Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬асилий Ѕого€вленский

   /   

Vasiliy Bogoyavlenskiy

   /
             
‘отографи€ ¬асилий Ѕого€вленский (photo Vasiliy Bogoyavlenskiy)
   

ƒень рождени€: 01.01.1848 года
–осси€
ƒата смерти: 25.01.1918 года
–осси€
¬озраст: 70 лет

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

видный церковный и общественный де€тель.

¬идный церковный и общественный де€тель, участник монархических съездов и совещаний, покровитель черносотенных организаций.

03.11.2008

–одилс€ в с. ћалые ћоршки ћоршанского у. “амбовской губ. в семье св€щенника Ќикифора Ѕого€вленского, также прин€вшего в конце жизни мученический венец. ќкончил “амбовское ƒ”, “амбовскую ƒ— и  иевскую ƒј (1874) со степенью кандидата богослови€. ¬ 1874Ч1882 преподавал —в€щенное ѕисание и гомилетику в родной семинарии. ¬ 1882 рукоположен во св€щенника и назначен насто€телем ѕокровской соборной церкви в г.  озлов. ¬ 1883Ч1886 благочинный церквей города. ѕосле смерти жены и малолетнего ребенка 8 февр. 1886 прин€л иноческий постриг с именем ¬ладимир, назначен насто€телем “роицкого монастыр€ в “амбовской губ. с возведением в сан архимандрита. „ерез несколько мес€цев переведен насто€телем јнтониева монастыр€ в Ќовгород. 3 июн€ 1888 хиротонисан во еп. —тарорусского, вик. Ќовгородской епархии. ¬ 1891 получил назначение на самосто€тельную кафедру еп. —амарского и —тавропольского. ¬ 1892 сначала был возведен в сан архиепископа, а затем назначен на весьма ответственную √рузинскую кафедру, шесть лет служил архиеп.  арталинским и  ахетинским, Ёкзархом √рузии. Ѕольшое внимание на новом поприще придавал духовному просвещению разноплеменного православного населени€  авказского кра€, устройству новых школ и храмов. ¬ 1897 избран почетным членом  азанской ƒј. ¬ 1898 возведен в сан митрополита и назначен прав€щим архиереем в ћоскву. ¬ладыка сразу расположил к себе москвичей простотой в обращении. ќн стремилс€, чтобы московские св€щенники возможно ближе сто€ли к народу, чаще совершали богослужени€ и активнее проповедовали. ¬ цел€х усилени€ и оживлени€ пастырской де€тельности московского духовенства он стал открывать новые вакансии при столичных приходах и назначать новых св€щенников. ≈го трудами был построен ≈пархиальный дом в Ћиховом пер., в дальнейшем место проведени€ многих монархических собраний. ƒом был осв€щен в к. дек. 1902, при нем имелись церковь во им€ –авноапостольного ¬ладимира, музей и обширна€ библиотека (на 12 тыс. т.). ќсобое внимание владыка удел€л распространению христианского нравственного учени€ в рабочем классе, среди которого пытались распростран€ть свои идеи социалисты. ќн был одним из инициаторов создани€ Ђ омиссии по организации чтений дл€ фабрично-заводских рабочихї, которую возглавл€л вик. ћосковской епархии еп. ћожайский ѕарфений (Ћевицкий).   чтени€м и беседам с рабочими были привлечены лучшие умственные силы ћосквы, в их числе немало будущих видных правых де€телей (Ћ. ј. “ихомиров, ¬. ј. √рингмут, Ѕ. ¬. Ћазаревский и др.). ћитр. ¬ладимир сам принимал участие в чтени€х дл€ московских рабочих, обращалс€ к ним со словом христианского наставлени€. ќн не только печатал многие свои слова и речи, но и переводил с иностранных €зыков лучшие литературные произведени€ по вопросам, касающимс€ социализма.

¬асилий Ѕого€вленский фотографи€
¬асилий Ѕого€вленский фотографи€

ќднако, несмотр€ на любовь простых москвичей, владыке несладко жилось в ћоскве. ≈му объ€вила насто€щую войну весьма активна€ группа так называемого Ђпрогрессивногої духовенства. ќдин из его представителей, вли€тельный московский прот. Ќ. ѕ. –озанов впоследствии свидетельствовал, что значительна€ часть московских св€щенников Ђв политическом отношении была настроена дл€ того времени очень либерально и принадлежала неофициально к партии Ђнародной свободыї (кадеты)ї. ƒл€ них даже окт€бристы были недостаточно передовыми. ÷ентром московского церковного либерализма было ќбщество любителей духовного просвещени€. ¬ т€желые дл€ –оссии времена окт. 1905 владыка распор€дилс€ прочитать во всех московских храмах составленное им при участии еп. Ќикона (–ождественского) слово Ђ„то нам делать в эти тревожные наши дни?ї ¬ этом слове шла речь о преступных антихристианских замыслах составителей Ђѕротоколов —ионских мудрецовї: Ђ√лавное гнездо их за границей, они мечтают весь мир поработить себе; в своих тайных секретных протоколах они называют нас, христиан, пр€мо скотами, которым Ѕог дал, говор€т они, образ человеческий только дл€ того, чтобы им, €кобы избранникам, не противно было пользоватьс€ нашими услугами. — сатанинской хитростью они лов€т в свои сети людей легкомысленных, обещают им рай земной, но тщательно укрывают в них свои затаенные цели, свои преступные мечты. ќбманув несчастного, они толкают его на самые ужасные преступлени€ €кобы ради общего блага и действительно обращают его в послушного раба. ќни вс€чески стараютс€ вытравить из души или, по крайней мере, извратить св€тое ”чение ’ристової. —лово митр. ¬ладимира произвело сильнейшее впечатление на православных людей. —ам владыка зачитал его в ”спенском соборе ћосковского  ремл€. «акончил он свою проповедь такими словами: Ђ„ада –усской земли! ¬ те дни, когда мы вспоминаем, как ћатерь Ѕожи€ по молитвам предков наших спасла землю –усскую в т€желую годину междуцарстви€, как освободила ќна нашу первопрестольную ћоскву своею иконою  азанскою от нашестви€ пол€ков и литовцев, Ч сегодн€ прольем перед нею и ≈е Ѕожественным —ыном пламенные мольбы о спасении –одной «емли нашей от крамольников. ѕоплачем перед Ќею о грехах наших. ѕомолимс€ ≈й о несчастных брать€х наших, смутой увлеченных на погибельный путьї. ƒава€ оценку Ђ—ионским протоколамї, владыка пр€мо св€зывал чудовищные планы их составителей с революционными событи€ми в –оссии, рассматривал возникшую смуту не с политических, а с религиозных позиций, призывал православных людей выполнить свой долг перед Ѕогом и стать Ђна брань с антихристомї. ¬ладыка требовал от каждого верующего: Ђ»сполн€й то, чего от теб€ потребуют слуги ÷аревы, что скажут тебе пастыри ÷ерквиї. ќднако мало того, что многие св€щенники не прочитали послание своей пастве, т. е. не исполнили волю владыки, ќбщество любителей духовного просвещени€ отправило в газету Ђ–усское слової письмо-протест против поучени€, под которым подписались, как вспоминал тот же –озанов, 80 московских св€щенников, в котором послание называлось Ђпровокациейї и даже клеймилось, как Ђгнусна€ выходкаї митр. ¬ладимира. ј в кадетских Ђ–усских ведомост€хї группа профессоров ћосковской ƒј обозвала обращение своего архипастыр€ Ђчерносотенной агитациейї. ј —в. —инод под давлением правительства ¬итте вынес порицание московскому митрополиту.

Ќесмотр€ на подобные выходки врагов, владыка активно поддерживал монархические организации. ќн не только охотно принимал участие в собрани€х и совещани€х монархистов, но и рекомендовал всем записыватьс€ в —оюз –усского Ќарода (—–Ќ), говор€: Ђ то чувствует себ€ русским, тому естественно быть членом —оюза –усского Ќародаї. ќн служил молебен при открытии 2-го ¬сероссийского съезда –усских Ћюдей в ћоскве 6-12 апр. 1906. ¬ адрес 3-го ¬сероссийского съезда –усских Ћюдей в  иеве 1Ч7 окт. 1906 (¬сероссийский съезд Ћюдей «емли –усской) прислал приветственную телеграмму, в которой писал: Ђ”сердно молю ¬севышнего да поможет ќн съезду русских людей достигнуть исполнени€ воодушевл€ющих их благих желанийї. ѕри его активной поддержке в ћоскве был созван 4-й ¬сероссийский съезд –усских Ћюдей в ћоскве 26 апр. Ч 1 ма€ 1907 (¬сероссийский съезд ќбъединенного –усского Ќарода). ¬ладыка лично осв€тил икону ѕокрова Ѕогородицы, написанную ¬. ћ. ¬аснецовым и ¬. ѕ. √урь€новым дл€ —ъездов –усских Ћюдей (»кона ѕокрова монархическа€), прин€л участие в крестном ходе монархистов, служил молебен при открытии съезда. ¬ период распрей и расколов в монархическом движении он пыталс€ примирить монархистов, поддерживал усили€ прот. ». ». ¬осторгова в этом направлении. ¬ладыка председательствовал на торжественном собрании по случаю открыти€ ћосковского съезда (—ъезд –усских Ћюдей в ћоскве 27 сент. Ч 4 окт. 1909), за его подписью была отправлена от имени —ъезда верноподданнейша€ телеграмма √осударю. ћитр. ¬ладимир был почетным председателем Ѕратства ¬оскресени€ ’ристова. ¬ладыка поддерживал не только московские монархические союзы, но и др. патриотические организации. “ак, он оказывал помощь и поддержку –усскому Ќародному —оюзу им. ћихаила јрхангела (–Ќ—ћј) и лично ¬. ћ. ѕуришкевичу, жертвовал деньги на нужды —оюза. ѕриветствовал 5-й ¬сероссийский съезд –усских Ћюдей в —анкт-ѕетербурге 16Ч20 ма€ 1912, куда направил своего специального представител€ еп. ¬ладимира (—околовского-јвтономова).

ѕосле кончины митр. јнтони€ (¬адковского) 23 но€б. 1912 митр. ¬ладимир был назначен на столичную —.-ѕетербургскую (впоследствии ѕетроградскую) кафедру и стал первенствующим членом —в. —инода. ¬ 1915 удостоен степени доктора богослови€. Ќа одной из аудиенций у »мператора Ќикола€ II он высказал свое негативное мнение о де€тельности √. ≈. –аспутина, которую считал пагубной, и выступил за удаление –аспутина из ѕетербурга. «а открытое вмешательство в дела государственного управлени€ был переведен на  иевскую кафедру, сохранив пост первенствующего члена —в. —инода. „лен ѕредсоборного —овещани€. ѕродолжал участвовать в монархическом движении. —лужил молебен перед открытием ѕетроградского совещани€ (—овещание монархистов 21Ч23 но€бр€ 1915 в ѕетрограде), созванного сторонниками Ќ. ≈. ћаркова, выступил с приветственным словом к участникам, избран почетным членом —овещани€. ѕрислал приветствие также и в адрес Ќижегородского совещани€ (¬сероссийское монархическое совещание в Ќижнем Ќовгороде уполномоченных правых организаций 26Ч29 но€бр€ 1915), организованного последовател€ми ј. ». ƒубровина: ЂЎлю благословение съезду монархистов и сердечное заветное пожелание всем незыблемо сто€ть на неусыпной страже вековых св€тынь –уси Ч ѕравослави€, —амодержави€ и –усской Ќародности. — нами Ѕогї.

¬ 1916 большую часть времени митр. ¬ладимир проводил в ѕетрограде, участву€ в заседани€х —в. —инода. Ќакануне и в ходе ‘евральской революции он был в столице, принимал участие во всех заседани€х и совещани€х членов —в. —инода, когда были прин€ты решени€ поддержать ¬ременное правительство. ≈го подпись сто€ла под посланием —в. —инода Ђ  верным чадам ѕравославной –оссийской ÷ерквиї от 9 марта, в котором официально признавалс€ государственный переворот и содержалс€ призыв доверитьс€ ¬ременному правительству. “ем не менее его положение как первенствующего члена —инода становилось все более затруднительным. ќн пыталс€ сопротивл€тьс€ стремлению новой власти ввести революционные пор€дки в сферу церковных отношений. ¬скоре отношени€ с революционным обер-прокурором настолько обострились, что произошел Ђразгон —инодаї и митр. ¬ладимир вынужден был вернутьс€ в  иев. «десь он встретил разделение среди духовенства, в которое также начали проникать революционные настроени€. ¬  иеве был создан претендовавший на власть в епархии Ђ»сполнительный комитет духовенства и мир€нї, который митр. ¬ладимир назвал самочинным учреждением. — открытием в августе 1917 ¬сероссийского ÷ерковного —обора жил большей частью в ћоскве. ѕочетный председатель —обора, председатель ќтдела о церковной дисциплине. 21 но€бр€ 1917 возглавл€л чин интронизации —в€тейшего ѕатриарха “ихона.

23Ч25 €нв. 1918 большевики захватили  иев и учинили насилие в Ђћатери городов русскихї. 25 €нв. вечером в  иево-ѕечерскую лавру €вилась группа революционной черни во главе с комиссаром. ћитр. ¬ладимир был схвачен в келий насто€тел€. ѕосле избиени€ и издевательств убийцы вывели его за ворота Ћавры, за€вив монахам, что ведут его в штаб. ќн был в р€се, с панагией на груди и в белом клобуке.Ђќкруженный вооруженными до зубов злоде€ми, митрополит шел точно на расп€тиеї, Ч писал кн. Ќ. ƒ. ∆евахов. ѕервомученика среди архиереев убили на пустынном месте между Ћаврою и Ќикольским военным собором. ѕомимо огнестрельных ран на теле покойного было найдено множество колотых ран. “ело мученически скончавшегос€ митр. ¬ладимира оставалось на месте убийства до утра следующего дн€, когда проходивша€ мимо женщина увидела страшную картину и принесла печальную весть в Ћавру. Ћаврский архимандрит отправилс€ к месту убийства и отслужил там краткую литию. “ело митр. ¬ладимира было перенесено в ћихайловскую церковь. ¬ тот же и последующие дни служились заупокойные литургии и панихиды как в лавре, так и в других храмах  иева. ћитр. ¬ладимир был погребен в Ѕлижних пещерах Ћавры в  рестовоздвиженской церкви. „ин отпевани€ возглавл€л митр. “ифлисский ѕлатон (–ождественский). Ќа месте убиени€ св€щенномученика его почитател€ми был поставлен крест и туда начали стекатьс€ богомольцы.

¬ апр. 1992 митр. ¬ладимир был канонизирован на јрхиерейском —оборе –ѕ÷.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—ергей “анеев - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:16714
—ергей “анеев
 то придумал анастезию?
ѕосетило:13466
”иль€м ћортон
‘редди ћеркьюри: ¬еликий притворщик
ѕосетило:9724
‘редди ћеркьюри

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru