Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—тепан ћико€н

   /   

Stepan Mikoyan

   /
             
‘отографи€ —тепан ћико€н (photo Stepan Mikoyan)
   

ƒень рождени€: 12.07.1922 года
ћесто рождени€: “ифлис (“билиси), –осси€
ƒата смерти: 24.03.2017 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 94 года

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

советский лЄтчик-испытатель

√енерал-лейтенант —.ј. ћико€н - √ерой —оветского —оюза (1975), «аслуженный летчик-испытатель ———– (1964), кавалер орденов Ћенина (1972),  расного «намени (1942), ќтечественной войны I степени, четырех орденов  расной «везды, 20 медалей.

21.10.2006

–одилс€ 12 июл€ 1922 года в “ифлисе (“билиси). ќтец - ћико€н јнастас »ванович (1895-1978), видный советский государственный и партийный де€тель. ћать - “уман€н јшхен Ћазаревна (1896-1962). —упруга - ћико€н (Ћозовска€) Ёлеонора ѕетровна (1922 г.рожд.), журналист, филолог. —ын - ћико€н ¬ладимир —тепанович (1946 г.рожд.), биофизик. ƒочь - ћико€н јшхен —тепановна (1949 г.рожд.), филолог. —ын - ћико€н јлександр —тепанович (1952 г.рожд.), музыкант, автогонщик. ¬нуки: јлександр (1972 г.рожд.), математик; ёли€ (1972 г.рожд.), историк; ƒмитрий (1976 г.рожд.), экономист;  ирилл (1995 г.рожд.); јнтон (1996 г.рожд.). ѕравнучка јлександра (1994 г.рожд.).

—тепан ћико€н фотографи€
—тепан ћико€н фотографи€

¬ мае 1922 года секретар€ нижегородского губкома партии јнастаса ћико€на перевели в –остов-на-ƒону на должность секретар€ ёго-¬осточного бюро ÷  ¬ ѕ(б). Ѕеременную жену он еще зимой отправил к ее родител€м в “ифлис, где летом и родилс€ первенец —тепан.  огда отец получил в –остове квартиру, мама с двухмес€чным сыном перебралась на берег ƒона. —ледом в –остов приехал и брат отца - јнушаван. Ётот д€д€ —тепана впоследствии стал јртемом »вановичем ћико€ном, выдающимс€ авиаконструктором, который сыграл огромную роль не только в развитии мировой боевой авиации, но и в судьбе своего плем€нника —тепана.

ќднажды в середине тридцатых д€д€ јнуш, так называли јртема »вановича в семье, вз€л с собой —тепана на “ушинский аэродром, где летала авиетка, построенна€ слушател€ми ¬оенно-воздушной академии имени ∆уковского ћико€ном, —амариным и ѕавловым. ¬ доме д€ди јнуша —тепан впервые увидел чертежи самолета, множество книг на авиационную тему. Ќа день рождени€, это случилось уже в сороковом, д€д€ подарил —тепану готовальню с символической надписью: "ќт летчика - до инженера-конструктора".

"»звестные авиационные событи€ тридцатых годов, - вспоминает —тепан јнастасович, - спасение челюскинцев, рекордные перелеты, боевые действи€ в »спании и на ’алхин-√оле, конечно, повли€ли на мой выбор профессии. ќднако основную роль сыграл мой д€д€. я не мыслил дл€ себ€ иного рода де€тельности. ѕрежде всего € хотел стать летчиком, но привлекала и собственно техника - хотелось стать и инженером. “ак что пожелание јртема »вановича сбылось практически полностью. Ћетчиком € стал, инженером - тоже, а сейчас, хот€ € и не конструктор, работаю именно в конструкторском бюро..."

»з п€ти сыновей ћико€на-старшего четверо пошли в авиацию. ¬след за —тепаном в  ачинское летное училище поступил ¬ладимир. ѕосле недолгой учебы - всего шесть мес€цев - он попал под —талинград, в 434-й истребительный авиаполк, куда после госпитал€ направили и старшего брата —тепана. 18 сент€бр€ 1942 года ¬ладимира сбили в воздушном бою над станицей  отлубань. ≈го могилы нет: место падени€ самолета так и не нашли.

"¬ те дни, - вспоминает —тепан јнастасович, - на сталинградской земле творилось что-то жуткое, все рвалось, горело, плавилось, а дымы поднимались на несколько километров..."

¬ 1943 году летчиком-истребителем стал третий брат - јлексей (јлексей јнастасович благополучно прошел войну, в мирное врем€ дорос до генерал-лейтенанта авиации, был командующим ¬¬— округа и умер вскоре после увольнени€ в запас). „етвертый брат - ¬ано окончил јкадемию имени Ќ.≈. ∆уковского, стал инженером-механиком и сейчас работает в ќ Ѕ имени ј.».ћико€на. ¬ авиацию не пошел только младший - —ерго...

—тепан ћико€н вместе со своим другом “имуром ‘рунзе поступил в  ачинскую военную авиационную школу пилотов в  рыму, знаменитую " ачу", в августе предвоенного года. ѕриказ об окончании училища был подписан 3 сент€бр€ 1941 года в городе  расный  ут, что в левобережной части —аратовской области, куда эвакуировали " ачу". ќсенью он переучилс€ в запасном полку на истребитель я -1 и в декабре был направлен в 11-й истребительный авиаполк, оборон€вший ћоскву. “ринадцатый, вот и не верь приметам, боевой вылет на прикрытие »стры 16 €нвар€ 1942 года едва не стал дл€ ћико€на роковым - его сбил... советский летчик, конечно по ошибке. —тепану јнастасовичу удалось посадить гор€щую машину "на брюхо", а деревенские мальчишки дотащили обожженного летчика со сломанной ногой до дороги, уложили в чьи-то сани - словом, помогли доставить в медсанбат. Ћечилс€ долго, примерно с полгода, получил назначение в район —талинграда, потом его полк, ставший 32-м гвардейским, перебросили на —еверо-«ападный фронт.  огда полк вернулс€ в ѕодмосковье на переформирование, —тепана ћико€на вновь направили в ѕ¬ќ ћосквы. √овор€т, будто ¬ерховный √лавнокомандующий вызвал своего сына ¬асили€, командира того самого гвардейского авиаполка, и сказал: “имур ‘рунзе погиб, Ћеонид ’рущев погиб, ¬ладимир ћико€н погиб, хоть этого побереги...

Ћучшие дн€

Ёдуард –адзюкевич. Ѕиографи€
ѕосетило:9697
Ёдуард –адзюкевич
Ѕунтарска€ альтернатива The Beatles
ѕосетило:5403
The Rolling Stones
Ћюдмила ѕавличенко: ∆енское лицо войны
ѕосетило:3660
Ћюдмила ѕавличенко

¬ойну —тепан јнастасович закончил с двум€ боевыми орденами в звании капитана и в должности командира звена 12-го гвардейского истребительного полка. ¬ июне победного года —тепан ћико€н женилс€. ¬ыбор его пал на давнюю знакомую - Ёлеонору Ћозовскую, дочь... , нет, не заместител€ наркома иностранных дел, а ѕетра »вановича Ћозовского, летчика-испытател€ завода є 22 в ‘ил€х, который разбилс€ в 1932 году на туполевском истребителе »-4.

—ыграв свадьбу, ћико€н поступил на инженерный факультет ¬оенно-воздушной инженерной академии имени профессора Ќ.≈.∆уковского. —лушател€м-летчикам разрешили подлетывать в учебном полку академии в поселке Ѕелопесоцком близ  аширы, а потом троим из них удалось освоить и первые реактивные истребители в учебном центре ¬¬—. ƒипломным проектом ћико€на стал "—верхзвуковой фронтовой истребитель". ƒл€ 1951 года это был смелый замысел, тут, видно, сыграла определенную роль информаци€ о разработке прототипа будущего ћ»√-19 в ќ Ѕ любимого д€ди јнуша. –уководил проектом знаменитый ¬иктор ‘едорович Ѕолховитинов, под руководством которого еще до войны строили т€желый бомбардировщик ƒЅ-ј, а позже создали первый советский ракетный истребитель "Ѕ»".

“ак что на знаменитый ўелковский аэродром (сейчас - аэродром "„каловский") —тепан ћико€н и его друзь€ - новоиспеченные инженеры-механики и профессиональные летчики - прибыли как нельз€ кстати: разворачивалась невиданна€ по размаху мирова€ гонка в области реактивной авиации.

¬ Ќ»» ¬¬— —тепан ћико€н попал в подчинение к ¬асилию √авриловичу »ванову. "¬√", как его заглазно величали в институте, руководил летной работой в отделе испытаний истребителей, в 1954 году первым в институте преодолел звуковой барьер на —ћ-9, будущем ћ»√-19. ¬ коллективе "¬√", куда влилс€ ћико€н, работали блест€щие военные испытатели, в разные годы отмеченные, как и сам ¬асилий √аврилович, самыми высокими государственными наградами и почетными звани€ми: јндрей √ригорьевич  очетков, ёрий јлександрович јнтипов, Ћеонид ћихайлович  увшинов, ¬асилий —ергеевич  отлов, √еоргий “имофеевич Ѕереговой, јндрей √ригорьевич “ерентьев, ћихаил —тепанович “веленев...

¬ Ќаучно-испытательном институте ¬¬— ћико€н совмещал работу летчика с работой ведущего инженера и в течение 23 лет испытывал боевые самолеты истребительных ќ Ѕ ћико€на, —ухого и яковлева, получил звание "«аслуженный летчик-испытатель ———–", 3 апрел€ 1975 года за государственные испытани€ ћ»√-25 стал √ероем —оветского —оюза и прошагал практически все ступеньки карьерной лестницы - от р€дового испытател€ до первого заместител€ начальника Ќ»» ¬¬—. ќн освоил 102(!) типа летательных аппаратов, налетал около 3,5 тыс€ч часов.

—тепан ћико€н летал на максимальную скорость и "потолок", на устойчивость, управл€емость и маневренность, испытывал бортовые радиолокаторы, оптические прицелы, ракетное вооружение. ќдним из первых сбивал новыми ракетами радиоуправл€емые мишени, стрел€л из новых пушек по воздушным и наземным цел€м, испытывал системы автоматического бомбометани€, комплексы наведени€ перехватчиков, навигационные системы, отрабатывал автоматическое управление самолетов, исследовал безмоторные посадки и приземлени€, как говор€т летчики, "в сложн€ке"... ≈му повезло: он ни разу не катапультировалс€, хот€ нештатных ситуаций случалось немало.

"ћы всегда находились меж двух огней, - говорит о специфике работы военного летчика —тепан ћико€н. - ѕромышленность ругала нас за то, что мы слишком придирчивы, а в войсках - за то, что пропускаем технику с изъ€нами. ћы имеем возможность сравнивать разные машины, поэтому кругозор летчика Ќ»» ¬¬— должен быть несколько шире, чем у летчика фирмы. ¬ своих испытани€х мы провер€ем и подтверждаем, а иногда и не подтверждаем характеристики и предельные возможности самолета, определенные летчиками ќ Ѕ. » не только: мы гораздо в большем объеме и основательнее выполн€ем боевые задачи.  ак это ни странно, самые опасные, рискованные полеты оказываютс€ не в начале испытаний новой машины, а позже, когда летают военные испытатели, исследу€ возможности и особенности именно боевого применени€ самолета..."

¬рем€ - штука неумолима€: в сент€бре 1974 года медкомисси€ "достала"-таки ћико€на и отстранила его от полетов на боевых самолетах, дозволив работать лишь на транспортных и пассажирских самолетах и на вертолетах. “ри года спуст€, когда летчику пошел уже п€тьдес€т шестой год, он пон€л: "обойти" следующую медкомиссию не удастс€, и прин€л предложение перейти на работу в промышленность.

— апрел€ 1978 года —тепан јнастасович - заместитель главного конструктора московского Ќѕќ "ћолни€" по летным испытани€м, той самой "ћолнии", где под руководством √леба ≈вгеньевича Ћозино-Ћозинского создавали крылатый орбитальный корабль многоразового использовани€ "Ѕуран".

ƒл€ —тепана ћико€на нова€ его стез€ не оказалась диковинкой. ≈ще с середины 1960-х годов ќ Ѕ ј.».ћико€на работало над авиационно-космической системой "—пираль", состо€щей из одноместного орбитального самолета с ракетным ускорителем и гиперзвукового самолета-разгонщика. ѕоначалу построили "изделие 105" - дозвуковой пилотируемый аналог: нужно было оценить аэродинамические характеристики, управл€емость аппарата, изучить особенности захода на посадку и, конечно, саму посадку. јналог подвешивали под фюзел€ж бомбардировщика “”-95 и на высоте п€ть с половиной километров сбрасывали над аэродромом. ѕервый полет выполнил 27 окт€бр€ 1977 года летчик-испытатель ќ Ѕ јвиард ‘астовец. ¬ следующем году состо€лись еще п€ть полетов. Ёти работы в Ќ»» ¬¬— возглавл€л —.ј. ћико€н.

ѕотом уже в Ќѕќ "ћолни€" построили летающую модель "Ѕор-4" - уменьшенную в два раза копию орбитального самолета. "Ѕор-4" использовали, в частности, дл€ испытаний теплозащиты будущего "Ѕурана". Ќа орбиту "Ѕор-4" выводила баллистическа€ ракета  -65ћ-–Ѕ5. „етырежды (1982-1984) модели "Ѕора" летали в космос и возвращались на «емлю, точнее, приводн€лись: дважды - в »ндийском океане и дважды - в „ерном море. ќб€занности заместител€ главного конструктора по модел€м "Ѕор-4" от Ќѕќ "ћолни€" выполн€л —тепан ћико€н.

ќгромный опыт организатора летных испытаний, накопленный ћико€ном за врем€ работы в Ќ»» ¬¬—, очень пригодилс€, когда в рамках программы "Ѕуран" построили атмосферный вариант корабл€ - так называемое "изделие 002". „тобы обеспечить самосто€тельный взлет восьмидес€титонного "издели€", на него поставили турбореактивные двигатели.  роме того, создали летающую лабораторию на базе “”-154, на "ћолнии" воздвигли пилотажно-динамический стенд-тренажер, инфраструктуру аэродрома "–аменское" привели в полное подобие с посадочным комплексом "Ѕайконура"... 10 но€бр€ летчики-испытатели Ћ»» »горь ¬олк и –имантас —танк€вичюс совершили на аналоге первый полет. ѕотом к ним подключились јнатолий Ћевченко, јлександр ўукин из Ћ»» и »ван Ѕачурин и јлексей Ѕородай из Ќ»» ¬¬—... Ёти летчики выполнили 26 полетов с посадкой полностью в автоматическом режиме.

—тепан јнастасович руководил летными испытани€ми атмосферного аналога, технической и стендовой подготовкой летчиков, участвовал во всех проектных работах, св€занных с де€тельностью будущих экипажей. ¬ том самом первом и последнем космическом полете насто€щего "Ѕурана" отвечал за управление кораблем на участке снижени€ и посадки.

√енерал-лейтенант —.ј. ћико€н - √ерой —оветского —оюза (1975), «аслуженный летчик-испытатель ———– (1964), кавалер орденов Ћенина (1972),  расного «намени (1942), ќтечественной войны I степени, четырех орденов  расной «везды, 20 медалей.

√лавным увлечением —.ј. ћико€на остаетс€ авиаци€, причем в самом активном ее аспекте - пилотировании. ¬ 70-летнем возрасте седовласый генерал неоднократно самосто€тельно вылетал на я -18“.

Ќашел он врем€ и дл€ написани€ мемуаров: в ¬еликобритании издана его книга "¬оспоминани€ летчика-испытател€". ¬ скором времени она выйдет и на русском €зыке.

«ƒќ–ќ¬№я ¬јћ —“≈ѕјЌ јЌј—“ј—ќ¬»„
»несса ‘едоровна 18.08.2014 10:31:18
—тепан јнастасович ƒобрый день!!! я люблю историю своей –одины и ћосквы. я понимаю кто ¬џ и кто € с ¬јЎ≈√ќ позволени€ хотелось познакомитьс€ и с первых уст услышать об истории партии о ¬ќ¬... много книг прочитала слежу за телевидением с программой о ¬ј—... «ƒќ–ќ¬№я ¬јћ —„ј—“№я —≈ћ≈…Ќќ√ќ ЅЋј√ќѕќЋ”„»я Ќј ћЌќ√»≈ Ћ≈“ј ¬јћ » ¬јЎ≈… —”ѕ–”√≈ ƒ≈“яћ ¬Ќ” јћ ѕ–ј¬Ќ” јћ » ѕ–ќƒќЋ∆ј“№ Ќј— –јƒќ¬ј“№...

«ƒќ–ќ¬№я ¬јћ —“≈ѕјЌ јЌј—“ј—ќ¬»„
»несса ‘едоровна 18.08.2014 10:35:41
—тепан јнастасович с ¬јЎ≈√ќ позволени€ хотелось с первых уст услышать об истории партии о ¬ќ¬...«ƒќ–ќ¬№я ¬јћ —„ј—“№я —≈ћ≈…Ќќ√ќ ЅЋј√ќѕќЋ”„»я Ќј ћЌќ√»≈ Ћ≈“ј




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ённио ћорриконе: √лавный композитор зарубежного кино
ѕосетило:14981
Ённио ћорриконе
∆анна јгузарова: Ѕогин€ эпатажа
ѕосетило:9865
∆анна јгузарова
—ильвестр —таллоне: „еловек, изменивший кинематограф
ѕосетило:11325
—ильвестр —таллоне

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru