Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ƒезидерио —еттинь€но

   /   

Deziderio Settiano

   /
             
‘отографи€ ƒезидерио —еттинь€но (photo Deziderio Settiano)
   

ƒень рождени€: 01.01.1430 года
ћесто рождени€: —еттинь€но, “оскана, »тали€
ƒата смерти: 16.01.1464 года
ћесто смерти: ‘лоренци€, »тали€
¬озраст: 34 года

√ражданство: »тали€

Ѕиографи€

»таль€нский скульптор.

ќдним из самых утонченных скульпторов раннего италь€нского ¬озрождени€ был ƒезидерио да —еттинь€но. ќн принадлежал ко второму поколению флорентийских мастеров, то есть к тем, которые уже не были первооткрывател€ми нового искусства, но вс€чески развивали его методы и творческие принципы.

22.10.2008

 ак известно, у истоков ренессансной скульптуры стоит великий реформатор ƒонателло, преобразивший почти все виды пластики от рельефа до конного монумента. ƒонателло обновил сами основы скульптурного ремесла. ќн возродил забытый еще с античных времен хиазм - то есть такую естественную постановку человеческой фигуры, когда основна€ т€жесть тела перенесена на одну ногу, плечо опущено, друга€ нога согнута и соответствующее ему плечо подн€то. —тремление к естественности привело ƒонателло к новой трактовке традиционных сюжетов, что тоже открыло дл€ скульптуры необозримые пути развити€.

ƒезидерио —еттинь€но фотографи€
ƒезидерио —еттинь€но фотографи€

¬се новшества ƒонателло были восприн€ты учениками и последовател€ми. —реди них был и ƒезидерио. ѕравда, он не училс€ непосредственно у ƒонателло, а проходил обучение, видимо, в мастерской Ѕернарде –осселлино. ќднако во всем творчестве ƒезидерио ощущаетс€ несомненное вли€ние великого скульптора.

ѕодобно многим скульпторам ¬озрождени€ он вышел из семьи каменщиков. ≈го отец был каменотесом, как и многие жители —еттинь€но - небольшого местечка около ‘лоренции. ¬ 1453 году, уже выйд€ из мастерской –осселлино, он записалс€ в цех флорентийских мраморщиков. ¬ том же году им была начата работа над надгробием канцлера ‘лорентийской республики  арло ћарсуппини.

¬ эпоху раннего ¬озрождени€ скульптурное надгробие становитс€ совершенно иным, нежели в средние века. ќно приобретает более солидные размеры и призвано в первую очередь восхвал€ть достоинства и добродетели умершего. —оответственно этому идейным центром композиции становитс€ фигура покойного. ¬ оформлении надгроби€ умело сочетаютс€ рельеф и свободно сто€ща€ скульптура, а также архитектурный и орнаментальный декор. —ложна€ композици€ дает мастеру возможность использовать не только разнообразные техники, но и включить в образное решение различные символы и аллегории. ¬се сказанное относитс€ и к гробнице канцлера ћарсуппини, которую ƒезидерио поставил в церкви —анта  роче. ” противоположной стены церкви сто€ла гробница известного гуманиста и ученого Ћеонардо ¬руни работы Ѕернарде –осселлино.

ќба сооружени€ поразительно схожи. ¬идимо, ƒезидерио специально поставил перед собой задачу повторени€ композиции своего учител€, но лишь в общих чертах. ¬ детал€х же гробницы отличаютс€ ƒруг от друга.

—аркофаг, на котором возлежит тело умершего, покоитс€ на подиуме, украшенном гирл€ндами и масками. ќн фланкирован с двух сторон пил€страми; между ними перекинута полукругла€ арка, декорированна€ гирл€ндами и аллегорическими фигурами. ¬нутри арки - рельеф с изображением ћадонны с младенцем в медальоне, поддерживаемом ангелами. “акова композици€ обеих гробниц.

ќднако по обилию декоративных мотивов и художественной отделке деталей ƒезидерио превзошел своего учител€. –исунок архитектурных деталей также оказалс€ у ƒезидерио более изысканным и утонченным в пропорци€х. ¬ообще ƒезидерио продемонстрировал в этой работе особое умение при обработке мрамора сохран€ть его живую поверхность, как бы свет€щуюс€ изнутри. “ак работали античные ва€тели, но лишь немногим скульпторам ¬озрождени€ удалось достичь подобных высот мастерства.

ƒругой работой, напоминающей своей композицией из архитектурных и скульптурных форм гробницу ћарсуппини, стала мраморна€ дарохранительница в одной из часовен церкви —ан-Ћоренцо во ‘лоренции. «десь резец ƒезидерио обрабатывает камень с еще большей вычурностью, тонкостью и разнообразием. јрхитектурные детали сплошь покрыты нежным лиственным орнаментом. ѕоражает многообразие рельефа - от самого плоского до почти свободно сто€щей статуи. ѕомимо чисто художественных достоинств композици€ ƒезидерио обладала глубоким символическим религиозным содержанием.

Ћучшие дн€

јлександр ¬асилевский. Ѕиографи€
ѕосетило:15480
јлександр ¬асилевский
—амое большое количество одновременно удерживаемых рекордов
ѕосетило:10069
јшрита ‘урман
'—тиль “онета'
ѕосетило:9143
ћихаель “онет

ќсобым достижением раннеренессансной скульптуры стали новые методы работы над рельефом: известный еще с древних времен, в руках италь€нских ва€телей он становитс€ предметом новаторских поисков, толчком дл€ которых было бурное развитие живописи и открытие математической перспективы. –ельеф делают разнообъемным, что дает возможность вводить в композицию многоплановые сцены, строить по законам перспективы пространство и размещать в нем большое количество действующих лиц, словом, добиватьс€ той достоверности изображени€, котора€ могла бы соперничать с самой реальностью. ѕодобные рельефы, не в таком количестве и не так мастерски, как ƒонателло, делал и ƒезидерио. ќдин из них представл€ет центральную часть дарохранительницы в —ан-Ћоренцо. Ќа нем виден прекрасно изображенный интерьер зала в классическом стиле, в противоположных двер€х которого различимы фигуры мол€щихс€ ангелов. »гра света и тени на поверхности мрамора столь трепетна и неуловима, что создаетс€ впечатление внутреннего движени€, пульсации жизни в самом камне.

—реди других рельефов ƒезидерио следует назвать медальоны с головками херувимов на фасаде капеллы ѕацци, идущие в виде фриза пр€мо над колоннадой. «десь мастер про€вил себ€ как умелый физиономист, создав р€д разных по мимике и настроению детских лиц.

–аннеренессансна€ скульптура возродила портретный жанр, что было вызвано интересом к человеческой личности, ее внутреннему миру. »нтересно при этом отметить, что мужские портреты, при всем стремлении мастера к героизации образа, с необыкновенной точностью передавали индивидуальные черты моделей. ∆енские и детские портреты, как у ƒезидерио, более идеализированы, хот€ и здесь сохран€лось несомненное портретное сходство.

∆енские портреты работы ƒезидерио наве€ны не только античными образами. ¬ них несомненно вли€ние раннеренессансной живописи - профильных портретов ѕизанелло или знаменитого двойного портрета герцога ‘едериго да ћонтефельтро с женой кисти ѕьеро делла ‘ранчески. —видетельство тому тот факт, что ƒезидерио создавал свои портреты без расчета на круговой обход, а дл€ воспри€ти€ с двух точек зрени€ - в фас и в профиль. “аковы женский портрет из Ќационального музе€ во ‘лоренции (1460-1464) или портрет ћариетты —троцци (после 1454) из музе€ ¬ерлин-ƒалем. ќбраз прелестной молодой женщины с неуловимым выражением лица (улыбка это или насмешка?) особенно привлекает в портрете из берлинского музе€. ћрамор обработан с удивительным умением - переданы и трепетность нежной кожи, и фактура тканей, мелкие детали одежды и украшений. ¬се это свидетельствует о большом мастерстве, изысканном вкусе скульптора. Ќедаром ƒжованн€ —анти - отец –афаэл€ - в своей поэме называл ƒезидерио "даровитым, нежным и прекрасным". Ёти слова можно в полной мере отнести и к скульптурам ƒезидерио, которые обрели достойное место в истории италь€нской пластики.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—амое большое количество одновременно удерживаемых рекордов
ѕосетило:10069
јшрита ‘урман
јлександр ягубкин. Ѕиографи€
ѕосетило:16914
јлександр ягубкин
—екрет молодости ƒжулианны ћур
ѕосетило:41861
ƒжулианна ћур

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru