Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

 лаус —лютер

   /   

Claus Sluter

   /
             
‘отографи€  лаус —лютер (photo Claus Sluter)
   

ƒень рождени€: 01.01.1340 года
ћесто рождени€: ’арлем, Ќидерланды
ƒата смерти: 28.12.1406 года
ћесто смерти: ƒижон, “ого
¬озраст: 67 лет

√ражданство: Ќидерланды

ќсновоположник 'северного реализма'

—кульптор

«начительный скульптор —еверной ≈вропы XIVЧXV веков, один из основоположников Ђсеверного реализмаї, последователем которого в дальнейшем стал ян ван Ёйк

30.08.2016

—ведени€ о жизни этого человека, вообще, весьма немногочисленны и св€заны они главным образом с его творческой биографией. »звестно, что около 1380 года он жил в Ѕрюсселе, а в 1385 году приехал в ƒижон, столицу Ѕургундии, где становитс€ придворным мастером герцога ‘илиппа —мелого.* ќтныне вс€ жизнь и творчество  лауса —лютера будут св€заны c ƒижоном. “очно неизвестно, чем занималс€ —лютер до переезда в ƒижон. Ќекоторые моменты жизни скульптора помогла про€снить лишь находка французского искусствоведа ∆. ƒюбержа, обнаружившего его им€ в списках корпорации каменщиков и резчиков Ѕрюссел€, в которой он состо€л с 1379 по 1385 год. Ёто открытие дает хот€ бы небольшую возможность узнать, чем занималс€ —лютер до переезда в ƒижон. ћожно предположить, что  лаус уже тогда имел определенные навыки в обращении с камнем.

 лаус —лютер фотографи€
 лаус —лютер фотографи€

¬ марте 1385 года  лаус —лютер начинает работу у известного фландрского скульптора ∆ана де ћарвил€*, автора проектов многих сооружений, возводимых ‘илиппом Ѕургундским. ѕосле смерти ћарвил€ в 1389 году —лютер зан€л его место, унаследовав все права, титулы и привилегии бывшего руководител€. Ќо главное - —лютер стал продолжателем дел своего предшественника. ќн украсил скульптурными работами монастырь Ўартрез де Ўаммоль, церковь —ент-Ўапель де ƒижон, замок ∆ермоль.

—лютер был не только талантлив, но чрезвычайно трудолюбив и фанатично предан искусству.   тому же —лютер был скрытным, недоверчивым человеком, любил работать один, вдали от шума и суеты. ќн никогда не был женат, не имел детей. —разу же после размещени€ в подаренном ему герцогом особн€ке - который в народе просто называли "дом  лауса" - он прин€лс€ за его переоборудование - в частности приказал установить везде крючки, запоры, засовы. ј спуст€ несколько мес€цев построил дл€ работы галерею с большими окнами на втором этаже.

„исло помощников мастера никогда не превышало дев€ти человек. —лютер заменил фламандцев, которые работали ранее у ћарвил€, на бургундских мастеров. ≈динственное исключение сделал дл€ плем€нника  лауса де ¬ерве, которого он специально пригласил из √олландии и старалс€ сделать из него продолжател€ своих дел.

ѕортал церкви монастыр€ Ўартрез де Ўаммоль - одно из самых известных ( и хорошо сохранившихс€) произведений мастера.

–ешение украсить портал церкви монастыр€ Ўартрез де Ўаммоль было прин€то еще при жизни ∆ана ћарвил€. ¬ 1388 году сюда привезли каменные блоки дл€ изготовлени€ статуй донаторов монастыр€ - ‘илиппа Ѕургундского и ћаргариты ‘ландрской.

ƒл€ размещени€ статуй  лаус —лютер устроил площадки на выступающих консол€х. ѕодобна€ установка представл€ла значительную трудность, но давала новое, необычное художественное и композиционное решение - фигуры отрывались от стены, как бы жили в пространстве.

ћонастырь был основан бургундскими властител€ми в честь Ѕогородицы ƒевы ћарии. »менно ее образ стал центром скульптурной композиции.

Ћучшие дн€

–удольфо ¬алентино. Ѕиографи€
ѕосетило:7145
–удольфо ¬алентино
¬ладимир ћа€ковский: –еволюци€, любовь, смерть
ѕосетило:6791
¬ладимир ћа€ковский
–елиги€ и рок
ѕосетило:6491
ѕетр ћамонов

¬ трактовке —лютера ћари€ стала не столько символом небесной царицы, сколько образом земной матери - она отличаетс€ насто€щей женской красотой. ≈е тело отклонено назад, чтобы удобнее видеть сына, сид€щего на правой руке. ¬ выражении лица ћарии, во всей фигуре живет предчувствие горестного будущего ее сына. (¬ообще, это стандартные инетно-учебниковые фразы, никуда не денешьс€ - хотите - берите их на заметку, но лучше не надо - по крайней мере, все - честное слово, € вижу здесь совсем другое, но ѕроторенессанс прин€то описывать такими вот предложени€ми - так что еще долго будут описывать - смиримс€. - das_gift)

√ерцог и герцогин€, сто€ на колен€х, мол€тс€. —тату€ герцога стала одним из замечательных творений французской скульптуры вообще. Ёто уже старик, но физическа€ мощь фигуры говорит о том, что недаром в схватках с англичанами при ѕуатье герцог ‘илипп Ѕургундский получил к своему имени приставку —мелый. Ћицо освещено улыбкой, в которой и хитрость, и доброта. Ёто человек власти, умудренный огромным опытом воина и дипломата.

¬ 1394-1406 —лютер совместно с плем€нником  лаусом де ¬ерве создал дл€ того же монастыр€ композицию "√олгофа", которую прин€то считать вершиной творчества мастера.

Ђ√ологофаї некогда украшала двор монастыр€. ¬ первоначальном виде композици€ представл€ла собой шестигранный постамент почти двухметровой высоты, увенчанный каменным расп€тием и окруженный шестью стату€ми библейских пророков, которые за столети€ до евангельских событий возвестили о смерти и воскресении ’риста. ¬ерхн€€ композици€ плохо сохранилась, а до наших дней уцелел лишь так называемый Ђ олодец пророковї ( или " олодец ћоисе€"), включающий постамент и скульптуры. ”крашающие Ђ олодецї статуи замечательны монументальностью форм, жизненной выразительностью и мужественной силой образов. “ворчество —лютера оказало значительное вли€ние на развитие искусства ¬озрождени€ во ‘ранции, Ќидерландах и √ермании.

—егодн€ трудно предполагать, чем, собственно, вдохновл€лс€ скульптор, в чем истоки патетики, скорби, суровой правды быти€, которые он заставил жить в камне.  акие мысли посещали художника в последние годы жизни. ќщущал ли —лютер кризис своего времени, что за событи€, личные ли, общечеловеческие ли, преломились через него в искусстве. Ќесомненно другое: впервые в средневековом искусстве ‘ранции и именно благодар€ таланту —лютера €вилась миру возрожденческа€ по сути своей мысль о трагичности человеческой жизни. —уровый реализм —лютера опрокинул сказочные иллюзии о продолжении жизни в потустороннем мире. ( ≈ще один штамп - оставл€ю, не исправл€€ - в коллекцию штампов - das_gift).

—лютер работал без отдыха. ќбразы ’риста, ƒевы ћарии, ћарии ћагдалины, св€того »оанна, как указывают монастырские писцовые книги, он завершил 30 июн€ 1399 года.

»исус, расп€тый на кресте, вполне традиционен, в терновом венце, с божественным ореолом.

» у подножи€ креста характерна€ дл€ подобной композиции сцена: справа - безутешна€ ƒева ћари€, обративша€ взгл€д к сыну, слева - св€той »оанн, впереди - св€та€ ћагдалина: длинные волосы, падающие на плечо, права€ рука выт€нута, чтобы обн€ть крест.   сожалению, от этой скульптурной группы остались только фрагменты.

ќднако —лютеру предсто€ло еще решить трудную задачу украшени€ основани€ колодца. ќн создает сложную многофигурную композицию.

Ўесть ангелов как бы поддерживают покатую террасу, символизирующую гору √олгофу, на которой установлены расп€ти€ и фигуры св€тых.

Ќиже ангелов, по кругу - статуи шести пророков в человеческий рост: ћоисе€, ƒавида, »сайи, ƒаниила, «ахарии, »еремии. ќни расположены в нише шестигранного пьедестала и укреплены на каменных консол€х, украшенных листвой чертополоха, винограда, цикори€. Ќа плоском срезе каждой консоли написано по-латыни им€ св€того. Ќиши отделены друг от друга из€щными колоннами. —кульптуры " олодца пророков" раскрашены и позолочены.

¬нешне пророки схожи с аналогичными персонажами готических соборов в —анлисе, Ўартре, –еймсе. ќбразы исполнены в соответствии с описанием их характеров в Ѕиблии. Ќо позы, жесты, выражени€ лиц, даже одежда передают нам их внутреннее состо€ние, целую гамму чувств, которые испытывают они при мысли о страдани€х ’риста.

ѕророки —лютера словно погружены в созерцание гр€дущих трагических событий, в размышлени€ над вещими словами, начертанными на их книгах и свитках. »счезла строга€ торжественность готических статуй.

¬ величественной фигуре ћоисе€ обращают на себ€ внимание оде€ни€ с обилием складок, прекрасно передающие м€гкость материи и обильно драпирующие грузное тело, словно €вл€€сь его просторной оболочкой, а также выступающие детали, которые как будто пытаютс€ проникнуть в окружающее пространство, стрем€сь "захватить" его как можно больше.

‘игура в тюрбане - ƒаниил, лысый старик - пророк »сай€. Ёти превышающие натуральную величину статуи с еще сохранившимис€ следами позолоты и раскраски больше похожи на персонажей средневековой мистерии, замерших на подмостках в ожидании своего монолога.

¬ фигуре пророка »сайи поражают точность и зрелый реализм каждой детали, от мельчайших подробностей одежды до прекрасно переданной морщинистой кожи. ¬ отличие от статуи ћоисе€ лицо »сайи обладает чисто портретной индивидуальностью. » это впечатление не обманчиво. »тогом развити€ искусства скульптуры этого периода, где творчество  лауса —лютера, безусловно, его вершина, стало по€вление первых со времен античности насто€щих портретов. »менно приверженность конкретным детал€м материального мира отличает его реализм от реализма тринадцатого столети€.

Ќад монументом —лютер работал одиннадцать лет. Ѕолезнь, другие заказы мешали осуществлению замысла. " олодец пророков" помогли завершить соратники, хот€ их работа в основном сводилась к выполнению декора.

„асто средневековую скульптуру по содержательному наполнению став€т в один р€д с разыгрываемыми представлени€ми - мистери€ми. » действительно, " олодец пророков" - это мистери€ в камне, котора€ разыгрывалась —лютером в Ўартрез де Ўаммоль.

» еще одно творение великого мастера. Ёто надгробие ‘илиппа —мелого и ћаргариты ‘ландрской. ≈го в 1410 году заканчивал  лаус де ¬ерве.

¬от что пишут о нем в своей статье ё. Ѕычков и ј. ¬ишн€ков: "√ерцог ‘илипп и герцогин€ ћаргарита лежат на черной мраморной плите, молитвенно сложив руки. √олова ‘илиппа, украшенна€ короной, покоитс€ на подушке. ƒлинное белое оде€ние покрывает широка€ парадна€ манти€, из-под царской одежды видны железные башмаки, сделанные из тонких пластинок. ќни напоминают, что это воин-рыцарь. ƒва больших крылатых ангела... безучастно держат рыцарский шлем. ¬ их лицах выражение вечного поко€, умиротворени€, тихой грусти, они привлекательны как негромка€ мелоди€, ласкающа€ слух.

ќслепительно бела€ галере€ окружает все надгробие. јрки галереи, колонки раздел€ют архитектурное пространство на множество частей. »менно здесь поместил —лютер плакальщиков - небольшие фигурки, высотой 45 сантиметров, одетые в плать€ и балахоны, покрытые капюшонами. ”дивительное сочетание силы и тонкости работы! ¬ этих фигурках плен€ют тщательно, почти ювелирно сделанные детали. —овершенство композиции и деталей, гармони€ всех элементов, больших и малых, закономерность их чередовани€ производ€т впечатление игры, скрытой музыки.

ѕлакальщики старые и молодые, худые и толстые, с бородами и без них, грустные и улыбающиес€. ќдни просматривают книги, другие размышл€ют над чем-то. ѕоражает разнообразие оде€ний, украшений, по€сов, застежек. ј как прит€гательны дл€ глаз фигурки людей, прогуливающихс€ в галерее ћонахи в позах обыденных и естественных. ќдин заткнул нос, чтобы не чувствовать запаха тлени€. ƒругой горестно поник. «десь и светские персонажи в специальной обр€довой одежде.

—лютер переступил грань, к которой подошла к началу XV века французска€ скульптура. –еализм про€вилс€ у него в собственном смысле этого слова.

–еалистичны портреты герцога и герцогини, жизненно достоверны без какой бы то ни было идеализации их черт статуи пророков и фигурки плакальщиков. –азмеры, естественные линии тел, их пропорциональность, мельчайшие детали подчеркивают индивидуальность изображений, особенно лиц персонажей".

ќднако налет религиозности вносит в могучее реалистическое творчество —лютера мистический оттенок. Ќо все же религиозность —лютера никогда не доходит до того, чтобы затмить внутреннюю жизнь человека. Ќаоборот, вкус —лютера к реальной жизни, его редкостна€ наблюдательность помогали достигнуть правды жизни, которой он вдохновл€лс€. ƒуховное прозрение —лютера усиливало видимую действительность и характеры.

”мер  лаус —лютер в €нваре 1406 года, завещав, как это было прин€то в —редние века, все свои сбережени€ монастырю —ент-Ётьен де ƒижон.

»з остальных произведений —лютера до нас дошли лишь названи€: "ѕьета", представл€юща€ ƒеву ћарию с двум€ ангелами и ’риста (1390); "»зображение Ѕога —аваофа" на своде церкви в јнже (1393); там же - "—в€той √еоргий и св€той ћихаил, ведущий закованного Ћюцифера", "—в€та€ јнна", "—в€той »оанн ≈вангелист на фасаде —ент-Ўапель" (точной даты нет).

ќсобенное вли€ние на развитие североевропейской скульптуры оказали фигуры пророков ƒаниила и »сайи.

—лютер €вилс€ дл€ мен€ откровением. Ќеожиданным . ѕотр€сающим, совпадающим по ритму Ц уникальным. ѕророк »ереми€ вызывает дрожь Ц у обработанного камн€ есть душа Ц душа скульптора? душа того, кто позировал? того и другого? Ц можно сказать, они принесли жертву камню.

—ухие пальцы, сжатые губы, морщины Ц напр€женные Ц это обычное выражение лица, они не разглаживаютс€. ”зор по вороту. —тара€ книга - каменные страницы не кажутс€ ветхими - они ветхие. ѕопросите у него почитать, что там написано - реакци€ будет. Ќе испугаетесь, а?

Ќо полуметровые плакальщики просто потр€сли Ц капюшонами, позами, настроем, настроением и знанием того, что неизвестно нам Ц потому что они наход€тс€ в этом мире на шестьсот лет больше, чем мы, и наход€тс€ в основании могилы - над ними за слоем камн€ - истлевшее тело Ц тот мир им тоже знаком.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕорфирий »ванов. Ѕиографи€
ѕосетило:17220
ѕорфирий »ванов
ѕервый покоритель Ёвереста
ѕосетило:15472
Ёдмунд ’иллари
ћастер боевых искусств
ѕосетило:13282
—тивен —игал

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru