Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ёрик  урмангалиев

   /   

Erik Kurmangaliev

   /
             
‘отографи€ Ёрик  урмангалиев (photo Erik Kurmangaliev)
   

ƒень рождени€: 31.12.1959 года
ћесто рождени€:  ульсары, , √урьевска€ область ,———–
ƒата смерти: 13.11.2007 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 47 лет

√ражданство: –осси€

ѕризрак оперы

оперный певец, альт

«а это врем€ им€ Ёрика  урмангалиева, сыгравшего главную роль, уже успели пор€дком подзабыть. ќднако недавно он вновь заставил о себе заговорить. ≈ще бы: мужчина, который поет оперные арии женским голосом, сегодн€ Ц €вление уникальное. —о времен кастрата ‘аринелли таких певцов можно пересчитать по пальцам одной руки.

04.01.2006

ѕ€тнадцать лет назад спектакль Ђћ. Ѕаттерфл€йї потр€с весь театральный мир.  огда вы€снилось, что томна€ восточна€ красотка с высоким голосом и грациозной походкой на самом деле Ц мужчина, в это поначалу мало кто поверил.  огда же все сомнени€ разве€лись, в театр стали ходить именно на Ёрика  урмангалиева, игравшего ту скандальную роль. —пектакль просуществовал полтора года и, разрываемый внутренними проблемами, закрылс€.

Ёрик  урмангалиев фотографи€
Ёрик  урмангалиев фотографи€

«акрылс€ от всего мира и  урмангалиев. ќ его жизни долетали лишь какие-то невн€тные слухи. ј в этом году певец вновь по€вилс€ в артистической среде Ц на ¬енецианском фестивале режиссер –устам ’амдамов представил свой фильм Ђ¬окальные параллелиї, где одну из главных ролей исполнил Ёрик. ”знать его было, впрочем, нелегко:  урмангалиев вновь играет восточную красавицу с высоким голосом и грациозной походкойЕ

“аких голосов, как у Ёрика  урмангалиева, больше нет ни у кого в мире. ¬ысокий и гибкий, его контртенор гипнотизирует: есть в этих звуках что-то запретное, но ман€щее, табуированное, но искушающееЕ

 огда-то, несколько веков назад, так пели юные кастраты в солнечной »талии. ћолоденьких певцов подвергали жестокой экзекуции, чтобы сохранить их из€щные голоса Ц не дожида€сь возрастной ломки.

√олос Ёрика потому и уникален, что ради него не пришлось ложитьс€ под нож Ц такой тембр дан певцу от рождени€. ј он лишь умело использует свой природный дар.

Ётим голосом € наслаждалась недели две. ѕочти ежедневно мне пришлось общатьс€ с автоответчиком, который то пел изысканные трели, то истерично хохотал, то надтреснутым фальцетом выговаривал какой-то издевательский текст.

«апись на автоответчике мен€лась каждые пару-тройку дней. “ак и представл€лась картина: томный и надменный хоз€ин, приход€ вечером домой, выслушивает мои настойчивые послани€, а в ответ придумывает что-нибудь более экстравагантное.  огда мне показалось, что заочное знакомство слишком зат€нулось, объ€вилс€ и хоз€ин.

Ц ƒа, это Ёрик. ¬ы спрашиваете, можно ли сделать со мной интервью? ј откуда вы обо мне узнали?

Ћучшие дн€

Ёйсик. Ѕиографи€
ѕосетило:125
  Ёйсик
јделаида Ћамберт. Ѕиографи€
ѕосетило:112
јделаида Ћамберт
‘едор ћахнов. Ѕиографи€
ѕосетило:108
‘едор ћахнов

ѕосле секундного замешательства (это шутка или искреннее удивление?) € начинаю увлеченно объ€сн€ть: ну как же, кто не знает Ёрика  урмангалиева, звезду спектакл€ Ђћ. Ѕаттерфл€йї, заново открытую на недавнем ¬енецианском фестивале?

Ц ¬ы знаете, ни Ђћ. Ѕаттерфл€йї, ни Ђ¬окальные параллелиї мне, честно говор€, не интересны, Ц нетерпеливо прерывает мен€ Ёрик. Ц я оперный певец и хочу говорить только о классической музыке. Ќу как, вы еще не передумали делать со мной интервью?

 ак вы полагаете Ц могла ли € ответить отказом?

Ћет€т Ђуткиї...

Ќет мне никакого прощени€! ѕозорно пропустить звезду мировой оперной сцены в толпе у модной столичной кофейни Ц это еще постаратьс€ надо. ¬ свое оправдание могу сказать одно: € выискивала в серой массе €ркое п€тно Ц ведь все знают страсть  урмангалиева к роскошным, вызывающим нар€дам.

ј уже позвонив ему на мобильный, с удивлением обнаружила: в двух шагах от мен€ сто€л скромный парень в темном пальто, замотанный до ушей теплым шарфом.

Ёрик: Ђƒа никуда € не пропадал. я посто€нно гастролирую. „аще всего, конечно, за границей. Ќо и концерты по –оссии в последнее врем€ Ц не редкость. –осси€ вообще, суд€ по всему, изголодалась по классической музыке. ѕублику в провинции просто тошнит: к ним по два-три раза в год приезжает вс€ эта шушера Ц дутые попсовые исполнители, так называема€ российска€ эстрада. ѕоэтому там, в глубинке, люди с удовольствием ход€т на концерты классической музыкиї.

Ц Ќо в ћоскве, если € не ошибаюсь, вы в последний раз выступали лет п€ть назадЕ

Ёрик: Ђя давал гала-концерт в 2002 году, в окт€бре. ќн тогда имел большой резонанс: скажу пр€мо, за прошедшие несколько лет такого феерического выступлени€ на сцене Ѕольшого зала  онсерватории больше не былої.

ѕока  урмангалиев разъезжает по миру, в театральной ћоскве множатс€ слухи вокруг его имени.  аких только разговоров, объ€сн€ющих его отсутствие, не приходилось слышатьЕ

Ц Ёрик, давайте опровергать или подтверждать многочисленные слухи. я вот слышала такую Ђновостьї:  урмангалиев стал воинствующим мусульманином, так что сейчас ему не до пени€.

Ёрик: ЂЌичего подобного. я Ц космополит по жизни, человек мира. ѕоэтому в любой стране чувствую себ€ как дома. Ќо пока ни к какой религии не примкнулї.

Ц —лух второй:  урмангалиев ушел в шаолиньский монастырь, где прожил несколько лет, Ц мол, поэтому его нигде не видно.

Ёрик (долго смеетс€): Ђќльга, это все легенды, о которых € слышу впервые только от васї.

Ц ’орошо, а что за истори€ с завещанием легендарного танцовщика –удольфа Ќуреева? √оворили, что перед смертью он попросил одного своего друга написать про вас книгу Ц как о человеке, который навсегда войдет в мировую культуруЕ

Ёрик: Ђ“оже слухи, увы. Ќе знаю, может, –удольф и знал о моем существовании, но € не верю, что он написал такое завещание.  о мне действительно обращалс€ один писатель Ц иностранец с русскими корн€ми, который увер€л, что Ќуреев лично просил его встретитьс€ со мной и выпустить книгу обо мне. Ќо вы знаете, сколько в мире проходимцев, которые просто хот€т на чужой славе заработать деньги. Ётот человек Ц из такой породыї.

Ц «начит, вы с Ќуреевым не были знакомы?

Ёрик: Ђ  сожалению, нетї.

Ц —кажите, а какой самый необычный слух вы о себе слышали?

Ёрик: Ђ»з последнего:  урмангалиев сделал операцию по перемене пола и сейчас живет в ћоскве в образе дамы. ѕричем этот слух родилс€ в недрах Ѕольшого театра, не просто так. я очень долго сме€лс€, когда услышал подобное. ¬прочем, € привык ничему не удивл€тьс€: сколько себ€ помню, вокруг моей персоны вечно ход€т какие-то разговоры и сплетниї.

¬ернемс€ к нашим баранам

ƒолгое врем€ обладатель уникального контртенора и не подозревал, что чем-то отличаетс€ от других. ƒо совершеннолети€ он жил в глухом казахском ауле, пас овец и баранов и мало задумывалс€ о собственной исключительности.

Ёрик: Ђ’от€ € посто€нно пел Ц сколько себ€ помню. —начала репертуар Ћюдмилы «ыкиной, ќльги ¬оронец. ” мен€ в детстве был такой низкий детский альт, который позвол€л мне подделывать их тембр. ј потом, лет в двенадцать-тринадцать, € вдруг резко увлекс€ классической музыкой. „то хорошо было в советские времена: тогда и по телевизору, и по радио посто€нно транслировались концерты классики. я заставил родителей купить мне магнитофон Ц знаете, тогда продавались такие громадные механизмы с катушками Ц и записывал концерты, вызубривал все партии до последней ноты и голосил сутки напролетї.

Ц  ак родители относились к вашему увлечению музыкой?

Ёрик: Ђќтец был очень против. ќн даже нередко колотил мен€. ¬ообще в психологии восточных народов заложено, что мальчик, который хочет стать артистом, Ц это позор дл€ семьи. ћужчина должен заниматьс€ насто€щим делом, и все такое прочее. Ќо мой отец погиб, когда € был еще совсем маленьким, а мама мен€ всегда поддерживалаї.

Ц  огда пришло понимание, что вы не такой, как все?

Ёрик: Ђ огда € приехал в јлма-јту поступать в консерваторию. ” себ€ в ауле € пел, пел, пел, а тут вдруг приехал в јлма-јту Ц и все ахнули.  онечно, мен€ пытались переучивать: мол, как же так, мужчина почему-то поет женским голосом. ¬ —оветском —оюзе это было невозможно! “ак что вс€кие инсинуации наблюдались по поводу моего тембра. Ќо окончательно € пон€л, что у мен€ действительно уникальные вокальные данные, только когда перебралс€ в ћоскву. я поступил в √несинку, и на всех экзаменах по вокалу обсуждение моей персоны длилось по три-четыре часа. » всегда Ц всегда! Ц € находилс€ на грани вылетаї.

Ц ¬ы комплексовали или гордились, что ни на кого не похожи?

Ёрик: Ђя не комплексовал и не гордилс€. ѕонимал, что это Ц мое естество. —о второго курса € начал гастролировать по всему —оюзу, что уже говорит о многом. ’от€, конечно, мне пытались ставить препоны. Ѕыла одна така€ народна€ артистка, не буду называть ее фамилию, Ц так вот, на каждой комиссии она об€зательно заводила разговоры о том, что мое творчество Ц это вли€ние буржуазной культуры и что советска€ общественна€ мораль не позвол€ет нам расслабл€тьс€ и выпускать таких вот Ђпрофессионаловї на сценуї.

ѕугачевский бунт

“огда же Ц на втором курсе √несинки Ц произошла встреча, котора€ надолго определила дальнейшую певческую карьеру  урмангалиева.

Ёрик: ЂЎел восьмидес€тый год. ћы с моей подружкой ≈леной Ўароевой, решив петь дуэтом, стали узнавать, где нужны вокалисты. » как раз в это врем€ дирижер ¬алерий ѕол€нский собиралс€ репетировать ¬торую симфонию јльфреда Ўнитке Ц на сцене  онцертного зала имени „айковского. Ёто произведение великий композитор написал по заказу Ѕи-би-си дл€ какого-то контральто, причем јльфред √арриевич был уверен, что в ———– исполнител€ с такими вокальными данными найти невозможно. ѕоэтому, услышав мен€, он испытал насто€щий шок. “ак € попал в поле зрени€ Ўнитке, и мы начали сотрудничать. ѕосле той первой работы специально дл€ мен€ и јллы ѕугачевой мэтр написал кантату Ђƒоктор ‘аустї. Ќо, к сожалению, выступить вместе с јллой Ѕорисовной нам так и не удалосьї.

Ц ѕочему?

Ёрик: ЂЁто сейчас на сцену Ѕольшого зала  онсерватории может выйти любой человек, который в состо€нии заплатить деньги. ј тогда к этому относились очень серьезно. „иновники от ћинистерства культуры не могли допустить, чтобы скандальна€ эстрадна€ звезда выступала на классической сцене. ѕоэтому они сделали все, чтобы сорвать наш проект. » в итоге на премьере вместе со мной выступала солистка Ѕольшого театра –аиса  отова, котора€ заменила ѕугачевуї.

Ц ¬ы и позже работали вместе с јльфредом Ўнитке.  аким он вам запомнилс€?

Ёрик: Ђ»нтеллигентнейший, образованнейший, м€гкий. ќн был очень светлым, ни капли негатива. ’от€ в то врем€ на него начались такие гонени€ со стороны —оюза композиторов, что вынести их мог только сильный духом человек. ’от€, может, именно из-за м€гкости Ўнитке эти гонени€ и были возможны. »м казалось проще стереть человека, который не противитс€ их пыткам. ’от€ на деле оказалось, что он Ц великий композиторї.

Ц ¬ы это тогда понимали?

Ёрик: Ђ онечно. Ќе пон€ть такое Ц невозможної.

Ц ≈ще вы очень долго сотрудничали со —в€тославом –ихтеромЕ

Ёрик: ЂЁто было больше, чем сотрудничество. ћы много общались и вне работы. –ихтер Ц потр€сающий во всем: ћузыкант и „еловек с большой буквы. » в то же врем€ Ц шалунишка, хулиган, очень веселый и открытый. ћы даже частенько выпивали вместе, но все равно во врем€ вечеринок наши беседы были о музыкеї.

¬окальные параллели

Ќесмотр€ на известность в оперном мире, культовой личностью Ёрик стал после роли в спектакле –омана ¬иктюка Ђћ. Ѕаттерфл€йї. ≈го и сегодн€ продолжают узнавать по той работе п€тнадцатилетней давности.

Ц ѕо телефону вы предупредили, что говорить о Ђћ. Ѕаттерфл€йї вам совсем не интересноЕ

Ёрик: Ђ» сейчас могу повторить все то же самоеї.

Ц Ќо почему? –азве это не заманчиво Ц попробовать себ€ в чем-то новом?

Ёрик: Ђ“ак € и попробовал. Ќо вы не забывайте, что люба€ театральна€ постановка Ц это всегда коллективное творчество. я понимал, что если € соглашусь, спектакль будут ставить именно на мен€. » значит, дес€тки людей станут зависимы от моей персоны. ј поскольку € Ц человек свободолюбивый, не терп€щий компромиссов в творчестве, то мне важно было знать наверн€ка: Ђћ. Ѕаттерфл€йї получитс€ по-насто€щему фееричным, имеющим отношение к театральному искусству, а не окажетс€ обычным мыльным пузырем, который раздуют и преподнесут охочим до жареного зрител€м. ћен€ уговаривали два мес€ца, пока € не согласилс€ї.

Ц » спектакль стал €влением в театральном мире. Ћеонид ѕарфенов, к примеру, в ЂЌамедниї поставил премьеру Ђћ. Ѕаттерфл€йї в один р€д Ц по значимости Ц с убийством –аджива √анди, референдумом о сохранении ———– и распадом ёгославииЕ

Ёрик: Ђƒа, эта постановка стала серьезным событием. » только благодар€ моему участию. Ќо знали бы вы, сколько сил мне стоил каждый выход на сцену. я ведь там не только пел, но и пл€сал, и произносил монологи. ћне проще было спеть сольный концерт, чем участвовать в таком шоуї.

Ц —пектакль Ђћ. Ѕаттерфл€йї продержалс€ на сцене полтора года. ј потом вы ушли. »з-за усталости?

Ёрик: ЂЌет, € ушел из-за хамского отношени€ администрации. ƒаже не ко мне Ц со мной-то, наоборот, эти люди всегда вели себ€ довольно м€гко, потому что понимали: € уйду Ц и постановку придетс€ закрывать. ј вот с прочими актерами общались как с рабами. Ќо € честно выполнил все свои об€зательства: ушел только после того, как истек срок действи€ моего контракта. ј дальше началс€ вообще кошмар: чтобы не потер€ть спектакль, на мою роль ввели какого-то контртенора, который пел в микрофон (при слове Ђмикрофонї на лице  урмангалиева по€вл€етс€ брезглива€ маска. Ц јвт.). » полгода они разъезжали по стране с афишами, где было написано мое им€ї.

Ц ј почему про свою работу в фильме Ђ¬окальные параллелиї вы тоже не хотите говорить? –ежиссер Ц –устам ’амдамов, ваша партнерша Ц –ената Ћитвинова, картина была в этом году показана на ¬енецианском фестивалеЕ ≈сть о чем рассказать.

Ёрик: Ђћы снимали эту ленту целых восемь лет Ц периодически возникали проблемы с финансированием. “ак что сн€ли, выпустили Ц и до свидани€.  ино Ц не мой жанрї.

Ц Ќо фильм вам понравилс€?

Ёрик: Ђј € его пока не видел.  ак-то не складываетс€ собратьс€ и посмотреть, что получилось. ƒа и нет особого желани€. ” мен€ сейчас другие задачи: мы с моими коллегами занимаемс€ тем, что реставрируем неизвестные оперы ћоцарта и –оссини Ц разыскиваем их по крупицам, переписыва€сь с музе€ми в ≈вропе, јмерикеї.

Ђ¬окальные параллелиї Ц кино очень странное. Ќесколько бывших актрис, путешеству€ по бескрайним степ€м, вдруг обнаруживают старое пианино. » Ц начинают по очереди исполн€ть классические арии. ѕоразительно: многие рецензенты даже не догадались, что в роли одной из певиц выступает мужчина. (я, например, долго хихикала, прочитав такой пассаж Ђкинокритикаї: Ђѕростые казашки, которым сподручнее было бы петь народные песни и воспитывать детей в своих юртах, заливаютс€ р€дом с овцами изысканными и вышколенными в лучших вокальных школах мира голосами.  стати, в фильме снимались всамделишные оперные певицы, которые поют всамделишными голосамиї. Ц јвт.)

ћонологи дл€ фильма написала –ената Ћитвинова. ќна же играет роль подружки восточных певиц. Ќе самой доброй, между прочим: ох, с каким злобным выражением лица она бросает в героиню  урмангалиева €блоки!

Ц  ак работалось с –енатой Ћитвиновой?

Ёрик: Ђ”жасно! —нимали при любых погодных услови€х, не важно Ц холод или зной, в лицо посто€нно пускали дым, от которого € начинал задыхатьс€. ј еще было очень неловко ходить в открытых туфл€х, да еще тонкие чулки оказались такими неудобными! —плошной кошмар!ї

Ц  ака€-то полна€ безнадега. —кажите, а что вас порадовало в последнее врем€?

Ёрик: Ђѕроект плотного сотрудничества с ѕьером  арденом. ћы познакомились в 1998 году Ц великий кутюрье увидел запись с моим концертом и сразу решил пригласить к себе в театр. “огда, семь лет назад, это было просто сольное выступление в ѕариже. ј совсем недавно мы встретились и решили, что нужно придумать что-нибудь необычное.  ак раз сейчас обсуждаем, будет ли это спектакль или шоу. ƒумаю, если мы с вами встретимс€ где-то через полгода, € уже смогу рассказать что-то более конкретноеї.

erik
Galina 05.08.2006 07:02:42
I was a student in Gnesins Institute in the same group as Erik. He is an amazing talent (in addition to his vocal talent he is a unique dancer). I remember him practicing in dorm and all the walls were shaking from the force of his voice. I am looking for any recording on internet and find nothing. I live in USA. Please help me to find anything recorded by Erik. My name is Galina Sheynberg (Kazakova) All the best to Erik.

ћой друг Ёрик
√алина ћартыновска€ 05.12.2015 08:21:51
ћне посчастливилось служить гл.администратором в јлександринском театре.» на нашей сцене проходили гастроли театра –омана √ригорьевича ¬иктюка.¬ершиной и кульминацией гастролей был Ёрик  урмангалиев - лучша€ ћ,Ѕаттерфл€й всех времЄн и народов.ћы очень подружились и Ёрик раз в неделю звонил мне из ћосквы ,беседовали по часу,он много рассказывал о своЄм творчестве.ќчень жаль,что так рано ушЄл такой уникальный гений!!

Ёрик  урмангалиев
ќльга 24.08.2016 09:58:22
Ѕесподобный, неподражаемый, гениальный артист! ”жасно жаль, просто до слез... ќн так рано покинул этот мир и много не успел... ћне очень жаль, что € так поздно узнала о нем... ÷арствие небесное ¬ам, великий Ёрик... ѕомним, любим...




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлла Ћарионова: ∆изнь как в сказке?
ѕосетило:20262
јлла Ћарионова
—инди  роуфорд. Ѕиографи€
ѕосетило:8370
—инди  роуфорд
ќснователь модного дома УKarl LagerfeldФ
ѕосетило:12117
 арл Ћагерфельд

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru