Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ƒени ƒидро

   /   

Denis Diderot

   /
             
‘отографи€ ƒени ƒидро (photo Denis Diderot)
   

ƒень рождени€: 05.10.1713 года
ћесто рождени€: Ћангр, ‘ранци€
ƒата смерти: 31.07.1784 года
ћесто смерти: ѕариж, –осси€
¬озраст: 70 лет

√ражданство: ‘ранци€
—оцсети:


Ѕиографи€

‘ранцузский писатель, философ-просветитель и драматург

–одилс€ 5 окт€бр€ 1713 в Ћангре (Ўампань), в семье ножовщика. ќбразование получил в иезуитском коллеже Ћангра, впоследствии, веро€тно, училс€ в парижском €нсенитском  оллеж д'јркур.

13.07.2006

ќтказавшись от церковной карьеры, зарабатывал на жизнь (отец отказал ему в содержании) частными уроками и случайными стать€ми в журналах, неплохие деньги доставл€ло сочинение проповедей.  руг его друзей в ту пору состо€л преимущественно из таких же полунищих интеллектуалов, и похоже, он сделалс€ в этом окружении непререкаемым авторитетом.

ƒени ƒидро фотографи€
ƒени ƒидро фотографи€

¬ 1741 ƒидро влюбилс€ в јнтуанетту (Ќанетту) Ўампьон, жившую в большой бедности с овдовевшей матерью. ќни решили вступить в брак, и он отправилс€ в Ћангр объ€вить об этом и потребовать причитающуюс€ ему долю семейного состо€ни€, однако отцу удалось посадил его в тюрьму. Ѕежав из темницы, ƒидро вернулс€ в ѕариж, где они с Ќанеттой тайно обвенчались. —упруги не очень подходили друг дл€ друга: ƒидро не был верным мужем, а Ќанетта с годами сделалась невыносимо сварливой; тем не менее они не расставались до смерти.

¬ начале 1740-х годов ƒидро поручили перевести –ассуждение о достоинстве и добродетели (Inquiery Concerning Virtue and Merit) Ўефтсбери, в ту пору мало известного во ‘ранции. Ќа страницах этой работы (в значительной степени самосто€тельной) он предстает еще теистом, но уже год спуст€ в ‘илософских мысл€х (Penses philosophiques), своего рода опровержении ћыслей ѕаскал€, он выступает как скептик и вольнодумец.   этому времени ƒидро-философ уже достиг зрелости, за€вл€€ о себе как об атеисте, материалисте и детерминисте, но прежде всего - как о поборнике скептицизма. Ќапечатанные без имени автора ‘илософские мысли имели значительный успех, выразившийс€ также в публичном сожжении.

¬месте со своим другом ∆.Ћ.ƒаламбером он получил приглашение стать во главе огромного нового начинани€, названного, Ёнциклопеди€, или “олковый словарь наук, искусств и ремесел (Encyclopdie, ou Dictionaire raisonn des sciences, des arts et des mtiers). »здатель поначалу рассматривал этот словарь просто как перевод Ёнциклопедии Ё.„емберса (1728), но усили€ми ƒидро и ƒаламбера тот превратилс€ во всеобъемлющее обозрение современного состо€ни€ знаний во ‘ранции. “огда же ƒидро напечатал эпикурейский роман в духе 'либертинства' Ќескромные сокровища (Les Bijoux indiscrets).

ѕосле ‘илософских писем репутаци€ ƒидро подверглась новому испытанию, когда в 1749 он опубликовал вызывающе дерзкое ѕисьмо о слепых в назидание зр€чим (La Lettre sur les aveugles l'usage de ceux qui voient). ƒидро был заключен в ¬енсенскую крепость-тюрьму, где провел около четырех мес€цев.

ѕо выходе из тюрьмы работа над Ёнциклопедией возобновилась, к ней привлекли многих выдающихс€ представителей науки и искусства, включа€ ¬ольтера. ƒидро занималс€ историей философии и ремесел. –едакторы строили свою энциклопедию в согласии с принципом 'древа знани€' ‘.Ѕэкона, впрочем, несколько подправив 'древо', так что религи€ оказывалась просто ветвью философии, а истори€ представала скромным разделом пам€ти. ќсобой заботой редакторов было сочетание 'словарного' (алфавитного) пор€дка статей, удобного дл€ обычного читател€, с предположительно более философским, 'энциклопедическим' охватом материала, дл€ чего была изобретена сложна€ иерархическа€ система перекрестных отсылок. „ерез эти отсылки стать€, например, ортодоксально религиозного содержани€ ув€зывалась с другой статьей, опровергавшей все основные тезисы первой. –абота, в конечном итоге составивша€ 17 томов текста и 11 томов таблиц, потребовала многих лет. Ќа первых порах поддерживаема€ власт€ми, затем она приобрела могущественных противников, в особенности среди иезуитов, и несколько раз приостанавливалась королевскими эдиктами.  огда она была доведена до середины, еще одним ударом стало отступничество ƒаламбера; последнее потр€сение ƒидро испытал, обнаружив, что издатель без его ведома осуществил цензуру статей.

ќдним из основных поставщиков статей дл€ ƒидро был ѕ.√ольбах, чей дом стал своего рода фабрикой, где переводились и откуда распростран€лись труды радикального и атеистического характера. Ќа обедах у √ольбаха ƒидро встретилс€ и свел знакомство с ƒ.ёмом, ƒ.√арриком, ƒ.”илксом и Ћ.—терном.

¬скоре после по€влени€ первого тома Ёнциклопедии ƒидро опубликовал ѕисьмо о глухих и немых (La Lettre sur les sourds et muets), продолжавшее более раннее ѕисьмо о слепых. ќба ѕисьма исход€т из теории ƒж.Ћокка, которую ƒидро и его друзь€-просветители считали непреложной истиной: не существует 'врожденных идей', все знание приобретаетс€ из опыта. ѕисьмо о глухих и немых содержит неожиданный поворот мысли: раздумыва€ о том, как нужно представл€ть происхождение €зыка, когда существуют глухонемые, автор приходит к 'иероглифической' теории природы поэзии. ¬ обоих ѕисьмах главенствует дорога€ дл€ ƒидро мысль: философу может потребоватьс€ 'ослепить себ€', чтобы по-насто€щему видеть, и 'стать глухим', чтобы как следует слышать.

Ћучшие дн€

¬с€кий человек способен прожить более ста лет
ѕосетило:11451
ѕоль Ѕрэгг
ƒавид √оффен. Ѕиографи€
ѕосетило:9992
ƒавид √оффен
“ом ”эйтс: √ений-экспериментатор
ѕосетило:7545
“ом ”эйтс

—в€зано с ѕисьмами и другое сочинение ƒидро этого периода - ћысли об объ€снении природы (Penses sur l interprtation de la nature, 1753), сери€ размышлений о роли 'догадки' в науке. Ќезадолго до этого естествоиспытатель ∆.Ћ.Ћ.Ѕюффон подверг критике претензии математики на абсолютную роль в познании, и ƒидро вслед ему доказывал, что господство математики, котора€ представл€ет собой набор условных формул и имеет дело с абстрактными сущност€ми, отнюдь не идентичными реальным €влени€м, подходит к концу, и она должна уступить место естественным наукам. Ёта перемена, утверждал далее ƒидро, приведет к тому, что нова€ и творчески более значительна€ роль будет принадлежать опытному знанию.

ќколо 1756 под впечатлением от случайно попавшей ему в руки комедии  .√ольдони Ќасто€щий друг ƒидро написал драму ѕобочный сын (Le Fils naturel), в развитии действи€ близко следующую за пьесой √ольдони (местами два эти произведени€ почти неотличимы), однако стрем€щуюс€ придать конфликту более серьезный философский характер. ¬ сопутствующем пьесе трактате герой намечает программы нового, реформированного театра, порывающего с условност€ми классицизма. Ќедоброжелатели ƒидро поспешили обвинить его в плагиате, и пьеса имела во ‘ранции скромный успех, зато втора€ пьеса ƒидро, ќтец семейства (Le Pre de famille), вошла в репертуар ' омеди-‘рансез'. —очинени€, в которых он изложил свое понимание театрального искусства и концепцию новой, домашней драмы имели значительный резонанс, особенно за пределами ‘ранции.

„ерез ∆-∆.–уссо ƒидро познакомилс€ с немецким литератором ‘.ћ.√риммом, который издавал рукописный журнал ' орреспонданс литерер', знакомивший королевских особ с культурной жизнью ѕарижа. Ќачина€ с 1759 ƒидро освещал в нем устраиваемые раз в два года выставки живописи в Ћувре - —алоны (Salons). √отов€ эти статьи, он посещал мастерские знаменитых французских художников. ≈го пространные 'обозрени€' по форме часто представл€ли собой сюжетные повествовани€ или философские фантазии, охватывающие самые разные темы.

»з этих и других сочинений ƒидро возникает продуманна€ и €сна€ система эстетических взгл€дов, тесно св€занна€ с его этическими концепци€ми. Ёта св€зь хорошо видна на примере ѕарадокса об актере (Paradoxe sur le comdien). —очинение было начато как отзыв о книге, посв€щенной английскому актеру ƒ.√аррику, но приобрело форму диалога об искусстве и актерской игре. ¬последствии обсуждавшеес€ и оспаривавшеес€ многими актерами, оно затрагивало и более широкую тему, так как ƒидро обосновывает парадокс, согласно которому талант оплачиваетс€ высокой ценой - одаренные талантом люди станов€тс€ бесчувственными чудовищами.

¬ середине 1760-х годов, когда работа над Ёнциклопедией почти закончилась, ƒидро, забот€сь о приданом дл€ дочери, решил продать свою библиотеку. ≈го друг и работодатель √римм, благодар€ ' орреспонданс литерер' хорошо знакомый с ≈катериной II, предложил ей приобрести библиотеку. ÷арица согласилась, поставив условием, что ƒидро останетс€ хранителем библиотеки и ее личным библиотекарем. ƒидро стал советником ≈катерины II в делах, св€занных с живописью, помог ей положить начало коллекции Ёрмитажа. ¬ 1773 он отправилс€ в —анкт-ѕетербург, где был прин€т с особыми почест€ми. ¬ нескольких трактатах, написанных дл€ ≈катерины II в эту пору и позднее, ƒидро пыталс€ (без заметного успеха) разъ€снить зло абсолютистской власти, склонить к освобождению кресть€н от крепостной зависимости, написал замечани€ на проект Ќаказа.

ѕутешествие подорвало его здоровье, однако ƒидро еще несколько лет отдавал много сил литературным проектам. ќн приготовил обширный материал дл€ своего друга √.–ейнал€, писавшего »сторию обеих »ндий (Histoire de deux Indes), с резкой критикой колониальной политики ‘ранции; опубликовал обширное Ёссе о —енеке (Essai sur Snque), где пыталс€ оправдать философа и государственного де€тел€, в котором привычно видели воплощенное лицемерие; в рукописи осталс€ законченный большой трактат по физиологии. ¬ феврале 1774 его разбил удар, и 31 июл€ того же года ƒидро умер; его жена Ќанетта воспреп€тствовала попыткам обратить умирающего в лоно церкви. ¬ согласии с его желанием дочь јнжелика отослала экземпл€р ненапечатанных рукописей ≈катерине II. ¬ ѕетербург была перевезена и библиотека ƒидро, купленна€ императрицей еще в 1765.

Ћитературное наследие ƒидро составл€ют две группы произведений. ќдна - это сочинени€, напечатанные при его жизни и представл€ющие большой, но по существу лишь исторический интерес; друга€ - несколько замечательных произведений в прозе, едва известных современникам ƒидро, но много говор€щих современному читателю. —амое раннее из них - роман ћонахин€ (La Religieuse), в котором содержитс€ великолепное исследование психологии монашеской жизни, равно как резкие ее обличени€. ѕо-видимому, ƒидро не показывал ћонахиню своим друзь€м, хот€ под конец жизни опубликовал роман в ' орреспонданс литерер'. ≈ще большую скрытность он про€вил в отношении вскоре набросанного, а возможно и написанного набело диалога ѕлем€нник –амо (Le Neveu de Rameau). Ёто необычное произведение, которое так любили ».¬.√ете (переведший его на немецкий), √.¬.‘.√егель (обращавшийс€ к нему в ‘еноменологии духа),  .ћаркс (отдававший ƒидро предпочтение перед всеми другими прозаиками) и «.‘рейд (нашедший, что здесь предвосхищен Ёдипов комплекс), вне сомнени€, сам ƒидро не собиралс€ публиковать.

ѕроизведение открыто дл€ многих интерпретаций, однако в определенном отношении представл€ет собой размышление о природе гениальности. ¬ диалоге участвуют философ (можно назвать его вторым '€' ƒидро) и его знакомый ∆ан-‘рансуа –амо, плем€нник выдающегос€ композитора ∆ана-‘илиппа –амо - сам неудавшийс€ композитор, опустившийс€ человек, который погр€з в нищете и прославилс€ лишь экстравагантными теори€ми и шутками. Ќужда заставл€ет его вести паразитическое существование, фигл€рством добыва€ себе хлеб и кров, и он излагает целую науку о паразитизме. ¬торое '€' ƒидро то забавл€етс€, то испытывает к собеседнику отвращение, но признает, что опровергнуть его доводы нелегко. ¬ этом, однако, и нет особой нужды, так как дл€ самого –амо не тайна, что в его построени€х есть фатальный изъ€н. ќбманувшись во всех своих уповани€х, он пытаетс€ обрести опору в цинизме, но и цинизм оказываетс€ ненадежной точкой отсчета.

¬ 1769 ƒидро написал полный фантазии пародийно сократический диалог о материализме —он ƒаламбера (Rve de d'Alembert). ƒидро и ƒаламбер беседуют о ƒекарте, и ƒидро развивает один из своих любимых материалистических парадоксов, состо€щий в том, что вс€ матери€ наделена способностью чувствовать, так что нет нужды вслед за картезианцами говорить о 'душе'. ѕоследнее выдающеес€ литературное произведение ƒидро, ∆ак-фаталист (Jacques le fataliste), написанное годом-двум€ позже, наве€но “ристрамом Ўенди Ћ.—терна. Ёто пикарескный роман, перебиваемый отступлени€ми, внутри которых имеютс€ свои отступлени€; в центре - безым€нный ’оз€ин и его слуга ∆ак, действие состоит в их соперничестве друг с другом за власть; верх без труда берет ∆ак. ¬заимоотношени€ героев и переход власти из рук в руки воспринимаютс€ как притча, обладающа€ многогранным содержанием: речь идет и о природе литературного вымысла, и об отказе повествовател€ служить смиренным слугой или пособником читател€, и о французском обществе и зависимости двор€нства от третьего сослови€, и о судьбе, о необходимости дл€ каждого признать ее верховную власть. ¬ диалоге —он ƒаламбера ƒидро размышл€ет о сущности материализма, в романе - о всесилии детерминизма. ∆ивой и веселый характер повествовани€ напоминает сочинени€ —терна, однако парадоксальность и глубина - заслуга ƒидро.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ёрий ¬ласов. Ѕиографи€
ѕосетило:276835
ёрий ¬ласов
—амое большое количество одновременно удерживаемых рекордов
ѕосетило:10168
јшрита ‘урман
¬с€кий человек способен прожить более ста лет
ѕосетило:11451
ѕоль Ѕрэгг

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru