Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јртур Ўопенгауэр

   /   

Arthur Schopenhauer

   /
             
‘отографи€ јртур Ўопенгауэр (photo Arthur Schopenhauer)
   

ƒень рождени€: 22.02.1788 года
ћесто рождени€: ƒанциг, √ермани€
ƒата смерти: 21.09.1860 года
ћесто смерти: ‘ранкфурт-на-ћайне, √ермани€
¬озраст: 72 года

√ражданство: √ермани€
—оцсети:


јртур Ўопенгауэр. Ѕиографи€

Ќемецкий философ-идеалист, отрицавший исторический прогресс

¬ его основном произведении Ђћир как вол€ и представлениеї (1819-44) сущность мира и человека предстает как бессознательна€ Ђвол€ к жизниї.

22.09.2023

Ўќѕ≈Ќ√ј”Ё– (Schopenhauer) јртур (22 феврал€ 1788, ƒанциг, ныне √даньск - 21 сент€бр€ 1860, ‘ранкфурт-на-ћайне), немецкий философ-иррационалист. ¬ его основном произведении Ђћир как вол€ и представлениеї (1819-44) сущность мира и человека предстает как бессознательна€ Ђвол€ к жизниї.

јртур Ўопенгауэр фотографи€
јртур Ўопенгауэр фотографи€

ƒетство и юность

јртур Ўопенгауэр происходил из состо€тельной купеческой семьи. ќтец философа, √енрих ‘лорис Ўопенгауэр (1747-1805), хот€ и бывал неуравновешен (вспыльчив и склонен к депрессии), имел репутацию доброго, открытого, независимого в своих суждени€х человека и честного коммерсанта. ≈го мать, »оганна √енриетта Ўопенгауэр (1766-1823), дочь сенатора “розинера, обладала склонностью к из€щным искусствам и занималась литературным творчеством (собрание ее сочинений составило 24 тома, 1830-31). ¬ детстве будущий философ не получил систематического образовани€. ≈го отец, жела€ видеть в нем продолжател€ своего дела, отправл€ет дев€тилетнего сына в √авр, где јртур прожил два года в семье отцовского друга и партнера. ѕосле непродолжительного пребывани€ в гамбургской частной школе мальчика берут в путешествие по ≈вропе в образовательных цел€х. Ёто путешествие убедило его не только в бесполезности изучени€ Ђодних только словї, но и в благотворности знакомства Ђс самими вещамиї. ¬ 1805 јртур был отдан в крупную гамбургскую фирму дл€ обучени€ торговому делу, к чему он вовсе не испытывал влечени€. ќднако после смерти отца (к нему Ўопенгауэр-младший до конца своих дней питал чувство любви и благодарности за редкое счастье быть независимым и обеспеченным), мать позвол€ет сыну получить университетское образование. ¬ 1809 он становитс€ студентом-медиком √еттингенского университета, а через полгода, не оставл€€ изучени€ медицины, переводитс€ на философский факультет, где с особым усердием штудирует ѕлатона и  анта. — 1811 в Ѕерлинском университете слушает лекции ‘. ј. ¬ольфа по истории греческой и латинской литературы, Ўлейермахера по истории философии, ‘ихте по философии; докторскую диссертацию Ђќ четверо€ком корне закона достаточного оcновани€ї защитил в …енском университете в 1813.

«релость. √лавный труд

¬ 1814, после разрыва с матерью, которой он так и не простил холодности к больному отцу, Ўопенгауэр посел€етс€ в ƒрездене. «десь он пишет трактат Ђќ зрении и цветеї (1816) (по следам бесед с √ете, с которым он встречалс€ в 1813-14 в ¬еймаре в литературном салоне своей матери), а в марте 1818 завершает работу над первым томом своего основного произведени€ Ђћир как вол€ и представлениеї. —удьба его первого издани€ (больша€ часть тиража пошла в макулатуру) глубоко разочаровала его. ¬след за этим Ўопенгауэр терпит фиаско в преподавательской де€тельности в Ѕерлине (1820), его пробна€ лекци€ вызвала отрицательное отношение √егел€.

— 1831 философ обосновываетс€ во ‘ранкфурте-на-ћайне. ¬се написанное им в дальнейшем было лишь дополнением к первому тому основного произведени€ или его попул€ризацией. Ќесмотр€ на успех его последней работы (Ђѕарерга и паралипоменаї, 1851) и все возрастающую известность, Ўопенгауэра не покидает чувство духовного одиночества. “ем не менее, он уверен в выдающемс€ значении и новизне своего труда.

Ђћир как вол€ и представлениеї

—чита€ себ€ учеником  анта, Ўопенгауэр исходит из того, что опыт, Ђмир €вленийї, дан человеку как его Ђпредставлениеї, его априорные формы пространство, врем€, причинность. —убъект и объект это соотносительные моменты мира как Ђпредставлениеї. ћир как Ђвещь в себеї предстает у Ўопенгауэра как безосновна€ Ђвол€ї, котора€ обнаруживаетс€ и в слепо действующей силе природы, и в обдуманной де€тельности человека; разум лишь инструмент этой Ђволиї.  ак Ђвещь в себеї вол€ едина и находитс€ по ту сторону причин и следствий, однако в мире как Ђпредставленииї она про€вл€етс€ в бесконечном множестве Ђобъективацийї. —тупени этой объективации (неорганическа€ природа, растение, животное, человек) образуют иерархическую целостность, отражающую иерархию идей (понимаемых в платоновском смысле) Ђадекватных объективаций волиї.  аждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству. ¬ живой природе и обществе вол€ про€вл€етс€ в качестве Ђволи к жизниї источника животных инстинктов и бесконечного эгоизма человека; вс€кий Ђосознает себ€ всей волей к жизниї, тогда как все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто от него завис€щее, что выражаетс€ в непрерывной Ђвойне всех против всехї; государство не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль.

¬ противовес Ћейбницу Ўопенгауэр называл существующий мир Ђнаихудшим из возможныхї, а свое учение Ђпессимизмомї. ћирова€ истори€ не имеет смысла. —традание Ђнаказаниеї за Ђпервородный грехї, вину обособленного существовани€. ѕреодоление эгоистических импульсов и обусловленного ими страдани€ происходит в сфере искусства и морали. ¬ основе искусства Ђнезаинтересованное созерцаниеї идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени и служение Ђволи к жизниї. ¬ысшее из искусств музыка, имеюща€ своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение самой воли. ќднако полное освобождение происходит только в сфере морали, на пут€х аскезы, умервщлени€ желаний и страстей (здесь Ўопенгауэр близок к буддизму и его концепции нирваны). ¬ уникальном личном опыте со-страдани€ преодолеваетс€ иллюзорна€ граница между € и не-€ и тем самым происходит Ђобращениеї воли, переворот в самом бытии.

 ритику€ €зык современной ему школьной философии, Ўопенгауэр стремилс€ к простоте слога, образной нагл€дности и афористической четкости в изложении собственной философии (совершенству его стил€ отдавали должное ∆ан ѕоль, ‘.  афка, “. ћанн). ѕессимистические и волюнтаристические мотивы его философии, его интуитивизм и моралистическа€ критика культуры получили отклик в философии жизни второй половины 19 начала 20 вв.

¬ли€ние его испытали в √ермании –. ¬агнер, Ё. √артман, ‘. Ќицше, “. ћанн и др., в –оссии Ћ. “олстой, ј. ‘ет и др.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18432
√алина ѕрозуменщикова
“рагеди€ художника
ѕосетило:13730
јлександр ƒовженко
јлександр ƒавыдов: Ћична€ жизнь
ѕосетило:25587
јлександр ƒавыдов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru