Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ёлина Ѕыстрицка€

   /   

Elina Bystritskaya

   /
             
‘отографи€ Ёлина Ѕыстрицка€ (photo Elina Bystritskaya)
   

ƒень рождени€: 04.04.1928 года
ћесто рождени€:  иев, ———–
ƒата смерти: 26.04.2019 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 91 год

√ражданство: –осси€

— ќЋ№ ќ ќ—“јЋќ—№, „“ќЅџ ¬—≈ ”—ѕ≈“№?

јктриса ('“ихий ƒон', 'ƒобровольцы').

ЂЌа сцене совершенно иное пространство, Ч продолжает она уже серьезно, Ч мне все легко. Ќикогда ничего не болит, ничто не от€гощает. я из течени€ своих лет исключаю то врем€, что проживаю на сцене. Ёто сохранение мое. ¬о врем€ работы все как будто цветное, а ведь жизнь-то обычно черно-бела€. ¬ ней происходит все то, что к нам приходит, нам даетс€. ј в искусстве Ч то, что мы хотим, что сами создаемї.

22.03.2006

¬ ћалом театре давали ЂЌа вс€кого мудреца довольно простотыї ќстровского. Ѕыстрицка€ играла “урусину. ѕо притихшим коридорам закулись€ торопились актеры. я ждала Ёлину јвраамовну, cлуша€ глухие голоса, доносившиес€ со сцены.

Ёлина Ѕыстрицка€ фотографи€
Ёлина Ѕыстрицка€ фотографи€

¬ голове Ч канва биографии собеседницы. ¬ойна. –абота санитаркой на фронте, куда она сбежала совсем девочкой. ¬з€тый штурмом театральный институт в  иеве: Ёлина Ѕыстрицка€ поступила вопреки родител€м и всем обсто€тельствам. ¬озможность уехать в ћоскву в “еатр ћоссовета Ч и неожиданный отказ. ѕричиной послужили доносы коллег на актрису.

¬место столичной сцены Ч ¬ильнюсский русский драматический театр. ѕервый лучик славы: роль врача в ЂЌеоконченной повестиї Ёрмлера. «наменита€ поездка русских актеров в ѕариж в 1955-м. Ќесколькими годами позже Ч Ђ“ихий ƒонї √ерасимова. Ѕыстрицка€ боретс€ за роль јксиньи, в числе проигравших остаетс€ Ќонна ћордюкова.

«атем почти полувекова€ работа в ћалом театре, о котором Ѕыстрицка€ всегда мечталаЕ

∆изнь женщины, как будто вобравшей в себ€ весь двадцатый век...

¬ гримерной Ёлина јвраамовна говорит с легкой иронией: Ђ огда € иду на сцену, € думаю, что мне сейчас делать; когда выхожу со сцены Ч пожалуй, думаю о том же: что мне сейчас делатьї.

ЂЌа сцене совершенно иное пространство, Ч продолжает она уже серьезно, Ч мне все легко. Ќикогда ничего не болит, ничто не от€гощает. я из течени€ своих лет исключаю то врем€, что проживаю на сцене. Ёто сохранение мое. ¬о врем€ работы все как будто цветное, а ведь жизнь-то обычно черно-бела€. ¬ ней происходит все то, что к нам приходит, нам даетс€. ј в искусстве Ч то, что мы хотим, что сами создаемї.

Ч  ак мен€лось ваше понимание актерского искусства?

Ћучшие дн€

–эпер из –остова
ѕосетило:7644
 Ѕаста
јлександр Ћебедь. Ѕиографи€
ѕосетило:3586
јлександр Ћебедь
¬€чеслав ‘етисов. Ѕиографи€
ѕосетило:2945
¬€чеслав ‘етисов

Ч — опытом у актера по€вл€етс€ больше ассоциативных св€зей. Ѕлагодар€ им наполн€етс€ врем€ проживани€ на сцене. јвторы раскрывают характеры героев в их поступках. Ќо мотивировки Ч наши, со временем они станов€тс€ богаче, глубже.

Ч ≈сли бы вам пришлось начинать сейчас Ч было бы легче или труднее?

Ч ѕон€ти€ не имею. я и сейчас совсем не легко работаю. Ќо чего € хотела в жизни Ч добивалась. ’от€ было трудно. ’отела стать актрисой Ч стала. ћечтала о ћалом театре Ч € в него попала.

 огда стала актрисой, захотела быть хорошей актрисой Ч и, мне кажетс€, стала. ћне достаточно.

¬ойна разделила жизнь актрисы на до и после, уничтожила ее детство. Ќо в то же врем€ позволила очень многое и очень рано пон€ть. Ђ¬о врем€ войны, Ч вспоминает Ѕыстрицка€, Ч € чувствовала, что все равно кто-то нас всех ведет. ѕочему одни погибают, другие остаютс€? я ни разу не пр€талась, € ложилась на землю, когда обстреливали или бомбили. –€дом люди погибали Ч почему они? —егодн€ € думаю, что есть высший разум, каждый его называет, как хочет. Ѕез него было бы слишком одинокоЕї.

Ч √де вы берете силы?

Ч ¬ жизненных принципах, которые стараюсь не нарушать. Ёто то, что дано родител€ми, воспитанием, передано генетически. ¬ конечном счете это касаетс€ вопросов нравственности. ƒумаю, каждый отвечает на них сам, потому что общественные представлени€ о нравственности сейчас очень искажены.

я Ч ќвен, он должен всего добиватьс€. ¬от когда € училась, мечтала играть јксинью из Ђ“ихого ƒонаї. ћой педагог возражал, что мне впору романтические героини Ўиллера. ј у мен€ осталась заноза. » € доказала себе и ему, что € могу.

Ёлина јвраамовна вспоминает, как помогло ей в съемках Ђ“ихого ƒонаї ее случайное знакомство с казаками во врем€ войны. “огда актриса пон€ла отличие казачек от кресть€нок: ЂЁто были вольнолюбивые люди. ѕочти все грамотные, очень религиозные, умеющие работать и цен€щие это умение в себе.  огда начались съемки, режиссер √ерасимов сразу же пригласил самоде€тельный казачий хор, с которым мы, актеры, проводили почти все врем€. Ёто было дл€ нас как урокиї.

Ч  ак вы воспринимаете современную российскую культуру?

Ч я вижу многие изменени€, и не в лучшую сторону. Ќапример, раньше было немыслимо услышать со сцены грубую брань. —ейчас многие называют ее свободой творчества, но, по-моему, это всего лишь недостаток общей культуры.

ќбщество как потребитель стало меньше нуждатьс€ в театре. ¬едь раньше театр, как и любое другое искусство, был проповедником определенной идеологии. ќт этой идеологии мы сегодн€ отказались Ч и выбросили вместе с водой ребенка. ѕотому что идеологи€ все равно существует. ќна может не формулироватьс€, как в наши дни, но она все равно есть. ¬едь каждый, кто создает продукцию в культуре, делает это с определенной позиции. ј если есть позици€, значит, есть идеологи€.

Ёлине јвраамовне, однако, совсем не свойственны жалобы на современность и привычка огл€дыватьс€ в прошлое. Ђƒревле все было лучше и дешевлеї, Ч иронически говорит Ѕыстрицка€. ѕри этом она занимает очень четкую позицию по отношению к тому, что творитс€ кругом Ч во всех сферах общества: Ђя не могу относитьс€ равнодушно к тому, что происходит в стране. ” мен€ есть свое мнение, но € его никому не нав€зываю. ¬о-первых, это бесполезно: никто не принимает чужое мнение. ј во-вторых, потому что только поступками можно что-то изменить: разговорами ничего не добьешьс€. ѕо любому поводу € могу отреагировать поступкомї.

“рудно перечислить все общественные должности, которые Ѕыстрицка€ занимала и занимает: член  омиссии по культуре при президенте, учредительница Ѕлаготворительного фонда в поддержку искусства и науки, член президиума јкадемии российского искусства, академик –оссийской академии естественных наук, академии ЂЁлита мираї. —реди ее наград Ч орден ќтечественной войны 2-й степени, Ђ«а заслуги перед ќтечествомї 2-й степени, Ђ«нак ѕочетаї (дважды).

∆ивет уединенно, с молодости дорожа Ђблагословенным одиночествомї.

Ђ¬ тусовках € не могу находитьс€, Ч признаетс€ Ёлина јвраамовна. Ч я себ€ просто физически плохо чувствую. ћне нравитс€ проводить врем€ в каком-то познании. ƒаже когда € прил€гу отдохнуть, € об€зательно включу телевизор или радио и возьму какую-нибудь книжечку. ћне все врем€ нужно что-то еще. я не в состо€нии, к примеру, болтать по телефону про пуст€ки. ¬ообще не могу болтать про ерунду Ч мне жалко времениї.

Ч ¬ы жесткий человек?

Ч Ќаверно, да. я не могу сделать то, за что мне потом будет стыдно, и за свои принципы € постою. я с собой не спорю Ч и мне комфортно. я стараюсь не надоедать никому, не вешаю своих проблем. я сама зарабатываю себе на жизнь, и мои потребности соответствуют моим возможност€м. ј это что-то значит. ѕойти на нечестный поступок, чтобы иметь больше, € не смогу.

” мен€ нет тоски по чему-то ушедшему, чего € не смогла. ƒа, € что-то не сыграла, но зато сделала что-то иное. ¬ообще у мен€ всегда что-нибудь есть, и это что-нибудь об€зательно интересное. я интересно живу. ј ко времени и возрасту отношусь философски.  онечно, надо думать о том, сколько осталось, Ч но дл€ того, чтобы все успеть!




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—екс-символ 80-х
ѕосетило:11959
—аманта ‘окс
√ильди€ гени€
ѕосетило:17897
»ван  улибин
∆енщины в русской истории
ѕосетило:11992
—офь€ ѕеровска€

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru