Участник советско-финской и Великой Отечественной войн, в годы Великой Отечественной войны — гвардии майор, штурман 16-го гвардейского авиационного полка 1-й гвардейской авиационной дивизии 1-й гвардейский авиационный корпус дальнего действия, Герой Советского Союза (19.08.1944), полковник.
05.12.2016
Родился 1 (14) февраля 1909 года в деревне Затишье ныне Могилёвского района Могилёвской области в семье рабочего. Белорус. Член ВКП(б) с 1940 года. Образование среднее. Работал на железнодорожной станции Климовичи Могилевской области.В Красной армии с 1929 года. В 1930 году окончил Московскую школу ВВС. Участник советско-финской войны 1939—1940 годов.Участник Великой Отечественной войны с августа 1941 года. Алейников летал штурманом в экипаже командира бомбардировщика И. Ф. Андреева. Первые 2 боевых вылета он совершил в сентябре 1941 года в районе города Демянск на бомбардировку колонны танков противника.Участвовал в битве за Москву. Случались такие трудные полёты, из которых Алейников мог и не вернуться. Дважды горел в воздухе. Один раз машину подожгли истребители. В другой раз, после бомбометания по железнодорожной станции Сычёвка и атаки по автоколонне противника, самолёт загорелся от зенитного снаряда. Долго командир тянул машину, полную дыма, к линии фронта, чтобы избавить экипаж от опасностей приземления на территории, занятой врагом. Перед передним краем самолёт вторично был подбит зенитным огнём и сел на «брюхо» на нейтральной полосе. При этом Алейников от удара о землю потерял сознание. Подоспели советские лыжники, вывезли авиаторов из зоны вражеского обстрела.Человек года в Торезе - 2010 В конце 1941 года 420-й авиаполк передал оставшиеся машины Ер-2 в другие части и был обращён на формирование нового 748-го авиаполка АДД, который вооружили бомбардировщиками ДБ-3ф (Ил-4). Так штурман Алейников пересел на Ил-4.18 августа 1942 года 748-й авиаполк, в котором служил Алейников, в числе первых в авиации дальнего действия был преобразован во 2-й гвардейский.25 августа 1942 года, когда полк летал бомбить Берлин, Алейников с экипажем вторично не вернулся на свой аэродром. Самолёт был подбит фашистскими истребителями. Загорелось правое крыло, огонь стал подбираться к кабине. Командир приказал всем выброситься с парашютом. Благодаря сильному западному ветру удачно приземлились на своей территории.5 сентября 1942 года Алейников прокладывал путь на Будапешт. Самолёт часто попадал в нисходящие и восходящие потоки воздуха. Иногда машина проваливалась на 500—600 метров. Над Будапештом погода улучшилась. После того как на военные объекты сбросили бомбы, возникло несколько очагов пожара.13 сентября 1942 года штурман Алейников в составе 1-й эскадрильи 2-го гвардейского авиаполка наносил бомбовые удары по военно-промышленным объектам Данцига (Гданьск) и Тильзита (Советск). В Данциге возникло большое число очагов пожара, из них 7 — крупных. Лишь в районе складов портового управления в данцигской верфи было зафиксировано 9 очагов пожара и несколько взрывов.С 17 по 27 сентября 1942 года штурман Ил-4 Алейников принимал активное участие по разгрому группировок противника в районе Сталинграда, делая по 2 боевых вылета в ночь, что составило 16 вылетов. 20 сентября бомбардировал скопление войск противника в районе Сталинграда, в результате бомбометания возник сильный взрыв — прямое попадание в склад с боеприпасами.К 25 мая 1943 года Алейников, летая в экипаже И. Ф. Андреева, совершил 172 боевых вылета. Экипаж подверг бомбардировке скопления железнодорожных эшелонов с боеприпасами и мотомехчастями на станциях Брянск, Витебск, Смоленск, Минск, Гомель, Орёл, Вильно, Курск, Двинск, Псков, Невель, Дно, Сычёвка, Щигры, Вязьма, Барановичи, Полоцк. Подверг бомбардировке скопления войск и живой силы противника в районах: Ржев, Гжатск, Сычёвка, Витебск, Сталинград.В конце мая 1943 года Алейникова назначили штурманом 16-го гвардейского авиаполка АДД. Он стал летать в экипаже гвардии подполковника А. Цейгина.Командование доверяло гвардии майору Алейникову самые ответственные боевые задания. К маю 1944 он совершил 221 боевой вылет на разведку и бомбардировку объектов в глубоком тылу врага, не имея ни одного случая потери ориентировки. Над целью всегда делал по 3-4 захода. Бомбил противника только прицельно.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-ф
ашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии майору Алейникову Сергею Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4078).После войны С. П. Алейников — на лётно-испытательной работе. Участвовал в испытании новой авиационной техники и приборов.С 1974 года С. П. Алейников на заслуженном отдыхе. Жил в городе Москве. Умер 19 сентября 1983 года.Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (участок 9-2).
Идрис Эльба: Биография Посетило:17870 |
Владимир Арсеньев. Биография Посетило:16972 |
Трагедия художника Посетило:15068 |