Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јльфред јдлер

   /   

Alfred Adler

   /
             
‘отографи€ јльфред јдлер (photo Alfred Adler)
   

ƒень рождени€: 07.02.1870 года
ћесто рождени€: ¬ена, јвстри€
ƒата смерти: 28.05.1937 года
ћесто смерти: јбердин, —Ўј
¬озраст: 67 лет

√ражданство: јвстри€
—оцсети:


Ѕиографи€

јвстрийский врач-психиатр и психолог

австрийский психолог, один из ведущих де€телей психоаналитического направлени€

13.02.2003

 ультурологи€ XX век. Ёнциклопеди€. “ом первый ј-Ћ. —-ѕ., ”ниверситетска€ книга. 1998

јльфред јдлер фотографи€
јльфред јдлер фотографи€

јƒЋ≈– (Adler) јльфред (1870-1937) - австр. психолог, ученик ‘рейда, основатель школы Уиндивидуальной психологииФ. ѕолучил мед. образование в ¬ен. унте (1895), занималс€ исследовани€ми психопатологич. симптомов. ¬ 1902 познакомилс€ с ‘рейдом и стал участником его дискуссионного кружка. ј. с самого начала скептически относилс€ к фрейдовскому методу толковани€ сновидений и объ€снени€ психич. расстройств сексуальными факторами, отвергал концепции УлибидоФ и УЁдипова комплексаФ. ¬ 1907 опубликовал книгу У»сследование неполноценности органов и ее психич. компенсацииФ, негативно встреченную ‘рейдом; в 1911 окончательно с ним разошелс€, основав собств. направление в психологии Ч Уиндивидуальную психологиюФ. ¬ 1914 основал журнал УInternationale Zeitschrift fur IndividualpsychologieФ, в 1924 Ч ћеждунар. ассоциацию индивидуальной психологии. ¬ 1926 читал лекции в  олумбийском ун-те. ¬ 1932 переехал в —Ўј, занималс€ преподаванием.

ј. исходил из того, что человеч. психологи€ детерминируетс€ факторами особого пор€дка и не может быть сведена к физиол. или биол. причинам; чиста€ каузальность действует лишь в мире неодушевленных объектов и совершенно недостаточна дл€ объ€снени€ человеч. жизни, ключевую роль в к-рой играют долженствование и целеполагание. (Ёта методол. установка определила несогласие ј. с теорией сексуальности ‘рейда, его концепцией либидо и редукционистскими модел€ми объ€снени€, сводившими психич. процессы в конечном счете к биол. первоосновам.) ѕо мнению ј., объ€снение психич. процессов и поведени€ индивида требует прежде всего вы€влени€ его цели, или целевой установки. ÷елева€ установка (часто самим индивидом не сознаваема€) определ€ет Улинию жизниФ индивида, его Ужизненный планФ, к-рый так или иначе реализуетс€ во всех поступках человека и определ€ет долговременную стратегич. направленность его поведени€. ј. отказалс€ от причинного объ€снени€ и поставил на его место телеологич. подход.

ќсн., общей целью каждого индивида ј. считал стремление к власти и превосходству, к-рое может в каждом конкр. случае принимать разные формы. Ёта цель предопределена тем фундаментальным фактом, что каждому человеку в детстве присуще чувство неполноценности по отношению к родител€м, брать€м и сестрам и к окружающим. —тремление к превосходству призвано компенсировать Увездесущее человеч. чувство неполноценностиФ и иногда может принимать болезненные формы сверхкомпенсации (например, у невротиков). У∆изненный планФ, сформированный целью достижени€ превосходства, представл€ет собою стержень психич. жизни индивида, ее объедин€ющий принцип.

ѕридержива€сь целостного, холистич. подхода, ј. считал, что человека всегда следует рассматривать в контексте его окружени€ и что знание о человеке невозможно без вы€снени€ Уотношени€ человека к своим социально установленным задачамФ. „еловек живет в об-ве, и окружающа€ культура всегда устанавливает опр. границы дл€ реализации его стремлени€ к превосходству. ѕомимо стремлени€ к превосходству у человека имеетс€ также Учувство общностиФ: У≈го телесность требует от него единени€; €зык, мораль, эстетика и разум стрем€тс€ к общеприн€тости, предполагают ее; любовь, работа, человеч. сопричастность €вл€ютс€ реальными требовани€ми совместной человеч. жизни. Ёти нерасторжимые реальности атакует или пытаетс€ их хитроумно обойти Устремление к личной властиФ. „увство общности и стремление к превосходству €вл€ютс€ осн. факторами человеч. поведени€: первое становитс€ его ограничивающим принципом, второе Ч направл€ющим.

—тремление к превосходству имеет бесчисленные формы про€влени€. ¬ зависимости от конкр. сфер его приложени€ оно может выражатьс€ в антисоциальном поведении, но и превращатьс€ иногда в источник высоких культурных достижений, мощный фактор культурного прогресса.

Ќевроз ј. понимал как Уошибочную с позиций культуры попытку избавитьс€ от чувства неполноценностиФ, как бунт против об-ва, выражающийс€ в уклонении индивида путем внутр. противодействи€ от вс€кого принуждени€ со стороны об-ва. ¬ мировоспри€тии невротика представление о принуждении претерпевает значит, расширение: социальные феномены Ч в т.ч. такие в нормальном случае привычные €влени€, как логика, эстетика, любовь, забота о ближнем, сотрудничество и €зык, Ч остро воспринимаютс€ невротиком как принудительные и чувствуютс€ им как нечто ущемл€ющее его внутр. стремление к превосходству. ”клонение от участи€ в субъективно принудит, формах социальной жизни ведет к изол€ции невротика от об-ва, про€вл€ющейс€ в установлении им нестандартных Участных логикФ, нарушени€х речи, соматич. невротич. симптомах, сексуальных проблемах, разрушении его способности к общению. —тремление к сверхкомпенсации, часто свойственное невротику, оказывает вли€ние на стиль его мышлени€ и определ€ет доминирование в его Уапперцепционной схемеФ жестких дихотомич. дистинкций (Увверху-внизуФ, Упобедитель-побежденныйФ, Умужское-женскоеФ, Увсе-ничтоФ и т.п.).

‘ормирование Уневротич. планаФ, с т.зр. ј., может происходить как под вли€нием физиол. факторов (напр., неполноценности органов), так и под вли€нием социальных факторов, гл. обр. особенностей Усемейной конституцииФ.  ак и другие исследователи психоаналитич. направлени€, ј. считал, что невротич. установка складываетс€ у индивида в первые годы жизни. ќсн. средство лечени€ неврозов Ч вы€вление у пациента его индивидуальной целевой установки, доведение ее до его осознани€, развитие у пациента социального чувства и возвращение его в об-во.

Ћучшие дн€

ќна смотрела на всех с высоты
ѕосетило:8704
“рейнтье  еевер
ƒмитрий јстрахан. Ѕиографи€
ѕосетило:913
ƒмитрий јстрахан
‘лера —улейманова. Ѕиографи€
ѕосетило:161
‘лера —улейманова

—оциально-психол. уклон в психол. концепции ј. оказал вли€ние на теор. концепции неофрейдистов (√. —алливан, ’орни, ‘ромм и др.); однако сама Уиндивидуальна€ психологи€Ф как действующа€ научна€ школа после 20-х гг., на к-рые пришелс€ пик ее известности и попул€рности, практически утратила свое вли€ние.

—оч.: Menschenkenntnis. Leipzig; L., 1929; Social Interest: A Challenge to Mankind. N.Y., 1939; The Individual Psychology of Alfred Adier. Ed. by H.L. Ansbacher and R.R. Ansbacher. N.Y., 1956; ѕрактика и теори€ индивидуальной психологии. ћ.., 1995.

Ћит.: Dreikurs R. Fundamentals of Adlerian Psychology. N.Y., 1950; Essays in Individual Psychology: Contemporary Application of Alfred Adler's Theories. Ed. Adler K.A., Deutsch D. N.Y., 1959; Orgler H. Alfred Adler: The Man and His Work. L, 1963; Way L.M. A. Adler: An Introduction to His Psychology. Harmondsworth, 1956.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

–естлер, балагур и любитель пускать газы
ѕосетило:43754
 јндре √игант
ќснователь группы Boney M.
ѕосетило:11261
‘рэнк ‘ариан
јномалии роста: „еловек, бывший карликом и великаном
ѕосетило:10283
јдам –айнер

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru