В конце мая в российскую столицу приехал погостить Евгений Крейнис - актер театра-студии «St.ART» (Лейпциг). Воспользовавшись появившейся возможностью, мы встретились с ним, чтобы поговорить о том, как живется русскоязычным театрам в Германии.
01.05.2013
У себя в Лейпциге ты участвуешь в постановках театра. Что это за театр?
- Наш театр-студия называется «St.ART», организован в прошлом году, 5 февраля нам исполнился год. Наша первая постановка была «В мире животных…». Мы ставили басни Крылова, в частности, «Ворону и Лисицу», одну басню Михалкова, а также использовали произведение немецкого баснописца.
Нами занимается профессиональная актриса, которая работала в СССР, потом уехала в Германию, ее фамилия Елена Серопова. Ваши читатели могут найти фильм «Поездка в Висбаден», она там снималась совсем молодой. В этом театре-студии, помимо того, что мы репетируем, мы проходим все то, что делают в театральном ВУЗе: этюды, техника речи, дыхание, скороговорки. Занятия платные, но плата умеренная, потому что мы нашли спонсора.
Также мы создаем литературные вечера об интересных людях. У нас, например, был вечер о Мендельштаме.
А после басен мы сделали к 8 марта такой мини-спектакль, у каждого было свое вымышленное имя, и мы разыгрывали разные сцены, я играл Отелло. У меня не было слов, только мимика, я реагировал на Дездемону, которая очень долго готовится к удушению. Отелло в конце концов засыпает.
Помимо театра-студии лично я участвую в детских спектаклях. Начинал я в двух сказках. В «Весенней сказке» я играл роль эльфа, там нужно было спасать весну от Бабы-Яги. И на новый год я играл мешок с подарками, это была не менее важная роль, чем у деда Мороза. Потом у нас была «Белоснежка и семь гномов», где я играл Охотника, еще был спектакль «Карлик Нос», где я играл Вильгельма Гауфа, а сейчас мы репетируем «Золушку» Шварца, где я играю Лесничего.
В театре студии я занимаюсь каждую субботу, а эти спектакли мы играем по приглашениям. Меня приглашают фактически всегда, я на хорошем счету, людей у нас вообще мало, особенно мужчин, их в театральных коллективах всегда нехватка.
Расскажи, как ты увлекся театром.
Кто сыграл Рика Граймса? Посетило:13247 |
Николай Камов. Биография Посетило:11887 |
А где у вас туалет? Посетило:4331 |
- Это случилось в 19 лет. Я работал тогда на одном заводе, и к нам пришла работать еще одна девушка, с которой мы в перерыве разговорились о театре и выяснили, что есть театр в Доме культуры. Это было в подмосковном городе Пушкино. Мне сказали, что там ставят очень серьезную пьесу, такую, что обычно ставят лишь в профессиональных театрах. Я подготовил басню, стихотворение. Меня взяли. Но закончить постановку нам не удалось, так как в Доме Культуры случился пожар.
Но ведь человек, который один раз выступил на сцене и заболел театром, будет болен им всю жизнь… Немного погодя я случайно увидел объявление о наборе в другой театр-студию, и, конечно, пошел. Там режиссер был немножко с прибабахом, и он сказал: «Мы будем ставить «Ромео и Джульетту»». Я там был самый более-менее старший, в основном, была молодежь, школьники, я там был самым странным. Мы все обрадовались, но когда наш режиссер сказал, что это будет пантомима, наступила немая сцена, почти как у Гоголя в «Ревизоре». Пантомима вышла смешная, я исполнял несколько ролей. Но я благодарен этому режиссеру не за это, а за то, что мы во второй части нашего показа инсценировали рассказ Чехова, который раньше никто не ставил. Есть такой рассказ «Последняя могиканша». Роль моя была – затюканный муж. Муж, дворянин, забыл, что он дворянин, и жена решила его отвести к предводителю дворянства, чтобы тот напомнил. У меня небольшой монолог, во второй части, за обедом, когда мне брат жены читает нотацию.
После этого мы репетировали «Пир во время чумы», но мое прочтение священника не понравилось режиссеру, он взял эту роль себе, а я человек гордый, ушел из спектакля. Мы должны были показывать на дне города «Последнюю могиканшу», я сказал: «Ищите другого актера, я с вами работать не буду». Вот и все. После этого было затишье, потом иммиграция, и я после нескольких лет появился в еврейской общине, где есть театральный коллектив. Мы начали репетировать постановку по произведениям Семена Альтова. Мне там вообще ничего не светило, я просто ходил смотреть, пока одна женщина не устроила скандал нашему режиссеру, и она ее отстранила от роли. И эту роль должен был играть я, но у нас так ничего и не вышло.
Потом как-то я встречаю одну свою знакомую, и она мне говорит, что они ставят водевиль. Я говорю: «Но я не пою! Я драматический актер, но не поющий». Она говорит: «Тебе петь там не надо. У тебя будет очень интересная роль». Я пришел в назначенный день и узнал, что у меня за роль. Это одушевленный персонаж, но мифический. Я играл Духа Времени. А водевиль был на тему, кто основал Одессу.
Потом мы поставили с ними «Золушку», но на новый лад, для взрослых. Если сейчас я буду играть Лесничего в классическом виде, как он написан у Шварца, то там я был не Лесничий, а Часовщик. Потом мы поставили «Ночь перед Рождеством». Во мне были собраны все центральные роли. Больше у нас с этим режиссером не получилось.
Вот все, что касается моей карьеры. Я еще решил участвовать в самодеятельности – читаю стихи, юмористическую прозу, потому что я член «Юмор-клуба». На 1 апреля мы делаем всякие концерты. Я долго, скрипя зубами, советуясь с друзьями, родными, участниками «Юмор-клуба», долго не хотел брать рассказ Жванецкого. У меня есть элемент подражания, и я знал, что пойдут на голос Жванецкого. Рассказ назывался «Баба-Яга», и с помощью моей мамы мне все-таки удалось его исполнить перед зрителями.
Есть ли у тебя любимые театры в Москве?
- В Москве любимых театров у меня много, но самый любимый и посещаемый мной – это театр им. Моссовета. А так у меня есть несколько любимых театров, и в каждом есть не один, не два, а несколько любимых актеров.
А как обстоит дело с театрами в Лейпциге?
- У нас есть театры драматические, но в связи с тем, что у меня есть языковой барьер, я их не посещаю, а потому очень скучаю по театрам. Я один раз сходил в оперу, но больше я туда не ходок, потому что они очень любят все модернизировать. У меня есть один любимый театр – Театр Комедии. Там идут оперетты, все они в классическом стиле поставлены, я все их пересмотрел.
Сейчас к нам в еврейскую общину начали приезжать артисты с творческими вечерами, у нас была Елена Яковлева, Вениамин Смехов. Приезжал Роман Карцев, прекрасный человек, мне понравился его концерт. Пока я в Москве, у нас на гастролях Ефим Шифрин.
А русскоязычные театры у вас в городе есть?
- В Берлине есть русский театр, а у нас – только любительские, самодеятельные театры.
Планируете ли серьезные классические постановки?
- Пока, насколько мне известно, у нас в планах их нет. Единственное, что у нас будет более-менее серьезное – это проект к юбилею битвы народов в Лейпциге. Но в основном все в юмористическом ключе. Мы хотим зрителей радовать.
Кого хотелось бы сыграть из классического репертуара?
- Я хотел бы сыграть графа Альмавиру, хотел бы, чтобы мы поставили рассказы Чехова «Медведь», «Предложение», но это мои мечты.
В «Школе современной пьесы» есть спектакль «А чой-то ты во фраке?», поставленный по этим рассказам.
- Да, но у нас не все актеры поющие, я не поющий артист, это я говорю всем, но иногда приходится петь. Сейчас я расскажу курьезный случай.
Когда я играл мешочек, у меня была песня мешочка, с речитативом. Когда этот же человек решил ставить «Белоснежку», и я, получив роль, спросил: «Надеюсь, Охотнику петь не надо?» Но он, как все режиссеры, ухватился за идею и заставил меня петь. Зрителям понравилось. Но теперь, репетируя роль Лесничего, я очень рад, что мне петь не надо. Потому что мне медведь на ухо наступил. Ни слуха, ни голоса.
Успел ли ты побывать в театре, пока гостишь сейчас в Москве?
- Мы сходили с мамой в театр Моссовета, посмотрели прекрасную постановку «Свадьбы Кречинского», премьеру прошлого года. Там играют Евгений Стеблов, Валентина Талызина, Александр Леньков, Кречинского играет мой любимый артист Анатолий Васильев.
Принято считать, что классика архаично сейчас смотрится, но, на мой взгляд, – нет, эта вещь очень современна. В наше время есть такие Кречинские, Расплюевы…
Как я понял, ты в курсе всех последних российских сериалов и фильмов.
- Да, у меня есть русское телевидение, я поставил себе тарелку, принимаю два спутника, смотрю, в основном, Первый канал и РТР планета. Но сейчас я ТВ смотрю реже, так как общаюсь и смотрю все комедийные сериалы в интернете, такие как «Папины дочки», «Универ», «Интерны»... Иногда хочется после работы отдохнуть, расслабиться и просто посмеяться.
В нашем театре и кино есть очень талантливые артисты, такие, как Сергей Безруков, среди женщин я могу отметить Алену Бабенко. Есть актеры не очень молодые, но тоже талантливые, такие как Добровольская, Дробышева. Обожаю Аронову и Гришаеву, особенно их замечательный спектакль «Мадмуазель Нитуш» (жаль, что Нонна больше в нем не играет). Конечно, я люблю и старых артистов. У меня есть любимые артистки, такие как Ахеджакова, Аросева, я очень любил покойную ныне Касаткину. Многие не любили ее за манеру говорить, но я ее обожаю.
Я на вашем сайте зарегистрировался там, где надо посылать отзывы, рецензии, я там тоже писал свои заметки, когда умирали великие. Очень жалко, что многих нет уже с нами.
А если вернемся к ныне живущим, я преклоняюсь перед талантом актера и режиссера Галины Борисовны Волчек…
У меня была няня, она была двоюродной теткой актрисы Ларисы Голубкиной. Так что про Ларису Голубкину я знаю много...
Но некоторых актеров я понять не могу. Есть актеры, которых я раньше очень любил, а теперь разлюбил. Например, Татьяна Доронина и Геннадий Хазанов...
В Лейпциге проходят какие-то театральные фестивали?
- В Лейпциге проходит «Неделя смеха», а театральный фестиваль только в Берлине. В рамках Берлинского фестиваля к нам приезжал Берлинский русский театр, мы там смотрели Чехова.
Ты часто ходишь в кино?
- Ходим, смотрим кино на немецком языке, даже в 3D, посмотрели «Трех мушкетеров», замечательный мультфильм «Кот в сапогах» от создателей «Шрэка», теперь хотим посмотреть «Титаник» в 3D. Конечно, мы ходим в кино, мировое кино есть мировое кино.
- Но, театр… «Любите ли вы театр так, как люблю его я?!»…
Твои пожелания сайту Кино-Театр.Ру.
Я хочу посоветовать всем читателям сайта найти в интернете и посмотреть постановки и фильмы с Пляттом, с Раневской. Смотрите наше старое кино… Кстати, я о Фаине Георгиевне делал вечер. Участвовать в вечерах – это одно дело, а самому делать – совсем другое. Я набрал материалы, напечатал, скомпоновал, подобрал отрывки из фильмов. Людям понравилось.
Франц Беккенбауэр. Биография Посетило:18132 |
Лариса Долина: Первая леди джаза Посетило:12472 |
Герман Титов. Биография Посетило:22304 |