Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

”иль€м —тейг

   /   

William Steig

   /
             
‘отографи€ ”иль€м —тейг (photo William Steig)
   

ƒень рождени€: 14.11.1907 года
ћесто рождени€: Ѕруклин, —Ўј
ƒата смерти: 06.10.2003 года
ћесто смерти: Ѕостон, —Ўј
¬озраст: 95 лет

√ражданство: —Ўј
—оцсети:


”иль€м —тейг, папа Ўрека

ќдин из самых известных иллюстраторов јмерики, знаменитый американский художник

¬сегда следует помнить, что пишешь дл€ детей, иначе может кончитьс€ тем, что напишешь "¬ойну и мир".
/”. —тейг/

14.11.2022

Ќе стоит задумыватьс€ о возрасте. Ћучше давайте упакуем "два чемодана: один с едой, второй - преимущественно с едой" и отправимс€ в путь. “акой совет дает «ик, одаренный молодой поросенок, который среди ночи бежит из дома: он просто угнетен тем, что его игра на гармонике повергает всю его семью в сон независимо от того, веселую или грустную мелодию он наигрывает. Ёта истори€ рассказываетс€ в детской книжке "«ик ѕиппин", вышедшей в свет 14 но€бр€ 1995 года, в тот день, когда ее автору, писателю и художнику ”иль€му —тейгу исполнилось 87 лет. »стори€ о «ике ѕиппине стала его 25-й книгой дл€ детей, и почти все из них, по€вл€вшиес€ на прот€жении почти четверти века, по-прежнему активно переиздаютс€, а отдельные книги вдруг оказываютс€ переведенными на самые неожиданные €зыки, на гавайский, к примеру. —тоит ли удивл€тьс€, что именно стейговский герой и его книга послужили прототипом дл€ знаменитого "Ўрека", великолепного мульфильма о зеленом великане по имени Ўрек?

”иль€м —тейг фотографи€
”иль€м —тейг фотографи€

—тейг-художник свой первый рисунок подал в журнал The New Yorker еще в 1930 году. ¬сего же на страницах The New Yorker было опубликовано более 1650 рисунков —тейга, а 170 попали на обложку. ¬еро€тно, самой известной серией рисунков (можно ли их назвать комиксами?) €вл€етс€ сери€ "ћалыши", котора€ повествует о хулиганствах и развлечени€х изобретательных и драчливых мальчишек и девчонок. ќни - уличные подростки, похожие друг на друга и на своего создател€ —тейга: у всех них коренастые фигурки, гор€щие глаза, носы картошкой, плотные щечки. ј самым известным рисунком на обложке, кажетс€, стал тот, что по€вилс€ 9 ма€ 1953 года v портрет шестилетнего художника с кистью в руке, облокотившегос€ на только что нарисованное им дерево, листва которого утопает в си€нии желтого солнышка, даже ¬ан √ог залюбовалс€ бы!

» все же больша€ часть творчества —тейга предназначена дл€ взрослых. Ќа этих рисунках мы видим мужчин и женщин, орущих и ссор€щихс€ друг с другом, шлепающих своих детей, с подозрительностью и холодностью разгл€дывающих друг друга, утопа€ в м€коти кресел. Ќа одном из рисунков перед нами предстает женщина, сто€ща€ у могилы своего покойного мужа: ее рот открыт, палец застыл в воздухе, она продолжает неоконченный при его жизни спор.

”иль€м —тейг фотографи€
”иль€м —тейг фотографи€

—тиль —тейга сложно описать каким-то одним словом, ибо он беспрестанно мен€лс€, порой каждую неделю. ќб ухаживани€х, любви и страсти —тейг предпочитает "говорить" в классической манере: пышнобедрые нимфы, рыцари, сатиры, мужчины в образе петухов, цари в образе львов. ¬се его герои одеты очень забавно v веро€тно, так, как человеческую одежду изобразил бы ребенок. Ќа его рисунках много животных и масок, правда, в основном печальных.

¬ большинстве его книг действующие персонажи v это мальчики и девочки в образе животных: порос€т, мышат, щен€т, гус€т, осл€т и л€гушат, одетых в пиджачки и брючки, шл€пки и платьица. Ёта подмена, котора€ на первый взгл€д кажетс€ всего лишь очаровательным приемом, преследует более глубокую цель. "¬ какой-то момент € пон€л, что с животными € могу обращатьс€ вольнее, чем с людьми, и заставл€ть их делать странные вещи, - призналс€ недавно —тейг. я просто одел их так же, как это делали до мен€ и другие писатели".

√ерои и героини —тейга, молодые и невинные, наталкиваютс€ на непреодолимые преп€тстви€, с ними случаютс€ страшные беды. “ак, поросенка по имени –оланд ("–оланд-музыкант") сначала чуть не задушили, потом его чуть не придавил огромный валун, а затем он повис на сучке. ќсленок —ильвестр превратилс€ в скалу. јмос, мышонок из истории "јмос и Ѕорис", упал за борт посреди океана, а кита по имени Ѕорис выбросило на берег во врем€ урагана. Ёйбел, мышонок из рассказа "ќстров Ёйбела", проводит год на необитаемом острове, а ѕерл, очень маленькую свинку из истории "Ќеобыкновенна€ косточка", чуть не сварила, приправив листь€ми зеленого салата, лисица. Ќесмотр€ на жуткие испытани€, все эти маленькие герои сохран€ют мужество и стойко перенос€т непри€тности. » тут мы начинаем понимать, что выживание v вот суть этих историй. Ёти зверушки не только милые и забавные. »м свойственны такие качества, как твердость духа, инициативность и оптимизм. »м нравитс€ вечное движение. ќни -прирожденные бойцы.

я - отец четверых детей разного возраста, и когда в середине 70-х мы с женой читали вслух нашему младшему сыну истории "—ильвестр и волшебный камень", "јмос и Ѕорис", " алеб и  ейт" и другие, мен€ охватывала жалость, что мои старшие дочери, которым в то врем€ было чуть больше двадцати, по€вились на свет так рано и не смогут оценить эти литературные сокровища детским взгл€дом.

я обнаружил, что книги —тейга есть на книжных полках многих моих друзей. —тоило только напомнить им название одной из его книг или им€ геро€, и их лица светлели.

Ћучшие дн€

√енерал от инфантерии
ѕосетило:9145
Ћавр  орнилов
—екс-символ российского кино или несчастный семь€нин?
ѕосетило:4982
Ќиколай  рючков
—ама€ пожила€ олимпийска€ чемпионка
ѕосетило:3558
Ћиди€ ¬идеман

”оррен ћиллер, молодой коллега —тейга, помнит, каким тот был много лет назад. "я тогда играл на трубе в разных джазовых клубах, а он приходил, садилс€ в угол и внимательно слушал, - рассказывает ћиллер. v «наете, он всегда был таким внимательным. ћне нрав€тс€ его книги, его рисунки. ≈сть одна фраза, которую € никогда не забуду (из "јмоса и Ѕориса", когда кита выбрасывает на песчаный берег): " ит в песочной панировке". ѕо словам ‘рэнка ћоуделла, художника The New Yorker и детского писател€, —тейг всегда носил одежду темных тонов и теннисные туфли. "ƒаже по меркам художников он выгл€дел очень неформально. ћне всегда казалось, что он стоит где-то в стороне и наблюдает за нами. ћы жили неподалеку друг от друга. ќднажды он ни с того, ни с сего за€вил мне, что его квартира нравитс€ ему гораздо больше, чем мо€. я удивилс€: у мен€ была квартира на дев€том этаже, с террасой и отличным видом из окна, а у него второй этаж, сами понимаете. “огда он подвел мен€ к своему окну. » тут € увидел то, что видит он: мимо двигались потоки мужчин, женщин, детей, собак и машин. Ёто был как будто телевизор, который показывал ему весь мир".

"ќн такой наблюдательный художник!- отмечает ћоуделл. - ¬се почему-то думают, что талантливые художники могут изобразить все что угодно, но это не так. Ќевозможно нарисовать собаку, если ты не знаешь собак. ≈го картины полны таких деталей, которых нет у других художников. ¬се эти лошади, собаки, скалы- ќн изучил их досконально. ћожно сказать наверн€ка, что —тейгу не грозит остатьс€ в одиночестве".

"я не знаю, как у него это получаетс€, - замечает Ћи Ћоуренс, художественный редактор The New Yorker. ћне кажетс€, что романтика у него выражаетс€ только в цвете. ¬се настолько продумано! ≈го подход настолько своеобразен, что у него нельз€ учитьс€ или что-то заимствовать. »м можно только восхищатьс€".

Ќезадолго до этого € беседовал с ћэри ѕоуп ќсборн, детской писательницей, из-под пера которой вышло более 30 книг.  огда € сказал ей, что пишу статью о —тейге, она не удержалась: "ј знаете, ведь он был героем писателей моего поколени€. ≈му удавалось писать в странной манере, которую можно пон€ть только интуитивно. я никогда не знала, как это у него получаетс€".

”иль€м —тейг и его жена ƒжин в 1992 году переехали из  оннектикута в Ѕостон. и мы договорились о встрече. Ѕилл и ƒжин женаты с 1968 года. »х сын ƒжереми - известный джазовый флейтист. ” —тейга две дочки от первого брака: Ћюси, психолог, и ћэгги, актриса. ¬се они обожают рисовать, и у них это неплохо получаетс€. ј уж внуков и правнуков —тейга на пальцах не перечесть! ¬се книги —тейг посв€щает своим многочисленным потомкам.

ƒжин тоже художник, автор примечательной коллекции фигурок в римском стиле, которые она создала из кусочков дерева и металла, найденных на улице. ∆илище —тейгов кажетс€ до краев наполненным искусством, однако на стенах не так уж много работ самого —тейга. "ќн этого не любит v чувствует себ€ не в своей тарелке", - поделилась ƒжин. ¬прочем, бывают и исключени€. ƒжин показывает мне пару небольших €рких гобеленов, в которых чувствуетс€ знакомый почерк: оказываетс€, пока по телевизору показывали разбирательства ”отергейтского дела, ”иль€м просто не мог позволить себе сидеть сложа руки и по ходу выучилс€ вышивать.

¬ молодости —тейг посещал Ќациональную академию дизайна, но утверждает, что ничего там не почерпнул. "ћне больше нравилось играть в футбол во дворе", - признаетс€ мастер.

ќн невысок, коренаст, у него голубые глаза. —покойный трудолюбивый профессионал. ќн поседел, но волосы по-прежнему топорщатс€, как у мальчишки. ≈му сложно дать 80 лет, да и вообще, сложно сказать, сколько ему, потому что больше всего он похож на студента. √оворит спокойно, размеренно, в его голосе до сих слышитс€ специфический выговор, типичный дл€ Ѕронкса, где он вырос. ¬рем€ от времени —тейг нет-нет да и ввернет какой-нибудь неожиданный вопрос или выскажет свежую идею, котора€ придает беседе новый и неожиданный поворот.

  написанию детских книг —тейг пришел в середине 60-х благодар€ художнику The New Yorker Ѕобу  раусу, который вдохновил на написание детских книг многих "звезд" в мире детской литературы. "Ёто Ѕоб  раус заставил мен€ написать "–оланда", а мне чрезвычайно понравилось, потому что вырвало мен€ из мира рекламы, - рассказывает —тейг. - ј ведь мне было уже почти 60".

¬ книгах —тейга посто€нно звучит тема семьи: дети всегда возвращаютс€ к своим родител€м. "я всегда считал, что семь€ это своего рода помеха. ћои родители очень зависели от мен€, фактически € поддерживал их всю свою жизнь. я был вынужден работать на семью, но делал это по доброй воле и с любовью, - говорит ”иль€м. ¬о врем€ ¬еликой депрессии мой отец (он был мал€ром) разорилс€. —таршие брать€ жили отдельно, младшему было 17. » тогда мой старик сказал мне: "¬се зависит от теб€". ≈динственное, что € умел, это рисовать. Ќе прошло и года, как мои рисунки стал покупать The New Yorker".

¬ семье —тейгов было четверо сыновей, ”иль€м третий по счету. ≈го отец, социалист и человек твердых моральных правил, в немалой степени повли€вших на —тейга, был очень предприимчивым человеком. Ќаписав книгу о песике по имени ƒоминик, который попадает в глубокую лисью нору и при виде облизывающихс€ лис начинает рыть землю и в итоге успешно выбираетс€ на поверхность, —тейг вдруг пон€л, что этот энергичный, люб€щий приключени€ герой очень похож на его отца.

" огда € был ребенком, вслух мне никогда не читали, - вспоминает художник-писатель. Ќо когда € подрос, полюбил читать сам. ” нас не было радио, не было телевизора. ћы бегали в кино, в кинотеатр, куда пускали за п€ть центов- ’одили в библиотеку, где нам разрешали брать два романа и две нехудожественные книги за один раз. »ногда удавалось найти роман, обложка которого не была похожа на беллетристику, и тогда правило можно было обойти".

"¬ы были уличным подростком?", - спрашиваю €. " онечно, именно уличным и был, и бегал вместе с другими мальчишками нашего двора. ¬ нашей компании были даже две девочки - —офи  озански и ѕерл Ѕилмич".

“ут € замечаю, что все эти реб€та кажутс€ мне знакомыми. ќн сначала удивл€етс€, а потом хлопает себ€ по лбу: "јх, да!  онечно! "ћалыши", ѕерл из "Ќеобыкновенной косточки".

"ј как вы относитесь к ѕикассо?- вдруг спрашивает мен€ он. » недаром ѕикассо с его любовью к переменам был кумиром —тейга, причем единственным.  огда-то —тейг навсегда разругалс€ с давним другом, который усомнилс€ в глубине таланта ћастера.

—тейг страдает от эмфиземы, котора€ поедает его энергию. "»ногда € прихожу в кабинет и не могу ничего делать, сижу и тупо разгадываю кроссворды", - жалуетс€ он. Ќо, в целом, состо€нием здоровь€ он доволен и считает, что своим долголетием об€зан доктору ¬ильгельму –айху, "радикальному психологу" из ¬енеции, разработавшему теорию органотической энергии. ѕо теории доктора –айха, человеческое тело окружено полем органотической энергии (оргон), диапазон которого определ€етс€ вегетативным оживлением организма. ¬ли€€ на это поле, можно корректировать здоровье. «а много лет до встречи со —тейгом –айх излечил от рака мать ”иль€ма. ј составной частью терапии —тейга стали ежедневные "органотические ванны" дл€ этого нужно забиратьс€ в "аккумул€тор оргона", металлический контейнер, напоминающий телефонную будку.

Ќаш разговор возвращаетс€ к его творчеству. "–исование - это то, чем €, по моему ощущению, и должен заниматьс€, а вот потребности писать книги у мен€ нет, - признаетс€ —тейг. - я и так сделал больше, чем изначально планирован. Ёто не вдохновение. я отношусь к написанию книг дл€ детей серьезно".

я задаю ему об€зательный вопрос: не €вл€етс€ ли дл€ него написание детских книг способом остатьс€ ребенком?

—тейг отвечает очень прочувствованно: "я думаю, что люблю детей больше, чем среднестатистический человек. — ними € расслабл€юсь гораздо больше, чем со взрослыми. я скромный - это мо€ пожизненна€ проблема. ј дети очень искренние, у во взрослых это встречаетс€ не так часто.  огда нам исполн€етс€ 30, приходит врем€ переставать быть ребенком. Ќе имеет смысла пытатьс€ остатьс€ молодым, это мгновенно превратит теб€ в старика. ќднако € думаю, что сохранил частичку детского простодуши€. Ќе исключено, что € просто слишком туп, чтобы заниматьс€ чем-то другим".




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:14977
√еоргий ярцев
ћастер боевых искусств
ѕосетило:13206
—тивен —игал
 оролева спринта
ѕосетило:17776
Ћюдмила  ондратьева

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru