Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ѕернард  лервоский

   /   

Bernard Clervoskiy

   /
             
‘отографи€ Ѕернард  лервоский (photo Bernard Clervoskiy)
   

ƒень рождени€: 01.01.1090 года
‘ранци€
ƒата смерти: 28.12.1153 года
‘ранци€
¬озраст: 64 года

√ражданство: ‘ранци€
—оцсети:


Ѕиографи€

‘ранцузский теолог-мистик, аббат монастыр€ в  лерво

—амосознание Ѕернарда  лервоского лучше всего характеризуетс€ тем, что он написал трактат "De Consideratione", долженствовавший служить руководством самому папе. √овор€ здесь обо всем, что касаетс€ папы, начина€ с отношени€ его к церкви до дел патримонии и курии, Ѕернард  лервоский стремитс€ приблизить жизнь первосв€щенника и его двора к монашеской строгости, требу€ от самого папы исключительных качеств, которыми оправдывалось бы его положение в церкви как "епископа епископов", "ѕетра властью и ’риста помазанием".

28.08.2006

(Bernar de Clairvaux) французский теолог-мистик, аббат монастыр€ в  лерво, оказывал вли€ние на церковно-политическую жизнь «ап. ≈вропы, был вдохновителем 2-го крестового похода.

Ѕернард  лервоский фотографи€
Ѕернард  лервоский фотографи€

Ѕернард  лервоский родилс€ в 1090 г., умер в 1153 г., канонизирован в 1174 г. ќн принадлежал к знатной семье; отец его “есцелин —ор занимал видные посты при герцогах бургундских. ћать его до замужества предназначалась к монастырской жизни. ѕод вли€нием ее и шатильонских каноников, в школе которых он училс€, Ѕернард рано порвал с "недружественными друзь€ми" и, поборов плотские вожделени€, решил сделатьс€ монахом. ¬ 1113 г. он вступает в монастырь —ито, славившийс€ тогда строгостью своей жизни. Ѕернард скоро выдел€етс€ усердным соблюдением устава, суровой, расстроившей его здоровье аскезой, бдением "выше человеческих сил". — этих же пор вырабатываетс€ в нем сосредоточенна€ внутренн€€ жизнь, обесцветивша€ дл€ него весь мир и позвол€вша€ не замечать ничего внешнего: кон€, на котором он совершал путь, ∆еневского озера, мимо которого он проходил. “€желый ручной труд, чтение религиозных книг, преимущественно —в. ѕисани€, молитва, созерцание, особенно последнее, наполн€ют его врем€ и содействуют расцвету рано обнаружившегос€ мистицизма. ¬ 1115 г. по приказанию своего аббата Ѕернард во главе 12 цистерцианцев основывает на диком лесистом берегу ќбы (Aube) монастырь  лерво, в качестве аббата он руководит жизнью братий, довод€ до крайности и без того т€желый образ жизни цистерцианцев, осложнившийс€ услови€ми существовани€ только что возникающего малоизвестного общежити€.

¬ 1118-1119 гг.  лерво разрастаетс€, начинает сам основывать новые монастыри, в то же врем€ зав€зываютс€ св€зи Ѕернард  лервоский с соседними клириками и сеньорами и увеличиваетс€ его известность. ≈го вли€ние распростран€етс€ и на другие монастырские ордена. Ќемалое значение дл€ ордена и дл€ его положени€ в церкви имели письма и сочинени€ Ѕернарда  лервоского, оправдывающие и излагающие цистерцианский устав и образ жизни, превознос€щие бедность и умерщвление плоти, отвергающие "√иппократа ради ’риста" и став€щие цистерцианцев на первое место в бенедиктинской семье. ѕо мысли Ѕернарда, среди орденов (он считает монастырское общежитие формой жизни более совершенной, чем пустынножительство) существует известна€ иерархи€; но он не восстает против менее строгих, чем цистерцианска€, форм монашества: они открывают "град прибежища", путь к спасению люд€м более слабым, дл€ которых строгое соблюдение устава св. Ѕенедикта непосильно, а между тем вступление в монастырь равносильно "второму крещению". Ётой точкой зрени€ руководствовалс€ Ѕ.  . в своем отношении к другим орденам. ѕринима€ участие в резкой и самолюбивой полемике цистерцианцев с клюнийцами, он, не отрица€ клюнизма, высказываетс€ против отступлений последнего от устава св. Ѕенедикта, против тонких €ств и "еды до рвоты", против "обнаруживающих слабость духа женских одежд", роскоши убранства церквей -- "культа идолов" и т. д. Ќе менее беспощадно, с высоты цистерцианского самосознани€, нападает Ѕ.  . на "мастерскую ¬улкана и синагогу —атаны" - обмирщение —ен-ƒени и его аббата —угери€. “ем воодушевленнее Ѕернард  лервоский приветствует реформаторскую де€тельность клюнийского аббата ѕетра ƒостопочтенного. ∆ивое участие принимает он и в реформе других членов монашеской семьи, иногда предлага€ свою программу, нав€зыва€ цистерцианский устав или обраща€сь к содействию папы. ¬сюду он стремитс€ насадить институты канониката (canonici regulares) как форму более совершенной жизни клира; от клира требует отказа от мирских наслаждений, от "драгоценных одежд", возвращени€ или приближени€ к идеалу апостольских времен, целомудри€, любви и смирени€; порицает и поучает епископов, напомина€ им, что "справедливость не исчезла из мира так же, как из их сердца". –евниво след€ за епископскими выборами и охран€€ свободу их от светской власти, Ѕернард  лервоский неоднократно добиваетс€ их отмены в случае несоблюдени€ канонических предписаний или негодности кандидата; при этом он иногда не свободен от цистерцианской партийности. –оль монастыр€ приводила Ѕернарда  лервоского в соприкосновение со всеми классами населени€ и открывала дорогу к воздействию на власть во им€ интересов и идеалов церкви.   вмешательству в церковные и государственные дела отчасти Ѕернарда толкала его попул€рность; "счита€ все церковные дела своими", он вмешивалс€ во все, навлека€ на себ€ недовольство власти и клира, упреки пап, указывавших ему, что "у монаха нет ничего общего с соборами и королевским двором", и обнаружива€ большую способность к интриге. ќбъезжа€ южную ‘ранцию, Ѕернард  лервоский боретс€ с еретиками, стремитс€ разоблачить их в своих сочинени€х, возвод€ на них непроверенные обвинени€, заподозрева€ их нравственность, настойчиво указыва€ на ожидающий их костер и на об€занность светской власти их преследовать, как и неверных: "лучше их убивать, чем допускать, чтобы меч висел над головою праведных". ќдно из первых мест занимает Ѕернард  лервоский в борьбе со схизмой, выдвинувшей в 1130 г. двух пап. Ќа соборе в Ётамне, при его содействии, французска€ церковь принимает сторону »ннокенти€ II; Ѕернард  лервоский воздействует в том же духе на королей јнглии и ‘ранции и на императора, всеми мерами ведет борьбу с противниками »ннокенти€ во ‘ранции и »талии, частью по поручению папы, частью по собственной инициативе. ¬ событи€х этой эпохи, церковных и политических (борьба с –ожером —ицилийским), Ѕернард  лервоский часто €вл€етс€ вли€тельным де€телем, указывающим всем, "на чьей стороне католическа€ церковь". ≈го вли€ние еще увеличиваетс€, когда на папский престол (1145 г.) вступает монах из  лерво ≈вгений III: "√овор€т, что

папа не ¬ы, а €", -- пишет ему сам Ѕернард Ќе меньшее участие прин€л Ѕернард  лервоский в борьбе с јбел€ром и ∆ильбером ѕорретанским. ќсуждение первого на —уасанском соборе (1140 г.) в значительной степени обусловлено не всегда безупречной, но энергичной де€тельностью Ѕ.  . и давлением его на папу. Ќе отступа€ перед инсинуаци€ми, Ѕернард приложил все усили€ к подавлению "оруженосца" јбел€ра јрнольда Ѕрешианского и добилс€ осуждени€ доктрины ∆ильбера на –еймском соборе (1148 г.), несмотр€ на сопротивление коллегии кардиналов. „асто недовольные им папы должны были считатьс€ с ним и возлагать на него самые ответственные поручени€. ќн более чем кто-либо содействовал организации второго крестового похода, вопреки намерени€м папы вовлекши в него и императора. Ќеуспех предпри€ти€ только временно поколебал славу Ѕернарда  лервоского ¬о ‘ранции он €вл€етс€ главным орудием –има и защитником интересов церкви, не раз приход€ в столкновение с королевской властью, вмешива€сь в борьбу корол€ с епископами, с графом Ўампани “ибо и даже в семейные дела корол€.

—амосознание Ѕернарда  лервоского лучше всего характеризуетс€ тем, что он написал трактат "De Consideratione", долженствовавший служить руководством самому папе. √овор€ здесь обо всем, что касаетс€ папы, начина€ с отношени€ его к церкви до дел патримонии и курии, Ѕернард  лервоский стремитс€ приблизить жизнь первосв€щенника и его двора к монашеской строгости, требу€ от самого папы исключительных качеств, которыми оправдывалось бы его положение в церкви как "епископа епископов", "ѕетра властью и ’риста помазанием". ¬ противность јрнольду Ѕрешианскому Ѕернард не отказывает папе в "мирском мече": оба (и мирской, и духовный) в руках у него. Ќо действовать папа должен не мечом, а словом. " онечно, твой и мирской меч: его должно обнажать по твоему мановению, хот€ и не твоей рукой. ќба меча принадлежат церкви... Ќо один вынимаетс€ из ножен за церковь, другой -- церковью, один -- св€щеннической, другой -- воинской рукой, но, конечно, по мановению св€тител€ и приказу императора". Ќе вы€сн€€, как должен действовать папа в случае неизбежных конфликтов со светской властью, Ѕ.  . только незначительно видоизмен€ет традиционную точку зрени€, см€гча€ платоническими пожелани€ми обременность папства мирскими делами. Ќе оригинален он и как догматик, выдвига€ и иначе освеща€ только некоторые стороны распространенного учени€. ƒогма у него тесно св€зываетс€ с мистическими склонност€ми его природы. ¬ мистических своих сочинени€х, особенно в толковании ѕесни ѕесней, Ѕернард  лервоский обнаруживает м€гкость и любовность, уживающуюс€ с дипломатическим искусством и с близкой к жестокости борьбою с врагами церкви. ¬ыше всего дл€ него любовь к Ѕогу, низшей ступенью которой €вл€етс€ любовь к ’ристу-человеку, "к младенцу, желанному младенцам", достигаема€ сосредоточенным размышлением над в оплощением —пасител€, ≈го жизнью и смертью - "знанием о расп€том »исусе".  то исполнен этой любовью, того трогает и волнут все, имеющее отношение к воплотившемус€ —лову. ∆елание даровать человеку эту любовь -- одна из главных причин воплощени€ ’риста. „ерез любовь к Ѕогу-человеку, человек восходит к духовной любви к Ѕогу, к мистическому браку души со —ловом, когда все у них становитс€ общим, как у супругов, и душа решаетс€ произнести "дерзкие слова": "¬озлюбленный мой принадлежит мне и € ему". ¬ брачном их чертоге "спокойный Ѕог успокаивает все", душа переживает экстазы, временами "в своем бдительном сне" созерца€ Ѕожество и наполн€€сь любовью. "—ладость —лова ее удерживает, но ее призывают нужды ближних" -- и по повелению —лова она расстаетс€ с Ќим на врем€ дл€ мира, "где живет не дл€ себ€, а дл€ всех". ’ристос дл€ Ѕернарда -- не только образец смирени€, призывающий к подражанию —ебе "до крестной смерти", но главным образом пример и учитель любви к Ќему "ради Ќего самого" и к люд€м. ј так как ќн далек от людей, то между ними и »м находитс€ р€д посредников: прежде всего особенно чтима€ Ѕернардом Ѕожи€ ћатерь, с которой легенда св€зала его им€, несмотр€ на отрицательное отношение его к идее непорочного зачати€. "Ѕез бо€зни прибегайте к вашему посреднику, к »исусу, посреднику по-преимуществу, которому всегда внимает ≈го ќтец. ј если вас страшит божественное величие, прибегайте к ћарии". ≈ще более близкими к человеку посредниками €вл€ютс€ св€тые.

—истематически Ѕернард  лервоский мало развивал свои религиозные воззрени€ [в трактатах "De diligendo Deo" ("ќ любви к Ѕогу"), "De Gratia et libero arbitrio" ("ќ благодати и свободе воли"), "De Laudibus Virginis" ("ќ похвалах ƒеве")]; их изложение тесно св€зано с его блест€щими и многочисленными проповед€ми, обращенными не только к монахам, но и мир€нам. ќраторские успехи Ѕернарда  лервоского объ€сн€ютс€ редким талантом импровизатора, темпераментом и искренностью чувства; он обладал довольно солидным знанием —в€щенного ѕисани€, житий отцов и св€тых, сочинений јмвроси€, јвгустина, √ригори€ ¬еликого, но принципиально отводил этому знанию второстепенное место. ѕо увлекательности и значению р€дом с проповед€ми надо поставить обширную переписку Ѕернарда  лервоского -- один из наиболее важных, хот€ и не беспристрастных источников дл€ изучени€ эпохи.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јнук Ёме. Ѕиографи€
ѕосетило:19921
јнук Ёме
√олос, который будет звучать вечно
ѕосетило:18467
ƒемис –уссос
‘едор ”глов. Ѕиографи€
ѕосетило:30229
‘едор ”глов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru