Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћари€-“ереза-Ћуиза Ћамбаль

   /   

Mariya-Tereza-Luiza Lambal

   /
             
‘отографи€ ћари€-“ереза-Ћуиза Ћамбаль (photo Mariya-Tereza-Luiza Lambal)
   

ƒень рождени€: 08.09.1749 года
ћесто рождени€: ѕалаццо  аринь€но,, »тали€
ƒата смерти: 03.09.1792 года
ћесто смерти: ѕариж, –осси€
¬озраст: 43 года

√ражданство: ‘ранци€

“айна мадам де Ћамбаль

‘ранцузска€ аристократка, подруга королевы ћарии-јнтуанетты.

 ажда€ медаль имеет, как известно, обратную сторону. ќбратной стороной ¬еликой ‘ранцузской революции 1789 года был революционный террор - массовое истребление заговорщиков и контрреволюционеров, а заодно и всех, на кого падало подозрение в соучастии или сочувствии.
—мерть принцессы де Ћамбаль во врем€ сент€брьской резни 1792 года была особенно ужасной. „ем объ€снить то неистовое и почти патологическое ожесточение, с которым толпа расправл€лась с телом несчастной?

04.09.2013

 –ќ¬ј¬јя –ј—ѕ–ј¬ј

¬ своей Ђ»стории французской революцииї известный историк ∆юль ћишле описывает эти событи€ следующим образом:

ЂЁто горемычное тело волокли через весь ѕариж. »зуродованные половые органы, отсеченные ударом сабли, были, как военный трофей, водружены на пику. ќтрубленную голову с развевающимис€ волосами и вырванное сердце ликующа€ и опь€невша€ от крови толпа несла, нацепив на пики, подобно войсковым штандартам. Ўествие направл€лось к “амплю, тюрьме, где была заключена королева ћари€-јнтуанетта, дражайша€ подруга растерзанной принцессыї.

ћари€-“ереза-Ћуиза Ћамбаль фотографи€
ћари€-“ереза-Ћуиза Ћамбаль фотографи€

Ќакануне, 2 сент€бр€ 1792 года, собранный второп€х народный трибунал, заседавший в тюрьме ‘орс, вершил свой жестокий суд. Ќесколько палачей тут же, на улице, в окружении толпы, приканчивали приговоренных ударами сабель, пик и дубин. «а четыре дн€ в ѕариже было казнено 1300 человек. Ёто были в основном аристократы, непокорные св€щенники и прочие Ђпреступникиї. ќдной из казненных была принцесса де Ћамбаль, важна€ фигура старого режима, дочь принца —авойского, невестка богатейшего герцога де ѕантьевра, фрейлина ≈е ¬еличества, главный управл€ющий королевского дома. “рибунал, наспех просмотрев найденные при ней бумаги и письма, признал ее виновной в контрреволюционном заговоре. Ѕежавша€ за границу 21 июн€ 1791 года мадам де Ћамбаль, узнав об аресте и перевозе королевской семьи из ¬ерсал€ в “юильри, 4 но€бр€ того же года вернулась в ѕариж. –о€листы расценивали этот шаг как высшее про€вление мужества и душевного благородства, в то врем€ как республиканцы усматривали в возвращении Ђинтриганкиї и Ђзакл€того врага –еволюцииї подготовку контрреволюционного заговора.

ѕриводимое ниже описание ее казни, суд€ по стилю повествовани€, принадлежит перу человека из ро€листских кругов.

Ђѕервый удар сабли сбил с ее головы чепец, и длинные белокурые волосы рассыпались по плечам. ¬торой удар рассек ей лоб до глаза, и хлынувша€ кровь мгновенно залила ее платье и волосы. “ер€€ сознание, она стала оседать на землю. Ќо толпе хотелось продолжени€ зрелища. ≈е заставили подн€тьс€ и идти по трупам. ќна снова упала. ¬еро€тно, она была еще жива, и некто Ўарла, решив ее прикончить, нанес ей удар дубиной. », как бы дождавшись своего часа, толпа с остервенением набросилась на тело, полосу€ его сабл€ми, протыка€ пиками, пока оно не превратилось в окровавленный и бесформенный обрубок. Ќасилие и кровь опь€нили толпу, ее ненависти, казалось, нет предела. ѕодручный м€сника, мальчишка по прозвищу ќсел, нагнулс€ над трупом и отрезал голову огромным м€сницким ножомї.

ќписание этой жуткой сцены в одном из писем графа де ‘ерсана от 19 сент€бр€ 1792 года не слишком отличаетс€ от предыдущего:

Ђѕеро не в силах описать подробности казни мадам де Ћамбаль. ≈е терзали самым жутким образом в течение восьми часов. ¬ырвав ей грудь и зубы, ее около двух часов приводили в сознание, оказыва€ ей вс€ческую помощь, и все это дл€ того, чтобы она могла Ђлучше почувствовать смертьї.

Ћучшие дн€

Ђ рестный отецї хеви-метала
ѕосетило:9266
ќззи ќсборн
√лавна€ роль ¬€чеслава “ихонова
ѕосетило:8441
¬€чеслав “ихонов
–одоначальник фотомонтажа
ѕосетило:6095
јлександр –одченко

ѕотр€са€ жуткими трофе€ми, кортеж отправилс€ в путь.   ногам трупа прив€зали веревки и поволокли его по мостовым, сначала к парижской резиденции принцессы, затем к “амплю, где была заключена королевска€ семь€. ќдин из очевидцев описывает этот кортеж следующим образом:

Ђ акой-то негод€й нес на острие пики голову с белокурыми волосами, слипшимис€ от крови. ” второго, следовавшего за ним, в одной руке было окровавленное сердце жертвы, в другой - ее внутренности, причем кишки он обмотал вокруг зап€сть€. ћонстр похвал€лс€, что сегодн€ за ужином он попотчует себ€ сердцем принцессы де Ћамбаль!ї

–ассказы республиканцев повтор€ют описание этих сцен с теми же жуткими детал€ми. ќдин из членов муниципалитета оставил следующее описание кортежа:

Ђƒва типа волокли за ноги обнаженный и обезглавленный труп принцессы де Ћамбаль со вспоротым до груди животом. ѕеред “амплем шествие сделало остановку. »зуродованное тело водрузили на шаткий помост, стара€сь придать ему достойный вид. ¬се это делалось с таким хладнокровием и деловитостью, что наводило на мысль: в своем ли уме эти люди? —права от мен€ один из главарей размахивал пикой с насаженной на нее головой мадам де Ћамбаль, и вс€кий раз ее длинные волосы касались моего лица. —лева другой, еще более ужасный, с огромным ножом в руке, прижимал к груди внутренности жертвы. «а ними следовал огромного роста угольщик, несший на острие пики клочь€ пропитанной кровью и гр€зью рубахиї.

ј вот отрывок из другого рассказа, как бы дополн€ющий предыдущий:

ЂЅыстро разыскали цирюльника, чтобы принцесса, как ей подобает, предстала перед королевой в пристойном виде. ќн должен был отмыть слипшиес€ от крови волосы, уложить их и припудрить, как того требовал придворный этикет. ўеки были нарум€нены по моде того времени. Ђѕо крайней мере, теперь јнтуанетта сможет ее узнатьї, - насмешничали в толпеї.

ѕодойд€ к “амплю, толпа потребовала, чтобы королевска€ семь€ по€вилась в окне. ≈й не терпелось, чтобы ћари€-јнтуанетта взгл€нула на то, что осталось от ее любимой подруги. ћолодой офицер муниципальной гвардии передал это требование королю. ”слышав это, ћари€-јнтуанетта лишилась чувств. ј толпа у “ампл€ неистовствовала, требу€ выдачи головы королевы. «атем кортеж отправилс€ в ѕале-–о€ль, чтобы показать труп принцессы герцогу ќрлеанскому, ее деверю.   семи часом вечера утомивша€с€ и насытивша€с€ эмоци€ми толпа освободилась от тела, бросив его в котлован стро€щегос€ близ Ўатле здани€. Ќа рассвете тело принцессы удалось, наконец, предать земле на  ладбище подкидышей.

ЂЋ≈—Ѕ»…— »… «ј√ќ¬ќ–ї

ѕочему именно мадам де Ћамбаль вызвала столь ожесточенную €рость, что суда и казни оказалось мало, чтобы ее наказать? «ачем, убив, нужно было ее непременно обезглавить? „тобы разобратьс€ в мотивах, двигавших толпой, попытаемс€ погрузитьс€ в накаленную атмосферу тех дней.

ƒл€ начала несколько слов о самой принцессе. ¬ июне 1768 года ћари€-“ереза-Ћуиза де —авуа- аринь€н, юна€ 19-летн€€ вдова принца де Ћамбаль, была представлена королевскому двору.  огда Ћюдовик XVI, наследник престола, в 1770 году женилс€ на 16-летней ћарии-јнтуанетте јвстрийской, между молодыми женщинами быстро сложились дружеские отношени€. ћемуары, светские хроники и бульварные газетенки тех лет без конца описывают Ђбалыї, Ђобедыї, Ђвечера в опереї, Ђкатанье на сан€хї, где дамы всегда по€вл€лись вдвоем, открыто демонстриру€ свою дружбу.  огда в феврале 1775 года Ћюдовик XVI отдает ћалый “рианон (один из версальских дворцов) в полное распор€жение ћарии-јтуанетты, она сразу же подыскивает там дл€ принцессы хорошее местечко.

Ёта дружба становитс€ дл€ мадам де Ћамбаль еще более лестной и любезной сердцу, когда она получает высокую придворную должность главного управл€ющего королевского дома. «вание не только дает ей официальную власть, но и приносит огромные доходы. ¬ то же врем€ оно создает ей отвратительную репутацию. ћолода€ женщина становитс€ главным объектом нападок прессы, со временем сделавшей из нее предмет самой €ростной ненависти. ≈е враги при дворе поставл€ют хроникерам и газетчикам всевозможные описани€ Ђпикантных сценї, журналисты в свою очередь раздувают вс€ческие слухи и наперебой публикуют статьи, в которых принцесса представлена Ђглупой и невежественнойї, Ђрасточительнойї, Ђинтриганкойї, Ђвысокомерной и презрительнойї.

—тав главным управл€ющим королевского дома, де Ћамбаль раздражает всех придворных требовани€ми неукоснительного соблюдени€ этикета. ћногие считают, что она злоупотребл€ет своей властью, и обвин€ют ее в Ђпридворном деспотизмеї, который начинает выводить из себ€ даже королеву. ¬ 1777 году она впадает в немилость двора и наконец-то перестает быть объектом пристального внимани€ прессы.

Ќо когда в окт€бре 1789 года двор из ¬ерсал€ был водворен в “юильри, принцесса последовала за своей лишенной власти королевой. » вновь становитс€ лакомым кусочком бульварных писак, памфлетистов, сплетников. ≈е благотворительные пожертвовани€ и подписки, ее филантропическа€ де€тельность, помощь больным, неимущим, ее роль во франкмасонстве - все это не может сломать сложившегос€ стереотипа: дл€ всех она по-прежнему Ђрабаї королевы. »менно так именуют ее главари септембризад (сент€брьской резни 1792 года).

»злюбленным мотивом бульварной прессы становитс€ описание сапфических отношений ћарии-јнтуанетты и принцессы де Ћамбаль, проповедующей культ изысканной женственности и утонченности. ќна устраивает дл€ королевы развлечени€ и увеселени€, куда мужчин не приглашают. ≈ще в 1775 году в Ђ—екретных докладахї Ѕашомона впервые проскальзывают игривые намеки на лесбийский характер отношений, св€зывающих королеву с ее Ђмилым ангеломї. ќхотников раздувать сплетни при дворе всегда великое множество. —татьи взахлеб изобличают вред Ђанандринской сектыї (буквально Ђбез мужчинї), цель которой - довести ‘ранцию до полного бесплоди€. » во главе этого лесбийского Ђзаговораї стоит, конечно же, мадам де Ћамбаль - Ђ—апфо “рианонаї.

ћало-помалу описани€ станов€тс€ все более смелыми, эпитеты - все более оскорбительными. ¬от цитаты из некоторых памфлетов:

Ђƒвор не замедлил последовать этой моде, где кажда€ женщина €вл€етс€ одновременно лесби€нкой и потаскухойї; Ђдетей больше не рожают, так гораздо удобнейї; Ђпенис больше не нужен, его замен€ет игривый и развратный пальчикї, - пишет автор серии памфлетов ЂЅешенство матки ћарии-јнтуанеттыї. ≈му вторит автор Ђ∆изни ћарии-јнтуанетты јвстрийскойї, без стеснени€ описыва€ удовольстви€, которым предаютс€ принцесса с королевой, как если бы он сам при этом присутствовал.

Ќе из этих ли фантазмов родилось опасение, что бразды правлени€ ускользают из рук мужчин и что, побежденные женщинами, они уже не будут править миром? ќрганизаторы сент€брьской бойни сполна отплатили за эти страхи мадам де Ћамбаль: ее казнь и расчленение трупа описаны в рассказах очевидцев как акт насили€, как утверждение первобытного варварства, как вз€тие реванша за женский заговор. ќсобенно подробно описываетс€ участь тех частей тела, которые принцесса при жизни не желала делать объектом мужских удовольствий. »зуродованна€ грудь - это поцелуй злобной ненависти. „то же касаетс€ половых органов, то в одних описани€х говоритс€, что они были изрублены саблей, в других - что их вырезали и водрузили на пику, а в третьих, как, например, у ћеркандье в его Ђ»стории жертвї, что один из септембристов вырезал с лобка принцессы Ђзолотое руної и сделал из него себе усы.

», наконец, возмутительный скандальный пальчик - постыдное орудие удовольстви€ и женского онанизма. ≈му посв€щена цела€ страница в одном из самых нелепых и фантасмагорических рассказов в Ђ»стории французской революцииї:

Ђ”бийцы тюрьмы ‘орс, сто€ посреди залитой кровью улицы, ссор€тс€, не поделив обрывков плать€ мадам де Ћамбаль, возбуждающих в них одновременно похоть и звериные инстинкты. „то касаетс€ ее тела, то все, что в сексе €вл€етс€ наиболее вожделенным, было передано наибольшему поруганию. Ќесколько дней спуст€ после казни убийцы прилюдно показывали в кабаре кровавые останки того, что чувство стыдливости не позвол€ет назвать. “оржествующие победители вместе с некоторыми главар€ми септембризад собрались на праздничный ужин. „етверо агентов доставили и положили на стол правую руку принцессы. ≈е разгл€дывали, передава€ друг другу, отпуска€ жуткие и фривольные шутки по поводу ее пальцев. –обеспьер, внимательно огл€дев ее, сказал холодно и презрительно: Ђј она была красиваї.

‘јЌ“ј—ћј√ќ–»„≈— јя “–јЌ—‘ќ–ћј÷»я “–”ѕј

¬се эти многочисленные кровавые детали есть не что иное, как средства выражени€ той ожесточенной борьбы, которую вели между собой главные действующие лица революции и их противники. “о, что мы читаем у ћишле и у других очевидцев событий того времени, это варианты одного и того же рассказа, передовавшегос€ из уст в уста в сент€бре 1792 года и обраставшего все более ужасными подробност€ми. Ќаиболее близкими к истине следует считать протоколы допросов и постановлени€ трибунала, в которых происход€щее зафиксировалось бесстрастно, а следовательно, более объективно.

» суд, и казнь были, безусловно, слишком поспешными. ¬ протоколе секции санкюлотов, заседавших в —ент-јнтуанском предместье, не упоминаетс€ о том, что труп был обнажен, расчленен и изуродован. —ообщаетс€, что 3 сент€бр€ 1792 года отр€д граждан доставил тело только что казненной в тюрьме ‘орс принцессы де Ћамбаль и что в одеждах найдено (следует список предметов). ƒругой отр€д понес голову принцессы к “амлю, водрузив ее на пику дл€ устрашени€ королевы. √олова была доставлена в секцию в 7 часов вечера, дабы ее смогли захоронить вместе с телом.

 акой бы страшной не выгл€дела эта казнь, она ничем не отличалась от тыс€ч других, ибо суд и расправа вершились наспех собранными, ограниченными и политически незрелыми людьми, как правило, необразованными, сознание которых формировалось под воздействием революционной пропаганды, бульварной прессы, сплетен и слухов. –еволюционные газеты и брошюры представл€ли убийства в тюрьмах как ответ на контрреволюционный заговор, еще более опасный дл€ нации, чем внешние враги.

“аким образом, убийство принцессы символизировало раскрытие и пресечение заговора. ¬ некоторых рассказах голова принцессы фигурировала на прилавке в кабаке в окружении стаканчиков. ¬ других - убийцы пьют из ее черепа за здоровье нации.

ћногострадальный труп принцессы де Ћамбаль обладал странной способностью улавливать и воссоздавать менталитет тех, кто возле него находилс€. ¬ момент, когда множатс€ политические убийства, о состо€нии общественной жизни красноречивее всего говор€т трупы. » тело мадам де Ћамбаль одним из первых испытало на себе эту символическую и фантасмагорическую трансформацию.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ђ рестный отецї хеви-метала
ѕосетило:9266
ќззи ќсборн
 то придумал анастезию?
ѕосетило:13711
”иль€м ћортон
—екрет молодости ƒжулианны ћур
ѕосетило:41659
ƒжулианна ћур

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru