Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

 ирилл “уровский

   /   

Kirill Turovskiy

   /
             
‘отографи€  ирилл “уровский (photo Kirill Turovskiy)
   

–осси€
√од смерти: 1182
–осси€

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

крупнейший древнерусский мыслитель и писатель, православный св€той.

 ирилл “уровский, епископ “уровский не позднее чем с 1169 (? Ч до 1182), крупнейший древнерусский мыслитель и писатель, православный св€той. ¬сю свою жизнь он прожил в “урове, небольшом городе на р. ѕрип€ти, центре “урово-ѕинского кн€жества.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

24.11.2008

¬ыходец из богатой семьи, он получил прекрасное богословское образование, кроме того, специально обучалс€ красноречию. ”же в зрелые годы  ирилл ушел в монастырь. —трем€сь к подвигам во им€ ’ристова и не удовлетвор€сь обычными монашескими т€готами, он через некоторое врем€ покидает обитель и затвор€етс€ Ђв столпї Ч уединенную башню, где предаетс€ духовному самосовершенствованию и литературным зан€ти€м. јвторитет туровского затворника был столь велик, что, по инициативе местного кн. ёри€ ярославича,  ирилл возводитс€ в сан епископа (это произошло до 1169).

 ирилл “уровский фотографи€
 ирилл “уровский фотографи€

—тав епископом,  ирилл принимает активное участие в церковно-политической борьбе. ¬ это врем€ ¬ладимирский кн. јндрей Ѕоголюбский поставил в –остове епископом некого ‘еодора, выгнав из города епископа-грека.  иевский митр.  онстантин, тот самый, который сместил  лимента —мол€тича, резко воспротивилс€ своевольству и, призвав на помощь константинопольского патриарха, потребовал отменить поставление. ¬ итоге јндрей Ѕоголюбский уступил, а Ђлжеепископ ‘еодорецї Ч как презрительно называют его летописные источники Ч был обвинен в ереси и казнен в 1169. ¬о всех этих событи€х  ирилл “уровский занимал сторону киевского митрополита. Ѕолее того, именно об обличении ‘еодорца, как главной заслуге  ирилла, говоритс€ в его проложном ∆итии.

 ирилл “уровский оставил большое литературное наследство, несравнимое с наследием иных отечественных мыслителей того времени. «а свои таланты уже вскоре после смерти он был прозван Ђвторым «латоустомї, Ђпроси€вшим на –усиї. Ѕольшое количество произведений  ирилла “уровского, дошедших до нашего времени, свидетельствует о значительной попул€рности сочинений этого мыслител€ в русском обществе.  ирилл “уровский, €ркий, талантливый художник, великолепно владевший словом, образом, стилем, умел так излагать свои мысли, что на прот€жении всего времени чтени€ внимание читател€ не ослабевало.  ирилл “уровский выступал как пр€мой преемник школы византийских проповедников, чьи трактовки христианского вероучени€ набирали все большую силу в XII Ч XIII вв. »з сочинений  ирилла “уровского особый интерес представл€ет его Ђѕритча о человеческой душе и телеї (др. название Ч Ђѕовесть о слепце и хромцеї).

ѕроизведени€  ирилла “уровского пользовались такой попул€рностью и авторитетом, что включались в рукописные сборники нар€ду с творени€ми отцов ÷еркви. » это было вполне заслуженно Ч ведь его сочинени€ отличались не только глубиной содержани€, но и высочайшим литературным мастерством. ќдин из первых исследователей его творчества ». ѕ. ≈ремин отмечал, что именно  ирилл “уровский довел до совершенства метод символически-аллегорического толковани€ —в€щенного ѕисани€, сочета€ смелую образность изложени€ с изысканной стилистикой и насто€щей художественностью слова.

ѕричем  ирилл не ограничивал себ€ лишь цитированием ветхо- и новозаветных сюжетов. Ќередко он домысливал их, дописывал, превращал в пространное повествование. “ак, использу€ небольшой эпизод об исцелении »исусом ’ристом человека, страдающего параличом (»н. 5; 1Ч19),  ирилл “уровский пишет Ђ—лово о расслабленномї. ¬ этом Ђ—ловеї, домыслив евангельский эпизод, он создает грандиозную картину взаимоотношений человека с Ѕогом, по сути дела, обобщенный портрет человечества.

»нтересно, что в своих произведени€х  ирилл порой использовал тексты неканонические, а то и нехристианские. Ќапр., в основе Ђѕритчи о человеческой душе и о телеї лежит сюжет, вз€тый  ириллом из ¬авилонского “алмуда (ЂЅеседа императора јнтонина с раввиномї). √де могла возникнуть слав€нска€ переработка этого сюжета, которой, суд€ по всему, и воспользовалс€  ирилл “уровский, в Ѕолгарии ’ в. или в ƒревней –уси, хорошо знакомой с иуде€ми и иудаизмом, сказать сегодн€ трудно.

√лавна€ тема религиозно-философского творчества  ирилла “уровского Ч проблема человека и его служени€ √осподу. ¬ самом деле, лишь человек, как Ђвенец “ворени€ї, способен боротьс€ за торжество Ѕожией правды на земле.

 ирилл создает в своих сочинени€х похвальную песнь человеку, ради которого √осподом создан весь мир. Ђјз бых человек, да Ѕогомь человека сътворю! Ч восклицает  ирилл “уровский устами »исуса ’риста в У—лове о расслабленномФ. Ч Е» кто ин ћене верней служай тобе? “обе всю тварь, на работу створих; небо и земл€ тобе служита Ч оно влагою, а си плодомь. “ебе ради солнце светом и теплотою служить, и луна съ звездами нощь обел€еть!.. “ебе ради реки рыбы нос€ть и пустыни звери питаеть!ї » главное: Ђ“ебе ради, бесплътьн сы, плътию обложихъс€, да всех душевны€ и телесны€ недугы ицелю! “ебе ради, невидим сы ангельскым силам всем, человеком €вихъс€, не хощю бо ћоего образа в тлении презрети лежаща, нъ хощю и спасти и в разум истиньный привести. » глаголеши: „еловека не имам!ї

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ќо именно потому, что человек есть Ѕожие творение, он об€зан подавл€ть в себе все земное, плотское и греховное ради чистоты духовной. ¬ Ђѕритче о человеческой душе и о телеї (второе название Ч Ђ—лово о слепце и хромцеї)  ирилл в символически-аллегорической форме раскрывает перед читател€ми существо взаимоотношений тела и души.

—уть притчи такова. Ќекий домовитый человек, устроив виноградник, посадил охран€ть свои владени€ слепца и хромца, понаде€вшись на то, что эти убогие люди не смогут проникнуть за ограду. «а исполнение работы он пообещал им плату, за воровство Ч наказание. » все же сторожа соблазнились легкой добычей, хромец сел на слепца, они вдвоем вошли в виноградник и украли все добро, за что и были наказаны.

 ирилл “уровский насыщает эту притчу многочисленными образами. ƒомовитый человек Ч это Ѕог ќтец, ≈го —ын Ч это »исус ’ристос, виноградник Ч это земл€ и мир, а то, что внутри виноградника Ч рай, ограда вокруг виноградника, Ч «акон Ѕожий и заповеди, слуги домовитого человека Ч ангелы, пища Ч —лово Ѕожие, незапертые ворота Ч устроенный √осподом пор€док и возможность познани€ ЂЅожи€ сущьстваї. Ќаконец, образы хромца и слепца. Ђ’ромець есть тело человече, а слепец есть душаї, а вместе они Ч образ человека. ѕри этом Ђтело без душа хромо ест и не наричетьс€ человек, но трупї.

¬ толковании  ирилла, смысл притчи в том, что √осподь, создав мир и землю, обещал даровать ее в свое врем€ человеку, но человек, преступив закон Ѕожий, решил сам вз€ть обещанное.

»нтересно, что в интерпретации  ирилла “уровского инициатором преступлени€ становитс€ слепец (т. е. душа) Ч именно слепец услышал сладкий запах из виноградника и уговорил хромца обокрасть виноградник, именно он несет на себе хромца. “уровский специально комментирует этот сюжет: Ђ¬ижь душевное брем€ грехъї.

ќднако виновен и хромец, даже, быть может, более виновен, нежели слепец. ¬едь это хромец расписывает прелести виноградника и соблазн€ет ими слепца, перед чем слепец не может усто€ть. »наче говор€, тело Ч это непосильное брем€ дл€ души, котора€ не может усто€ть перед телесными соблазнами и тем самым обрекает человека на преступление перед √осподом. Ђ—е помышлени€ суть ищющехъ не о Ѕозе света сего санов и о телеси токмо пекущихс€, не чающихъ ответа о делехъ въздати, но акы суетну пару свою душу в ветръ полагающемї.

Ќо в результате виновны оба Ч и хромец, и слепец. ѕервый Ч потому что искушал, второй Ч потому что не усто€л перед искушением. ѕричина же тому Ч забвение Ѕожиих заповедей, излишн€€ забота о теле и безразличие к своей душе: Ђбесстрашие Ѕожи€ заповеди и о телеси печение нерожение же о своей душиї.

ќднако и это не главна€ причина. ќсновна€ причина совершени€ греха Ч забвение страха Ѕожиего, ибо все искренне верующие и жаждущие посмертного воскресени€ руководствуютс€ именно страхом Ѕожиим: ЂЌикто же бо страх Ѕожий име€, в плотскых прельститьс€Е Ч никто же смерти ча€ и по смерти пакы въскресени€ї. ¬ др. месте “уровский пишет: Ђѕокайс€ о злобе, о зависти, о льсти, о убийстве, о лжи, смирис€, постис€, бди, на земле лежи. Ќо понеже сего створи, но изыде от лица Ѕожи€ Ч недальствомь земл€, но неименьемь страха Ѕожи€ при свои душиї.

¬ этом случае  ирилл “уровский €вно €вл€етс€ продолжателем Ђлинии ‘еодоси€ї, развивающим именно византийскую традицию в русском ѕравославии. Ёто тем более заметно в сюжетах, посв€щенных ÷еркви. ¬ толковании Ђѕритчи о человеческой душеї  ирилл “уровский посто€нно проводит идею ÷еркви как главного вместилища Ѕожьей благодати. ѕри этом в его толковани€х по€вл€ютс€ трактовки роли ÷еркви, которых не было в сочинени€х, напр., »лариона,  лимента —мол€тича или »акова ћниха. “ак, говор€ о  рещении –уси, »ларион и »аков ћних пишут прежде всего о роли кн. ¬ладимира и, конечно же, —амого √оспода, просветившего русского кн€з€.  ирилл “уровский делает уже совсем др. акценты. Ђ–ай бо место есть св€то, €ко же церкви олтарь, Ч пишет  ирилл “уровский. Ч ÷еркви бо всемъ входна. “а бо ны есть мати, поражающи вс€ крещениемъ и питающи живуща€ в ней нетрудно, одевающи же и весел€щи вс€ вселша€с€ в нюї.

—ледовательно, в XII в. в жизни русского общества значительно возрастает роль самой ÷еркви и именно с ней св€зываетс€ сам факт крещени€, а значит и возможности посмертного спасени€. Ѕолее того, смысл служени€ √осподу начинает св€зыватьс€ не столько с добрыми делами, сколько с ревностным исполнением обетов и ритуалов. ƒа и само служение √осподу, восход€щее к идее страха Ѕожиего, приобретает более мрачные черты, нежели это понималось в раннем русском христианстве.

Ќельз€ не рассмотреть и еще одну проблему, котора€ выражена  ириллом “уровским в аллегорических образах Ђѕритчи о человеческой душе и о телеї Ч проблему познани€.  ак можно заметить у  ирилла, в полном соответствии с догматами, √осподь дает человеку знани€ только в форме ќткровени€ и запрещает ему преступать те пределы познани€, которые ќн установил. ќднако человек то и дело впадает в Ђјдамово высокомыслиеї и, побуждаемый греховными желани€ми, посто€нно нарушает Ѕожественный запрет. “ем самым человек обкрадывает сам себ€, как обокрали сами себ€ слепец и хромец. ѕоэтому  ирилл резко осуждает любые попытки своеволи€ в области познани€ и признает абсолютную непознаваемость Ђвнутренней сущностиї Ѕога.

¬ывод же, который делает  ирилл “уровский из своих рассуждений, однозначен Ч каждый человек должен крепить свою душу и изгон€ть телесные искушени€. “олько тогда перед ним откроютс€ врата ÷арства Ќебесного, и он будет достоин вечного спасени€.

¬ этом смысле мировоззренческие устои  ирилла “уровского были более чем крепки. » в жизни, и в своих сочинени€х он выступает как сторонник Ђпечерской идеологииї, мистико-аскетической трактовки христианского вероучени€. Ђ„то есть древо животное? Ч спрашивает  ирилл и отвечает: Ч —миреномудрие, ему же корень исповеданьеЕ “ого корене стебло Ч благоверьеЕ “ого стебла многи и различны ветви Ч мнози бо, рече, образи пока€ни€: слезы, пост, молитва чиста, милостыни, смирение, вздыхани€ и прока€. “ех ветвий добродетелий плод: любы, послушанье, покорение, нищелюбье Ч мнози бо суть путье спасени€ї.

—ледовательно, не само крещение открывает путь человеку к спасению, но посто€нна€, каждодневна€, ежесекундна€ забота о душе, чиста€ молитва, смиренность, пока€ние, смирение и т. д. »наче говор€, истинный путь спасени€ открыт только иноку, причем иноку, соблюдающему самые жесткие правила монашеского жити€. Ѕолее того,  ирилл Ч приверженец самых суровых форм монашества Ч затворничества и столпничества. »бо только абсолютный отказ от мирских, плотских забот и полное смирение отождествл€лись у него с идеей служени€ √осподу, чему человек об€зан посв€тить свою земную жизнь.

¬ Ђ—лове о бельцах и монашествеї  ирилл “уровский утверждает, что монах должен носить самую грубую одежду Ч влас€ницу, суконные одежды или облачени€ из козьих шкур, ибо Ђвс€ка бо добра риза и плотьское украшенье чюжь есть игумена и всего мнишьскаго уставлень€ї. ћонастырский устав должен быть таков, чтобы Ђниктоже своевольство имать, но всеем вс€ обьща суть, суть бо вси под игуменом, аки уди телеснии под единою главою, съдеръжыми духовными жиламиї. »  ирилл “уровский далее усиливает аскетический аспект монашеской жизни, говор€, что истинный монах Ч это полный аскет и молчальник: Ђј иже в нем сед€й мужь, в последний нищете, Ч се есть весь чернечьскый чин. —едение же безмолвие €вл€етьЕї.

ѕоэтому монастырь, в его понимании, Ч это идеал, образец земного существовани€, единственное место, где человек может справитьс€ с дь€вольскими искушени€ми. Ѕолее всего  ирилл “уровский прославл€ет  иево-ѕечерский монастырь и его игум. ‘еодоси€ ѕечерского, говор€, что он больше всех возлюбил Ѕога, но и Ѕог его за это возлюбил больше всех: Ђ» все €ве есть от ‘едоса игумена ѕечерьского, иже в  иеве, понеже нелицимерно мнишьствова възлюбив Ѕога и братью свою акы сво€ уды; темже и Ѕог възлюби и место его ради прослави паче всех, иже монастырь в –усиї.

» недаром сам  ирилл “уровский считаетс€ духовным наследником ‘еодоси€ ѕечерского, самым €рким и талантливым представителем византийской традиции в отечественной религиозно-философской мысли XII в.

“ак же как и ‘еодосий ѕечерский,  ирилл “уровский был непримирим ко вс€кого рода ерес€м и инакомыслию. “ак, в Ђ—лове и похвале св€тым отцам Ќикейского собораї он €ростно обличает арианство, которое, видимо, еще таилось в каких-то русских христианских общинах. ќсобое непри€тие вызывало у  ирилла какое-либо покушение на единство ÷еркви. ѕоэтому Ђѕритча о человеческой душе и о телеї Ч это, помимо прочего, острый памфлет, написанный в к. 60-х Ч н. 70-х XII в. по мотивам Ђдела ‘еодорцаї (Ђслепецї Ч это ростовский еп. ‘еодор, Ђхромецї Ч јндрей Ѕоголюбский, который и в самом деле был хромым).

Ќо, если вспомнить, поучени€ прп. ‘еодоси€ были направлены прежде всего к монашеской братии и к киевским кн€зь€м.  ирилл “уровский идет дальше Ч он формулирует Ђпечерский идеалї как идеал общественный, как нравственный призыв, обращенный уже ко всему русскому обществу.

 ирилл “уровский причислен к лику св€тых, день пам€ти 28 апр. (по н. ст. 11 марта).




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru