Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

‘ридрих Ќицше

   /   

Friedrich Nietzsche

   /
             
‘отографи€ ‘ридрих Ќицше (photo Friedrich Nietzsche)
   

ƒень рождени€: 15.10.1844 года
ћесто рождени€: –еккен близ Ћютцена (—аксони€), √ермани€
ƒата смерти: 25.08.1900 года
ћесто смерти: ¬еймар, —Ўј
¬озраст: 55 лет

√ражданство: √ермани€
—оцсети:


ќправдание Ќицше

—амый загадочный и оригинальный философ

‘ридриху ¬ильгельму Ќицше есть в чем оправдыватьс€, а может быть, даже и ка€тьс€. »м€ этого философа дл€ людей, воспитанных на гуманистических идеалах, звучит одиозно. “еори€ сверхчеловека, вз€та€ на вооружение идеологами нацизма. ≈го изречени€ вроде "слабого толкни" или "бог умер". ¬оображение рисует сильного, самоуверенного человека, одержимого идеей величи€ германского духа...

17.10.2023

–одилс€ Ќицше в 1844 году и по отцовской линии происходил из польских двор€н. ”чилс€ филологии в Ѕоннском и Ћейпцигском университетах. «атем получил степень доктора наук и переехал в Ўвейцарию, чтобы, как он сам признавалс€, избежать воинской повинности.

‘ридрих Ќицше. ‘ото из открытых источников
‘ридрих Ќицше. ‘ото из открытых источников

ѕримерно в это врем€ зав€зываетс€ дружба и переписка между Ќицше и –ихардом ¬агнером. ¬агнер, к которому обращена одна из первых значительных работ Ќицше "–ождение трагедии из духа музыки", через п€тнадцать лет станет едва ли не главным оппонентом философа.  стати, отношени€ с ¬агнером и его кругом лишний раз доказывают непримиримость Ќицше к адептам германской исключительности: "Ѕедный ¬агнер!  уда он попал! - ƒобро б еще он попал к свинь€м! ј то к немцам...". ¬ этом высказывании Ќицше звучит не столько непри€знь к родному народу, сколько раздражение воинствующим национализмом, которым увлекалс€ прославленный композитор.

¬от обобщенный портрет Ќицше, воссозданный со слов друзей: "” него была привычка тихо говорить, осторожна€, задумчива€ походка, спокойные черты лица... ¬ обычной жизни он отличалс€ вежливостью, почти женской м€гкостью, посто€нной ровностью характера. ≈му нравились изысканные манеры в обращении, и при первой встрече он поражал своей церемонностью. » это "сверхчеловек", уверенный в собственном превосходстве и презирающий слабых?

‘ридрих Ќицше. ‘ото из открытых источников
‘ридрих Ќицше. ‘ото из открытых источников

ќт„асти правы те профессиональные философы, которые пожимают плечами при словосочетании "философи€ Ќицше". ќн не совсем философ в приемлемом дл€ них смысле слова. “огда кто же? √овор€т: филолог, поэт, философствующий эссеист... —ам стиль, сама музыка его текстов разительно отличаютс€ от научной манеры изложени€. ≈го подход меньше всего рассчитан на объективное воспри€тие жизни. Ћогики в нем маловато, зато сколько страсти!

¬ возрасте 35 лет Ќицше серьезно заболевает. "  1876 году здоровье мое ухудшилось... ћучительна€ и неотступна€ головна€ боль истощала все мои силы. — годами она нарастала до пика хронической болезненности, так что год насчитывал тогда дл€ мен€ до 200 невыносимых дней... «релость моего духа приходитс€ как раз на это страшное врем€".

—реди его последних работ - "“ак говорил «аратустра", "ѕо ту сторону добра и зла", "—умерки идолов"... Ќапр€женные и полные отча€ни€, эти книги отражают противоречи€, разрывавшие душу больного философа, выражают внутреннюю борьбу, в которой Ќицше проиграл сам себе. ¬ 1900 году, на рубеже веков, он скончалс€ в италь€нской лечебнице дл€ душевнобольных в “урине.

ƒальше произошло нечто странное. —амый аристократичный из мыслителей, индивидуалист сразу же после смерти обрел массовую попул€рность, был растаскан на цитаты, превращен в идола.

Ќакануне ѕервой мировой именем Ќицше оправдывались территориальные и политические прит€зани€ √ермании. ћногие восторгались принадлежностью немцев к разр€ду "сверхчеловеков", о которых сам Ќицше, словно предвид€ такой поворот событий, говорил, что "они дурно пахнут". ¬прочем, о том, что действительно говорил Ќицше, старались не вспоминать.

Ћучшие дн€

ћари€ Ўарапова. Ѕиографи€
ѕосетило:41265
ћари€ Ўарапова
Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:13133
Ќиколай »льин
Ќадежда ћихалкова. Ѕиографи€
ѕосетило:9262
Ќадежда ћихалкова

јнглийский политик лорд  рамер за€вл€л: "ќдна из причин, вынудивших нас прин€ть участие в войне, заключаетс€ в том, что мы должны защитить мир, прогресс и культуру, чтобы они не пали жертвой философии Ќицше". ѕокойный философ оказалс€ между двух огней.

“ексты Ќицше в об€зательном пор€дке стали изучать в гимнази€х √ермании. ¬ рюкзаках немецких юношей, отправл€вшихс€ на фронты ѕервой мировой, р€дом с Ѕиблией и "‘аустом" лежал ницшевский "«аратустра". ¬прочем, этот "«аратустра", как вы€сн€етс€, был не совсем ницшевским...

ѕеред войной архив Ќицше перешел в ведение его сестры Ёлизабет ‘Дрстер-Ќицше. ¬последствии она написала многотомную "∆изнь ‘ридриха Ќицше", где представила себ€ единомышленницей и чуть ли не единственной ученицей покойного брата. "Ћюди вроде моей сестры, - писал философ, - неизбежно оказываютс€ непримиримыми противниками моего образа мыслей и моей философии". ќн как будто предвидел, что сестра опубликует его тексты, извратив их до неузнаваемости. “ак на свет по€вилс€ двойник философа, не оставивший своему прообразу шансов на оправдание. Ќицшеанство, получившее массовое распространение, было бы правильнее называть фДрстер-ницшеанством...

ќдна из главных концепций Ќицше выгл€дит приблизительно так. ƒуховное совершеннолетие каждого человека отмечено кризисным переживанием своего €. „еловек осознает, что его формирование протекало до сих пор без его ведома и участи€. — ранних лет он подвергалс€ воздействию традиционных воспитани€, образовани€, морали, религии и науки, но с какого-то момента начал ощущать это опекунство как брем€ и личную несвободу. –астет желание стать тем, кто он есть, скинуть маску, нав€занную ему обществом. я, вращавшеес€ вокруг объективных ценностей, хочет само стать центром и объективной ценностью. ”даетс€ это не каждому. ƒвадцатый век показал, что в итоге я не только не сотворило себе новых миров, но и сорвалось с прежней орбиты...

«наменитое "толкни слабого" звучит почти как инструкци€ дл€ вышибал. Ќо о каком "слабом" здесь идет речь? ¬ работе "ѕо ту сторону добра и зла" Ќицше писал: "¬ человеке тварь и творец соединены воедино: в человеке есть... глина, гр€зь, бессмыслица, хаос; но есть и творец, ва€тель... - понимаете ли вы это противоречие?" Ќицшеанский сверхчеловек, таким образом, - тот, кто в процессе внутренней борьбы сумел истребить в себе тварное начало и развить творческое. Ќицше, по сути дела, категорически отрицал агрессию. „еловек, по его утверждению, может нападать лишь на самого себ€.

ќбвинени€ Ќицше со стороны поборников гуманизма свод€тс€ обычно к трем пунктам: пангерманизм, антисемитизм, слав€нофоби€. ѕри внимательном изучении его текстов ни одно из этих обвинений критики не выдерживает. ¬от несколько фактов и выбранных наугад цитат.

1. "ѕроисхождение немецкого духа - из расстроенного кишечника". " уда бы ни простиралась √ермани€, она портит культуру".

2. "Ѕыло бы, может быть, полезно и справедливо удалить из страны антисемитских крикунов". –азрыв с ¬агнером был во многом вызван антисемитизмом знаменитого композитора.

3. "ќдаренность слав€н казалась мне более высокой, чем одаренность немцев". ћожет быть, тут сказалось слав€нское происхождение самого Ќицше. Ќо уж во вс€ком случае "недочеловеками" Ќицше слав€н не считал, как это ему пыталс€ приписать √итлер.

¬ —оветском —оюзе Ќицше долгое врем€ был под запретом. —егодн€ оригинальные тексты его книг хорошо известны и переведены на русский €зык. Ќо удивл€ет и настораживает то, что нар€ду с подлинным Ќицше продолжает выходить и фальсифицированный. я собственными глазами видел книжку Ќицше под редакцией его сестры на одном прилавке с русским переводом "ћайн  ампф". «начит, страшный двойник философа на этот раз понадобилс€ кому-то в –оссии.

!!!
MD4s 12.09.2006 12:24:17
” вас наверное ума палата тов. кхм... Ўенкман. настолько исказить оригинал.. Ќе слабого толкнуть а падающего. ƒве разные вещи на мой взгл€д. Ќе буду придиратьс€ к таким мелочам.. ’очу отметить что у Ќицше были слав€нские корни, про слав€нофобию полный бред. я с таким же успехом могу заключить что вы юдофоб:)

 оролевство гордости
јлександр 28.09.2006 06:41:43
¬оспринимаю его, как одинокого и больного человека, который плавал в своей гордыне, пыта€сь написать очередную Ѕиблию. Ќо исходные точки у Ѕиблии и "«аратустры" разные - перва€: попытки остановить природу скотства в человеке, втора€ - дорога в омут и фашизм. Ќо много думающих о себе гордых эгоистов больше, поэтому дело Ќицше живЄт и продолжаетс€.   сожалению.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

„то оставил после себ€ ƒональд ¬инникот?
ѕосетило:12885
ƒональд ¬инникотт
”частник прославленной группы 'Ќа-Ќа'
ѕосетило:10638
¬ладимир јсимов
Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:13133
Ќиколай »льин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru