Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќиколай  амов

   /   

Nikolay Kamov

   /
             
‘отографи€ Ќиколай  амов (photo Nikolay Kamov)
   

ƒень рождени€: 14.09.1902 года
ћесто рождени€: »ркутск, –осси€
ƒата смерти: 24.11.1973 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 71 год

√ражданство: ———–

Ќиколай  амов. Ѕиографи€

—оветский авиаконструктор, создатель вертолЄтов Ђ аї

ƒо самого последнего времени широким кругам общественности было более известно им€ ћихаила ћил€: о нем и его конструкторском бюро охотнее и чаще писала пресса, а с его винтокрылыми машинами достаточно часто встречались даже гражданские люди. ќ Ќиколае  амове, создававшем в основном боевые вертолеты специального назначени€, было известно значительно меньше. —итуаци€ изменилась только с по€влением многоцелевого универсального боевого вертолета  а-50, больше известного как "„ерна€ акула", и многолетними дискусси€ми о необходимости его серийного производства.

14.09.2023

 аких только эпитетов не удостоилс€ едва минувший ’’ век - столетие величайших в истории человечества мировых войн и революций, глобального военного и идеологического противосто€ни€, широкого развити€ национально-освободительных движений и многочисленных локальных военных конфликтов. ќдна из основополагающих характеристик минувшего столети€ - век технического прогресса. » если в силу р€да причин ни —оветскому —оюзу, ни –оссии не удалось зан€ть лидирующие позиции в мировой экономике, то в области фундаментальных научных исследований и их реализации в оборонной сфере мы не только не отстали от «апада, но и значительно опередили его. ќсновные направлени€ развити€ науки и техники диктовались интересами национальной безопасности - и поистине трудно переоценить наши успехи в создании разных видов стрелкового оружи€, бронетехники, средств противовоздушной обороны, в ракето-, самолето- и вертолетостроении.

Ќиколай  амов фотографи€
Ќиколай  амов фотографи€

”спехи, развитие и становление последнего самым непосредственным образом св€заны с именами наших земл€ков. ƒва самых заслуженных авиаконструктора, внесших наибольший вклад в развитие отечественного вертолетостроени€, - Ќиколай »льич  амов и ћихаил Ћеонтьевич ћиль - родились и выросли в далеком в то врем€ от какого-либо технического прогресса сибирском городе. »х, пожалуй, трудно назвать ровесниками: все-таки семь лет разницы в возрасте - срок достаточно значительный, но определенна€ общность судьбы просматриваетс€ довольно €сно. ќба родились в первое дес€тилетие ’’ в. и росли чуть ли не в соседних двориках в районе нынешней улицы ƒекабрьских —обытий. ќбоих с детства влекло небо - и они сделали все возможное дл€ осуществлени€ своей мечты, со временем став основател€ми крупнейших мировых школ вертолетостроени€, создател€ми великолепных летательных аппаратов, конструкторских бюро и производственных комплексов, а также - докторами технических наук, √енеральными конструкторами, √еро€ми —оциалистического “руда, лауреатами √осударственной премии ———–.

Ќо до самого последнего времени широким кругам общественности было более известно им€ ћихаила ћил€: о нем и его конструкторском бюро охотнее и чаще писала пресса, а с его винтокрылыми машинами достаточно часто встречались даже гражданские люди. ќ Ќиколае  амове, создававшем в основном боевые вертолеты специального назначени€, было известно значительно меньше. —итуаци€ изменилась только с по€влением многоцелевого универсального боевого вертолета  а-50, больше известного как "„ерна€ акула", и многолетними дискусси€ми о необходимости его серийного производства.

Ќиколай »льич  амов родилс€ 1 сент€бр€ 1902 г. в г. »ркутске. ќ детских годах будущего авиаконструктора известно сравнительно немного. ≈го отец был преподавателем русской словесности, а затем - директором иркутского коммерческого училища. ѕринадлежность к средним сло€м иркутского общества, прекрасное домашнее воспитание, пример и вли€ние отца позволили Ќиколаю  амову получить достаточно серьезное по сибирским меркам образование, привили интерес к науке и научным исследовани€м.  роме того, известно, что уже в юности он про€вл€л определенный интерес к авиации и, помимо чтени€ периодической и технической литературы, по-видимому, пыталс€ непосредственно познакомитьс€ с авиационной техникой при посещени€х показательных полетов российских авиаторов на иркутском ипподроме.  роме того, по воспоминани€м современников, в студенческие годы, приезжа€ к родител€м на каникулы, он гор€чо интересовалс€, как идет проектирование первой сибирской авиалинии »ркутск-якутск, и даже не раз летал на иркутских гидропланах, которые садились на воду на јнгаре около ћосковских ворот, тогда еще существовавших.

¬ 1918 г. Ќиколай  амов блест€ще окончил иркутское коммерческое училище и был награжден аттестатом, где отмечены его выдающиес€ способности, особенно в области математики. ѕоэтому вопроса о необходимости продолжени€ образовани€ дл€ него попросту не существовало. ј поскольку высших технических учебных заведений в то врем€ в »ркутске еще не было, и даже вопрос об открытии »ркутского университета не был еще окончательно разрешен, - то шестнадцатилетний юноша уезжает в “омск и осенью того же, 1918 г., поступает на механический факультет “омского технологического института.

”читьс€ было трудно: белочешский м€теж, гражданска€ война, неоднократна€ смена власти, чужой город, бытовые проблемы. Ќо ни разруха, ни голод, ни холод, ни эпидемии не охладили т€ги юноши к науке. Ќесмотр€ ни на что, он много и напр€женно занимаетс€ и по-прежнему добиваетс€ серьезных успехов в обучении, благодар€ способност€м, увлеченности и фундаментальности полученного в »ркутске образовани€. ј вскоре судьба сводит его с людьми, общение с которыми определ€ет весь его дальнейший жизненный путь. ќдним из них был заведующий кафедрой двигателей внутреннего сгорани€ профессор јлександр ¬асильевич  васников. Ѕывший ученик и лаборант профессора Ќ. ≈. ∆уковского, он в первую мировую войну был летчиком и не только сражалс€ на фронте, но и вел большую научную работу по совершенствованию аэропланов. Ѕлест€щий ученый дал путевку в жизнь многим прославленным советским авиаконструкторам, в том числе Ќ. »  амову и ћ. Ћ. ћилю.

¬ 1923 г. Ќиколай »льич успешно защищает диплом, подвод€ закономерный итог своему п€тилетнему обучению в технологическом институте. —ердечно поздравл€€ его с присвоением звани€ инженера, профессор Ѕабарыков сказал, что сочетание €сного ума и золотых рук его ученика дает основание предполагать, что со временем он станет крупным инженером. » хот€ старый профессор не ошибс€, жизненный путь Ќикола€  амова не был ни простым, ни легким, тем более, что он всегда шел своим нетореным путем, не ища ни славы, ни покровителей.

¬ том же 1923 г., отвергнув многочисленные лестные предложени€ зан€ть одну из высокооплачиваемых и весьма перспективных должностей, двадцатилетний инженер  амов едет в ћоскву и поступает на работу на  онцессионный завод ёнкерса по сборке самолетов. Ќо свой трудовой путь он начинает отнюдь не с руковод€щих должностей - в течение двух лет молодой инженер проходит всю технологическую цепочку создани€ летательных аппаратов: сборщик двигателей, слесарь, механик, испытатель моторов и, только изучив в совершенстве устройство аэропланов, переходит на инженерную должность.   маю 1925 г., когда в ћоскве начало работу совещание по вопросам развити€ воздухоплавани€ и пут€х создани€ отечественного авиастроени€, Ќиколай  амов становитс€ руководителем конструкторской бригады на заводе ёнкерса.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

¬ совещании прин€ли участие многие выдающиес€ ученые нашей страны. √лавным докладчиком выступал  онстантин Ёдуардович ÷иолковский. ќсновна€ мысль его доклада сводилась к тому, что воздухоплавание надо сделать таким же доступным, как мореходство. ÷иолковский подробно изложил свои взгл€ды на пути достижени€ этой цели и в заключение предложил создать в  алуге крупный экспериментальный центр по конструированию летательных аппаратов.

ѕосле небольшого перерыва началось обсуждение доклада. ѕервым выступил профессор ћ¬“” ¬. ѕ. ¬етчинкин - крупный ученый в области авиации. ќн отметил, что теоретические изыскани€  онстантина Ёдуардовича на несколько дес€тилетий опередили достижени€ мировой науки в этой области и оставили далеко позади работы крупнейших специалистов по воздухоплаванию - американского профессора √оддара и немецкого ќберта. ¬ысоко оценив теоретические работы ÷иолковского, профессор ¬етчинкин предупредил, что практическое осуществление их сопр€жено со многими трудност€ми, поскольку они значительно опередили уровень развити€ современной техники.

— его мнением были согласны многие ученые, присутствовавшие на совещании. “ем неожиданнее прозвучало выступление молодого и никому не известного инженера  амова, не только поддержавшего мысль ÷иолковского о необходимости быстрого развити€ авиации, но и внесшего предложение о создании экспериментальных конструкторских центров не только в  алуге, но также в ћоскве и Ћенинграде, и привлечении к работе в авиации гораздо большего числа инженеров и ученых.

Ћогика мысли, точна€ аргументаци€, незаур€дные технические познани€ молодого инженера, по виду больше похожего на начинающего студента, вызвали необычное оживление в зале и заставили участников совещани€ обратить внимание на его выступление, по достоинству оценить внесенные им предложени€. ѕервое €вление Ќикола€  амова научному миру было поистине триумфальным, но до подлинного признани€ было еще далеко.

Ќекоторое врем€ спуст€ молодой инженер оставл€ет завод ёнкерса и становитс€ руководителем специального конструкторского бюро при центральном ќ—ќј¬»ј’»ће. Ќо как ни странно, интересовали его не только самолеты. » дело было даже не в том, что во второй половине 1920-х гг. на «ападе по€вилс€ принципиально новый летательный аппарат, изобретенный испанским инженером ’уаном де л€ —иерва и получивший название "автожир" или "геликоптер" (от латинского и греческого сочетани€ слов "винт" и "кружащийс€").

” этих любопытных аппаратов были и крыль€, и ротор с лопаст€ми. ¬инт раскручивалс€ набегающим потоком воздуха, создава€ подъемную силу. ѕоступательное движение, как и на самолете, обеспечивал пропеллер. јвтожир казалс€ даже выигрышнее самолета. Ѕез большого пробега самолет не взлетит и не с€дет, при потере скорости может свалитьс€ в штопор. ƒругое дело автожир: лета€ на нем, можно варьировать скорости, не бо€сь самых малых. » разбег у него значительно меньше.

ѕо€вление летательного аппарата, представл€вшего из себ€ промежуточный тип между самолетом и вертолетом (именно так впоследствии  амов называл создаваемые им аппараты, избега€ общеприн€тые употреблени€ "автожир", "геликоптер" или "винтокрыла€ машина", и с его легкой руки в 1950 г. название "вертолет" стало общеупотребительным), стало как бы осуществлением его юношеской мечты об альтернативных летательных аппаратах.

—оздание такой машины на «ападе лишь подхлестнуло творческую активность  амова - и в 1929 г. в содружестве с инженером Ќ.  . —крижанским он создает первый советский автожир  ј— –-1 " расный инженер". »ндекс  ј— – был образован от начальных букв создателей автожира. ѕервый свой полет машина совершила в сент€бре 1929 г. ¬ протоколе технической комиссии под председательством академика Ѕ. Ќ. ёрьева было записано: " омисси€ вс€чески поддерживает начинание инженеров  амова и —крижанского в деле развити€ нового способа летани€, могущего принести реальную пользу дл€ ¬оздушного ‘лота ———–". ¬ мае 1931 г.  ј— –-1 демонстрировалс€ на ÷ентральном аэродроме руководител€м страны и получил одобрение.

ѕосле этого Ќикола€  амова пригласили на работу в ÷ј√» - ÷ентральный аэрогидродинамический институт имени Ќ. ≈. ∆уковского, где было организовано несколько бригад по созданию автожиров. ќсобое положение в этом р€ду зан€л ј-7, спроектированный под руководством Ќ. ».  амова. √лавной особенностью новой машины было впервые примененное на аппаратах такого класса шасси с носовым колесом и довольно мощное вооружение: один синхронный пулемет, установленный в носовой части фюзел€жа, и бомбодержатели - под крыль€ми. Ёто был самый т€желый в мире опытный боевой автожир со взлетной массой 2,2 тонны. ѕервый раз в воздух его подн€л летчик-испытатель —. ј.  орзинщиков 20 сент€бр€ 1934 г. “огда же ј-7 испытали в народном хоз€йстве - вертолет-автожир оказалс€ чрезвычайно полезным в борьбе с вредител€ми лесов, а также фруктовых деревьев, и с него успешно опыл€ли леса и сады в предгорь€х “€нь-Ўан€. ¬ 1939 г. вертолеты-автожиры  амова участвовали в войне с белофиннами, а позднее - в ¬еликой ќтечественной войне.

¬ конце августа 1941 г. п€ть машин ј-7 прибыли на «ападный фронт, в район ≈льни. »нженером этой первой корректировочной эскадрильи был ћ. Ћ. ћиль. Ѕоевые услови€ оказались не слишком благопри€тными дл€ использовани€ автожиров по пр€мому назначению - в качестве корректировщиков и разведчиков. Ѕез прикрыти€ истребителей они становились удобной мишенью дл€ самолетов врага, а на фронте тогда наших истребителей €вно не хватало. ѕоэтому ј-7 летали только ночью в ближайший тыл противника дл€ разбрасывани€ листовок. ƒа и то такие полеты совершались не часто.  огда положение под ≈льней стало угрожающим, эскадрилье приказали эвакуироватьс€. ¬озвращение оказалось печальным: только две машины дот€нули до ћосквы в сохранности, остальные по дороге получили серьезные поломки.

Ќеудачное участие в войне и эвакуаци€ ÷ј√» на восток привели к тому, что работа над автожирами была "заморожена" на долгие годы. “олько недавно о них снова вспомнили. ѕроста€ техника пилотировани€, малые габариты и относительно невысока€ стоимость (в 3-4 раза ниже вертолета) делают автожир общедоступным. ј высокий уровень безопасности полетов ставит его в первые р€ды лучших машин современности. ∆аль только, что до этой поры Ќиколай »льич не дожил. —ейчас в —Ўј, √ермании и ‘ранции автожиры получают все более широкое развитие. ” нас в стране есть все, чтобы вернутьс€ к их выпуску: кадры конструкторов, производственный потенциал, необходимые материалы. Ќет только тех, кто вложил бы деньги в это дело. Ћишь группы энтузиастов стро€т одиночные образцы небольших одно-, двухместных машин.

¬ 1940 г. по инициативе Ќикола€  амова начинаетс€ строительство завода летательных винтокрылых машин, а сам он назначаетс€ его директором и главным конструктором. ¬ 1941 г. вследствие неудачного развити€ военных действий в начальный период ¬еликой ќтечественной войны и стремительного продвижени€ немецких войск завод был эвакуирован и перешел на выпуск традиционной авиатехники, наиболее необходимой в тот период. Ќа Ќикола€ »льича обрушиваетс€ т€желый груз организационно-технических проблем, св€занных с эвакуацией и организацией работы завода на новом месте. ѕри этом он не только блест€ще справл€етс€ со сто€щими перед ним задачами, но и находит врем€ дл€ зан€ти€ научной де€тельностью и в годы войны защищает ученую работу на степень кандидата технических наук.

—разу после войны Ќ. ».  амов и его конструкторское бюро приступает к работе по созданию двухвинтовых вертолетов. ¬ результате напр€женной работы по€вл€ютс€ "¬оздушные мотоциклы"  а-8 "»ркут€нин" (1945-1948) и  а-10 (1949-1953). ѕоскольку  а-10 предназначалс€ дл€ ¬оенно-ћорского флота, то в процессе его создани€ были проведены обширные испытани€ по взлету с палубы боевых кораблей и посадке на нее. — тех пор установилось посто€нное сотрудничество ќ Ѕ  амова с военными мор€ками, осуществлены разработка и внедрение в серийное производство р€да уникальных корабельных противолодочных вертолетов и боевых вертолетов поддержки сухопутных войск.

¬ последующие годы конструкторским бюро под руководством  амова было создано целое семейство вертолетов, неоднократно получавших высшие награды на ¬ƒЌ’ и на всемирном авиасалоне в Ће-Ѕурже. —реди них соосные вертолеты  а-15 гражданского назначени€ (1950-1956), на котором был установлен рекорд скорости полета; многоцелевой, юркий  а-18 (1955-1960), в шутку называемый летающим автомобилем и удостоенный диплома и золотой медали на Ѕрюссельской выставке 1958 г.; 2-турбинный  а-25 (1958-1968).

¬ 1965 г. подн€лс€ в небо многоцелевой универсальный 2-двигательный  а-26 (1964-1967) - "летающее шасси". ¬ертолет был снабжен разнообразным навесным оборудованием и мог быть в самое короткое врем€ переоборудован дл€ любой работы. ¬ зависимости от назначени€ на шасси могли устанавливатьс€ кабина на шесть человек, бункер большой вместимости, грузова€ платформа или средства пожаротушени€. ћашина с большим успехом демонстрировалась на многих международных авиавыставках.

"Ћебединой песней" авиаконструктора  амова стал созданный под его руководством 2-турбинный экспериментальный винтокрыл  а-22 (1953-1964), у которого дл€ создани€ подъемной силы служили крыло и несущие винты, то есть элементы самолета и вертолета. ¬злета€ и сад€сь по-вертолетному, машина обладала скоростью самолета. ¬ 1961 г. на ней было установлено восемь мировых рекордов, в т. ч. скорости по пр€мой - 356 км/ч, скорости по замкнутому 100-км маршруту - 336 км/ч и подн€ти€ коммерческого груза массой 16,5 т на высоту 2,5 тыс. м.

¬ 1960-1970 гг. вертолеты, разработанные и производимые объединением Ќикола€  амова поставл€лись в 14 стран мира.

Ќиколай »льич  амов умер в 1973 г. ћноголетн€€ плодотворна€ работа авиаконструктора высоко оценена: ему присвоено звание √еро€ —оциалистического “руда и √лавного авиационного конструктора, присуждены √осударственна€ преми€ ———– и степень доктора технических наук. ќн награжден двум€ орденами Ћенина, двум€ орденами “рудового  расного «намени, медал€ми и дипломами.

Ѕольшую часть жизни Ќиколай »льич прожил в ћоскве, но никогда не забывал свой родной город на јнгаре, гордилс€ тем, что сибир€к, много рассказывал о своей юности, о друзь€х в »ркутске, всегда помогал своим земл€кам, а одной из первых своих послевоенных машин -  а-8 - присвоил название "»ркут€нин".

Ѕольша€ заслуга Ќикола€  амова состоит не только в создании многих конструкций вертолетов, но и в воспитании целой пле€ды замечательных авиаконструкторов, одним из которых стал иркут€нин ћихаил Ћеонтьевич ћиль. ¬ конце 20-х гг. Ќиколай »льич привлек его к работе по созданию автожиров - и студент-практикант Ќовочеркасского авиационного института получил должность помощника механика на испытани€х. »менно тогда автожиры по-насто€щему заинтересовали ћ. ћил€ и определили его жизненный путь.

Ќиколай »льич был человеком любознательным, беззаветно преданным избранному делу, настойчиво искавшим новое. Ёти качества он воспитывал и в своих учениках и сотрудниках, которые св€то чт€т пам€ть о своем выдающемс€ наставнике, достойно продолжа€ его дело.

Ќесмотр€ на известные экономические трудности 90-х гг. фирме " амов" удалось сохранить кост€к конструкторского бюро, а значит, и способность создавать новые современные вертолеты. » хот€ фирма известна прежде всего морской вертолетной тематикой, в последнее врем€ она начала внедр€тьс€ и в новую дл€ себ€ нишу - армейскую авиацию:  а-50 - "„ерна€ акула" - стал лидером среди армейских боевых вертолетов.  роме того, в портфеле фирмы имеетс€ пакет гражданских моделей - модификации  а-32,  а-26 - и вертолетов нового поколени€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru