Дэвид Бордуэлл. Фото: Getty Image
Дэвид Бордуэлл. Фото: Getty Image
Автор: Зоя Ветрова [17.05.2025]

Как мыслит кино: Дэвид Бордуэлл и его вклад в теорию кинематографа

Является автором таких работ по киноискусству, как Narration in the Fiction Film (1985), Ozu and the Poetics of Cinema (1988), Making Meaning (1989), и On the History of Film Style (1997).

Вместе со своей женой Кристин Томпсон[en] Бордуэлл написал учебные пособия Film Art (1979) и Film History (1994). Помимо этого, вместе с философом Ноэлем Кэрроллом Бордуэлл редактировал сборник работ о состоянии современной теории кино Post-Theory: Reconstructing Film Studies (1996). На сегодняшний день крупнейшим трудом Бордуэлла является книга The Classical Hollywood Cinema: Film Style and Mode of Production to 1960 (1985), написанная в сотрудничестве с Томпсон и Джанет Стайгер[en]. Также, некоторые из наиболее влиятельных статей Бордуэлла, связанных с теорией кино, кинонарративом и стилем медиума кино, собраны в книге Poetics of Cinema (2007), названной так в честь известного сборника работ русских формалистов «Поэтика кино», изданного Борисом Эйхенбаумом в 1927 году.

Исследовательская деятельность

С оглядкой на предшествующих теоретиков кино, таких как Ноэль Бёрч, а также историка искусства Эрнста Гомбриха, Бордуэлл в своих книгах и статьях касается классической теории кино, истории художественного кино, обращается к классическим и современным фильмам Голливуда, затрагивает проблему стиля в кинематографе Азии. Однако наиболее значительные и резонансные работы Бордуэлла связаны с когнитивной теорией кино[en] (например, Narration in the Fiction Film), исторической поэтикой в киноискусстве[en] и критикой современной кинотеории (например, Making Meaning и Post-Theory).

Неоформализм

Исследовательскую деятельность Бордуэлла также связывают с методологическим подходом, известным как «неоформализм», хотя этот подход был более подробно описан его женой, Кристин Томпсон. Неоформализм опирается на предложение русских формалистов различать перцептивные и семиотические свойства фильма. Приставка «Нео», которая отличает этот подход от «традиционного» формализма, означает здесь значимое присутствие когнитивистской оптики. Так, в работах Бордуэлла особое внимание уделяется когнитивным процессам кинозрителя. В частности, исследуется, как фильмы направляют внимание зрителя на существенную для повествования информацию, а также каким образом в кино осуществляется остранение.

Неоформалисты отвергают некоторые методологии, предложенные другими школами киноведения: например, герменевтические (интерпретационные) подходы, среди которых присутствуют психоанализ Лакана и некоторые вариации постструктурализма. В Post-Theory: Reconstructing Film Studies Бордуэлл и его соредактор Ноэль Кэрролл выступают против этих подходов, которые, по их утверждению, действуют как «гранд-теории», используя фильмы для проверки заданных теоретических рамок, и не пытаются пролить свет на то, как работают сами фильмы. Для обозначения теорий, которые используют идеи Соссюра, Лакана, Альтюссера и/или Барта, Бордуэлл и Кэрролл ввели термин «S. L. A. B. theory».

В качестве критика неоформализма выступал, среди прочих, Славой Жижек, также будучи критикуемым со стороны самого Бордуэлла[5]. По большей части, вопросы к неоформализму не основывается на какой-либо внутренней противоречивости подхода. Скорее, такие критики, как Жижек, утверждают, что неоформализм преуменьшает роль культуры и идеологии в формировании кинотекста, а сам анализ должен выявлять проблематичные ценности обществ, в которых производятся эти фильмы.

Влияние

Значительное влияние работ Бордуэлла в области теории и истории кино достигло такой точки, что многие из его концепций, как сообщается, «стали частью теоретического канона в кинокритике и киноведении».


Tags: #бордуэлла #бордуэлл #также #работ #теории #неоформализм #фильмы #томпсон #некоторые #например #является #таких #вместе #женой #кристин

Дополнительные фотографии

Дэвид Бордуэлл. Фото: Getty Image

Дэвид Бордуэлл. Фото: Getty Image

Посмотреть фото

Поделитесь

Дэвид Бордуэлл

Дэвид Бордуэлл

Американский теоретик и историк кино

Родился: 23.07.1947 (76)
Место: Рочестер, Нью-Йорк (US)
Умер: 29.02.2024

Последние новости

Люди Дня

Последние комментарии

Оставьте Комментарий

Имя должно быть от 2 до 50 символов
Введите корректный email
Заголовок должен быть от 3 до 200 символов
Сообщение должно быть от 15 до 6000 символов