Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќиколай „ернышевский

   /   

Nikolai Chernyshevskiy

   /
             
‘отографи€ Ќиколай „ернышевский (photo Nikolai Chernyshevskiy)
   

ƒень рождени€: 12.07.1828 года
ћесто рождени€: —аратов, –осси€
ƒата смерти: 17.10.1889 года
ћесто смерти: —аратов, –осси€
¬озраст: 61 год

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ѕиографи€

–еволюционный писатель, философ публицист, социалист-утопист

Ќ.√.„ернышевский в семье св€щенника и, как от него и ожидали родители, три года (1842Ц1845) училс€ в духовной семинарии. ќднако дл€ молодого человека, как и дл€ многих других его ровесников, семинарское образование не стало дорогой к Ѕогу и церкви. —корее наоборот, как и многие тогдашние семинаристы, „ернышевский не захотел принимать внушавшуюс€ ему учител€ми доктрину и отказалс€ не только от религии, но и от признани€ существовавших в –оссии пор€дков в целом.

25.07.2006

— 1846 по 1850-е годы „ернышевский училс€ на историко-филологическом отделении ѕетербургского университета. ”же в этот период видно, как складывалс€ тот круг интересов, который впоследствии определит основные темы его творчества. ћолодой человек изучал русскую литературу, о которой впоследствии так часто писал.  роме того, „ернышевский штудировал знаменитых французских историков Ц ‘.√изо и ∆.ћишле Ц ученых, совершивших переворот в науке XIX столети€. ќни одними из первых взгл€нули на исторический процесс не как на результат де€тельности исключительно великих людей Ц королей, политиков, военных. ‘ранцузска€ историческа€ школа середины XIX века поставила в центре своих исследований народные массы Ц взгл€д, безусловно, уже в то врем€ близкий „ернышевскому и многим его единомышленникам. Ќе менее существенной дл€ формировани€ молодого мыслител€ оказалась и философи€ Ц ситуаци€ также дл€ той эпохи типична€. »зучение кумиров того времени Ц немецких философов √еорга √егел€ и Ћюдвига ‘ейербаха Ц дл€ „ернышевского оказалось не просто данью моде. ѕодобно многим другим своим революционно настроенным современникам, он усвоил в учении √егел€ прежде всего представление о непрерывном развитии и обновлении всего мира Ц и, естественно, сделал отсюда вполне практические выводы. ≈сли мир посто€нно обновл€етс€, отбрасыва€ устаревшие формы и установлени€, значит, революци€ может послужить такому обновлению и привести человечество к счастью. Ѕлизок сердцу бывшего семинариста оказалс€ ‘ейербах и философы-позитивисты, считавшие основным двигателем всех человеческих поступков прежде всего пользу, а не какие-либо отвлеченные идеи и отрицавшие божественное происхождение религиозных представлений. ќсобенно сильно на „ернышевского повли€ли французские философы-социалисты Ц јнри де —ен-—имон и Ўарль ‘урье. ≈му показались абсолютно реальными их мечты об обществе, в котором исчезнет неравенство, не будет частной собственности, и все будут радостно сообща трудитьс€ на благо человечества.

Ќиколай „ернышевский фотографи€
Ќиколай „ернышевский фотографи€

—ледующие четыре года (1851Ц1853), „ернышевский снова провел в родном —аратове, работа€ здесь учителем словесности в гимназии. —уд€ по всему, он уже в это врем€ больше мечтал о гр€дущей революции, чем занималс€ обучением своих учеников. ¬о вс€ком случае, молодой преподаватель €вно не скрывал от гимназистов своих бунтарских настроений.

1853 оказалс€ дл€ „ернышевского переломным. ќн женилс€ на ќльге —ократовне ¬асильевой, женщине, впоследствии вызывавшей у друзей и знакомых ее мужа самые противоречивые чувства. ќдни считали ее необыкновенной личностью, достойной подругой и вдохновительницей писател€. ƒругие резко осуждали за легкомыслие и пренебрежение к интересам и творчеству мужа.  ак бы то ни было, сам „ернышевский не только сильно любил свою молодую жену, но и считал их брак своеобразным Ђполигономї дл€ испытани€ новых идей. ѕо его мнению, новую, свободную жизнь необходимо было приближать и готовить. ѕрежде всего, конечно же, следовало стремитьс€ к революции, но приветствовалось также и освобождение от любых форм рабства и угнетени€ Ц в том числе и семейного. »менно поэтому писатель проповедовал абсолютное равенство супругов в браке Ц иде€ дл€ того времени поистине революционна€. ћало того, он считал, что женщинам, как одной из наиболее угнетенных групп тогдашнего общества, следовало дл€ достижени€ насто€щего равенства предоставить максимальную свободу. »менно так и поступил Ќиколай √аврилович в своей семейной жизни, разреша€ своей жене все, вплоть до супружеских измен, счита€, что он не может рассматривать супругу, как свою собственность. ѕозже личный опыт писател€ безусловно отразилс€ в любовной линии романа „то делать.

Ќиколай „ернышевский фотографи€
Ќиколай „ернышевский фотографи€

1853 принес „ернышевскому еще одну важнейшую перемену. ќн переехал из —аратова в ѕетербург, где началась его карьера публициста. »м€ „ернышевского быстро стало знаменем журнала Ђ—овременникї, где он начал работать по приглашению Ќ.ј.Ќекрасова. ¬ первые годы своей работы, „ернышевский сконцентрировалс€ в основном на литературных проблемах Ц политическа€ ситуаци€ в –оссии в середине п€тидес€тых годов не давала возможности дл€ высказывани€ революционных идей. ¬ 1855 „ернышевский защитил диссертацию Ёстетические отношени€ искусства к действительности, где отказалс€ от поисков прекрасного в отвлеченных возвышенных сферах Ђчистого искусстваї, сформулировав свой тезис Ц Ђпрекрасное Ц есть жизньї. »скусство, по его мнению, не должно упиватьс€ само собой Ц будто то прекрасные фразы или тонко нанесенные на холст краски. ќписание горькой жизни бедного кресть€нина может быть куда прекраснее чудесных любовных стихов, так как оно принесет пользу люд€м.

Ёти же мысли „ернышевский развил в опубликованных в Ђ—овременникеї в 1855 ќчерках гоголевского периода русской литературы. «десь он проанализировал наиболее выдающиес€ литературные произведени€ предыдущих дес€тилетий, взгл€нув на них с точки зрени€ своих представлений об отношении искусства к действительности.

ћежду тем, обстановка в стране в конце 50-х годов принципиально изменилась. Ќовый государь, јлександр II, вступив на престол, €сно понимал, что –осси€ нуждалась в реформах и с первых лет своего правлени€ начал подготовку отмены крепостного права. — 1858 этот ранее запретный вопрос было разрешено обсуждать в печати.  роме того, несмотр€ на сохранение цензуры, политическа€ обстановка в стране, жившей в ожидании перемен, стала намного свободнее.

–едакци€ Ђ—овременникаї, лидерами которой, безусловно, были „ернышевский, ƒобролюбов и Ќекрасов, конечно же, не могла остатьс€ в стороне от происходивших в стране процессов. „ернышевский в конце 50-х Ц начале 60-х годов очень много печаталс€, пользу€сь любым поводом дл€ того, чтобы открыто или завуалированно высказать свои взгл€ды. ќн рецензировал многочисленные литературные произведени€, продолжа€ оценивать их с точки зрени€ жизненности и полезности дл€ общества.

Ќе меньший интерес вызывали у него и политические событи€ того времени.  ак только было дано разрешение обсуждать готовившуюс€ кресть€нскую реформу, она, естественно, стала одной из главных тем дл€ Ђ—овременникаї.

Ћучшие дн€

Ёдуард –адзюкевич. Ѕиографи€
ѕосетило:9767
Ёдуард –адзюкевич
Ѕунтарска€ альтернатива The Beatles
ѕосетило:5816
The Rolling Stones
Ћюдмила ѕавличенко: ∆енское лицо войны
ѕосетило:4056
Ћюдмила ѕавличенко

»деи самого „ернышевского открыто выразить на страницах печатного издани€ было сложно. ѕоддержива€ в тот момент правительство, готовившее кресть€нскую реформу, он в то же врем€ считал, что само освобождение кресть€н Ц это только начало куда более существенных перемен. ѕрежде всего, в отличие от либеральных мыслителей, революционер „ернышевский исходил из того, что кресть€не должны получить свободу и наделы без вс€кого выкупа, так как власть помещиков над ними и их владение землей не справедливы. ћало того, кресть€нска€ реформа должна стать первым шагом по пути к совершению революции, после которой частна€ собственность вообще исчезнет и люди, оценив прелесть совместного труда, будут жить, объединившись в свободные ассоциации, основанные на всеобщем равенстве.

„ернышевский, как и другие его современинки, не сомневалс€, что кресть€не в конце концов раздел€т их социалистические идеи. ƒоказательством этого они считали приверженность кресть€н Ђмируї, общине, решавшей все основные вопросы деревенской жизни, и формально считавшейс€ владелицей всей кресть€нской земли. ќбщинники, по мнению революционеров, должны были пойти за ними к новой жизни, несмотр€ на то, что дл€ достижени€ идеала, конечно же, надо было совершить вооруженный переворот.

ќткрыто обсуждать подобные вещи на страницах Ђ—овременникаї, даже в либеральной обстановке конца 50-х гг. было невозможно, поэтому „ернышевский использовал множество хитроумных способов дл€ того, чтобы обмануть цензуру. ѕрактически любую тему, за которую он бралс€, Ц будь то литературна€ рецензи€ или разбор исторического исследовани€ о ¬еликой ‘ранцузской революции, или же стать€ о положении рабов в —Ўј, Ц он умудр€лс€ €вно или скрыто св€зать со своими революционными иде€ми. Ѕлагодар€ этой смелой игре с власт€ми, журнал Ђ—овременникї в целом и „ернышевский в частности стали кумирами революционно настроенной молодежи, не желавшей останавливатьс€ на достигнутом в результате реформ.

“о, что произошло дальше, быть может, одна из самых т€желых страниц в истории нашей страны, свидетельство трагического непонимани€ между властью и большой частью образованного общества.

— одной стороны, государство, освободив в 1861 кресть€н, начало готовить новые реформы. ¬ то же врем€ революционеры, во многом вдохновл€емые „ернышевским, ждали кресть€нского восстани€, которое к их удивлению не произошло. ќтсюда молодыми нетерпеливым людьми был сделан четкий вывод. ≈сли народ не понимает необходимости совершени€ революции, ему надо это объ€снить, призвать кресть€н к активным действи€м против правительства. Ќачало 60-х годов Ц врем€ возникновени€ многочисленных революционных кружков, стремившихс€ к энергичным действи€м на благо народа. ¬ результате в ѕетербурге начали распростран€тьс€ прокламации, подчас достаточно кровожадные, призывавшие к восстанию и свержению существующего стро€.

ќбстановка стала достаточно напр€женной. » революционеры, и правительство считали, что в любой момент мог произойти взрыв. ¬ результате, когда душным летом 1862 в ѕетербурге начались пожары, по городу немедленно поползли слухи, что это дело рук Ђнигилистовї. —торонники жестких действий сразу же отреагировали Ц издание Ђ—овременникаї, резонно считавшегос€ распространителем революционных идей, было приостановлено.

¬скоре после этого власти перехватили письмо ј.».√ерцена, уже п€тнацать лет находившегос€ в эмиграции. ”знав о закрытии Ђ—овременникаї, он написал сотруднику журнала, Ќ.ј.—ерно-—оловьевичу, предлага€ продолжить издание за границей. ѕисьмо было использовано, как повод, и 7 июл€ 1862 „ернышевский и —ерно-—оловьевич были арестованы и помещены в ѕетропавловскую крепость. ќднако никаких других улик, которые подтверждали бы тесные св€зи редакции Ђ—овременникаї с политическими эмигрантами, найдено не было. ¬ результате „ернышевскому было предъ€влено обвинение в написании и распространении прокламации Ѕарским кресть€нам от их доброжелателей поклон. ”ченые до сегодн€шнего дн€ не пришли к единому выводу о том, был ли „ернышевский действительно автором этого революционного воззвани€. ясно одно Ц таких доказательств не было и у властей, поэтому им пришлось осудить обвин€емого на основании ложных показаний и сфальсифицированных документов.

¬ мае 1864 „ернышевский был признан виновным и осужден на семь лет каторжных работ и ссылку в —ибирь до конца своей жизни. 19 ма€ 1864 над ним был публично совершен обр€д Ђгражданской казниї Ц писател€ вывели на площадь, повесив на грудь доску с надписью Ђгосударственный преступникї, сломали над его головой шпагу и вынудили просто€ть несколько часов, прикованным цеп€ми к столбу.

ј пока шло следствие, „ернышевский написал в крепости свою главную книгу Ц роман „то делать. Ћитературные достоинства этой книги не слишком высоки, но, скорее всего, „ернышевский и не предполагал, что ее будут оценивать, как действительно художественное произведение. ƒл€ него было важнее высказать свои идеи Ц естественно, дл€ политического заключенного, наход€щегос€ под следствием, их было проще облечь в форму романа, а не публицистического произведени€.

¬ центре сюжета Ц истори€ молодой девушки, ¬ерочки, ¬еры ѕавловны, уход€щей из семьи, чтобы освободитьс€ от гнета своей деспотической матери. ≈динственным способом дл€ совершени€ такого шага в то врем€ могло быть супружество, и ¬ера ѕавловна заключает фиктивный брак со своим учителем Ћопуховым. ѕостепенно между молодыми людьми возникает насто€щее чувство, и брак из фиктивного становитс€ насто€щим, однако, жизнь в семье организована таким образом, чтобы оба супруга чувствовали себ€ свободными. Ќи один из них не может войти в комнату другого без его разрешени€, каждый уважает человеческие права своего партнера. »менно поэтому, когда ¬ера ѕавловна влюбл€етс€ в  ирсанова, друга своего мужа, то Ћопухов, не рассматривающий жену, как свою собственность, инсценирует собственное самоубийство, предоставл€€ ей таким образом свободу. ѕозже Ћопухов, уже под другим именем, поселитс€ в одном доме с  ирсановыми. ≈го не будет мучить ни ревность, ни у€звленное самолюбие, так как свободу человеческой личности он ценит больше всего.

ќднако любовной интригой роман „то делать не исчерпываетс€. „ернышевский предлагает и свой вариант, хот€ бы частичный, решени€ экономических проблем. ¬ера ѕавловна заводит швейную мастерскую, организованную на началах ассоциации, или, как мы бы сегодн€ сказали, кооператива. ѕо мнению автора, это было не менее важным шагом к перестройке всех человеческих и общественных отношений, чем освобождение от родительского или супружеского угнетени€. “о, к чему человечество должно придти в конце этой дороги, €вл€етс€ ¬ере ѕавловне в четырех символических снах. “ак, в четвертом сне она видит счастливое будущее людей, устроенное так, как об этом мечтал Ўарль ‘урье, Ц здесь все живут вместе в одном большом прекрасном здании, вместе работают, вместе отдыхают, уважают интересы каждого отдельного человека, и одновременно труд€тс€ на благо общества.

ѕриблизить этот социалистический рай, естественно, должна была революци€. ќб этом заключенный ѕетропавловской крепости конечно же, не мог написать открыто, однако разбросал намеки по всему тексту своей книги. Ћопухов и  ирсанов €вно св€заны с революционным движением или, во вс€ком случае, сочувствуют ему. ¬ романе по€вл€етс€ человек, хот€ и не названный революционером, но выделенный, как Ђособыйї. Ёто –ахметов, ведущий аскетический образ жизни, посто€нно тренирующий свою силу, даже попытавшийс€ спать на гвозд€х, чтобы проверить свою выдержку, очевидно, на случай ареста, читающий только Ђкапитальныеї книги, чтобы не отвлекатьс€ по пуст€кам от главного дела своей жизни. –омантический образ –ахметова сегодн€ может показатьс€ смешным, однако многие люди 60Ц70-х годов XIX века искренне восхищались им и воспринимали этого Ђсверхчеловекаї чуть ли не как идеал личности.

–еволюци€, как наде€лс€ „ернышевский, должна была произойти уже совсем скоро. Ќа страницах романа врем€ от времени возникает дама в черном, скорб€ща€ о своем супруге. ¬ конце романа, в главе ѕеремена декораций она по€вл€етс€ уже не в черном, а в розовом, в сопровождении некоего господина. ќчевидно, работа€ над своей книгой в камере ѕетропавловской крепости, писатель не мог не думать о своей жене, и наде€лс€ на свое скорое освобождение, прекрасно понима€, что это может произойти только в результате революции.

–оман „то делать был опубликован в 1863 (несмотр€ на то, что его автор все еще находилс€ в крепости) и сразу же стал примером дл€ многочисленных подражаний. –ечь идет не о подражани€х литературных. Ќовые, свободные отношени€ героев романа произвели огромное впечатление на читателей „то делать. ∆енский вопрос становилс€ в тот момент одним из важнейших дл€ общественной мысли –оссии. ƒевушек, желавших последовать примеру ¬ерочки, было более, чем достаточно, и трудно подсчитать, какое количество молодых людей, вдохновившись романом „то делать, решили стать революционерами. ћолодое поколение, воспитанное на романе, написанном в крепости, оказалось враждебным царской власти, и все многочисленные реформы, проведенные правительством, не смогли примирить их с российской действительностью. ƒрама, назревавша€ с начала 60-х годов, привела к убийству јлександра II 1 марта 1881.

—ам „ернышевский уже практически не участвовал в бурном общественном движении последующих дес€тилетий. ќн был отправлен на каторгу, затем в ссылку. ¬ —ибири он пыталс€ продолжать литературную де€тельность. ¬ 70-е годы он написал роман ѕролог, посв€щенный жизни революционеров в конце п€тидес€тых годов, непосредственно перед началом реформ. «десь под вымышленными именами были выведены реальные люди той эпохи, в том числе и сам „ернышевский. ѕролог был опубликован в 1877 в Ћондоне, однако по силе воздействи€ на российскую читающую публику он, конечно же, сильно уступал „то делать. ѕо-насто€щему участвовать в общественной жизни –оссии, наход€сь в ссылке в ¬илюйске дл€ „ернышевского было невозможно. „то делать продолжали читать, им€ автора упоминалось на каждой студенческой встрече, но сам писатель оказалс€ оторван от своих единомышленников.

“олько в 1883 „ернышевский получил разрешение поселитьс€ в јстрахани.   этому времени он был уже пожилым и больным человеком. ¬ 1889 его перевели в —аратов, и, вскоре после переезда, он скончалс€ от кровоизли€ни€ в мозг.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јза Ћихитченко. Ѕиографи€
ѕосетило:17576
јза  Ћихитченко
Ёдуард –адзюкевич. Ѕиографи€
ѕосетило:9767
Ёдуард –адзюкевич
—ильвестр —таллоне: „еловек, изменивший кинематограф
ѕосетило:11339
—ильвестр —таллоне

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru