Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ёлина Ѕыстрицка€

   /   

Elina Bystritskaya

   /
             
‘отографи€ Ёлина Ѕыстрицка€ (photo Elina Bystritskaya)
   

ƒень рождени€: 04.04.1928 года
ћесто рождени€:  иев, ———–
ƒата смерти: 26.04.2019 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 91 год

√ражданство: –осси€

кн. «вездные трагедии: загадки, судьбы и гибели. —.127-136.

јктриса ('“ихий ƒон', 'ƒобровольцы').

 огда Ќонна ћордюкова узнала, что ее учитель собираетс€ снимать "“ихий ƒон", у нее не было и тени сомнений, что именно ее он пригласит на роль јксиньи. Ќо роль досталась мало кому известной Ѕыстрицкой. ƒл€ ћордюковой это был столь т€желый удар, что она едва не наложила на себ€ руки.
„ашу весов в пользу Ѕыстрицкой перевесил сам автор романа - ћихаил Ўолохов. ќднажды ему показали все отсн€тые пробы, и он, выбрав из них ту, в которой пробовалась Ѕыстрицка€, воскликнул: "“ак вот же јксинь€!"

12.12.2000

Ёлина Ѕыстрицка€ родилась в  иеве. ≈е отец - јвраам Ѕыстрицкий - был военным медиком, инфекционистом, мать работала в больнице. ¬ 1937 году в семье Ѕыстрицких родилс€ второй ребенок, и вновь - девочка.

Ёлина Ѕыстрицка€ фотографи€
Ёлина Ѕыстрицка€ фотографи€

Ёлина росла в основном с мальчишками. »грала в мальчишеские игры, дралась, стрел€ла из рогатки.  огда в их доме по€вилс€ биль€рд, она уговорила отца научить играть и ее. “от удивилс€, но просьбу дочери выполнил.

≈ще одним детским развлечением Ёлины был домашний театр. ѕричем театрализованные представлени€ устраивались дл€ всего дома. ¬ день "премьеры" на лестничной площадке устанавливались стуль€ дл€ зрителей, сценой служила площадка между этажами, а закулисьем - балкон. Ѕабушкина широка€ юбка (в свое врем€ модна€ на ”краине) служила занавесом. ¬месте с подружкой и двоюродным братом Ёлина разыгрывала театрализованные представлени€ с песн€ми, стихами, танцами. ¬ 1934 году, после выхода на широкий экран фильма "„апаев", в репертуаре их домашнего театра по€вилс€ точно такой же спектакль. ¬ нем роль легендарного комдива играл двоюродный брат Ёлины, а она сама перевоплощалась в его верного ординарца ѕетьку. —пектакль заканчивалс€ коронным номером - Ёлина-ѕетька выходила на сцену и, грозно повод€ бров€ми, говорила: "“ихо! „апай думать будет!" ѕублика была в восторге.

Ёлина Ѕыстрицка€ фотографи€
Ёлина Ѕыстрицка€ фотографи€

ѕеред самой войной капитан медицинской службы јвраам Ѕыстрицкий получил новое назначение - на „ерниговщину, в город Ќежин. “ам Ѕыстрицких и застала весть о начале войны. ”же через несколько дней Ќежин попал во фронтовую полосу, и его окрестности превратились в арену ожесточенных боев.  акое-то врем€ Ёлина помогала матери - ухаживала за ранеными в госпитале, но затем, когда враг прорвал нашу оборону, им пришлось срочно эвакуироватьс€. ќтступали через —умы, ’арьков до самой јстрахани. “ам они задержались надолго, и Ёлина продолжила учебу в школе. ј все свободное врем€ проводила на курсах медицинских сестер. ѕричем устраиватьс€ на эти курсы ей пришлось чуть ли не с боем. ƒело в том, что в свои тринадцать лет роста она была небольшого, и врач, который записывал девушек на эти курсы, увидев ее, решил, что к нему на прием пришла чуть ли не первоклашка. Ќо Ёлина про€вила такую настойчивость, так гор€чо требовала допустить ее до экзаменов, что врач дрогнул. ¬идимо, решил отдать судьбу этой девчушки на откуп экзаменационной комиссии. » страшно удивилс€, когда она этот экзамен блест€ще сдала. ѕосле этого Ёлину вз€ли санитаркой в госпиталь, а чуть позже она стала лаборанткой в клинической лаборатории.

¬споминает Ё. Ѕыстрицка€: "ћне никогда в детстве не говорили о моей внешности. ¬первые € услышала об этом в 13 лет, в госпитале. ƒвое раненых разговаривают: "ѕосмотри, кака€ хорошенька€ девушка!" ќгл€нулась- никого... ѕотом долго смотрела в зеркало - ничего интересного не нашла. ћама воспитывала мен€ очень строго..."

Ёлина Ѕыстрицка€ фотографи€
Ёлина Ѕыстрицка€ фотографи€

¬ но€бре 1944 года Ѕыстрицкие вернулись в Ќежин (киевский дом был разрушен при бомбежке), и Ёлина поступила в медицинский техникум. ¬се ее ближайшее окружение, включа€ родителей, их друзей, состо€ло из дипломированных медиков и насто€тельно советовало девушке не мучитьс€ выбором профессии. ≈е прин€ли как участницу войны и медсестру, окончившую рокковские (краснокрестные) курсы. ”читьс€ она начала сразу со второго семестра. ќднако на первом же практическом зан€тии ей стало плохо. »х преподаватель-хирург должен был сделать челюстно-лицевую операцию, но во врем€ ее проведени€ больной внезапно скончалс€ от наркоза. ѕосле этого Ѕыстрицка€ пон€ла, что никогда не сможет стать врачом. ќднако бросить техникум она не решилась. ƒоучилась до конца, прошла всю практику (прин€ла 15 родов) и получила диплом акушера-гинеколога. Ќо в душе уже мечтала о другой профессии.

¬ те годы всеми помыслами Ѕыстрицкой завладел театр. ¬ медицинском техникуме существовал драмкружок, в который Ѕыстрицка€ записалась с первых же дней обучени€. ѕервым спектаклем, в котором она сыграла небольшую роль, стал водевиль "Ћейтенант фон ѕл€шке". » хот€ роль была бессловесна€, однако Ѕыстрицкой легко удавалось завести публику одним своим выходом на сцену.  то-то из коллег тогда отметил ее прирожденный талант актрисы и посоветовал не останавливатьс€ на достигнутом. ¬скоре Ѕыстрицка€ поступила в музыкальную школу, при которой существовал балетный класс. ќна хотела научитьс€ профессионально двигатьс€ по сцене, овладеть искусством пластического танца. » ей это удалось. ¬ спектакле "ћарус€ Ѕогуславка" она так зажигательно исполн€ла "танец живота" в сцене "гарем султана", что зрители буквально засыпали ее аплодисментами. ѕравда, ее строга€ мама, присутствовавша€ на спектакле, испытывала иные чувства, счита€, что дочь исполн€ет что-то непотребное.

Ёлина Ѕыстрицка€ фотографи€
Ёлина Ѕыстрицка€ фотографи€

¬ 1947 году Ѕыстрицка€ окончила медицинский техникум с твердой уверенностью, что никогда не сможет работать в медицине. ¬семи ее помыслами теперь завладел театр, о чем немедленно были поставлены в известность родители. ћать восприн€ла эту новость спокойно, а вот отец был категорически против. "„то это за професси€ така€ - актер? - возмущалс€ он. - » кто тебе сказал, что у теб€ есть актерский талант?" ќднако дочь была непреклонна и, утира€ слезы, упорно твердила о своем желании поступать в театральный. ¬ конце концов, вид€, что его словесные доводы не доход€т до дочери, отец прин€л решение доказать свою правоту на деле, "¬ институт мы поедем вместе!" - за€вил он, тем самым как бы подвод€ итог первой части дискуссии.

Ћучшие дн€

”частник прославленной группы 'Ќа-Ќа'
ѕосетило:10487
¬ладимир јсимов
 ончита ћартинес. Ѕиографи€
ѕосетило:10307
 ончита ћартинес
”спешный велогонщик всех времен
ѕосетило:9093
Ёдди ћеркс

¬  иев отец и дочь приехали погожим летним днем. ¬ ректорате театрального института высокий, стройный јвраам Ѕыстрицкий в новенькой майорской форме произвел легкий фурор среди присутствовавших женщин, но еще большее впечатление он произвел на ректора —емена ћихайловича “каченко, когда, войд€ в его кабинет, с порога за€вил: "ќбъ€сните, пожалуйста, моей глупой дочери, что в вашем институте ей делать нечего!" «а свою долгую карьеру в звании ректора “каченко повидал множество ходоков-родителей, мисси€ которых обычно заключалась в том, чтобы проталкивать своих чад в его заведение. ј здесь все было наоборот.

Ёлина Ѕыстрицка€ фотографи€
Ёлина Ѕыстрицка€ фотографи€

¬ конце концов разговор с ректором завершилс€ победой јвраама Ѕыстрицкого - Ёлина отказалась от поступлени€ в театральный и, вернувшись в Ќежин, подала документы на филологический факультет местного педагогического института. ¬о врем€ учебы в этом вузе в нее влюбилс€ молодой аспирант, отношени€ с которым со временем вполне могли бы перерасти в нечто большее. ќднако аспирант оказалс€ слишком идейным. –ассказывает Ё. Ѕыстрицка€: "јспирант все погл€дывал на мен€ большими темными глазами, а в конце концов пригласил не то в кино, не то просто прогул€тьс€. » вот поздно вечером проводил он мен€ до калитки и совсем уже собралс€ поцеловать... Ќо едва он прот€нул ко мне руки, как с соседнего столба гр€нул репродуктор. » не " алинку-малинку", а √имн —оветского —оюза! ¬ы бы видели, что сделалось с моим воздыхателем: он расправил плечи и встал "смирно"..."

”чась в педагогическом, Ѕыстрицка€ в душе ни на минуту не расставалась с мечтой стать актрисой. ѕоэтому она продолжала заниматьс€ балетом в музыкальной школе, а параллельно организовала там же свой танцевальный кружок, который уже через несколько мес€цев победил на олимпиаде. «а эту победу Ѕыстрицка€ была награждена путевкой в дом отдыха профсоюза "–абис" - работников искусств, где отдыхали насто€щие артисты. “ам-то выдающа€с€ актриса Ќаталь€ јлександровна √ебдовска€, увидев Ѕыстрицкую на сцене, посоветовала ей бросать филологию и идти в театр. Ётот разговор и стал той последней каплей, котора€ переполнила чашу терпени€ Ѕыстрицкой. ¬ернувшись в Ќежин, она забрала документы из педагогического и вновь отправилась в  иев - в институт театрального искусства. » ее прин€ли.

¬ том же году Ѕыстрицка€ впервые вышла на съемочную площадку. ƒело было так. ƒо начала зан€тий в институте оставалось несколько недель, а двухмес€чна€ стипенди€, выданна€ Ѕыстрицкой в педагогическом, раста€ла на глазах. ѕришлось искать возможность где-нибудь подработать.  то-то из таких же, как и она, абитуриентов театрального посоветовал сходить на  иевскую киностудию, где за участие в массовках платили пусть малые, но деньги. Ѕыстрицка€ отправилась на студию и вскоре действительно получила крошечную роль - в фильме »гор€ —авченко "“арас Ўевченко" она должна была сыграть горничную графини ѕотоцкой. ќднако во врем€ съемок эпизода с ее участием Ѕыстрицкой элементарно не повезло. ¬ том эпизоде героин€ Ѕыстрицкой танцевала зажигательный танец в хороводе с другими девушками. Ќо если у всех танцевавших оказались сапожки красного цвета, то Ѕыстрицкой по вине реквизиторов достались черного. ¬ итоге режиссер попросил вывести ее из числа танцующих, и эпизод доснимали без ее участи€.

—ъемки в  иеве продлились до августа, после чего Ѕыстрицка€ уехала в Ќежин, к родител€м. 31 августа она вернулась в  иев, чтобы утром следующего дн€ начать зан€ти€ в институте. Ќо тут ее ждало неожиданное известие-оказываетс€, в документах, поданных ею в институт, не хватает справки, разрешающей ей продолжать учебу в новом учебном заведении. »з-за отсутстви€ этой справки мандатна€ комисси€ прин€ла решение отчислить ее из института. ƒумаетс€, не стоит объ€сн€ть, каким ударом стало дл€ двадцатилетней девушки это известие. “ак мечтать о карьере актрисы, взбаламутить родителей и друзей своим отъездом, и вот вам результат - отчисление. Ѕыстрицкую охватило такое отча€ние, что, выйд€ из ректората, она впала в прострацию. » кто знает, сколь долго она пробыла бы в таком состо€нии, если бы не преподаватель яков »ванович “окаренко. ”знав о постигшем девушку несчастье, он посоветовал ей не сидеть сложа руки, а действовать. » Ѕыстрицка€ последовала этому совету. ¬ тот же день она добилась встречи с министерским чиновником, отвечающим за работу с абитуриентами, и получила от него гарантии своего зачислени€ в институт без нужной справки. "≈е вы сможете привезти чуть позже", - пообещал он ей. “ак оно и вышло. Ѕыстрицкую вновь внесли в списки студентов, а справку она привезла из Ќежина несколько дней спуст€.

—тав студенткой, Ѕыстрицка€ буквально с первых же дней учебы прин€лась доказывать преподавател€м, что в институт ее прин€ли не зр€. ”же на первом курсе она числилась в круглых отличницах и за свое усердие была награждена поездкой в ћоскву.

¬ стенах родного института Ѕыстрицка€ считалась не только лучшей ученицей, но и одной из первых красавиц. «а ней пытались ухаживать многие студенты, но найти отклик в ее сердце практически никому не удавалось. ƒело в том, что, получив довольно строгое воспитание в семье, Ѕыстрицка€ в общении с юношами не позвол€ла себе тех вольностей, на которые были способны ее более раскрепощенные подруги. —тоит отметить, что в отличие от большинства сверстников, которые воспитывались в тепличных услови€х, Ѕыстрицка€ в 20 лет уже многое успела повидать и пережить - суровые будни в прифронтовом госпитале способствовали ее раннему взрослению. Ќо не все ее сверстники это понимали. ѕотому и недолюбливали ее, называли "синим чулком", “ех же из них, кто не понимал слов, Ѕыстрицка€ осаживала довольно резко - с помощью пощечин. “ак, на последнем курсе института она "наградила" ими сразу троих студентов. ѕричем последний случай получил широкую огласку и привел к довольно драматическим событи€м. „то же произошло?

21 €нвар€ 1953 года вс€ страна отмечала траурную дату - 29-ю годовщину со дн€ смерти Ћенина.  ак и во многих учебных заведени€х страны, в  иевском институте театрального искусства в тот день студенты выступали перед преподавател€ми с поэтическими виршами, посв€щенными траурной дате. Ќе стала исключением и Ѕыстрицка€, котора€ выучила "—казку о Ћенине" Ќатальи «абилы. » вот, когда до ее выступлени€ оставались считанные минуты, некий второкурсник незаметно подкралс€ к ней и, жела€ подшутить, свистнул ей из пищалки в ухо. ¬полне веро€тно, что сделал он это не со зла, однако, учитыва€ реалии момента (траурна€ дата, обща€ нервозность и т. д.), он получил вполне адекватный ответ - увесистую оплеуху, от которой отлетел метров на п€ть. —видетел€ми этой сцены стали не только студенты, но и преподаватели, которые и дали этому делу ход. Ѕыстрицкую обвинили в хулиганстве, припомнив ей, что только за последний мес€ц она умудрилась подобным образом поступить еще с двум€ студентами.  ороче, в тот же день один из педагогов вызвал к себе Ѕыстрицкую и потребовал от нее, чтобы она немедленно написала за€вление о переводе ее в ’арьковский институт. ¬ противном случае он пообещал отчислить ее из вуза, Ќо Ѕыстрицка€ ответила ему довольно резко: "≈сли завтра вывес€т приказ о моем отчислении, то послезавтра вы найдете мен€ в ƒнепре". ≈сли бы подобное сказала люба€ друга€ студентка, вполне веро€тно, ее слова сочли бы дешевой бравадой. Ќо за Ѕыстрицкой еще с первого курса утвердилось мнение как о человеке, который не бросает слов на ветер, поэтому реакци€ на ее за€вление оказалась иной. –уководство института побо€лось брать грех на душу и переложило это дело на плечи комсомольской организации.

—обрание по "делу Ѕыстрицкой" откладывалось несколько раз - сначала из-за каникул, затем из-за смерти —талина. Ќаконец его дата была назначена на середину марта. ќбстановка в стране была тревожна€, всем мерещились происки врагов народа и заговоры империалистов. ќтсюда и атмосфера на собрании была соответствующей. ¬споминает Ё. Ѕыстрицка€: "¬ыступали мои товарищи, которые инкриминировали мне черт знает что. ќдни говорили: "¬раг не дремлет, мы должны быть бдительными, товарищи!" ƒругие: "ј помните, она отказалась танцевать со студентом X.? ќт него, видите ли, деревней пахнет?! ј деревн€ пахнет хлебом, товарищи!!!" я слушала и ужасалась этой демагогии: с кем € учусь?  то эти люди? ¬едь они лгут! я никогда не утверждала, что от X. пахнет деревней: от него пахло потом, и € не хотела танцевать в паре с неопр€тным человеком; прежде чем подойти ко мне в танце, мог бы и помытьс€..."

—обрание длилось до трех часов ночи, ¬ конце концов подавл€ющим числом голосов было прин€то решение - студентку Ѕыстрицкую исключить из комсомола и просить дирекцию исключить ее из института.  огда она вернулась к себе домой, ее душа была опустошена, не хотелось жить. ¬есь остаток ночи она пролежала на кровати, не смыка€ глаз.

»з института ее так и не исключили, видимо посчитав, что одного наказани€ вполне достаточно. ќднако большинство ее однокурсников считали это несправедливым и практически прекратили с ней вс€кое общение. —лава богу, что среди преподавателей нашлись люди, которые встали на ее сторону. ќдин из них - »ван »ванович „абаненко - даже предупредил студентов, что если кто-нибудь при нем напомнит Ѕыстрицкой о происшедшем - тут же вылетит из института. »менно эта поддержка удержала Ѕыстрицкую от рокового шага - самоубийства.

„ерез несколько мес€цев Ѕыстрицка€ сдала выпускные экзамены и стала ждать распределени€. ѕри ином развитии ситуации ее могло ожидать хорошее будущее - например, труппа самого попул€рного в республике  иевского театра имени ». ‘ранко. ќднако после всего случившегос€ ожидать такого исхода не приходилось. » действительно- Ѕыстрицкую распределили в ’ерсонский драматический театр. «абирать студентов приехал лично главный режиссер театра ѕавел ћорозенко. ѕри этом повел он себ€ так, как будто был султаном, набирающим девушек дл€ своего гарема. ”видев красавицу Ѕыстрицкую, он ткнул в нее пальцем и с ходу назначил ей свидание у ресторана "—порт" в семь часов вечера. Ѕудь он помоложе, наверн€ка не избежал бы участи тех трех студентов, которые испытали на себе силу оплеух Ѕыстрицкой. ≈му же она ответила коротко, как отрезала: "я никуда не приду!" - "Ќу смотри, тебе у мен€ работать", - пригрозил он ей. ”тром следующего дн€ Ѕыстрицка€ отправилась в ћинистерство образовани€ и потребовала отправить ее куда угодно, но только не в ’ерсон. "ѕочему?" - удивились тамошние чиновники. —казать правду Ѕыстрицка€ не решилась, поэтому в просьбе ей отказали. » тогда она прин€ла решение всеобще уехать из республики. Ќо куда? –ешение пришло с неожиданной стороны.

¬ те дни в  иеве гастролировал “еатр имени ћоссовета, и Ѕыстрицка€ напросилась на прием к его главному режиссеру - ёрию јлександровичу «авадскому. ¬о врем€ этой аудиенции столичный гость спросил Ѕыстрицкую, кто был ее учителем в институте. "»ван »ванович „абаненко", - ответила она. "¬от пусть он мне позвонит и отрекомендует вас", - подвел итог разговора «авадский.

ќ том, как Ѕыстрицка€ бегала по  иеву и его окрестност€м в поисках своего педагога, можно написать отдельную главу. „абаненко пошел навстречу Ѕыстрицкой и написал «авадскому рекомендательное письмо, в котором в самых лучших словах охарактеризовал свою ученицу. — этим письмом Ѕыстрицка€ вновь пришла к режиссеру, и тот устроил дл€ нее специальный просмотр. ќн прошел прекрасно, и Ѕыстрицкую зачислили в труппу столичного театра. ќднако поиграть в нем ей так и не довелось.

¬споминает Ё. Ѕыстрицка€: "ѕриглашение выдающегос€ режиссера ёри€ јлександровича «авадского обещало заманчивые перспективы. ќднажды на берегу ƒнепра мы отмечали свадьбу моей подруги и встретили выпускников предыдущего курса. Ќадо сказать, € не скрывала своего ликовани€ по поводу того, что окажусь в столице, но кто-то из них мен€ "пожалел": "ўо ж ты, несчастна, будешь там робыть?" - "ўо буду робыть? –оли буду грать", - сказала € гордо. » поехала отдыхать к родител€м в ¬ильнюс (ее отца направили туда дл€ дальнейшего прохождени€ службы.). Ќо из ћосквы вместо вызова получила... отказ.

ќ том, что произошло, € узнала только в 56-м во врем€ съемок "“ихого ƒона". Ѕорис Ќовиков, который был артистом этого театра, на мой вопрос, не знает ли он, что тогда случилось, ответил: "«наю. ¬есь худсовет знает". ќказалось, что в театр пришло около двадцати анонимок. Ёто как раз поработали те самые старшекурсники, которые так €звительно мне сочувствовали. » ведь знали, что кому написать! —ообщили, будто € хвастала, что стану любовницей главного режиссера..."

ѕолучив отказ из ћосквы, Ѕыстрицка€ стала искать возможность устроить свою творческую карьеру в Ћитве. ¬ итоге ее прин€ли в ¬ильнюсский драматический театр. ≈е первой ролью на сцене этого театра стала “ан€ в одноименной пьесе ј. јрбузова. «атем были и другие роли: ¬ар€ Ѕела€ в "ѕорт-јртуре" ». ѕопова и ј. —тепанова, јленушка в "јленьком цветочке" ѕ. Ѕажова, ќльга в "√одах странствий".

¬ 1954 году судьба Ѕыстрицкой совершила крутой поворот - в ее жизнь всерьез вошел кинематограф. —обыти€ развивались следующим образом.

— тех пор как Ѕыстрицка€ в последний раз выходила на съемочную площадку, прошло уже без малого четыре года. Ёто была картина  иевской киностудии "“арас Ўевченко", в которой Ѕыстрицкой так и не нашлось места. ѕосле постигшей ее неудачи актриса зареклась сниматьс€ на этой киностудии. ќднако со временем обида зарубцевалась, и когда в том же 1950 году режиссер этой же киностудии ¬ладимир Ѕраун пригласил Ёлину на роль Ћены јлексеенко в картину "¬ мирные дни", она без промедлени€ согласилась.

ƒебют Ѕыстрицкой в кино оказалс€ успешным. Ќесмотр€ на то что роль ей досталась весьма однопланова€ и маловыразительна€, зритель ее все-таки запомнил. ‘ильм, в котором собралась цела€ пле€да молодых звезд советского кино, включа€ —ерге€ √урзо, ¬€чеслава “ихонова, √еорги€ ёматова, ¬иктора јвдюшко, ¬еру ¬асильеву, хорошо прин€ла публика.

¬ середине 1954 года ¬ильнюсский театр был на гастрол€х в Ћенинграде, и во врем€ одного из спектаклей на Ѕыстрицкую обратил внимание кинорежиссер ян ‘рид. ќн тогда приступал к съемкам фильма "ƒвенадцата€ ночь" по ¬. Ўекспиру и искал исполнительницу на роль ¬иолы-—ебасть€на. ѕробы прошли великолепно, однако во врем€ того посещени€ "Ћенфильма" на Ѕыстрицкую обратил внимание еще один режиссер - ‘ридрих Ёрмлер. ќн искал исполнительницу на главную роль в картине "Ќеоконченна€ повесть" и очень хотел, чтобы в ней сн€лась никому не известна€ актриса из ¬ильнюса. “ак Ѕыстрицка€ была поставлена перед сложной дилеммой - в каком из двух фильмов ей сниматьс€? ¬ конце концов она сделала выбор в пользу "Ќеоконченной повести" (в "ƒвенадцатой ночи" сн€лась  лара Ћучко).

—южет "Ќеоконченной повести" был достаточно неприт€зателен. “алантливого кораблестроител€ ≈ршова (—ергей Ѕондарчук) паралич ног приковал к постели. Ќавещать его каждое утро приходит участковый врач ≈лизавета ћаксимовна (Ёлина Ѕыстрицка€). ѕостепенно между ними возникает любовь.

–абота над этой ролью вызывала у Ѕыстрицкой противоречивые чувства. — одной стороны, ей доставл€ло огромное удовольствие работать под началом такого режиссера, как Ёрмлер, а с другой стороны, она испытывала откровенную непри€знь к человеку, который играл ее любимого, - —ергею Ѕондарчуку. ѕричем эта непри€знь имела давние корни. ќказываетс€, еще в 1950 году, когда Ѕыстрицка€ снималась в крошечной роли в картине "“арас Ўевченко", Ѕондарчук (он играл главную роль) повел себ€ бестактно по отношению к ней, унизил ее в присутствии членов съемочного коллектива. Ѕыстрицка€ ему этого не простила. » теперь, когда они вновь встретились на съемочной площадке, их непри€знь друг к другу вспыхнула с новой силой. ƒело дошло до того, что Ѕондарчук оп€ть не сдержалс€ и незадолго до начала съемок очередной сцены вновь оскорбил свою партнершу. ќна расплакалась и за€вила, что отказываетс€ от дальнейших съемок. Ёрмлер бросилс€ ее успокаивать, но все было бесполезно. “огда режиссер пошел на последнюю меру. ќн пообещал Ѕыстрицкой, что будет снимать ее крупные планы отдельно, без присутстви€ партнера. Ќа том и порешили.

‘ильм "Ќеоконченна€ повесть" вышел на широкий экран в 1955 году. —уд€ по его рейтингу, любовна€ истори€, показанна€ в картине, вз€ла людей за душу. Ќо мало кто из зрителей догадывалс€, что исполнители главных ролей, так вдохновенно играющие влюбленных на экране, на самом деле испытывали друг к другу совершенно противоположные чувства.

ѕо опросу читателей газеты "—оветска€ культура" Ѕыстрицка€ была названа лучшей актрисой 1955 года. ј в декабре того же года ее включили в официальную делегацию, отправившуюс€ на первую Ќеделю советского фильма в ѕариж. ¬ состав делегации, кроме Ѕыстрицкой, были включены: јлла Ћарионова, Ћюдмила ÷еликовска€, Ќиколай „еркасов, ёлий –айзман, —ергей ёткевич, —ергей Ѕондарчук, ¬алентина  алинина и др.

¬ отличие от советских зрителей, французска€ публика довольно сдержанно прин€ла "Ќеоконченную повесть". √ораздо большим успехом у них пользовались экранизации классических произведений, в частности "јнна на шее" с ј. Ћарионовой в главной роли. »менно этой актрисе Ѕыстрицка€ во многом об€зана тем, что ее дальнейша€ кинематографическа€ судьба совершила еще один счастливый поворот. ¬о врем€ той поездки Ћарионова поведала Ёлине о том, что —ергей √ерасимов приступает к съемкам "“ихого ƒона" и ищет исполнителей главных ролей. ј у Ѕыстрицкой еще со времени работы в госпитале, где она читала раненым бойцам страницы этого бессмертного романа, зародилась мечта сыграть јксинью. ѕоэтому, едва она прилетела из ѕарижа в ћоскву, пр€мо из аэропорта позвонила —ергею јполлинариевичу домой и попросила допустить ее к пробам. ќтвет √ерасимова ее ошеломил: "ѕриезжайте пр€мо сейчас - тут один √ригорий ћелехов уже сидит". ƒалее послушаем воспоминани€ самой Ё. Ѕыстрицкой:

"” мен€ был опыт участи€ в отрывке из "“ихого ƒона" еще в институте. Ќо, по мнению моего тогдашнего педагога, јксинь€ - роль не дл€ мен€. ƒескать, мои роли - это романтические героини Ўиллера... Ќо € очень хотела ее сыграть...

ќтвет √ерасимова поверг мен€ в легкий шок. Ќо € высчитала, сколько осталось времени до моего вильнюсского поезда, и приехала к √ерасимову на квартиру. ќн прот€гивает мне отрывок из "“ихого ƒона". √л€нула, а это тот же самый, мой студенческий, провальный. „увствую, € не могу открыть рот.   тому же сидит р€дом какой-то горбоносый актер из ќрла с кучер€выми темными волосами и синими глазами.  акой же это √ришка? ќн же сын турчанки! ќн мне сразу не понравилс€. Ќо дело было не в нем, а в моем страхе повторени€ студенческого провала. » € сказала √ерасимову, что не могу сейчас читать, что сначала подготовлюсь, а пока переполнена парижскими впечатлени€ми. ѕопрощалась € с ним, вышла за дверь - и в слезы. я очень горевала тогда, предполага€ отказ. “о, что мне не понравилс€ партнер, мен€ не смутило - опыт работы с Ёрмлером мен€ убедил: ведь в "Ќеоконченной повести" мне нужно было играть огромную любовь к герою в исполнении Ѕондарчука..."

”бежденна€ в том, что пробу она провалила, Ѕыстрицка€ уехала в ¬ильнюс. ќднако уже в первой декаде €нвар€ следующего года из ћосквы пришло приглашение участвовать в пробах в "“ихом ƒоне". ѕробы длились вплоть до августа, и все это врем€ Ѕыстрицкой пришлось курсировать между ¬ильнюсом и ћосквой. ѕричем до самого последнего момента было неизвестно, утверд€т ли ее на роль. ƒело в том, что, помимо нее, на јксинью претендовали еще несколько актрис, среди которых были уже довольно маститые. »звестен даже такой факт. —ыграть јксинью захотела исполнительница этой роли в первой по счету экранизации романа в 1931 году - Ёмма ÷есарска€. Ќо √ерасимов поступил с ней довольно жестко: подвел к зеркалу, и все вопросы отпали.

— не меньшим энтузиазмом мечтала сыграть јксинью и друга€ известна€ актриса - Ќонна ћордюкова. ѕричем ее прит€зани€ имели под собой более реальную почву, чем у ÷есарской. ћордюкова была выпускницей курса, который вел √ерасимов, и ее дипломной ролью была именно јксинь€. Ѕолее того, √ерасимов оценил игру ћордюковой на "отлично". ѕоэтому, когда та узнала, что ее учитель собираетс€ снимать "“ихий ƒон", у нее не было и тени сомнений, что именно ее он пригласит на роль јксиньи. Ќо роль досталась мало кому известной Ѕыстрицкой. ѕо словам самой ћордюковой, дл€ нее это был столь т€желый удар, что она едва не наложила на себ€ руки.

„ашу весов в пользу Ѕыстрицкой перевесил сам автор романа - ћихаил Ўолохов. ќднажды ему показали все отсн€тые пробы, и он, выбрав из них ту, в которой пробовалась Ѕыстрицка€, воскликнул: "“ак вот же јксинь€!"

ѕервые две серии фильма "“ихий ƒон" вышли на широкий экран в 1957 году и имели грандиозный успех у публики. ≈го посмотрели 47 млн. зрителей. ѕо опросу читателей журнала "—оветский экран" фильм был назван лучшим фильмом года. ¬ 1958 году картина собрала богатый урожай призов на различных кинофестивал€х, в том числе в Ѕрюсселе, ћоскве,  арловых ¬арах, ћехико.

¬ 1957 году Ѕыстрицка€ продолжала разрыватьс€ между театром и кино - играла в ¬ильнюсском театре и снималась в третьей серии "“ихого ƒона". ≈е мечтой было перебратьс€ в ћоскву, в ћекку театральной и кинематографической жизни страны, однако все ее попытки осуществить это долгое врем€ ни к чему не приводили. Ќапример, осенью 1955 года в ƒоме кино ей посчастливилось познакомитьс€ с ‘аиной √еоргиевной –аневской, и та порекомендовала режиссеру “еатра имени ѕушкина, в котором сама играла, вз€ть молодую звезду в труппу. ¬ ѕушкинском тогда собирались ставить "Ѕелый лотос", и Ѕыстрицкой была обещана одна из ролей. ќднако этим планам так и не суждено было осуществитьс€.

» все же в столицу Ѕыстрицка€ перебралась. ѕроизошло это в 1958 году, сразу после выхода на широкий экран еще одного фильма с участием актрисы. –ечь идет о фильме ёри€ ≈горова "ƒобровольцы", в котором Ѕыстрицка€ сыграла одну из главных ролей - Ћелю. ѕосле этого актриса получила приглашение перейти в труппу ћалого театра - сначала по договору, а затем (в марте 1959 г.) с зачислением в штат. ѕервой ролью Ѕыстрицкой на сцене ћалого стала леди ”индермиер в спектакле по ќ. ”айльду "¬еер леди ”индермиер".

—тоит отметить, что несмотр€ на то, что Ѕыстрицка€ была уже достаточно известной и попул€рной киноактрисой, карт-бланшем дл€ легкого вхождени€ в коллектив прославленного театра это не стало. Ќаоборот, это обсто€тельство даже в какой-то мере усложнило ей жизнь, потому что корифеи театра относились к кино с некоторым пренебрежением, как к чему-то несерьезному.  роме этого, Ѕыстрицкой пришлось доказывать свое право играть в труппе театра в жесткой конкуренции с другой киноактрисой, прин€той в штат одновременно с ней, - –уфиной Ќифонтовой (слава пришла к ней в 1957 году, после трилогии "’ождение по мукам", где она сыграла  атю). ѕо словам самой Ѕыстрицкой, первое врем€ работы в ћалом она никак не могла войти в стиль этого театра и почти после каждой репетиции мчалась в медчасть принимать успокоительные таблетки.

» все же шаг за шагом Ѕыстрицкой в конце концов удалось доказать, что ее зачисление в штат ћалого оказалось не случайным. ¬ итоге за два последующих сезона (1960-1961) она сыграла сразу шесть ролей. ќднако затем в течение полутора лет она сидела без новых ролей. ѕочему? ѕричину этого следует искать в излишне пр€молинейном характере актрисы. ќднажды она позволила себе выпад в сторону »гор€ »льинского. ќн ставил спектакль "ћадам Ѕовари" и вз€л на роль Ёммы свою жену - актрису этого же театра ≈ремееву. Ѕыстрицкую это возмутило, и она бросила в сторону »льинского такую реплику: " ак вы можете дать роль Ёммы Ѕовари ≈ремеевой, с ее фигурой?"

Ёта фраза до глубины души оскорбила »льинского. » он превратилс€ в €рого врага молодой актрисы.

»льинский был не последним человеком, с кем Ѕыстрицка€ испортила свои отношени€ в начале 60-х. Ќечто подобное произошло у нее и с ћихаилом Ўолоховым. ƒело было так.

¬ 1962 году Ѕыстрицка€ снималась у режиссера √еорги€ Ќатансона в фильме "¬се остаетс€ люд€м". —ъемки проходили в Ћенинграде, где в те же дни был и Ўолохов (он участвовал в симпозиуме писателей). ”знав об этом, Ѕыстрицка€ захотела с ним встретитьс€. «най актриса, что накануне у писател€ всю ночь продолжалась шумна€ попойка, она, может быть, остереглась приезжать в "јсторию". Ќо она этого не знала. ¬ итоге, когда она пришла в апартаменты Ўолохова и увидела, что гул€нка по-прежнему в разгаре, ее охватило возмущение. » вот, пыта€сь образумить собравшихс€, она прокричала им в лицо одну-единственную фразу: "¬ам, может быть, наплевать на ћихаила јлександровича Ўолохова, но что вы делаете с русским писателем Ўолоховым?!" » что же? ¬ притихшем было зале внезапно раздалс€ пь€ный голос самого писател€. ¬озмущенный тем, что его гульбище прервала кака€-то молода€ актриса, он принародно попросил ее убратьс€ вон. ѕричем сказал это в весьма грубой форме. — тех пор они больше не виделись.

¬ообще стоит отметить, что Ѕыстрицка€ могла и может поставить на место кого угодно - табели о рангах дл€ нее не существует.   примеру, однажды она отказала во взаимности одному высокопоставленному чиновнику. Ѕыло это в 1967 году. Ѕыстрицка€ тогда отправилась по профсоюзной линии в јнглию, и этот чиновник, будучи руководителем делегации, попыталс€ склонить ее к определенного рода отношени€м. Ќо нарвалс€ на такое сопротивление, которого не ожидал (видимо, в случа€х с другими коллегами Ѕыстрицкой у него осечек не было). » тогда чиновник пообещал Ѕыстрицкой, что она навсегда забудет дорогу за рубеж. » действительно - в течение нескольких лет актриса была невыездной.

≈ще об одном похожем случае рассказывает сама Ё. Ѕыстрицка€: " ак-то пришла к большому начальнику: что-то просить дл€ одного из коллег. ј начальник этак зашел сзади, положил мне руку на плечо, и ладонь как бы невзначай заскользила вниз - ну пон€тно, в каком направлении. ќтрезвл€ющих физических действий € не примен€ла, просто отскочила в сторону и произнесла выразительный монолог. ∆аль, вопрос, по которому € приходила, решен, разумеетс€, не был..."

¬ силу своего характера Ѕыстрицка€ никогда не афишировала отношени€ с мужчинами. »звестно, что у нее была масса поклонников в самой актерской среде, но ни одному из мужчин-актеров так и не удалось растопить сердце этой сильной женщины. ѕоэтому и замуж она вышла за человека другой профессии, старше ее на несколько лет.

Ё. Ѕыстрицка€ вспоминает: "¬ молодости мне очень нравилс€ чисто внешне ∆ан ћарэ. –омантичный герой. Ќо € понимала: влюбл€тьс€ в артиста-то же, что читать романы ƒюма. ј в жизни... ћой муж был интересный человек. — ним мне было интересно общатьс€, разговаривать, ходить по театрам и галере€м, потом обсуждать увиденное, спорить. —воим формированием € во многом об€зана ему. —колько он помнил, сколько знал! ќн любил историю... Ќо женщин он любил больше всего. —лишком. ’орошо, если бы € была у него одна. Ёто невозможно было перенести. Ќекоторые перенос€т-€ не смогла..."

Ѕыстрицка€ сн€лась еще в нескольких фильмах. ј потом в ее кинематографической карьере произошел перерыв. ѕричем надолго - на 27 (!) лет. ѕочему? ѕричин здесь несколько. Ќо главна€ заключена в характере самой Ѕыстрицкой. Ќаученна€ горьким опытом предыдущих неудач, она стала так дотошно подходить к выбору ролей в кино, что большинство режиссеров в конце концов перестали приглашать ее на съемки.  акой толк, рассуждали они, приглашать Ѕыстрицкую, если она все равно откажетс€. »менно поэтому в последующие два дес€тилети€ Ѕыстрицка€ играла только в театре.

¬ 1997 году после длительного перерыва Ѕыстрицка€ вновь вернулась на съемочную площадку. ¬ фильме Ѕулата ћансурова "“еплые ветры древних булгар" ей предсто€ло перевоплотитьс€ в реальный исторический персонаж - кн€гиню ќльгу.

¬ апреле 1998 года, в дни юбиле€ актрисы, на сцене  ремлевского ƒворца состо€лс€ ее бенефис. ¬ спектакле по пьесе ‘ердинанда Ѕрукнера Ѕыстрицка€ сыграла ≈лизавету јнглийскую.

»з интервью Ё. Ѕыстрицкой: "“ак сложилась мо€ жизнь, что € одна... ¬ыбор заключаетс€ в том, что можно было бы с кем-то быть, но дл€ этого, с моей точки зрени€, должны наличествовать определенные качества во взаимоотношени€х. ћне ближе мудрость ќмара ’ай€ма: "”ж лучше будь один, чем вместе с кем попало". ѕри чем тут горда€ независимость? ћне необходимо сердечное увлечение. ј все радости общени€ - это совсем другое. Ѕрак ведь предполагает что-то еще...  онечно, € нахожу дл€ себ€ дело каждый день и каждый час, но когда женщина говорит, что только в деле находит дл€ себ€ самое главное, €... не поверю, что она счастлива. ∆енское счастье - это все-таки радости патриархального быта: семь€, дети...

” мен€ есть друзь€, с которыми € общаюсь ежедневно, даже несколько раз в день, с ними € советуюсь. ћой круг - это мой круг, и € никого чужого не хочу туда пускать. Ёто тайна. ƒрузь€ми € не обделена. ” мен€ есть все остальное, чтобы чувствовать себ€ комфортно. ћои учител€, мои партнеры по сцене, по фильмам драгоценны дл€ мен€. Ќо, к сожалению, некоторых уже нет в живых...

” каждого человека есть свои потребности. ” мен€ это гантели. ѕо полкило кажда€. ƒл€ женщины больше не нужной ≈сть у мен€ гимнастическа€ палка, обруч. ѕока все это мне доступно. ‘орма еще не ушла.  онечно, € сегодн€ не та, какой была 25 лет назад. я это понимаю. » не прит€заю на исключительность в сохранении вечной молодости.

я люблю играть в биль€рд. Ёто увлечение идет от тех лет, когда дл€ нас с двоюродным братом родители купили маленький биль€рд, чтобы мы никуда не шастали, а забивали металлические шарики. «а войну биль€рдик пропал. ”же актрисой, отдыха€ в санатории, € увидела большой биль€рдный стол. Ќавыки точно бить по шару не пропали. ј увлечени€ и азарта у мен€ было достаточно, и € начала играть с мужем. ѕоначалу проигрывала, а потом победила и воспр€ла. ¬ санатории устраивали турниры. » когда мы с мужем в паре выходили в финал, вот тут азарт брал верх. ћне хотелось выиграть. » € выигрывала. ѕотом ездила одна в јрхангельское, в санаторий, и выигрывала уже по-насто€щему. » маршал ¬иктор √еоргиевич  уликов подарил мне насто€щий кий. ƒо сих пор его берегу...

Ќо на деньги € никогда не играла. я презираю это. ћен€ не деньги интересуют - мен€ влечет победа...

я очень люблю своих учеников. ќни бывают у мен€, или мы ездим на природу.  огда € с ними общаюсь, мне хорошо, но частые встречи не удаютс€... –одители мои уже ушли. ѕрактически близких у мен€ никого нет. Ќо в ћоскве мой причал..."

Ќезабываемый образ
Ёстелла «лотникова 28.03.2008 05:32:44
Ќеповторима€ восхитительна€ женщина, игра которой, очень нравилась мне в юности, а узнав из этой публикации о ее биографии, € еще больше еЄ уважаю!

Ѕыстрицка€-красавица
≈лена 08.03.2006 02:51:12
Ёлина Ѕыстрицка€ великолепна€ актриса,красавица!я восхищаюсь,когда смотрю на неЄ!ќчень печально,что такой человек как она немного одинока и не пон€та окружавшими еЄ людьми.Ќо не смотр€ на всЄ она осталась собой,такой кака€ она есть.Ќе изменила себе,своей натуре.ќна человек очень сильный и цельный.∆елаю ей здоровь€,долгих лет жизни,успехов в работе.ћы, еЄ поклонники хотим видеть еЄ на сцене и в фильмах в новых рол€х!

композитор
»рена  оган 04.08.2006 11:06:08
”важаемa€ Ёлина јвраамовна,
ћен€ зовут »рена  оган,закончила ѕетербургскую  онсерваторию,композитор.
јвтор оперы,2-х балетов,4-х мюзиклов,музыки ко многим театральным спектакл€м( дл€ взрослых и детеи),автор песен на €зыках мира, музыки к 23 программам »зраильского –адио|| оль »сраель||(Ћитературна€ страница|| и ,,Ћюбимые сказки||).
15 последних лет живу и работаю в »зраиле.
Ћауреат конкурсов композиторов 2002 и 2003 г.г.им.ƒжона Ћеннона в јмерике.
јвтор и участник музыкальных фестивалей в √ермании.
јвтор мюзикла||»стори€ о лисах||-поставленного в нескольких городах јмерики.
јвтор музыки и художественный руководитель ансамбл€ ||ƒети ÷ар€ ƒавида||,гастролирующего в ≈вропе с 1995 года по сегодн€шний день.

я бы очень хотела написать музыку к ¬ашему спектаклю ( к спектакл€м ¬ашего театра).
ћогу ли € и по какому адресу выслать ¬ам мои диски?
— уважением,
»рена  оган,композитор.
st Habesht7/3,76210,Rehovot,Israel.
tel 0773-450-734
kseniak@netvision.net.il

To Elina Bustrickaya
Tanya Tarasova 12.02.2007 10:28:54
Eta genschina neobuknovennaya. Ya vosxishaus| ey kak lichnost|iu, obogau kak ona igraet. Za odny Aksin|u ey yge mogno pamyatnik stavit|.Ochen| cel|naya natyra, bogestvenno talantliva i samaya krasivaya aktrica sovetskogo kino.Skol|ko dostoinstva i blagorodstva v ney, ona nikogda ne prodavala sebya za roli ili material|nue blaga, ne to shto seichas... yvu, vse na prodagy. Takix kak Bustrickaya pochti ne ostalos|.Bulo b takix luydey bol|she, tak I Rossiya bu ne degradirovala, a vozrogdalas|. Vot s kogo sovremennum aktrisyl|kam primer brat|. Lublu ee bezymno.
With respect,
Tanya Tarasova,
Washington DC, USA

ќб Ёлине Ѕыстрицкой
’озёр 21.04.2007 12:45:32
—егодн€ в “юмень с гастрол€ми приехал ћалый театр с Ёлиной. я обожаю эту актрису и счастлив, что могу увидеть ее в театре. ’отелось бы чтобы среди моих знакомых женщин была ходь бы одна така€!!! ёрий.

Ѕыстрицка€
люба 09.10.2007 03:42:19
¬сегда восхищалась мастерством замечательной јктрисы(ј-не опечатка) Ёлины Ѕыстрицкой.

сообщение
Tomka 04.04.2008 04:45:23
Ёлина Ѕыстрицка€ - это эталон актрисы и эталон женщины дл€ многих людей. ќна €вл€ет собой пример того, как оставатьс€ верной своим убеждени€м. „еловек необычайной силы воли, она вызывает восхищение и безграничное уважение даже у нынешнего поколени€. Ёлина Ѕыстицка€ стала и остаетс€ легендой отечественного кино. ’очетс€ сказать ей огромное спасибо за ее великолепные роли, пожелать здоровь€ и сказать, что дл€ тех, кто видел ее на экране она всегда будет лучшей из лучших.

ѕисьма
»ль€ —лосман 05.09.2008 01:56:43
Ќичего не имею против творческой де€тельности этой актрисы. Ќо зачем она лезет в политику? Ќеужели она недостаточно опозорилась в молодости?   чему ей подхалимаж?




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћастер визуальных эффектов
ѕосетило:10298
–идли —котт
—вен ‘ишер. Ѕиографи€
ѕосетило:17953
—вен ‘ишер
 оролева спринта
ѕосетило:18012
Ћюдмила  ондратьева

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru