Петр Куликовский

Petr Kulikovskiy

Фотография Петр Куликовский (photo Petr Kulikovskiy)

День рождения: 13.06.1910 года
Место рождения: Киев, Россия
Дата смерти: 04.11.2003 года
Место смерти: Москва, Россия
Возраст: 93 года

Гражданство: Россия

Советский астроном

Основные научные работы относятся к звёздной астрономии (переменные, двойные, сверхновые звёзды) и истории астрономии.

19.06.2017

Родился в Киеве 13 июня 1910 года. Отец Григорий Григорьевич — военный врач, из старинного польского дворянского рода, один из зачинателей космической медицины в СССР. Мать — Жанна Николаевна, француженка, медсестра в Первую мировую войну, художница. До поступления в МГУ он закончил московское музыкальное училище им. М. М. Ипполитова-Иванова по классу фортепиано и всю свою жизнь не оставлял занятий музыкой, получив среди коллег уважение как блестящий пианист и талантливый композитор. Кроме того, он блестяще владел европейскими языками.С середины 1930-х студентом начал работать на Астрономической обсерватории МГУ. В 1938 году окончил мехмат МГУ. По окончании стал научным сотрудником ГАИШ и проработал там более полувека до выхода на пенсию. С 1940 года также преподавал в Московском университете.Пётр Григорьевич изучал кометы, внегалактические туманности, а солнечное затмение 19 июня 1936 года он исследовал с борта субстратостата на высоте 9500 м. Соавтор (с В. Б. Никоновым) первого советского звёздного электрофотометра (1936—1937). Один из пионеров применения в СССР фотоэлектрических методов в астрономии. Одним из первых занялся исследованием статистики сверхновых звёзд и в конце 1930-х дал их классификацию. В 1940 году исследовал K-эффект в Галактике, в частности подтвердил существование потока Скорпиона — Центавра по B-звёздам. В годы Великой Отечественной войны работал в службе времени ГАИШ в Свердловске, обеспечивая нужды фронта и тыла точным временем. В 1950—1951 годах совместно с Б. В. Кукаркиным обнаружил и изучил связь морфологических характеристик цефеид и других переменных звёзд с их распределением в звёздных системах, что открывало путь к исследованию структуры и эволюции, прежде всего, нашей Галактики. Среди классических методов вычисления элементов орбит двойных звёзд есть и метод Куликовского.10. Династия Романовых. Александр III. Богатырь на троне. ТВЦ., 2013г. С 1952 года был активным членом МАС, работал в Комиссии № 26 (переменные звёзды) и был одним из инициаторов создания специализированного международного журнала «Information Bulletin on Variable Stars» МАС. Многие годы Петр Григорьевич сотрудничал в редколлегии международного журнала «The Journal for the History of Astronomy», издаваемого английским историком астрономии М. Хоскином (Michael Hoskin). Куликовский автор книг о М. В. Ломоносове и П. К. Штернберге, статей о Н. Копернике, Я. Гевелии, С. Н. Блажко, статей по истории советских и зарубежных обсерваторий (грузинской в Абастумани, древнекитайской и других).В 1955 году было начато издание сборника «Историко-астрономические исследования» (ИАИ), в первых 11 выпусках которого (1955—1972) Куликовский был ответственным редактором. С именем Куликовского связано становление в СССР систематических исследований по истории астрономии. Он был инициатором создания Комиссии по истории астрономии Астрономического совета АН СССР и в течение многих лет её бессменным руководителем. В 1958—1964 годах он был президентом Комиссии № 41 «История астрономии» Международного астрономического союза. Под его редакцией в 1962—1984 годах издавались по заданию МАС наиболее представительные библиографические указатели «Избранная библиография литературы по истории астрономии» (составитель — главный библиограф научной библиотеки им. А. М. Горького МГУ Н. Б. Лаврова).Куликовский — доцент Астрономического отделения физического факультета МГУ, читал в курсы по звездной астрономии и истории астрономии, спецкурс «Двойные звёзды», заведовал (1977—1978) кафедрой звездной астрономии и астрометрии. Куликовский — автор свыше 150 работ по астрономии и истории астрономии, а также ряда учебников. Ему принадлежит также ряд музыкальных пьес, среди которых реквием памяти крупнейшего американского астронома Отто Людвига Струве.

Петр Куликовский фотография