сообщил своим помощникам, что яшку будет играть ћихаил ѕуговкин. ќни почти мес€ц Ђискалиї артиста, хот€ на самом деле только делали вид.  ак часто бывает в кино, ассистент по актерам хотела предложить на эту роль другого исполнител€, поэтому все врем€ говорила, что ѕуговкина нет в ћоскве. ¬ конце концов, когда дело уже подходило к съемкам, “утышкин, рассвирепев, потребовал от ассистента при нем набрать телефонный номер квартиры ѕуговкина и через минуту уже договаривалс€ с ћихаилом »вановичем о его приезде на ЂЋенфильмї.

Ќ≈  ќ–џ—“» –јƒ»Е

¬ августе 2001 года на перроне железнодорожного вокзала г. ’арькова был открыт пам€тник персонажу русской литературы Ч герою романа »льфа и ѕетрова Ђ12 стульевї отцу ‘Єдору. —кульптура изображает идущего батюшку, который держит в левой руке чайник, а в правой Ц запечатанный конверт с письмом к жене. Ќа постаменте Ч цитата из письма: Ђ’арьков Ц город шумный, центр ”краинской республики. ѕосле провинции кажетс€, будто за границу попалї. –€дом с этой цитатой надпись: Ђѕерва€ столица Ч отцу ‘Єдоруї Ч напоминание о том, что с 1919 по 1934 г. ’арьков был столицей ”краины. «а основу при скульптурном воплощении батюшки, обу€нного жаждой наживы, был вз€т образ, который в 1971 году создал актер ћихаил ѕуговкин в экранизации знаменитого романа...

Ќа всей территории бывшего ———–, наверное, не найти человека, который хот€ бы один раз не посмотрел гайдаевские Ђ12 стульевї. ѕоэтому все, что св€зано со съемками этой замечательной комедии, представл€ет дл€ читателей исключительный интерес.

Ч ¬ первый съемочный день на Ђћосфильмеї, Ч рассказывает ћихаил »ванович, Ч снималась сцена, когда отец ‘едор подслушивает в щелочку, как  иса ¬оробь€нинов добиваетс€ у тещи, где спр€таны золото и бриллианты. ” мен€ были насто€щие р€са и крест Ч ну точно батюшка, который был у нас в деревне. ѕриготовились снимать. Ќароду много было Ц собрались все. я подошел к √айдаю и говорю: Ђя человек верующий, у мен€ даже спина похолоделаї. Ђћихаил »ванович, у мен€ тоже. ƒавайте перекрестимс€ и будем сниматьї, Ч бодро сказал √айдай.

ћы перекрестились, и € начал сниматьс€. ћама мо€ была неграмотна€, но очень мудра€ и верующа€ женщина. ѕеред съемками € ей сказал:

Ч ћам, √айдай предлагает мне отца ‘едора сыграть.

Ч ј что он там делает?

Ч «а бриллиантами гон€етс€.

Ч ј он там никого не убивает?

Ч Ќет.

Ч “огда играй спокойно, боженька проститЕ

ѕомню, мы очень долго ждали, чтобы сн€ть эпизод, когда во врем€ шторма отец ‘едор топором рубит стуль€. —туль€ были венские, неверо€тно т€желые. –азрубить такой стул топором по-насто€щему € не мог... ƒождались мы шторма. ” мен€ рубашечка подпо€санна€, € шесть часов рубил эти стуль€. Ѕросал куски в море, мокрый был совершенно. ¬ечером приходим домой после съемки Ч Ќина, жена √айда€, мо€ жена. —ели играть в кинга, поиграли часок-другой. ”стали. я говорю: ЂЅратцы, надо идти домойї. ’очу встать и не могу. «а шесть часов мен€ просифонило так, что € потом несколько мес€цев болел, рука была парализована.

Ќо кино есть кино. ƒл€ съемок следующей сцены сделали фанерную стенку, поставили ступеньки. » с фанерной стенки € кричал: Ђ—нимите мен€! я отдам колбасуї! ћен€ зрители до сих пор спрашивают: Ђј кака€ была колбаса на горе?ї я отвечаю: Ђ раковска€ї...

¬ декабре 1995 года, через четверь века после выхода фильма на широкий экран, ћихаила ѕуговкина пригласили в киевский торговый дом Ђ»вли€ї дл€ съемок в рекламном ролике в образе отца ‘едора.

Ч ѕо сценарию € должен был уничтожать стуль€, Ч рассказывает ћихаил ѕуговкин, Ч только современными методами. ѕоэтому, кроме топора, мне принесли дрель, молот и даже взрывное устройство. Ђ уда ложитьс€, если взрыв произойдет?ї Ч спросил €. Ђ¬зрыва не будет, только создадим видимостьї, Ч ответил режиссер.

Ќо взрыв был насто€щим Ч € что-то перекрутил во взрывном устройстве. ќт взрыва содрогнулс€ весь торговый дом. ¬се подн€лись с пола, дым рассе€лс€, а € Ч как ни в чем не бывало. ѕравда, с опаленной бородой и сажей на носу. “акой взрыв € слышал только во врем€ съемок фильма Ђ¬ойна и мирї. ќт стула из красного дерева осталс€ только маленький кружочек. ќтец ‘едор постаралс€ на славу и произнес в новогоднем тосте: ЂЌе корысти ради!ї

¬—“–≈„» — Ћ≈√≈Ќƒјћ»

 огда ћихаил ѕуговкин снималс€ в первой своей картине и играл в массовке театра Ђјквариумї (сейчас там находитс€ театр им. ћоссовета), он познакомилс€ с ћарком Ќаумовичем Ѕернесом.

Ч ћне тогда нужно было ехать на спектакль, сказать на сцене только одну-единственную фразу и сразу вернутьс€ на съемку, Ч вспоминает ћихаил »ванович. Ч ƒиректор съемочной группы дал мне машину с водителем. я был в шелковой рубашке, лаковые туфли на ногах, весь из себ€ модный. ¬ыезжаю со студии, а у ворот стоит человек, поднимает руку и говорит:

Ч ѕослушайте, товарищ ѕуговкин, подвезите мен€ до центра.

Ч ћне ненадолго машину дали Ч ну ладно, садись.

” ћарка Ѕернеса была одна особенность: его не узнавали на улице. ≈сть такие артисты, на которых люди смотр€т и не могут пон€ть, кто это. Ќа концертах, разумеетс€, узнавали, а на улице проходили мимо. » € его не узнал. ћы едем в машине и разговариваем. ќн спрашивает мен€:

Ч —кажите, трудно сниматьс€ в кино?

Ч ј как ты думаешь? Ч говорю, Ч конечно. Ёто же т€желый труд!

Ч јй-ай-ай, а € мечтаю сн€тьс€ в кино. ¬ы не смогли бы поговорить обо мне? „тобы мен€ пригласили хоть маленький эпизодик сыграть.

¬ то врем€ уже прошли известные фильмы с участием Ѕернеса, и Ђ»стребителиї в том числе. Ѕернес был попул€рнейший артист. ’одил в кепке. ѕотом кепки называли Ђбернескиї. » € сшил себе кепку и так кепочником и осталс€ на всю жизнь.

я обернулс€ к ћарку Ќаумовичу и пр€мо в лицо ему говорю:

Ч ƒорогой мой, чтобы сниматьс€ в кино, надо хот€ бы внешние данные иметь!

ѕодъезжаем к Ђјквариумуї, машина останавливаетс€, Ѕернес говорит:

Ч ¬ы разрешите мне еще две остановочки проехать?

я разрешил. ѕозволил, так сказать, ему две остановочки проехать на моей машине. ѕотом, когда он вышел и хлопнул дверцей, € так и замер: ЂЅоже мой, так это же Ѕернес!ї

ѕерва€ слава понесла мен€ по молодости лет. Ќа следующий день € прихожу в киностудию, и уже в проходной мне сообщают: Ђ¬ас Ѕернес разыскиваетї.

 огда мы встретились, Ѕернес сказал: Ђƒа, вы взрываетесь моментально. ј € потом думал, куда его понесет дальше?!ї — тех пор у нас были не то чтобы при€тельские, но какие-то доверительные отношени€. «вал он мен€ Ђкресть€нинї. ј € на всю жизнь запомнил, что такое субординаци€Е

ќднажды, будучи уже узнаваемым артистом, ћихаил ѕуговкин, гул€€ по улице √орького, случайно повстречал молодого ∆еню Ћеонова, которого в ту пору еще никто не знал. Ћеонов остановил ѕуговкина и попросил порекомендовать его дл€ съемок в кино. ћихаил »ванович ответил: Ђ¬ас не надо рекомендовать, вы поезжайте в актерский отдел и отдайте свою фотографию. ¬ас будут снимать. —коро о вас весь —оюз заговоритї. “ак оно и случилось. — легкой руки ѕуговкина начинающий артист поехал на Ђћосфильмї и стал тем Ћеоновым, которого узнала и полюбила вс€ страна...

” ћихаила »вановича было несколько встреч с јлександром Ќиколаевичем ¬ертинским. ќдна из них произошла 50 лет назад в  иеве, в гостинице Ђ”краинаї, в номерах которой, нар€ду с великим шансонье, на тот момент проживали молодые российские актеры.

Ч ѕомню как мы с артистом ∆еней Ўитовым обратились к јлександру Ќиколаевичу с просьбой зан€ть денег до зарплаты, Ч рассказывает ћихаил ѕуговкин. Ч ¬ертинский пригласил нас в свой номер и спросил: Ђ—колько же вам нужно, мои юные друзь€?ї ћы попросили сто рублей. ќткрыв свой столик, ¬ертинский дал нам деньги и сказал незабываемую фразу: ЂЌе забудьте отдать, потому что у мен€ всего две тыс€чи рублей, а мне еще полтора дн€ житьї. ¬ообще јлександр Ќиколаевич любил молодежь. ћы часто сидели в его номере, пр€мо на полу вокруг него. ѕомню, как ¬ертинский, угоща€ нас, пил конь€к и запивал его пивом. «аметив наше удивление, јлександр Ќиколаевич произнес: Ђјристократы все могутї. ѕрошли годы, и его дочери ћарианна и јнастаси€ сн€лись вместе со мной в кинофильмах Ђ≈го звали –обертї и ЂЅременские музыкантыї...

Ч ќднажды, во врем€ съемок комедии Ђ—вадьбаї в Ћиховом переулке, Ч продолжает ћихаил »вановаич, Ч ко мне подошел ћихаил яншин и сказал: Ђћиша, буфет ¬“ќ работает до трех часов ночи, мы сейчас тебе дадим портфель и пропуск по ночной ћоскве, оденем теб€ в мое пальтої.

Ѕыла зима, на мен€ надели €ншинскую шапку-пирожок. ¬се подошли поглазеть, и ‘аина –аневска€, на которую € всегда смотрел, раскрыв рот (своей гениальностью она сражала мен€ наповал), сказала: Ђ—лушай, а ведь ты похож на яншинаї.

» € бежал в ¬“ќ, брал там графины с водкой и приносил на съемочную площадку. ѕо этому поводу яншин проронил: Ђѕуговкин, € не знаю, каким ты будешь артистом, но гонец ты гениальный. “олько послали, а ты уже несешьї.

Ђя «Ќјё, ƒ–”«№я, „“ќ Ќ≈ ∆»“№ ћЌ≈ Ѕ≈« ћќ–яї

¬ 1952 году ћихаил ѕуговкин приехал в ялту на съемки киноэпопеи Ђјдмирал ”шаковї и Ђ орабли штурмуют бастионыї и впервые увидел „ерное море. ¬печатление было таким сильным, что решение жить в этих местах возникло немедленно. ¬ ту пору ему еще не было тридцати. ћежду тем в ялту он переехал только через сорок лет в июне 1991-го.

ќставалось меньше полугода до распада могущественной империи, когда в московской квартире народного артиста ———– ћихаила ѕуговкина на ќлимпийском проспекте заканчивали паковать вещи. —толица тер€ла знаменитого москвича, зато ялта приобретала новую достопримечательность.

 рым, когда-то райский уголок огромной страны, вдруг стал странной заграницей. ялтинска€ киностуди€ переживала глубокий кризис: с 1992 года ее павильоны опустели, работа прекратилась. »счезло ощущение курортного города, за исключением июл€ и августа, когда приезжали отдыхающие; в остальное врем€ ялта замирала.

Ќа первую страницу паспорта гражданина ———– ћихаила ѕуговкина украинский чиновник уверенно припечатал самостийный трезубец. ¬ 1993 году, дл€ получени€ гражданства, потребовалось сдать экзамен по украинскому €зыку. Ђј шо цэ такэ?ї Ч спросил артист, и рассме€вшийс€ от абсурдности ситуации экзаменатор немедленно поставил Ђп€теркуї.

¬ том же 1993-м пришло врем€ списков и талонов на продукты. »нвалидам ¬еликой ќтечественной войны добавочно, раз в мес€ц, полагались один килограмм гречки и полкило сливочного масла. ѕуговкин с женой долго не могли получать этот Ђпаекї, тогда и Ђпригодилосьї фронтовое ранение (до этого актер не оформл€л инвалидность из скромности).  огда ћихаил »ванович прошел медкомиссию и впервые за два года получил сливочное масло, он сказал продавцам: ЂЅольшое спасибо, но употребл€ть уже не могу Ч у мен€ изжогаї.

Ќо даже в этот период ѕуговкин был счастлив: у него была замечательна€ посто€нна€ работа на творческих встречах со зрител€ми в здравницах  рыма. «десь же, в ялте, ћихаил »ванович третий раз обрел свое семейное счастье, женившись на »рине  онстантиновне Ћавровой, котора€ позже организовала Ђ÷ентр ћихаила ѕуговкинаї. Ќа вопросы журналистов, почему же он переехал в ялту, народный любимец отвечал: Ђ√олливудские артисты такого ранга, как €, имеют свои острова, а € рад иметь свой полуостров Ч  рымї. Ќо ни южна€ природа, ни морской воздух не смогли заменить самому снимаемому Ђфактурному эпизодникуї рабочую суету съемочной площадки и звук хлопушкиЕ

ƒќ—“ќяЌ»≈ Ч ƒќћќ…!

¬ 1999 году ћихаил »ванович вернулс€ в ћоскву. ѕришел в правительство.

Ч  ак к ¬ам в ялте относились? Ч спросил его в то врем€ вице-мэр ¬алерий Ўанцев.

Ч Ќачальство мен€ обнимало, все называли Ђнаше досто€ниеї, Ч ответил ѕуговкин.

Ч ј что, Ч продолжил Ўанцев, Ч они дл€ ¬ас сделали?

Ч ƒа ничего...

Ч “огда досто€ние будем возвращать домой, Ч сказал ¬алерий ѕавлинович и предложил посмотреть освобождающуюс€ квартиру в доме на улице Ќемировича-ƒанченко, куда студент ћиша ѕуговкин бегал учитьс€ и наблюдать за великими мхатовскими артистами.

 огда ћихаил »ванович вошел в до боли знакомое здание, то не смог сдержать слезЕ “ак он снова стал москвичом. ¬ легендарном доме прожили недолго, больные легкие артиста взмолились о пощаде Ч воздух в центре столицы трудно назвать целительным.

—ейчас ћихаил »ванович ѕуговкин живет в —окольниках. ¬ доме є 5 по улице  ороленко, во многом благодар€ энергии »рины  онстантиновны, не так давно открылс€ музей  иноцентра ћихаила ѕуговкина, в котором можно увидеть уникальные экспонаты: насто€щие царские короны, фуражку яшки-артиллериста, плюшевого медвежонка, сшитого артековцами, старые пленки, множество афиш, фотографий, грамот и, самое интересное, Ч маленький орден в виде пуговки с надписью: Ђ оролю кинокомедийї. ¬озглавила  иноцентр заботлива€ жена актера. ј 27 августа этого года возле входа в парк Ђ—окольникиї, в ƒоме ћолодежи, открылс€ небольшой кинозал, где проход€т киновечера и встречи с артистами отечественных кинокомедий. ƒл€ пенсионеров и учащихс€ вход сюда бесплатный Ц так решил ѕуговкин.

Ч ѕо нашему любимому маршруту Ч до парка Ђ—окольникиї и обратно Ч с ћихаилом »вановичем гул€ть затруднительно, Ч рассказывает »рина  онстантиновна. Ч Ќет, он в прекрасной форме, но его посто€нно узнают, бросаютс€ целоватьс€, обнимают, приглашаютЕ

ѕуговкин Ч артист всенародный, ему эпохи нипочем.  ажетс€, что он никуда и не уезжал. ƒа и куда может уехать русский актер?




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

„еловек, который изменил музыку
ѕосетило:9970
Ѕоб ƒилан
Ѕеверли —иллз. Ѕиографи€
ѕосетило:14623
Ѕеверли —иллз
Ћариса √узеева: √лавное женское достоинство Ц независимость
ѕосетило:9581
Ћариса √узеева

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru