Людибиографии, истории, факты, фотографии

Николай Ольховский

   /   

Nikolay Olhovsky

   /
             
Фотография Николай Ольховский (photo Nikolay Olhovsky)
   

День рождения: 10.10.1909 года
Возраст: 68 лет
Место рождения: с. Межево, Витебская область, Россия
Дата смерти: 26.08.1978 года

Гражданство: Россия

Биография

Летчик истребитель

После окончания войны продолжал служить в Военно - Воздушных Силах. С 1953 года Гвардии подполковник Н. И. Ольховский - в запасе. Жил в Москве, работал инженером на одном из предприятий. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Красной Звезды, медалями.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

17.01.2008

Родился 10 Октября 1909 года в деревне Межево, ныне Оршанскоро района Витебской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу и 1 курс педагогического техникума в городе Орша. С 1927 года в Красной Армии. В 1928 году окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков, в 1930 году - Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и летнабов, в 1936 году успешно окончил Военно - Воздушную академию имени Жуковского.

Николай Ольховский фотография
Николай Ольховский фотография

В боях Великой Отечественной войны с Января 1943 года. Служил в 297-м ИАП, летал на Ла-5. Позже, до Ноября 1943 года - 193-м ИАП. С Декабря 1943 года по Май 1945 года - в 240-м ИАП ( позже ставший 178-м ГвИАП ). Сражался на Брянском, Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах. Участник боёв на Курской дуге, освобождения Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии, Чехословакии.

Реклама:

К Сентябрю 1943 года командир эскадрильи 193-го истребительного авиационного полка ( 302-я истребительная авиационная дивизия, 4-й истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт ) Майор Н. И. Ольховский совершил 84 боевых вылета, в 17 воздушных боях сбил 12 самолётов противника. 4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Николай Ольховский фотография
Николай Ольховский фотография

К концу войны заместитель командира истребительно авиационной дивизии Гвардии подполковник Н. И. Ольховский совершил 191 успешный боевой вылет. Участвуя в 41 воздушном бою, лично сбил 19 самолётов.

После окончания войны продолжал служить в Военно - Воздушных Силах. С 1953 года Гвардии подполковник Н. И. Ольховский - в запасе. Жил в Москве, работал инженером на одном из предприятий. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Красной Звезды, медалями. Умер 26 Августа 1978 года.

* * *

"Интереснейший он человек. Отважен и храбр в бою - один может броситься на десяток вражеских истребителей; предельно верен дружбе и фронтовому товариществу - в огонь и на смерть пойдёт за лётчика, будь то его заместитель или пилот другого полка, которого даже не знает; щедр по размаху души - любит широко отметить победу, награды, присвоение воинских званий; сокол по своей неуемности, мужеству духа".

Эти строки принадлежат известному советскому лётчику - истребителю, Герою Советского Союза, Антону Дмитриевичу Якименко. И сказаны они именно о Николае Ивановиче Ольховском.

Лучшие дня


'Мужчина без возраста'
Посетило:156
Александр Збруев
Джо Диффи
Посетило:135
Джо Диффи
Маршал Сталина
Посетило:126
Родион Малиновский

Начав войну командиром истребительной эскадрильи, Ольховский быстро продвинулся по служебной лестнице. Уже вскоре он принял под командование авиационный полк. Успешно руководил им. Но однажды Николай попал в беду, вернее допустил ошибку...

Его полку предстояло сопровождать бомбардировщики за линию фронта, обеспечить удар по скоплению вражеских войск. Поднял он свои истребители, сам взлетел во главе, а встреча не состоялась. Опоздали. "Петляковы", сделав два круга над заданной точкой, ушли без истребительного прикрытия.

Ольховский не искал оправданий, ни ссылался на объективные трудности. "Виноват, - доложил он командованию, - приказ не выполнил, готов понести любое наказание".

Не выполнить приказ командира - это преступление. Даже в мирное время виновные наказываются строго, а во время войны тем более. Над Ольховским нависла угроза трибунала. Решением командира авиационного корпуса, он временно был отстранён от занимаемой должности. Сдав дела своему заместителю, Ольховский сказал: "Пока суд да дело, я полетаю рядовым..." И стал летать на боевые задания, как обычный лётчик.

Через несколько дней в полк прибыл командир корпуса и спросил: "Где Майор Ольховский ?" Ему ответили, что он вылетел на боевое задание, скоро вернётся. Генерал ждал его прямо на старте. Во время войны всё было прямо на старте, на самолётной стоянке. И митинги, и собрания, и разборы воздушных боёв. Здесь же и наказывали, здесь и награждали.

Ольховский прилетел на избитой до предела машине. Шасси не выпускались. Мотор перед посадкой заглох. При толчке о землю самолёт развалился. Из обломков вылез Николай, потный, злой. Сплюнул кровь, выдохнул:

- Горючее кончилось... - И вдруг, очевидно забыв о том, что он сейчас рядовой пилот, закричал: - Инженер, срочно другую машину ! - И побежал на стоянку. Оказалось, что в этом бою он сбил 3 вражеских самолёта.

О чём думал в эту минуту командир корпуса, догадаться нетрудно. Отстранить от должности командира полка - не значит снять его окончательно. Это может сделать только старший начальник. А он вдруг возьмёт да и переведёт снятого командира в другой авиационный корпус. Кому же хочется отдавать такого героя ?

Так Николай Ольховский снова стал командиром своего полка. Но в дисциплинарном порядке, вполне вероятно, был наказан. Иначе нельзя. Хотя с бомбардировщиками ничего не случилось, задание они успешно выполнили, но факт есть факт, проступок был допущен серьёзный.

Вскоре Подполковник Н. И. Ольховский получил новое назначение - стал инспектором по технике пилотирования истребительной авиационной дивизии. А в Декабре 1943 года, Николай Иванович был назначен командиром 240-го истребительного авиационного полка. О тех днях вспоминает известный советский лётчик - истребитель, дважды Герой Советского Союза, Кирилл Алексеевич Евстигнеев:

"После трагической гибели Подполковника С. И. Подорожного заместитель командира дивизии предложил нам самим выбрать нового командира полка. Из 3-х кандидатов наш выбор пал на Подполковника Ольховского.

Инспектор дивизии по технике пилотирования Николай Иванович Ольховский имел академическое образование и ранее уже командовал полком. Человек богатырской комплекции, с простым русским лицом, он держался спокойно и уверенно. Лётчик он бывалый и людьми управлять может.

На церимонии представления личному составу части Николай Иванович не без волнения обратился к нам:

- Представим себе невозможное: Сергей Иванович среди нас и сдаёт мне полк. Передовой полк в корпусе - бесстрашные, мужественные лётчики. Трудолюбивые, самоотвержённые техники и механики. Воюй да радуйся !

Совсем иное дело, когда принимаешь осиротевшую часть. Очень горько всем нам, знавшим Подорожного. За ошибки мы расплачиваемся дорогой ценой - жизнью. И я готов разделить с вами горести и радости, что выпадут на нашу фронтовую долю. Обещаю быть справедливым. Ваши надежды постараюсь оправдать на совесть..."

Вступив в новую должность Подполковник Ольховский личным примером воодушевлял боевых товарищей, как и прежде лично водил группы истребителей, сбивал вражеские самолёты. 4 Февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. А 240-й истребительный авиационный полк в Августе 1944 года был преобразован в 178-й Гвардейский.

В том же месяце, командир 178-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 14-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии майор Н. И. Ольховский в воздушном бою в районе переправы через реку Прут у села Унгены ( Молдавия ) на истребителе Ла-5 таранил бомбардировщик противника Ju-87 и благополучно совершил посадку на своём аэродроме.

К концу войны Гвардии подполковник Н. И. Ольховский выполнил 191 успешный боевой вылет. Проведя 41 воздушный бой, он записал на свой боевой счёт 19 воздушных побед. Затем ещё долго служил в Вооружённых Силах, передавая свой богатый фронтовой опыт молодому поколению авиаторов.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Величайший атлет XX века
Посетило:446
Джим Торп
Самый известный силач прошлого века
Посетило:976
Джозеф Гринштейн
Успех и слава Элтона Джона
Посетило:451
Элтон Джон

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history