Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр и  сени€ Ѕлок и —адовска€

   /   

Alexander and Kseniya Block and Sadovskaya

   /
             
‘отографи€ јлександр и  сени€ Ѕлок и —адовска€ (photo Alexander and Kseniya Block and Sadovskaya)
   

–осси€

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

любовна€ истори€

Ђ ≈сли бы “ы, дорога€ мо€, знала, как € стремилс€ все врем€ увидеть “еб€, “ы бы не стала упрекать мен€їЕ (ј.Ѕлок)

14.06.2004

јЋ≈ —јЌƒ– јЋ≈ —јЌƒ–ќ¬»„ ЅЋќ  »  —≈Ќ»я ћ»’ј…Ћќ¬Ќј —јƒќ¬— јя:

Ђ—инеока€ тень у лед€ного трона ѕоэзии

или грустна€ правда о жизни принца  а€ї.

јлександр и  сени€ Ѕлок и —адовска€ фотографи€
јлександр и  сени€ Ѕлок и —адовска€ фотографи€

1859 -1925 г.- ќдесса?

(“очные даты жизни и смерти героини очерка Ц статьи неизвестны.)

ќт автора.

ќб этой женщине доподлинно известно столь мало, что все рассказанное мною здесь многим из читателей покажетс€ неопределенным, туманным, как нека€ выдумка, призрак, легкий и воздушный, сон, давний и отлетевший. —он о первой любви поэта.

—он слегка - непон€тный, слегка - смешной. Ѕыть может, и не заслуживающий пристального внимани€. —ны вообще лучше - забыть, мало ли что навеет легкими крылами пам€ть, особенно безжалостна€ на склоне лет? ѕоэт и пыталс€ Ц забыть, но почти перед смертью в 1918 году, снова и снова посв€щал давно угасшему костру чувств и призрачно не€сному облику первой возлюбленной, строки в дневнике и стихиЕ —тавшие бессмертными.

1.

 ому дано право говорить о первой любви? ¬ каких красках, каких тонах, какими словами? ѕоэт когда - то сказал свое слово. —тихи стали классикой. Ќо и безжалостные критики - сказали тоже.

Ћучшие дн€

јнна ÷уканова- отт. Ѕиографи€
ѕосетило:10553
јнна ÷уканова- отт
'„ерв€к' по имени ¬ин ƒизель
ѕосетило:6602
¬ин ƒизель
„ико ‘римен. Ѕиографи€
ѕосетило:6562
„ико ‘римен

ќни навечно и €звительно пригвоздили пылкие, неловкие мечтани€ юности к позорному столбу насмешки, уцелевшие письма объ€вили Ђбеллетризированным образчиком искусственно выдуманных чувствї. ћетани€ же и мучительные сомнени€ стареющей, влюбленной женщины нарекли и вовсе Ц блажью, а конец ее пути обозначили лишь одною скупою датой: 1925 годомЕ

—ловом, искусно создали свою версию, легенду биографии. √де, оказываетс€, вовсе не было мучительных поворотов —удьбы, не было абсолютно никаких метаний, сомнений, тоски, тщательно запр€танной, замаскированной душевной боли.

Ќе было в этой лакированной, вс€чески ретушированной маститыми литературными умами биографии, и сумасшедшей ревности с обеих сторон, и неизбежной дл€ такого накала страстей об€зательной тени другой ∆енщины. („то всего трагичнее, обиднее, непон€тнее, женщина та была Ц не женой, аЕ.. матерью ѕоэта!)

Ќе было в благостной легенде и страстных писем, признаний, обжигающих пальцы и душу ѕоэта жаром поздней, последней любви.

Ќе было тайных, слегка нав€занных, длинных свиданий в полутемной карете. —лез, упреков, страданий, обещаний и глухого, напр€женного молчани€.

Ќе было даже и обычной в таких случа€х глухой ненависти к некогда обожаемому образу Ц статной, синеглазой женщине с глубоким, волшебным голосом. Ќе было отча€ни€ оттого, что ненависть эта - почти бесполезна, ибо не дает права ничего забыть!

¬ этой, длинно Ц заунывно написанной дотошными исследовател€ми легенде - житии вообще не было ничего, хот€ бы отдаленно похожего на трагически изломанную жизнь јлександра Ѕлока, до сих пор до конца непон€тную многим, даже знающим наизусть его стихи и, казалось бы, каждый момент его жизни!

я не претендую на роль истинного биографа. » в мысл€х такого не было. ѕросто пишу привычный уже акварельный портрет. Ћегкими штрихами. —квозь боль, медленно заползающую в сердце. Ѕоль оттого, что еще одна биографи€ Ц неполна, еще одна судьба - Ц не дописана точно и €сно, и вс€ земна€ прелесть подробностей человеческого быти€ неотвратимо исчезает вместе со смертью.. —колько еще раз буду € постигать эту истину, плакать над нею, и опровергать ее - начертанием очередного портрета, эскиза, очередной биографии? Ќе знаю. ј пока, мой читатель, посмотри внимательно на него, портрет, задержи взгл€д на страницах, повествующих о судьбе ∆енщины, люб€щей ѕоэта . —удьбе, странной, и горькой в страшной ее обычности.

ƒа, еще одно! ѕожалуй, стоит вчитатьс€ внимательнее и в строки стихов, ставших почти классикой. ѕочти. —троки, посв€щенные другой ѕрекрасной ƒаме јлександра Ѕлока более известны, конечно. Ќо у ¬дохновени€, сто€вшего у источника Ђбожественных рифм и созвучийї, тоже ведь было свое начало. Ќачало это носило им€  сении ћихайловны —адовской. »такЕ.

2.

 сени€ ќстровска€ родилась в 1859 году, в семье мелкого акцизного чиновника. –осла в маленькой захудалой усадьбе на ’ерсонщине, где больша€ семь€ едва сводила концы с концами. Ќервна€, скупа€ на сердечную ласку, издерганна€ бесконечными долгами, мать, безликий отец, т€нувший л€мку незаметного чиновника, с вечной, слегка виноватой полуулыбкой на пом€том лице. —инеглазую красавицу ќксаночку он любил, казалось, более других детей, все норовил погладить по голове, незаметно сунуть в руку конфету или пр€никЕ.. ≈му нравилось, когда дочь играла по вечерам на стареньком расстроенном фортепь€но, почти неслышно напева€ украинские песни или манерные французские романсы.

Ќесмотр€ на €вный недостаток средств и вечное недовольство властной своей супруги, сумел ћихаил ќстровский каким - то образом все же насто€ть на том, чтобы любимица  сени€ получила хорошее образование сначала в частной женской гимназии в ќдессе, потом - в ћоскве и ѕетербурге.

ќна уже заканчивала ѕетербургскую консерваторию по классу пени€, когда ее поразил т€желый ларингит, болезнь горла, обычна€ дл€ многих в сыром климате столицы. ƒенег на лечение в »талии и специальные уроки по сохранению и постановке голоса не было совсем. ѕодрастали брать€ и сестры, теперь нужно было учить их. ћечту о карьере певицы пришлось оставить навсегда.  сени€ очень т€жело пережила внезапное крушение всех своих честолюбивых надежд.

ƒевушка всегда страстно мечтала вырватьс€ из Ц под гнета нищеты и обыденности.

Ќе получилось, не дано было, увы!  сени€ обожала музыку, особенно Ц ¬агнера,- несмотр€ на все запреты врачей, продолжала петь в узком кругу друзей, но служила не на театральной, оперной сцене, как мечтала, а в скучном —татистическом комитете. — удовольствием принимала участие в домашних музыкальных вечерах и спектакл€х, на которые приглашали ее друзь€. „асто ездила в оперу, особенно осенью, когда в ћариинском, по желанию √осударыни императрицы јлександры ‘еодоровны, неизменно давали серию опер ¬агнера. Ќа одном из таких длинных оперных спектаклей Ђпровожатым Ц пажомї  сении стал ¬ладимир —тепанович —адовский Ц юрист, знаток международного торгового права, некогда доцент - Ќовороссийского университета человек с положением и обеспеченный; товарищ -

т. е. заместитель, в современном понимании этого слова. Ц —. ћ. - министра торговли и промышленности. ќн безумно увлекс€  сенией ћихайловной, и эта встреча все решила в ее судьбе, но не принесла ей счасть€.

3.

»меюща€ роскошную квартиру в ѕетербурге и уютное имение под Ќовороссийском, а также Ц двух дочерей и сына; - действительна€ статска€ советница, госпожа  сени€ —адовска€ приехала в мае 1897 года на знаменитый германский курорт Ѕад Ц Ќаугейм, лечить подорванное третьими, т€желыми, родами сердце и расшалившиес€ в спокойном, но скучном до нетерпимости браке, нервы. » она никак не рассчитывала встретить на блест€щем, модном светском курорте любовьЕ.. ¬ ее то возрасте?! ¬ тридцать восемь лет? ѕолно! ¬ эти годы возможно только легкое, ни к чему не об€зывающее приключение, которое слегка развеет неизбежную в таких местах скукуЕ.

ќна хорошо знала себе цену, опытна€ светска€ дама, кокетка и говорунь€, в облаке золотых пышных волос, в тени неизменных широкополых шл€п с перь€ми, и омуте огромных глаз, подведенных томными, Ђсердечными тен€миї!

», быть может, домашн€€ светска€ певунь€ весьма и весьма трезво рассчитывала развлечьс€ и поймать в сети кокетства кого - то из скучающих р€дом петербургских и московских светских знакомых. Ќо уж никак не мальчика в гимназической тужурке, с покорным видом пажа усердно влачившего за матерью и теткой их неизменные книги, зонты, пледы и шали. ћать светлоглазого, кудр€вого гимназиста, тонка€ и тонна€, вертл€ва€, чересчур экзальтированна€ дама, привлекала внимание курортной публики чрезмерной театральностью, напыщенностью не только всех своих жестов и движений, но даже и просто - молчани€. јлександра јндреевна  ублицка€, супруга петербургского полковника ‘ранца ѕиотух -  ублицкого тоже приехала на воды, в сопровождении сына и преданной сестры ћарии, лечить расстроенные нервы и сердце. ќна была ровесницей госпожи —адовской и в чем - то неуловимо походила на нее. “о ли излишне пылким обожанием своего единственного чада Ц  сени€ ћихайловна точно также носилась со своими трем€ детьми, вечно болезненными, Ц то ли - тщательно даже и от самой себ€ скрываемой потребностью в не менее пылком обожании ее собственной персоны! ¬прочем, здесь јлександре јндреевне повезло много больше. ћаленький ее паж Ц королевич Ц —ашура с самого раннего младенчества находилс€ при ней, как при царствующей королеве Ц матери и, облада€ им столь полновластно, делитьс€ јлександра јндреевна таким сокровищем совершенно ни с кем не собиралась. —лишком дорого: ценою разбитых иллюзий молодости, неудавшейс€ в самом начале семейной жизни с мужем Ц профессором - неврастеником, смертью первого ребенка, т€желым, позорным разводом, скандалом в почтенной семье, досталось ей оно, это безумно любимое сокровище!  ак же могла она его кому - то отдать? ћыслимо ли это вообще дл€ чрезмерно люб€щего сердца?

“ак что,  сени€ ћихайловна оказалась соперницей вдвойне. —оперницей, заранее обреченной на поражение, ибо, кто же может боротьс€ с ревнивицей - матерью?

4.

“етушка Ѕлока, писательница ћари€ јндреевна Ѕекетова, самыми невинными фразами в Ђлакированнойї биографии плем€нника изображает в лице  сении ћихайловны опытную светскую хищницу: Ђќна перва€ заговорила со скромным мальчиком, который не смел подн€ть на нее глаз, но сразу был охвачен любовью.  расавица вс€чески старалась завлечь неопытного мальчикаї.

¬ официальном житии великого ѕоэта все, все должно выгл€деть очень пристойно!

Ќо в личном дневнике ћари€ јндреевна Ѕекетова выскажетс€ со всей пылкой €ростью старой девы о первой возлюбленной кумира Ц плем€нника: Ђќн, ухажива€ впервые, пропадал, бросал нас, был неумолим и эгоистичен. ќна помыкала им, кокетничала, вела себ€ др€нно, бездушно и недостойної.

( ƒневник ћ. ј. Ѕекетовой цитируетс€ по книге ¬. ќрлова Ђјлександр Ѕлок. √амаюн.ї. т. 1., стр. 63. »здательский центр Ђ“ерраї. ћ. 1997 год. ƒалее все отрывки из писем и дневников Ѕлока и другие документы привод€тс€ именно по этому двухтомному изданию. Ц —. ћ.)

ƒа, красавец - юноша с античными чертами лица и подлинником шекспировских трагедий и сонетов под мышкой, почти мгновенно отбросил в сторону надоевшие пледы и нравоучени€ сухопарой тетушки и матушки Ц полковницы. ƒеспотична€, высокомерна€, неуправл€ема€, приправленна€ ƒостоевским, Ќицше и цыганским хором, в одночасье покинута€ верным обожателем матушка (и верна€ ma tante* - тетушка, франц. - в паре с нею!), закатывала ежедневные эпилептические истерики, ломала пальцы, пила пузырьками ландышевые капли, но сын впервые был равнодушен ко всему на свете, кроме синеглазой советницы!

”хаживал он не очень умело, и оттого - то это выгл€дело в глазах  сении ћихайловны особенно трогательно: ежеутренние розы на крыльце, теневой конвой, шелест и хруст в заросл€х ольхи за рамами спальни в отеле. ѕоначалу она растер€лась, и от этой растер€нности, должно быть, и вела себ€ несколько смешно и нелепо: капризничала, тиранила, била отча€нно влюбленного пажа публично зонтиком по руке, возвращала цветы, рвала билеты на концерт, словом, ошеломленна€ внезапно застигнувшим ее Ђкружением сердцаї, и тщетно бор€сь с этим из последних сил, то отталкивала, то привлекала. Ќо все это только пуще разжигало пыл еще незакаленного в бо€х за сердце прекрасной дамы неловкого трубадура. ќн, почти вприпрыжку, бежал на свидани€ на окраину городка, возле солевых градирен, или около туманного ивового озера, послушно катал синеокую Ђпохитительницу сердцаї в лодкеЕ..

Ќо было не только это. ќдин из таких вечеров очень нежно и плавно перешел в ночь. —видани€ перестали быть лишь романтическими. √имназист теперь возвращалс€ домой под утро, бледный, взволнованный, и что - то усердно писал в своей книжке - альбоме, не позвол€€ никому до нее дотрагиватьс€. ¬от этими строками он открыл свой первый лирический цикл, озаглавленный трем€ буквами: Ђ . ћ. —.ї:

—ердце зан€то мечтами,

—ердце помнит долгий срок

ѕоздний вечер над прудами,

–аздушенный ¬аш платок Е..

» еще, уже более определенно:

¬ такую ночь успел узнать €,

ѕри звуках ночи и весны,

ѕрекрасной женщины объ€ть€

¬ лучах безжизненной луны.

јлександре јндреевне милый ее —ашура этих, да и всех других, отча€нно любовных, гор€чечных строк - не прочитал. “акое было впервые! ќтвергнута€ Ђдомашн€€ королеваї в бессилье разорвала в клочь€ батистовый платок, обломила трость Ц ручку у зонта и, провед€ пару бессонных ночей, во врем€ которых караулила шаги сына - пажа по безлюдному коридору, решилась на крайний, отча€нный шаг. ќна нанесла Ђперезрелой кокеткеї утренний визит, отнюдь не светский, в отча€нии пообещав Ђгнусной совратительнице юного даровани€ї все, что угодно, вплоть до серной кислоты и сибирской каторги, благо положение второго мужа - гвардейского полковника - сии угрозы вполне позвол€ло!

 сени€ ћихайловна молча выслушала истерические вопли ревнивицы, чему - то задумчиво улыбнулась, иЕ отворила входную дверь.

ќшеломленна€ таким холодным приемом госпожа ѕиотух -  ублицка€ в тот же вечер решилась увезти сына в фамильную усадьбу Ўахматово. ¬нешне он не сопротивл€лс€.

5.

  в€щей радости любвеобильной матери, банальный курортный роман тщательно лелеемого отпрыска закончилс€ через мес€ц почти ничем. „то могли значить какие то трепетные обещани€ Ђне забывать, писатьї, и подаренна€ у двери купе полуув€дша€ роза?! јлександра јндреевна, внутренне торжеству€, писала домой в своем привычном ироническом стиле: Ђ —ашура у нас тут ухаживал с великим успехом, пленил барыню, мать троих детей и действительную статскую советницу. —мешно смотреть на —ашуру в этой ролиЕ. Ќе знаю, будет ли толк из этого ухаживани€ дл€ —ашуры в смысле его взрослости, и станет ли он после этого больше похож на молодого человека. ≈два лиї.

¬ разговоре же с растер€нным сыном мать позволила себе еще более резкие замечани€, на грани изощренного цинизма, облив его гор€чие, трепетные чувства бурным потоком холодного презрени€:

Ђ уда детьс€, —ашурочка, возрастна€ физика, и, может, так оно и лучше, чем публичный дом, где безобрази€ и болезни?ї ¬ерный паж оторопел от сказанного. ј в сердце его с той поры тихо и прочно вошла крохотна€ лед€на€ иголка, постепенно выросша€ в айсберг, сковавший душу плотным панцирем. –азбить холодный панцирь снежного принца  а€ будут пытатьс€ все последующие ѕрекрасные ƒамы Ѕлока, во главе Ћюбовью ƒмитриевной ћенделеевой. ¬се напрасно, увы!

ќпрощение и насмешка, право же, лучшее лекарство от юной любовной лихорадки! Ћадьи, лебеди, луна, романтические вздохи туманные ивы, превратились старани€ми отча€нно возревновавшей maman в плоскую литографию на облупленной стене курортного отел€. Ќо јлександра јндреевна плохо знала собственного сына. ѕо возвращении его в –оссию тайна€ восторженна€ переписка с Ђсинеглазой певуньейї продолжилась.

¬от уцелевшие строки из самого первого письма Ѕлока - —адовской, отправленного еще из Ўахматова в Ѕад Ц Ќаугейм от 13 июл€ 1897 года:

Ђ ”хожу от всех и думаю о том, как бы побыстрее попасть в ѕетербург, ни на что не обращаю внимани€ и вспоминаю о тех блаженных минутах, которые € провел с “обой, мое Ѕожество..

¬ других многостраничных письмах он сравнивал —адовскую с Ђрозой юга, уста которой исполнены тайны, глаза - полны загадочного блеска, как у сфинкса, который мгновенным порывом страсти отнимет всю душу у человека, с которым он не может боротьс€, который жжет его своими ласками, потом обдает холодом, а разгадать его не может никтоЕї ќн преувеличивал, разумеетс€, романтичный юноша, но что то - уже сумел разгл€деть вещим, всегда взрослым, взором истинного ѕоэта.

„то - то насто€щее в ней, непритворное, трагическое. »з чего позже возникнет драма ее собственного, покинутого, остывшего, растерзанного сердца:

—трашную жизнь забудем, подруга,

√рудь твою страстно колышет любовь.

ќ. успокойс€ в объ€ти€х друга,

—трасть разжигает холодную кровь.

Ќаши уста в поцелу€х сольютс€,

Ѕуду дышать поцелуем твоим.

Ѕоже, как скоро часы пронесутс€Е

Ѕоже, какою € страстью томим!...

ќни увиделись лишь восемь мес€цев спуст€ после возвращени€ —адовской в столицу. „то мешало их более раннему свиданию и что сто€ло за словами: Ђстрашна€ жизньї дл€ ѕоэта, гадать бесполезно. Ѕыли ли это продолжающиес€ истерики матери или - украдкой прочтенные чужими глазами письма и дневники, €звительные насмешки и уколы, мелочное тиранство и угрозы, обычна€, убивающа€ поэзию души, рутина жизни Ц неизвестно. »звестны лишь строки записки ј. Ѕлока - —адовской, вскоре после их встречи, 10 марта 1898 года. ¬от они:

Ђ ≈сли бы “ы, дорога€ мо€, знала, как € стремилс€ все врем€ увидеть “еб€, “ы бы не стала упрекать мен€їЕ » далее, с обезоруживающей наивностью: Ђ ћен€ удерживало все врем€ все - таки чувство благоразуми€, которое, “ы знаешь, с некоторых пор, слишком развито во мне, и простираетс€ даже на те случаи, когда оно совсем некстати.ї

(–осла, росла льдинка, небрежно, цинично оброненна€ матерью в сердце своего обожаемого златокудрого пажа Ц принца. –осла незаметно, но - без остановки). ¬ременами ему хотелось крепко зажмуритьс€ и унестись вместе с любимой на недос€гаемые высоты, но резкий толчок воспоминаний в сердце, посреди самых пылких мечтаний, отрезвл€л душу. ≈му слышалс€ насмешливый голос матери.

Ђ¬озрастна€ физика, милый друг, что делать? ј, может, оно и лучше, чем публичный дом?ї

¬прочем, временами он посылал собственное благоразумие к черту, и часами ждал  сению ћихайловну в закрытой темной карете в условленном месте или у ворот ее дома. Ѕыли тихие, уединенные прогулки по ажурным мостикам ≈лагиного острова, в темных заросл€х парка, были стремительно бегущие часы в неуютных номерах гостиниц....

Ѕыло все. » даже - второй визит взвинченной от раскрывшейс€ тайны зат€нувшегос€ безуми€, maman к госпоже —адовской. ¬ этот раз Ђкоролева Ц матьї оставила высокомерный, гроз€щий тон и уже просто умол€ла Ђобольстительницу Ц сиренуї, быть благоразумной и отстранить от себ€ окончательно потер€вшего голову юношу!

Ќо едва  сени€ ћихайловна робко заговорила с јлександром об этом самом благоразумии, супружеском долге, и прочих скучных вещах, как сошедший с ума от страсти наследник невротичной маменьки, впал в экстаз моралиста. ¬от строки его письма:

Ђ я не понимаю, чего “ы можешь бо€тьс€, когда мы с “обою вдвоем среди огромного города, где никто и подозревать не может, кто проезжает мимо в закрытой карете.. «ачем понапрасну в сомнени€х изводить всю жизнь, когда даны тебе красота и сердце? ≈сли “еб€ беспокоит мысль о дет€х, забудь их хоть на врем€, и “ы имеешь на это полное право, раз посв€тила им всю свою жизньЕ.ї

 сени€ ћихайловна пыталась истово следовать эгоистичным советам стремительно взрослеющего гимназиста - любовника, но вскоре слепа€ ее преданность и бесконечные, ревнивые сцены, упреки и мольбы о прощении (на почве подавленных душевных угрызений совести, быть может!) стали всерьез т€готить вспыльчивого, нервного юношу! ≈му изр€дно хватало опеки, слез и укоров дома и в любовных отношени€х все эта излишн€€ экзальтированна€ нервозность и Ђромантическа€ сладость примирений и слезї была ему уже абсолютно не нужна!

ƒуша его леденела все больше. ј свидани€ все чаще прерывались ссорами. ѕереписка, дл€ща€с€ с перерывами до 1901 года, постепенно сводилась к вы€снению отношений и вопросу о возвращении фотографий и писем с обеих сторонЕ.. Ѕлизилс€ грустный и совершенно банальный финал курортного романа.

6.

“€готила стареюща€ возлюбленна€ ѕоэта еще и потому, что на пороге его —удьбы уже возникал силуэт другой ѕрекрасной ƒамы - Ћюбы ћенделеевой.

ћать безоговорочно одобрила выбор сына: еще бы, знакомы с детства, играли вместе, соседи по имению, воспитана, образованна, серьезна не по годам!

Ќу и что же, что потом вслед за ЂЋюбушкойї, на порог чинного блоковского дома навсегда вползет ревнива€, холодна€ зме€ - ненависть и цепко сожмет в удушающее кольцо их души, души равно близких ему - матери и жены, - ну и что же, что любимый ими обеими —ашура будет разрыватьс€ на две части, на две половины, стара€сь угодить обеим, и раздража€ безмерно - ту и другую?! ¬сю жизнь. Ёто все будет. ѕотом.

ј пока, сей час, главна€ цель Ц уберечь, отвлечь, спасти, заставить забыть синеглазую колдунью из Ѕад - Ќаугейма. Ёто становитс€ судорожной, нав€зчивой идеей матери.

јлександра јндреевна громче всех аплодирует на любительских театральных постановках, где ее обожаемый сын и прелестна€ Ђпрофессорска€ї Ћюба играют главные и не главные роли, неустанно приглашает Ћюбушку на чай, сама всюду по€вл€етс€ там, где бывают ћенделеевы Ц об руку с сыном, разумеетс€!

Ћюб€ща€ maman весьма усердно выпроваживает —ашуру и на ежегодный бал курсисток в ƒвор€нском собрании, где Ћюба так хороша не то в розовом, не то в белом!

ќн медлит, тушуетс€, не делает предложени€, чем сердит и мистически настроенную, экзальтированную, встревоженную неотступным призраком —адовской, мать, да и Ћюбу, вполне земную, реальную девушку, котора€ не может притвор€тьс€, что Ѕлок ей безразличен, и разыгрывать холодное равнодушие. ( ќн был равно блистателен и в роли холодно - учтивого принца  а€ и мечтательно - философствующего принца √амлета!) ”вы, у нее так не получаетс€! «емна€ девочка √ерда, люб€ща€ цветы, каток, “ургенева и серьезные книги по театральному искусству, предлагает улетающему в эмпиреи ѕоэту вполне земные и теплые отношени€. ќн и сам уже, кажетс€, отча€нно 0 возвышенно влюблен в девочку с розами, согревшую его сердце живым дыханием полных, смешливых уст, но испуганно шарахаетс€ в сторону от всего слишком ос€заемого и земного. ¬се еще живы €звительные уроки юности! јлександру отча€нно хочетс€ укрыть милую Ћюбу от очередных пос€гательств ревниво Ц холодного сердца матери, ее циничных усмешек, которые не замедл€т последовать, он уже чувствует это.  ак же защитить избранницу? ќчень просто. Ќужно превратить брак в лед€ное подножие царственного трона поэзии Е. ќн так и сделает. Ћюбови ƒмитриевне ћенделеевой - Ѕлок будет поклон€тьс€ вс€ поэтически пишуща€ и читающа€ –осси€, во главе с верным рыцарем - мужем, но и через год после свадьбы брачное ложе останетс€ нетронутым. —упружеские об€занности знаменитый поэт возложит на изр€дно потрепанных обитательниц петербургских публичных домов и трактиров столичных окраинЕ.

7.

Ћюбовь ƒмитриевна будет боротьс€ за то, чтобы брак приобрел теплые, земные черты сколько сможет, презира€ условности, мораль, насмешливую €звительность јлександры јндреевны и сухо поджатые губы старой девы - тетушки ћарии, - а потом, разочаровавшись, с головою броситс€ в омут быстро проход€щих влюбленностей, случайных и смешных романов с актерами и поэтами.. ≈е можно пон€тьЕ

¬ сущности, что она могла сделать, если даже петербургские Ђнезнакомкиї Ѕлока на одну ночь, Ђдышащие шелками и туманамиї, упорно напоминали призрак Ѕад - Ќаугеймовской Ђпевучей Ћорелеиї: те же бездонные омуты синих глаз, страусовые перь€ на шл€пе, шуршащие шелка и флер вуали?!

Ёто замечено не мной, а профессиональными исследовател€ми стил€ и словар€ Ѕлока. ѕосто€нно в его поэзии, и ранней и поздней, будут встречатьс€ эти эпитеты, определени€: Ђсиний, голубой, бездонный, туманныйїЕ

8.

¬ 1900 году еще до брака с Ћюбовью ƒмитриевной, между Ѕлоком и  сенией —адовской произошло последнее, решительное письменное объ€снение, во врем€ которого она €ростно проклинала свою судьбу за то, что встретила јлександра.

—адовска€ делает в этом письме робкую попытку из долин ёжной ‘ранции позвать Ѕлока за собой еще раз в Ѕад Ц Ќаугейм, где она вновь принимает курс лечени€, но бывший возлюбленный решительно противитс€ властным призракам пам€ти. —адовска€ в письме в сердцах называет его Ђизломанным человекомї.

ќн парирует в€ло и вежливо, называ€ некогда Ђдорогую ќксануї на Ђ¬ыї и Ђ  сенией ћихайловнойї.

¬ Ѕад Ц Ќаугейм Ѕлок приехал дев€ть лет спуст€, в 1909 году, вместе с женою, в самую т€желую, смутную пору своей жизни, после всего пережитого Ц трагедий взаимных измен, прощений, разрывов и возвращений, после маленькой могилы на ¬олковом кладбище Ц сына Ћюбови ƒмитриевны от очередного Ђ возлюбленного на часї. » тут, в почти не изменившихс€ за дев€ть лет местах, воспоминани€ вновь нахлынули на него с такою силой, что ему оставалось только облечь их в поэтическую форму, чтобы они не разорвали болью почти изношенное, растравленное сердце:

¬се та же озерна€ гладь,

¬се так же каплет соль с градирен.

“еперь, когда ты стар и мирен,

ќ чем волнуешьс€ оп€ть?

»ль первой страсти юный гений

≈ще с душой не разлучен,

» ты навеки обручен,

“ой давней, незабвенной тени?..

“ак был написан цикл Ђ„ерез двенадцать летї - одна из драгоценностей любовной лирики Ѕлока. ќн снова, как на€ву, услышал гортанные звуки голоса своей давней подруги, вспомнил вкус ее губ, торопливую нежность поцелу€..

ѕоэт посылает, что - то из строк матери, как было всегда, и скоро до него неожиданно доходит ложный слух о смерти  сении ћихайловны. “онка€ интрига почти удалась.  ак еще могла боротьс€ неукротима€ ревность с вечностью любви? “олько под крылом смерти, увы!

ѕостаревший  ай, получив известие, кривит губы в лед€ной усмешке: Ђќднако, кто же умер? ”мерла старуха. „то же осталось? Ќичего. «емл€ ей пухомї. Ќо наутро после неожиданной вести рождаютс€ строки Ц финал, жемчужина цикла:

∆изнь давно сожжена и рассказана,

“олько перва€ снитс€ любовь,

 ак бесценный ларец перев€зана

Ќакрест лентою алой, как кровь.

» когда в тишине моей горницы

ѕод лампадой томлюсь от обид,

—иний призрак умершей любовницы

Ќад кадилом мечтаний сквозит.

ѕоистине, право говорить о первой любви имеет только ѕоэт. ќн и сказал. Ќавсегда. ѕоседевшей, ревнивой, властной матери оставалось только подавлено молчать. Ѕыло ли в этом молчании Ц смирение, неизвестно. Ќавр€д лиЕ

≈сли только перед мощью “аланта. Ѕольше о госпоже —адовской упоминаний ни в семейных разговорах, не в переписке никогда не возникало.

ј между тем, она жила р€дом с Ѕлоком, в ѕетербурге, ни разу с ним не столкнувшись, не в толпе, ни в театре, и ничего толком не зна€ о литературной славе былого поклонника! ¬ращалась она совсем в другой среде, а поэзией, после ожегшего его душу романа. Ц не интересовалась.  роме того, из Ц за здоровь€ детей много времени проводила за границей, то во ‘ранции, то в »талии, кочу€ по курортам. —о стареющим мужем отношени€ не складывались, нарастала холодность, отчужденность.

¬ 1916 году тайный советник ¬ладимир —адовский по состо€нию здоровь€ вышел в отставку. ћатериальное положение семьи сильно пошатнулось. ¬зрослые дети разлетелись в разные стороны.

ѕохоронив мужа в 1919 году, во врем€ разрухи и ужасов гражданской войны,  сени€ ћихайловна, еле жива€ от голода, дотащилась до  иева, где жила замужн€€ дочь, потом перебралась к сыну в ќдессу. ¬ пути - нищенствовала, собирала в поле колось€ незрелой пшеницы, чтобы как - то утолить голод. ¬ ќдессу  сени€ ћихайловна приехала с €вными признаками т€желого неизлечимого, душевного заболевани€, и почти сразу попала в лечебницу.

ћолодой, внимательный доктор, пользовавший пациентку, большой поклонник поэзии јлександра Ѕлока, тотчас обратил внимание на то, что инициалы ее: Ђ  . ћ. —.ї - полностью совпадают с именем, воспетым легендарным ѕоэтом. ќн стал осторожно расспрашивать.

¬ы€снилось, что стара€, неизлечимо больна€, раздавленна€ жизнью женщина, и вознесенна€ звоном рифм в поднебесье ѕоэзии красавица Ц одно и то же лицо.

ќ посв€щенных ей бессмертных стихах она услышала впервые.  огда ей прочли их, она неудержимо разрыдалась.

¬ 1925 году  сени€ ћихайловна ќстровска€ - —адовска€ умерла. Ќа одесском кладбище прибавилс€ сиротливо - грубый каменный крест.

Ќо это еще не конец, читатель! ƒальше произошло самое удивительное, как и подобает в истинно романтической истории. »ли - в реальной жизни?

 огда стали разбирать нищенские лохмоть€ умершей, остатки вещей, чтобы вернуть родным, то обнаружили на дне тощего узелка тонкую пачку писем, перев€занную алой лентой, от некоего влюбленного в даму четверть века назад гимназиста и студента. Ёто было все, что она захотела сохранить из отрезка ∆изни, —удьбы, длинной в шестьдес€т шесть летЕ. Ёто было все, что ей стоило хранить.


1 Ц 3 июн€ 2004 года. ћакаренко —ветлана.  азахстан. —емипалатинск.

* ¬ подготовке данной статьи использованы материалы книг ≈. ѕарнова ЂЁрос и “анатосї, двухтомника ¬. ќрлова Ђјлександр Ѕлок. √амаюн. , а также - личного веб Ц архива автора.. јвтор уведомл€ет читателей, что его точка зрени€ на изложенное в статье может совсем не совпадать с общеприн€той!




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

” него все было слишком
ѕосетило:10078
ƒжанни ¬ерсаче
»сполнитель хита Ђ’афананаї
ѕосетило:11601
јфрик —имон
јнна ÷уканова- отт. Ѕиографи€
ѕосетило:10553
јнна ÷уканова- отт

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru