
Биография святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829-1909) — великого русского пастыря и чудотворца. Подробный рассказ о жизни протоиерея Иоанна Сергиева от детства в бедной семье до всероссийской славы. История чудесных исцелений, духовного подвига и пророческого дара. Канонизация святого и его почитание в наши дни.
20 декабря 1908 года. Кронштадт. У дома на Посадской улице стояли тысячи людей. Они молились, плакали, крестились. В доме умирал человек, которого вся Россия называла живым святым — протоиерей Иоанн Сергиев, отец Иоанн Кронштадтский.
За окном толпа прорывалась к подъезду. Городовые с трудом сдерживали натиск. Люди хотели прикоснуться к дому, где находился великий молитвенник, получить хоть каплю его благодати. У некоторых в руках были письма — последние просьбы об исцелении, о помощи, о молитве.
Внутри, на простой железной кровати, лежал семидесятидевятилетний старец. Губы его шевелились — он молился. Так молился всю жизнь. Так молился и теперь, уходя в вечность. Рядом стояли ученики, плакала супруга Елизавета Константиновна. Россия теряла своего последнего праведника перед бурей XX века.
19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии родился мальчик. Родился слабым, синюшным — не жилец. Отец, сельский дьячок Илия Сергиев, и мать Феодора решили крестить младенца немедленно. Назвали Иоанном — в честь праздника святого Иоанна Рыльского, память которого приходилась на этот день.
Мальчик выжил. Господь хранил его для великого служения.
Семья Сергиевых была бедной даже по меркам северной деревни. Отец получал жалование — три рубля серебром в год. На эти деньги нужно было кормить жену и пятерых детей. Носили латаную одежду, ели черный хлеб с квасом, мяса видели по большим праздникам.
Но в доме Сергиевых была особая атмосфера. Отец Илия, несмотря на бедность, был человеком глубоко верующим. Он часто брал маленького Ваню в церковь, учил его молитвам, читал Евангелие. Мальчик с ранних лет проникся духом Священного Писания.
Позже сам отец Иоанн вспоминал: «Знаешь ли, что прежде всего положило начало моему обращению к Богу и еще в детстве согрело мое сердце любовью к Нему? У родителя моего было Евангелие на славянско-русском языке. Я любил читать эту чудную книгу, когда приезжал домой на вакационное время. Слог ее и простота речи были доступны моему детскому разумению. Читал и услаждался ею и находил в этом чтении высокое и незаменимое утешение».
В шесть лет с Ваней произошло событие, которое он помнил всю жизнь. Однажды вечером, когда мальчик готовился ко сну, в комнату вошел светоносный ангел. Ребенок испугался, но ангел успокоил его: «Не бойся, я твой Ангел-хранитель и буду тебя оберегать». С того дня Иоанн всегда чувствовал незримое присутствие своего небесного покровителя.
В 1839 году десятилетнего Ваню отдали в Архангельское приходское училище. Родители с трудом собрали нужную сумму — учеба стоила денег, которых у семьи не было. Мальчик уехал в город с котомкой за плечами и тремя рублями в кармане.
Первый год учебы стал настоящим испытанием. Иоанн не мог запомнить даже простые тексты, отставал от одноклассников, сидел на последней парте. Товарищи смеялись над неумехой из деревни. Учителя качали головами — видно, не дано мальчику учиться.
Ваня плакал по ночам в холодной комнате, молился Богу, просил помощи. Он не хотел возвращаться домой и разочаровывать родителей, потративших последние деньги на его образование.
Однажды ночью, после особенно усердной молитвы, произошло чудо. Утром Иоанн проснулся совершенно другим человеком. Все, что раньше казалось непонятным, стало ясным. Тексты запоминались легко, задачи решались без труда. Будто пелена спала с глаз, и мир открылся по-новому.
«Словом, в короткое время я подвинулся настолько, что перестал уже быть последним учеником, — вспоминал отец Иоанн. — Чем дальше, тем лучше и лучше успевал я в науках и в конце курса одним из первых был переведен в семинарию».
После окончания Архангельского приходского училища с отличием Иоанн поступил в Архангельскую духовную семинарию. Там он продолжал удивлять преподавателей способностями и прилежанием. В 1851 году, как лучший выпускник, был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию — на казенный счет, то есть бесплатно.
В столице юноша оказался впервые. Огромный город поразил его — широкие проспекты, величественные дворцы, множество людей. Но больше всего потрясли петербургские трущобы — нищета, пьянство, беспросветность жизни городской бедноты. Здесь Иоанн увидел страдание, которое было глубже деревенской бедности.
В академии студент Сергиев учился блестяще. На третьем курсе всерьез задумался о монашестве и миссионерстве где-нибудь в далекой Сибири или Америке. Но Бог готовил ему другой путь.
Однажды во сне Иоанн увидел себя в священнических одеждах, служащим в большом каменном соборе у моря. Через несколько дней после этого сна к нему обратился его духовник с неожиданным предложением: «Иоанн, настоятель Андреевского собора в Кронштадте ищет мужа для своей дочери. Не хотите ли вы встретиться с ними?»
Иоанн вспомнил свой сон — Андреевский собор стоял именно у моря, в крепости Кронштадт. Он увидел в этом волю Божию и согласился.
12 декабря 1855 года состоялось венчание Иоанна Ильича Сергиева и Елизаветы Константиновны Несвицкой, дочери протоиерея Константина Несвицкого. В тот же день молодой священник был рукоположен во иерея и назначен священником Андреевского собора в Кронштадте.
Этому собору он прослужит 53 года — до самой смерти.
Кронштадт встретил молодого батюшку суровой картиной. Город-крепость, военно-морская база, был переполнен нищими, пьяницами, ворами. В портовых кабаках и ночлежках ютились тысячи обездоленных — бывшие матросы, разорившиеся купцы, беглые крестьяне, проститутки.
«Причин кронштадтской нищеты и бедности множество, — писал позже отец Иоанн. — Бедность от рождения, бедность от сиротства, бедность от разных бедственных случаев, от пожара, от кражи, бедность от неспособности к труду по причине старости или болезни, или калечества, бедность от потери места, бедность от лености, бедность от пристрастия к хмельным напиткам».
Первое время молодой священник пытался служить так, как его учили в академии — строго по уставу, благочинно, размеренно. Приходил в храм к службе, уходил после нее домой. Но что-то внутри не давало покоя. Он видел нищих у церковных дверей, видел пьяных на улицах, видел безысходность в глазах людей — и не мог оставаться равнодушным.
Однажды, после службы, отец Иоанн вместо того, чтобы идти домой, направился в самый страшный район Кронштадта — «Толкучку». Там, в подвалах и лачугах, ютились самые отверженные из отверженных. Священник спустился в сырой подвал, где лежали больные, умирающие, пьяные.
«Что вы здесь делаете, батюшка?» — удивились обитатели подвала. «Пришел к вам», — просто ответил отец Иоанн. Он присел рядом с больным стариком, взял его за руку, начал молиться. Потом достал из кармана все деньги, которые у него были, и раздал нищим.
Так началось служение отца Иоанна.
С того дня отец Иоанн стал ежедневно посещать кронштадтские трущобы. Он приходил к больным, молился с умирающими, утешал отчаявшихся. Раздавал деньги — все, что получал в качестве жалования и от прихожан. Часто возвращался домой без сапог — отдавал их нищим.
Супруга Елизавета Константиновна поначалу пыталась бороться с этой «расточительностью». Но скоро поняла — таков путь ее мужа, и смирилась. Детей у супругов не было — по взаимному согласию они приняли обет девства. Все силы отец Иоанн отдавал служению.
Его день был расписан по минутам. Вставал в четыре утра, молился. В пять — шел в собор служить Божественную литургию. Служба его была особенной — горячей, вдохновенной, пронизанной такой верой, что прихожане плакали.
После литургии, которая заканчивалась около полудня, начинались посещения. Отец Иоанн шел к тем, кто просил его о помощи — к больным, к умирающим, в семьи, где случилось несчастье. Везде он молился, утешал, помогал деньгами.
Затем — переезд в Петербург. Летом на пароходе, зимой по льду на санях. В столице — снова визиты, молебны, встречи. Возвращался в Кронштадт поздно вечером, часто после полуночи. Спал три-четыре часа.
Так каждый день. Десятилетиями.
«Как он выдерживал такой ритм? — удивлялись современники. — Обычный человек сломался бы через неделю». Но отец Иоанн не был обычным человеком. Его поддерживала молитва и любовь к людям.
Лет через тридцать после начала служения в отце Иоанне открылся удивительный дар — дар чудотворения. Случилось это неожиданно.
Сам отец Иоанн позже рассказывал об этом на встрече со священниками: «Дело было так: лет 35 тому назад кто-то в Кронштадте заболел, просили моей молитвенной помощи. У меня и тогда уже была такая привычка: никому в просьбе не отказывать. Я стал молиться, предавая болящего в руки Божии, прося у Господа исполнения над болящим Его святой воли. Но неожиданно приходит ко мне одна старушка из Костромы, которую я давно знал, и настойчиво требует от меня, чтобы я молился без колебания о выздоровлении болящего. Помню, тогда я немного смутился: как я могу, думал я, иметь такое дерзновение? Однако эта старушка твердо верила в силу моей молитвы и стояла на своем. Тогда я, исповедав перед Господом свое ничтожество и свою греховность, увидел волю Божию во всем этом деле и стал просить для болящего исцеления. И Господь послал ему милость Свою, он выздоровел».
С того дня исцеления стали происходить регулярно. Отец Иоанн молился — и слепые прозревали, хромые начинали ходить, умирающие вставали с постели здоровыми. Исцеления происходили и в присутствии батюшки, и заочно — достаточно было прислать ему письмо или телеграмму с просьбой о молитве.
Один из самых известных случаев произошел с женой графа Шереметева. Молодая графиня опасно заболела — началось заражение крови. Консилиум лучших петербургских врачей вынес приговор: спасти ее невозможно. Граф в отчаянии послал телеграмму в Кронштадт отцу Иоанну. Батюшка тут же отслужил молебен — и через несколько часов графиня пошла на поправку. Врачи разводили руками — с медицинской точки зрения это было необъяснимо.
20 декабря 1883 года в газете «Новое время» Алексея Суворина появилось «Благодарственное заявление», подписанное шестнадцатью людьми разных сословий. В нем говорилось о чудесных исцелениях, совершенных по молитвам отца Иоанна Кронштадтского.
Публикация произвела эффект разорвавшейся бомбы. Вся Россия узнала о кронштадтском чудотворце. К нему хлынули толпы паломников. Кронштадтская почта не справлялась с потоком писем — пришлось открыть специальное отделение для корреспонденции отца Иоанна.
К началу 1890-х годов слава батюшки достигла невероятных масштабов. Где бы он ни появлялся, собирались тысячи людей. Они буквально рвали на нем одежду, стремясь прикоснуться к святому, получить хоть клочок его рясы как святыню.
В Риге однажды толпа разорвала его рясу на куски — каждый хотел иметь частичку одежды праведника. Отцу Иоанну пришлось возвращаться в гостиницу почти раздетым, под охраной полиции.
«Это было нечто невероятное, — вспоминал очевидец. — Такого почитания не удостаивался ни один святой при жизни. Люди видели в нем живого угодника Божия».
Деньги текли рекой. Богатые жертвователи присылали тысячи рублей. Отец Иоанн не оставлял себе ни копейки — все раздавал нуждающимся. Иногда получал утром десять тысяч рублей — а к вечеру раздавал пятнадцать тысяч, занимая недостающую сумму.
«Батюшка, да там тысяча рублей!» — воскликнул однажды купец, вручивший запечатанный конверт. Отец Иоанн тут же передал конверт стоявшему рядом нищему: «Его счастье».
Но отец Иоанн понимал — одной милостыней беду не исправить. Нужно дать людям возможность трудиться, зарабатывать честным путем, кормить семьи.
В 1882 году он вместе с бароном Отто Буксгевденом основал Дом трудолюбия при Андреевском попечительстве. Это было уникальное учреждение для своего времени — в нем соединялись мастерские, где безработные могли научиться ремеслу и найти работу, школа для детей бедняков, народная столовая, где кормили бесплатно, ночлежный приют и амбулаторная лечебница.
Дом трудолюбия стал спасением для тысяч людей. Здесь учили портняжному делу, сапожному ремеслу, столярному мастерству. Выпускников устраивали на работу. В столовой ежедневно обедали до тысячи человек.
Успех кронштадтского Дома трудолюбия был так велик, что подобные учреждения стали открываться по всей России. К концу XIX века их насчитывалось около ста.
Отец Иоанн обладал даром прозорливости. Он видел будущее России — и это видение ужасало его.
В начале XX века, когда казалось, что империя стоит прочно, когда экономика развивалась, а культура процветала, старый батюшка говорил о грядущей катастрофе. Его дневники полны мрачных пророчеств.
«Бедное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов».
Революция 1905 года потрясла его. Он видел, как рушатся устои, как нарастает богоотступничество, как разлагается общество. «Царство Русское колеблется в своем основании, — писал он. — Близок день гнева Господня — день страха и ужаса».
Незадолго до смерти обратился к царю Николаю II: «Проснись, спящий царь!» Он чувствовал надвигающуюся катастрофу, молился о России, умолял Бога отвратить беду. Но понимал — грехи народа требуют искупления.
При всем почитании отца Иоанна в народе, интеллигенция относилась к нему неоднозначно. Либералы и революционеры видели в нем оплот самодержавия, защитника «старого режима». Его критиковали за монархизм, за близость к власти, за консерватизм взглядов.
Особенно острой была полемика с Львом Толстым. Великий писатель, отлученный от Церкви, и великий священник стояли на противоположных полюсах. Толстой проповедовал «религию без Бога», отец Иоанн — традиционное православие. Толстой отрицал Церковь, отец Иоанн защищал ее всей силой своей души.
Но и в этом споре отец Иоанн никогда не переходил на личности. Он обличал заблуждения, но не человека. «Я молюсь за Льва Николаевича, — говорил он. — Пусть Господь просветит его ум и смягчит сердце».
К концу жизни отец Иоанн сильно ослабел. Десятилетия подвижничества, постоянных трудов, минимального сна подорвали здоровье. В 1908 году он серьезно заболел.
Весть о болезни великого молитвенника облетела всю Россию. В Кронштадт потянулись паломники — проститься, получить последнее благословение. Император Николай II прислал личного врача. Но отец Иоанн знал — его земной путь подходит к концу.
Он не переставал молиться. Даже лежа в постели, принимал посетителей, благословлял, утешал. До последнего дня думал не о себе, а о других.
20 декабря 1908 года, в 7 часов 40 минут утра, святой праведный Иоанн Кронштадтский отошел ко Господу. Умер так же, как жил — в молитве.
Похороны превратились в грандиозное событие. Десятки тысяч людей пришли проститься с великим пастырем. Похоронная процессия растянулась на несколько километров. Плакали простолюдины и аристократы, военные и купцы, старики и дети.
Отца Иоанна похоронили в Иоанновском женском монастыре на реке Карповке в Санкт-Петербурге, который он основал. Над его могилой была построена церковь.
После смерти почитание отца Иоанна не прекратилось — напротив, оно возросло. К его могиле шли паломники, молились о помощи — и получали ее. Чудеса продолжались.
В 1964 году Русская Православная Церковь за границей канонизировала отца Иоанна Кронштадтского. Московский патриархат сделал это позже — 8 июня 1990 года. День памяти святого отмечается 2 января (20 декабря по старому стилю) — в день его кончины.
Сегодня имя святого праведного Иоанна Кронштадтского известно каждому православному человеку. Ему молятся об исцелении от болезней, о помощи в учебе, об избавлении от пьянства и наркомании, о вразумлении заблудших детей, о помощи в нужде.
Главное наследие отца Иоанна — его жизнь. Жизнь, прожитая в служении Богу и людям. Жизнь, ставшая непрерывным подвигом любви.
Он оставил после себя множество трудов. Его дневники, известные под названием «Моя жизнь во Христе», — это духовная сокровищница, в которой отражен путь христианской души к Богу. Читая эти записи, видишь не благостный образ праведника, а живого человека, который борется со страстями, раздражается, гневается — но каждый раз находит в себе силы на покаяние и преодоление.
«Если ты не можешь быть святым, — писал он, — будь хотя бы человечным. Если не можешь помолиться, хотя бы не осуждай. Если не можешь дать милостыню, хотя бы скажи доброе слово».
Отец Иоанн Кронштадтский показал, что святость возможна не только в монастырских кельях, но и в миру, среди людей, в ежедневном служении ближним. Что подвиг — это не обязательно мученическая смерть, а может быть просто жизнь, прожитая по совести, в любви и молитве.
Его называли «пастырем всея Руси», «молитвенником земли Русской», «чудотворцем». Но, пожалуй, самое точное определение дал простой кронштадтский мастеровой: «Отец Иоанн? Да это же просто хороший человек. Настоящий христианин».
И в этой простоте — вся глубина его святости.
Иоанн Кронштадтский прожил 79 лет. Он родился в николаевской России, в эпоху крепостного права, а умер накануне революционных потрясений, предвидя их и молясь об отвращении беды. Его жизнь пришлась на один из самых противоречивых периодов русской истории — время великих реформ и великих разочарований, время духовного подъема и нарастающего кризиса веры.
В этой эпохе он был голосом традиционного православия, защитником того, что казалось многим устаревшим и отжившим. Но он был прав — революция, которую приветствовали либералы и радикалы, принесла России неисчислимые страдания. А святость, которую проповедовал отец Иоанн, оказалась единственным прочным фундаментом для возрождения.
Сегодня, более чем через столетие после его смерти, имя Иоанна Кронштадтского известно каждому православному христианину. К его молитвенной помощи обращаются миллионы людей. Его мощи в Иоанновском монастыре в Санкт-Петербурге — место постоянного паломничества.
И каждый, кто приходит к раке святого, чувствует — он здесь. Молится за нас, грешных. Помогает, утешает, наставляет. Как помогал и при жизни — всем, кто к нему обращался, независимо от веры, национальности, социального положения.
«У Бога нет ни эллинов, ни иудеев, — говорил он. — У меня нет своих денег. Мне жертвуют, и я жертвую. Поэтому и я жертвую туда, где есть нужда, где эти деньги принесут пользу».
Эта всеобъемлющая любовь, не знающая границ и условий, — главный урок, который оставил нам святой праведный Иоанн Кронштадтский. Урок, который актуален сегодня не меньше, чем сто лет назад.
Иоанн Кронштадтский
Посмотреть фото
| Родился: | 31.10.1829 (79) |
| Место: | село Сура (RE) |
| Умер: | 02.01.1909 |
| Место: | Кронштадт (RE) |
| Высказываний | 679 |
| Фотографий | 2 |
| Сообщений | 2 |
| Цитат | 81 |
Комментарии