Людибиографии, истории, факты, фотографии

Клаус Слютер

   /   

Claus Sluter

   /
             
Фотография Клаус Слютер (photo Claus Sluter)
   

Год рождения: 1340 Место рождения: Харлем, Нидерланды
Год смерти: 1406
Место смерти: Дижон, Того
Возраст: 66 лет
Гражданство: Нидерланды

Основоположник 'северного реализма'

Скульптор

Значительный скульптор Северной Европы XIV—XV веков, один из основоположников «северного реализма», последователем которого в дальнейшем стал Ян ван Эйк

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

30.08.2016

Сведения о жизни этого человека, вообще, весьма немногочисленны и связаны они главным образом с его творческой биографией. Известно, что около 1380 года он жил в Брюсселе, а в 1385 году приехал в Дижон, столицу Бургундии, где становится придворным мастером герцога Филиппа Смелого.* Отныне вся жизнь и творчество Клауса Слютера будут связаны c Дижоном. Точно неизвестно, чем занимался Слютер до переезда в Дижон. Некоторые моменты жизни скульптора помогла прояснить лишь находка французского искусствоведа Ж. Дюбержа, обнаружившего его имя в списках корпорации каменщиков и резчиков Брюсселя, в которой он состоял с 1379 по 1385 год. Это открытие дает хотя бы небольшую возможность узнать, чем занимался Слютер до переезда в Дижон. Можно предположить, что Клаус уже тогда имел определенные навыки в обращении с камнем.

Клаус Слютер фотография
Клаус Слютер фотография

В марте 1385 года Клаус Слютер начинает работу у известного фландрского скульптора Жана де Марвиля*, автора проектов многих сооружений, возводимых Филиппом Бургундским. После смерти Марвиля в 1389 году Слютер занял его место, унаследовав все права, титулы и привилегии бывшего руководителя. Но главное - Слютер стал продолжателем дел своего предшественника. Он украсил скульптурными работами монастырь Шартрез де Шаммоль, церковь Сент-Шапель де Дижон, замок Жермоль.

Реклама:

Слютер был не только талантлив, но чрезвычайно трудолюбив и фанатично предан искусству. К тому же Слютер был скрытным, недоверчивым человеком, любил работать один, вдали от шума и суеты. Он никогда не был женат, не имел детей. Сразу же после размещения в подаренном ему герцогом особняке - который в народе просто называли "дом Клауса" - он принялся за его переоборудование - в частности приказал установить везде крючки, запоры, засовы. А спустя несколько месяцев построил для работы галерею с большими окнами на втором этаже.

Число помощников мастера никогда не превышало девяти человек. Слютер заменил фламандцев, которые работали ранее у Марвиля, на бургундских мастеров. Единственное исключение сделал для племянника Клауса де Верве, которого он специально пригласил из Голландии и старался сделать из него продолжателя своих дел.

Портал церкви монастыря Шартрез де Шаммоль - одно из самых известных ( и хорошо сохранившихся) произведений мастера.

Решение украсить портал церкви монастыря Шартрез де Шаммоль было принято еще при жизни Жана Марвиля. В 1388 году сюда привезли каменные блоки для изготовления статуй донаторов монастыря - Филиппа Бургундского и Маргариты Фландрской.

Для размещения статуй Клаус Слютер устроил площадки на выступающих консолях. Подобная установка представляла значительную трудность, но давала новое, необычное художественное и композиционное решение - фигуры отрывались от стены, как бы жили в пространстве.

Монастырь был основан бургундскими властителями в честь Богородицы Девы Марии. Именно ее образ стал центром скульптурной композиции.

Лучшие дня

Александр Борисов. Биография
Посетило:19358
Александр Борисов
Ваш дружелюбный сосед Тоби Магуайр
Посетило:5771
Тоби Магуайр
Интересная и бескомпромиссная
Посетило:5038
Октавия Батлер

В трактовке Слютера Мария стала не столько символом небесной царицы, сколько образом земной матери - она отличается настоящей женской красотой. Ее тело отклонено назад, чтобы удобнее видеть сына, сидящего на правой руке. В выражении лица Марии, во всей фигуре живет предчувствие горестного будущего ее сына. (Вообще, это стандартные инетно-учебниковые фразы, никуда не денешься - хотите - берите их на заметку, но лучше не надо - по крайней мере, все - честное слово, я вижу здесь совсем другое, но Проторенессанс принято описывать такими вот предложениями - так что еще долго будут описывать - смиримся. - das_gift)

Герцог и герцогиня, стоя на коленях, молятся. Статуя герцога стала одним из замечательных творений французской скульптуры вообще. Это уже старик, но физическая мощь фигуры говорит о том, что недаром в схватках с англичанами при Пуатье герцог Филипп Бургундский получил к своему имени приставку Смелый. Лицо освещено улыбкой, в которой и хитрость, и доброта. Это человек власти, умудренный огромным опытом воина и дипломата.

В 1394-1406 Слютер совместно с племянником Клаусом де Верве создал для того же монастыря композицию "Голгофа", которую принято считать вершиной творчества мастера.

«Гологофа» некогда украшала двор монастыря. В первоначальном виде композиция представляла собой шестигранный постамент почти двухметровой высоты, увенчанный каменным распятием и окруженный шестью статуями библейских пророков, которые за столетия до евангельских событий возвестили о смерти и воскресении Христа. Верхняя композиция плохо сохранилась, а до наших дней уцелел лишь так называемый «Колодец пророков» ( или "Колодец Моисея"), включающий постамент и скульптуры. Украшающие «Колодец» статуи замечательны монументальностью форм, жизненной выразительностью и мужественной силой образов. Творчество Слютера оказало значительное влияние на развитие искусства Возрождения во Франции, Нидерландах и Германии.

Сегодня трудно предполагать, чем, собственно, вдохновлялся скульптор, в чем истоки патетики, скорби, суровой правды бытия, которые он заставил жить в камне. Какие мысли посещали художника в последние годы жизни. Ощущал ли Слютер кризис своего времени, что за события, личные ли, общечеловеческие ли, преломились через него в искусстве. Несомненно другое: впервые в средневековом искусстве Франции и именно благодаря таланту Слютера явилась миру возрожденческая по сути своей мысль о трагичности человеческой жизни. Суровый реализм Слютера опрокинул сказочные иллюзии о продолжении жизни в потустороннем мире. ( Еще один штамп - оставляю, не исправляя - в коллекцию штампов - das_gift).

Слютер работал без отдыха. Образы Христа, Девы Марии, Марии Магдалины, святого Иоанна, как указывают монастырские писцовые книги, он завершил 30 июня 1399 года.

Иисус, распятый на кресте, вполне традиционен, в терновом венце, с божественным ореолом.

И у подножия креста характерная для подобной композиции сцена: справа - безутешная Дева Мария, обратившая взгляд к сыну, слева - святой Иоанн, впереди - святая Магдалина: длинные волосы, падающие на плечо, правая рука вытянута, чтобы обнять крест. К сожалению, от этой скульптурной группы остались только фрагменты.

Однако Слютеру предстояло еще решить трудную задачу украшения основания колодца. Он создает сложную многофигурную композицию.

Шесть ангелов как бы поддерживают покатую террасу, символизирующую гору Голгофу, на которой установлены распятия и фигуры святых.

Ниже ангелов, по кругу - статуи шести пророков в человеческий рост: Моисея, Давида, Исайи, Даниила, Захарии, Иеремии. Они расположены в нише шестигранного пьедестала и укреплены на каменных консолях, украшенных листвой чертополоха, винограда, цикория. На плоском срезе каждой консоли написано по-латыни имя святого. Ниши отделены друг от друга изящными колоннами. Скульптуры "Колодца пророков" раскрашены и позолочены.

Внешне пророки схожи с аналогичными персонажами готических соборов в Санлисе, Шартре, Реймсе. Образы исполнены в соответствии с описанием их характеров в Библии. Но позы, жесты, выражения лиц, даже одежда передают нам их внутреннее состояние, целую гамму чувств, которые испытывают они при мысли о страданиях Христа.

Пророки Слютера словно погружены в созерцание грядущих трагических событий, в размышления над вещими словами, начертанными на их книгах и свитках. Исчезла строгая торжественность готических статуй.

В величественной фигуре Моисея обращают на себя внимание одеяния с обилием складок, прекрасно передающие мягкость материи и обильно драпирующие грузное тело, словно являясь его просторной оболочкой, а также выступающие детали, которые как будто пытаются проникнуть в окружающее пространство, стремясь "захватить" его как можно больше.

Фигура в тюрбане - Даниил, лысый старик - пророк Исайя. Эти превышающие натуральную величину статуи с еще сохранившимися следами позолоты и раскраски больше похожи на персонажей средневековой мистерии, замерших на подмостках в ожидании своего монолога.

В фигуре пророка Исайи поражают точность и зрелый реализм каждой детали, от мельчайших подробностей одежды до прекрасно переданной морщинистой кожи. В отличие от статуи Моисея лицо Исайи обладает чисто портретной индивидуальностью. И это впечатление не обманчиво. Итогом развития искусства скульптуры этого периода, где творчество Клауса Слютера, безусловно, его вершина, стало появление первых со времен античности настоящих портретов. Именно приверженность конкретным деталям материального мира отличает его реализм от реализма тринадцатого столетия.

Над монументом Слютер работал одиннадцать лет. Болезнь, другие заказы мешали осуществлению замысла. "Колодец пророков" помогли завершить соратники, хотя их работа в основном сводилась к выполнению декора.

Часто средневековую скульптуру по содержательному наполнению ставят в один ряд с разыгрываемыми представлениями - мистериями. И действительно, "Колодец пророков" - это мистерия в камне, которая разыгрывалась Слютером в Шартрез де Шаммоль.

И еще одно творение великого мастера. Это надгробие Филиппа Смелого и Маргариты Фландрской. Его в 1410 году заканчивал Клаус де Верве.

Вот что пишут о нем в своей статье Ю. Бычков и А. Вишняков: "Герцог Филипп и герцогиня Маргарита лежат на черной мраморной плите, молитвенно сложив руки. Голова Филиппа, украшенная короной, покоится на подушке. Длинное белое одеяние покрывает широкая парадная мантия, из-под царской одежды видны железные башмаки, сделанные из тонких пластинок. Они напоминают, что это воин-рыцарь. Два больших крылатых ангела... безучастно держат рыцарский шлем. В их лицах выражение вечного покоя, умиротворения, тихой грусти, они привлекательны как негромкая мелодия, ласкающая слух.

Ослепительно белая галерея окружает все надгробие. Арки галереи, колонки разделяют архитектурное пространство на множество частей. Именно здесь поместил Слютер плакальщиков - небольшие фигурки, высотой 45 сантиметров, одетые в платья и балахоны, покрытые капюшонами. Удивительное сочетание силы и тонкости работы! В этих фигурках пленяют тщательно, почти ювелирно сделанные детали. Совершенство композиции и деталей, гармония всех элементов, больших и малых, закономерность их чередования производят впечатление игры, скрытой музыки.

Плакальщики старые и молодые, худые и толстые, с бородами и без них, грустные и улыбающиеся. Одни просматривают книги, другие размышляют над чем-то. Поражает разнообразие одеяний, украшений, поясов, застежек. А как притягательны для глаз фигурки людей, прогуливающихся в галерее Монахи в позах обыденных и естественных. Один заткнул нос, чтобы не чувствовать запаха тления. Другой горестно поник. Здесь и светские персонажи в специальной обрядовой одежде.

Слютер переступил грань, к которой подошла к началу XV века французская скульптура. Реализм проявился у него в собственном смысле этого слова.

Реалистичны портреты герцога и герцогини, жизненно достоверны без какой бы то ни было идеализации их черт статуи пророков и фигурки плакальщиков. Размеры, естественные линии тел, их пропорциональность, мельчайшие детали подчеркивают индивидуальность изображений, особенно лиц персонажей".

Однако налет религиозности вносит в могучее реалистическое творчество Слютера мистический оттенок. Но все же религиозность Слютера никогда не доходит до того, чтобы затмить внутреннюю жизнь человека. Наоборот, вкус Слютера к реальной жизни, его редкостная наблюдательность помогали достигнуть правды жизни, которой он вдохновлялся. Духовное прозрение Слютера усиливало видимую действительность и характеры.

Умер Клаус Слютер в январе 1406 года, завещав, как это было принято в Средние века, все свои сбережения монастырю Сент-Этьен де Дижон.

Из остальных произведений Слютера до нас дошли лишь названия: "Пьета", представляющая Деву Марию с двумя ангелами и Христа (1390); "Изображение Бога Саваофа" на своде церкви в Анже (1393); там же - "Святой Георгий и святой Михаил, ведущий закованного Люцифера", "Святая Анна", "Святой Иоанн Евангелист на фасаде Сент-Шапель" (точной даты нет).

Особенное влияние на развитие североевропейской скульптуры оказали фигуры пророков Даниила и Исайи.

Слютер явился для меня откровением. Неожиданным . Потрясающим, совпадающим по ритму – уникальным. Пророк Иеремия вызывает дрожь – у обработанного камня есть душа – душа скульптора? душа того, кто позировал? того и другого? – можно сказать, они принесли жертву камню.

Сухие пальцы, сжатые губы, морщины – напряженные – это обычное выражение лица, они не разглаживаются. Узор по вороту. Старая книга - каменные страницы не кажутся ветхими - они ветхие. Попросите у него почитать, что там написано - реакция будет. Не испугаетесь, а?

Но полуметровые плакальщики просто потрясли – капюшонами, позами, настроем, настроением и знанием того, что неизвестно нам – потому что они находятся в этом мире на шестьсот лет больше, чем мы, и находятся в основании могилы - над ними за слоем камня - истлевшее тело – тот мир им тоже знаком.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Колоссальное кинонаследие Питера Фалька
Посетило:9623
Питер Фальк
Отец информатики
Посетило:11748
Алан Матисон Тьюринг
Виктор Цой: Звезда по имени Солнце
Посетило:13951
Виктор Цой

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history