Джон Родс Кобб родился 2 декабря 1899-го, недалеко от гоночной трассы 'Бруклендс', в Эшере, графство Суррей (Esher, Surrey). Он получил образование в Итонском колледже и Кембриджском университете.
Кобб никогда не страдал от недостатка храбрости. Его внешние и внутренние данные диктовали гонщику с самого начала карьеры садиться за руль больших и быстрых машин. Джон 'выковывал' карьеру на скрипучем, эдвардианской эры 'Фиате', на движке с цепным приводом. Затем британец пересел на 'Delage' с двигателем V12, на которой в 1924-м Рене Томас (Ren? Thomas) установил новый мировой рекорд скорости по земле — 143.31 мили в час (230.64 км/ч).
Оба автомобиля Джона, 'Фиат' и 'Delage', могли похвастаться рабочим объемом двигателя в 10 литров, но уступали следующей 'лошадке' сурового гонщика, красавице 'Napier-Railton', собирающей вокруг себя толпы. Здоровенный 'Napier-Railton' с 24-литровым самолетным двигателем, однако, выглядел чуть скромнее, когда в его открытой кабине теснился плотный, даже можно сказать, квадратный Кобб.
Естественно, Кобб не был бесчувственным верзилой, не был неуклюжим в жизни и на дороге. Он рулил с поразительной тонкостью, и этот навык в его эпоху имел жизненно важное значение. Всё дело в том, что выжимаемые из автомобилей скорости и тормозные мощности двигателей тогда намного опережали технологии шиномонтажа.
Держа под контролем каплевидную 'Napier-Railton', чей дизайн разработал Рэйд Рэйлтон (Reid Railton), Кобб, вглядывающийся в 'клаустрофобное', узкое окно, умудрялся разгоняться на трассах едва ли не до 400 миль в час.
Будучи 'самым быстрым человеком на земле', Джон почувствовал своим долгом выйти на воду. Он быстро набрался знаний в сфере, где господствовал аристократ Малкольм Кэмпбелл (Malcolm Campbell) и его реактивная лодка 'Bluebird'. Кобб и Кэмпбелл имели мало чего общего, однако были связаны врожденным конкурентным инстинктом.
Поначалу у грозного Кобба вообще не было опыта управления гидропланами, не говоря уже о знаниях о двигателях, позаимствованных с реактивных авиалайнеров 'Комета' британской компании 'De Havilland'. Перебравшись на воду, Джон сравнивал свои первые попытки с 'управлением лондонского омнибуса без шин'.
Постепенно он научился управляться со скоростями своего 'луковичного' реактивного катера 'Crusader', опять же разработанного советником Кобба, Рэйдом Рэйлтоном. Исследования такого непростого вопроса как 'предел скорости на воде' проходили в первой половине сентября 1952-го.
Джон не пожелал послушаться совета компании 'Vosper' из Плимута (Plymouth), которая была уверена, что на не доведенной до ума лодке, предоставленной гонщику, не стоило бы пытать удачу. Озадаченный таким заявлением, Кобб отправил письмо, которое освобождало 'Vosper' от ответственности за все его последующие действия.
В какой-то момент невозмутимый рекордсмен даже подумал, что меняющаяся не в лучшую сторону погода и серьезный шанс опрокинуться во время лодочной гонки не позволят ему выложиться на все сто — и придется возвращаться домой со скромными результатами. Но во время заезда Кобб был рассержен, что для него не было типично, и результаты оказались самыми плачевными.
Гнев Джона был вызван рябью на воде, причиной которой стала вспомогательная лодка Кобба, отправившаяся назад на базу вопреки приказу. Скорость проезда 'мили с хода' составила 206.89 миль в час (по сравнению с официально зафиксированными 178.50 милями в час). Однако заезд Кобба в обратную сторону не состоялся.
Согласно другой информации, причина кильватера остается неизвестной. Поскольку попытка установить рекорд проходила на озере Лох-Несс (Loch Ness), все те, кто верили в Лохнесское чудовище, остались убежденными в том, что Кобба оно и погубило.
Представитель компании 'Vosper' однажды отметил, что Кобб вступил в настоящую схватку со своим судном где-то посередине пути в милю. Реактивный катер 'Crusader' буквально подпрыгивал, возможно, из-за этой 'надоедливой ряби', а затем от прекрасной серебряной лодки остались только плавающие обломки.
Пытаясь установить рекорд скорости на воде, Джон Кобб погиб 29 сентября 1952-го.
Он был женат дважды. В 1947-м его супругой стала Элизабет Митчелл-Смит. Однако брак продлился недолго, и овдовевший в 1948-м автогонщик женился повторно, на Маргарет Гласс, в 1950-м.
В 1947-м Джон удостоился 'Segrave Trophy' — за выдающуюся демонстрацию возможностей наземного, морского, водного и воздушного транспорта.
27 марта 1953-го Кобб посмертно получил Награду за отвагу (Queen's Commendation for Brave Conduct).
В сопровождающей награду надписи было сказано следующее: 'Джон Родс Кобб (умерший), автогонщик. За заслуги: попытку побить мировой рекорд скорости на воде и исследования высоких скоростей на воде, которые стали причиной его гибели'.
Обладатель мрачного выражения лица, Джон прослыл грозным общественным деятелем, вызывавшим безоговорочное уважение. С другой стороны, в жизни личной Кобб был верным и честным другом, следующим строгому моральному кодексу. Он души не чаял в своей матери, которая, к слову сказать, любила пропустить парочку коктейлей 'Манхэттен' или 'Мартини'.
Джон Кобб - фотография из открытых источников
Посмотреть фотоРодился: | 02.12.1899 (52) |
Место: | Эшер графство Суррей (GB) |
Умер: | 29.09.1952 |