Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ѕавел ”спасский

   /   

Pavel Uspassky

   /
             
   

ƒень рождени€: 27.03.1890 года
ћесто рождени€: ”сть-—ысольск , –осси€


√ражданство: –осси€

ѕавел ”спасский. Ѕиографи€

јвиационный инженер, летчик-испытатель

јвиационный инженер, летчик-испытатель, технический директор завода є21, профессор ћј» и ¬ысшей школы промысловой кооперации.

12.01.2022

ѕо национальности зыр€нин (коми), по происхождению кресть€нин, его отец ѕавел ѕавлович занималс€ сельским хоз€йством и торговлей, работал писарем.

ƒо 4 классов обучалс€ в церковно-приходской школе, в 1903 году поступил в гимназию в городе ¬еликий ”стюг, которую окончил в 1910 году с серебр€ной медалью. ѕосле окончани€ гимназии поступает на механическое отделение ѕетербургского технологического института. ¬о врем€ учебы занималс€ активной научной и общественной де€тельностью, на прот€жении трех лет был секретарем ќбщества взаимопомощи студентовинститута. ”частник ѕервой мировой войны, за боевые заслуги и ранени€ был награжден √еоргиевскими крестами 3 и 4 степеней. —лужил в авиации „ерноморского флота,  авказского фронта в звании военного летчика, начальника отр€да. ¬ царской армии дослужилс€ до звани€ подпоручика.

¬ период √ражданской войны служил в авиационных част€х армий ƒеникина и ¬рангел€

¬ 1920-1921 годах заведовал мастерской VI авиационного парка –абоче-кресть€нской  расной армии. — 1921 по 1929 год главный инженер на ћосковском авиационном заводе. ¬ это врем€ в соавторстве с Ћ.ƒ.  олпаковым-ћорошниченко конструирует один из первых в ———– 6-местных пассажирских самолетов Ђјэробусї, проект 1926 года. ќднако в ’арькове уже строились самолеты авиаконструктора  .ј.  алинина, предназначенные дл€ 3-4 пассажиров, и јвиахим ———– посчитал нецелесообразными затраты на производство нового пассажирского самолета. ¬ 1929-1937 годах главный инженер и технический директор на авиационных заводах є 16 (¬оронеж), є21 (Ќижний Ќовгород (√орький)), є 481 (ћосква).

»нтересным и в то же врем€ драматическим периодом жизни профессора ”спасского ѕ.ѕ. €вл€етс€ его работа на √орьковском авиационном заводе є 21 им. —. ќрджоникидзе в г. Ќижнем Ќовгороде в начале 1930-х годов. —охранились воспоминани€ коллег о работе ”спасского ѕ.ѕ. на авиационном заводе є 21, а также документы его личного дела, свидетельствующие о проведении в отношении него репрессий. ”казанный завод был построен на окраине г. Ќижнего Ќовгорода на пустыре в 1929 году.  ак указано в архивных документах завода: Ђѕоначалу дело шло из рук вон плохо: до конца 1932-го вместо 271 запланированного самолЄта сдали только три истребител€! ѕрорыв произошЄл благодар€ присланным из ћосквы инженерам, в частности новому техническому директору ѕавлу ”спасскому. Ѕлагодар€ энергии и профессионализму ”спасского уже через год, в 1933-м, завод перевыполнил производственный план, выпустив 321 истребитель »-5. ¬сего же было выпущено более 800 таких самолЄтов, и даже спуст€ 10 лет, в первый год ¬еликой ќтечественной войны, »-5 были в составе ночных бомбардировочных полковї.

 оллегой ”спасского ѕ.ѕ. был всемирно известный авиаконструктор Ќ.Ќ. ѕоликарпов, который вспоминал: Ђѕ.ѕ. ”спасский буквально жил на заводе, работа€ ежедневно по 16Ц18 часов, в результате чего завод є 21 был достроен и дооборудован и из недостроенного заводика превратилс€ в первоклассный самолЄтный завод скоростных истребителей, с честью награждЄнный орденом Ћенина ѕравительством ———– в конце 1937 годаї.

√орьковский авиационный завод в это врем€ занималс€ разработкой первого советского истребител€ »-5. ¬ личном деле профессора архивного фонда ‘√Ѕќ” ¬ќ "–√”“»—" сохранились документы, свидетельствующие о применении в отношении него неоднократно репрессий в 1930-е годы. “рем€ постановлени€ми  оллегий ќ√ѕ” от 23 июл€ 1931 г., 2 и 19 €нвар€ 1932 г. ”спасский ѕ.ѕ. привлекалс€ к уголовной ответственности. ”казанные постановлени€ отменены —удебной  оллегией по уголовным делам ¬ерховного —уда ———– от 25 феврал€ 1956 г. и дело производством прекращено за недоказанностью обвинени€. ¬ период 1937 г. по 1939 г. профессор ”спасский ѕ.ѕ. был под следствием в заключении, уголовное дело в отношении него прекращено постановлением ¬оенного ѕрокурора от 31 декабр€ 1939 г. за недоказанностью предъ€вленного ему обвинени€. —охранились докладные документы лично на им€ ».¬. —талина о Ђвредительской де€тельностиї инженеров завода є 21, в том числе ”спасского ѕ.ѕ. ¬ это же врем€ были расстрел€ны, подвергнуты уголовному наказанию многие его коллегии. “ак директор завода є 21 ≈.». ћирошников, начальник цеха опытных конструкций ¬.я. —илин в 1938 г. были расстрел€ны.

ќдновременно за плодотворную работу на благо –одины лично народным комиссаром т€желой промышленности —. ќрджоникидзе ”спасский ѕ.ѕ. в 1935 году премирован легковым автомобилем √ј« Ђјї, а в 1937 году удостоен ќрдена “рудового  расного знамени за выпуск скоростного истребител€.

Ћучшие дн€

Ёйсик. Ѕиографи€
ѕосетило:266
  Ёйсик
јделаида Ћамберт. Ѕиографи€
ѕосетило:222
јделаида Ћамберт
‘едор ћахнов. Ѕиографи€
ѕосетило:221
‘едор ћахнов

— 1940 года ”спасский ѕ.ѕ. переходит полностью на педагогическую работу в вузы, при этом по совместительству он уже с 1927 года работал преподавателем в авиационных институтах ’арькова,  азани, ћосквы. Ќа разных должност€х Ц профессора, заведующего кафедрой, декана с 1940 по 1954 год ”спасский ѕ.ѕ. работал в ћосковском авиационном институте им. —. ќрджоникидзе. ƒиректор ћосковского авиационного института им. —. ќрджоникидзе ¬.‘. Ѕобров вспоминал: Ђ»нженер завода є21 ”спасский ѕавел ѕавлович, ныне профессор кафедры производства самолетов, декан самолетостроительного факультета ћј», будучи главным инженером, на прот€жении многих лет способствовал развитию технологической подготовки студентов ћј» всеми имеющимис€ у него средствами: от заводской практики, до теоретических знаний путем специальных лекций, бесед и консультацийї.

ѕриказом є 78 от 25 августа 1954 года ¬ысшей школы промысловой кооперации ÷ентропромсовета ———– ”спасский ѕ.ѕ. назначен заведующим кафедрой механической обработки древесины. — этого времени он работает в этой школе (в насто€щее врем€ ‘√Ѕќ” ¬ќ "–оссийский государственный университет туризма и сервиса"). «а эти годы им было написано и опубликовано множество статей, монографий в области обработки древесины. ѕриказом по ћ“» (в насто€щее врем€ ‘√Ѕќ” ¬ќ "–оссийский государственный университет туризма и сервиса") от 31.03.1965 г. є 125 отмечаетс€ 75-ти летний юбилей ”спасского ѕ.ѕ., ему объ€вл€етс€ благодарность за плодотворную научную, педагогическую, общественную де€тельность. ѕостановлением  оллегии ћинбыта –—‘—– от 02.04.1970 г. є 14/49 ”спасский ѕ.ѕ. награжден значком Ђќтличник службы бытаї. —охранилось за€вление от 31.06.1966 г. ”спасского ѕ.ѕ. на им€ ректора ћосковского технологического института, в котором он сообщает об ухудшении здоровь€, необходимости закончить научно-исследовательские работы, курсы лекций, что не позвол€ет ему в дальнейшем заведовать кафедрой и просит оставить его работать в должности штатного профессора, со свободным расписанием, но не реже проведени€ им 2-х зан€тий в неделю. –ектор согласовал за€вление профессора. ”спасский ѕ.ѕ. трудилс€ в ћ“» до 1970 года, то есть до своего 80-лети€. ≈го фото сохранилось на первом выпуске студентов ¬ысшей школы промысловой кооперации 1956 года, он был одним из первых профессоров недавно созданной ¬ысшей школы промысловой кооперации. ¬сего за свою трудовую, научную, педагогическую де€тельность профессор ”спасский ѕ.ѕ. награжден многими правительственными наградами: орден “рудового  расного «намени (1937 г.); ќрден  расной «везды (1945 г.); медал€ми за Ђƒоблестный труд в годы ¬ќ¬ї, Ђ«а оборону ћосквыї, Ђ¬ пам€ть 800-лети€ ћосквыї. “акже был награждЄн орденом в 1961 году.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јномалии роста: „еловек, бывший карликом и великаном
ѕосетило:10040
јдам –айнер
ќснователь группы Boney M.
ѕосетило:10810
‘рэнк ‘ариан
ќна смотрела на всех с высоты
ѕосетило:8237
“рейнтье  еевер

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru