Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

”иль€м ћорган

   /   

William Morgan

   /
             
‘отографи€ ”иль€м ћорган (photo William Morgan)
   

Ѕиографи€

выдающийс€ английский художник-керамист.

”иль€м ‘ренд ƒе ћорган (1839-1917) - выдающийс€ английский художник-керамист, сын известного математика јвгуста ƒе ћоргана. —вое художественное образование ”иль€м начинает в двадцать лет. «акончив художественную школу при  оролевской јкадемии, ƒе ћорган сближаетс€ в начале 1860-х годов с ”иль€мом ћоррисом и художниками его круга.

13.10.2008

“алантливый теоретик и практик декоративного искусства ”иль€м ћоррис - одна из самых €рких фигур второй половины XIX столети€. ќн начал борьбу за возрождение художественных ремесел, счита€ машинное производство главной причиной тогдашнего упадка в искусстве. ¬ 1861 году ћоррис основал фирму, в которой собрал искусных ремесленников, и привлек к работе некоторых из самых известных английских художников - ‘.”эбба, Ё.ЅЄрн-ƒжонса, ƒ.√.–оссетти и других. ћастерска€ ћорриса изготовл€ла мебель, набивные ткани, обои, витражи, керамику, шпалеры. «асилью эклектики, т€желовесной пышности и вычурного украшательства ћоррис противопоставл€л целесообразность простых форм, чистоту цвета, изысканно-стилизованные мотивы растительного и животного мира в строго сообразованном с поверхностью предмета декоре.

ƒе€тельность ћорриса положила начало широкому движению за обновление декоративного искусства во всей ≈вропе. —ила воздействи€ концепций ћорриса на художественную общественность ≈вропы изменила в корне отношение к прикладному искусству, заставив задуматьс€ над ролью бытовых вещей в формировании духовной культуры человека.

ѕримкнув к кружку ћорриса, ƒе ћорган вскоре оставл€ет живопись и начинает заниматьс€ витражами, а около 1869 года переходит к керамике.

Ёто древнейшее искусство, при кажущемс€ процветании, находилось в то врем€ в состо€нии глубокого кризиса. ѕрошло полтора столети€ со времени открыти€ европейцами секрета изготовлени€ фарфора - тончайшего вида керамики. ¬ XVIII веке фарфор воспринималс€ как драгоценность, его природные свойства высоко ценились и вс€чески обыгрывались. ƒекор сливалс€ с формой в гармоничном единстве художественного образа.   середине XIX столети€ фарфор перестал быть чудом, сделалс€ слишком привычным. ≈го белизна исчезает под позолотой или сплошным цветным крытьем, его тонкость и хрупкость скрываютс€ в имитаци€х металла, дерева и т. д. √лавным акцентом в художественном решении становитс€ живописный декор, все менее согласующийс€ с материалом и формой. ‘а€нсовое производство по большей части подражало издели€м XVIII века или впр€мую работало "под фарфор". ƒругие виды керамики были прочно забыты либо существовали в виде антикварных поделок (например, италь€нские фирмы, работавшие в стиле майолики XVI века).

Ќе приемлющий современного ему фарфорового "уродства", ƒе ћорган обратилс€ к глине. ќн увлекаетс€ средневековой восточной керамикой. ≈го завораживают нежные перламутровые и металлические отблески люстра (пигмент, придающий отблеск керамическому изделию) испано-мавританских майолик и си€ющие глазури иранской керамики. » от изготовлени€ витражей ƒе ћорган переходит к экспериментированию над составами и способами обжига керамических масс и глазурей. ¬ подвале дома на ‘ицрой-сквер, где жил художник, он устраивает керамическую печь, соединив ее с дымоходом камина. “ехнологические опыты кончаютс€ пожаром, и ƒе ћоргану приходитс€ искать более удобное место дл€ своей де€тельности. ќн посел€етс€ в „елси, тихом, старомодном пригороде Ћондона, в доме под названием "ќранжевый", и устраивает свои печи в саду. —уществует легенда, что в одном из соседних домов за сто лет до этого, в 1770-е годы, ƒж.¬еджвуд со своими помощниками расписывал знаменитый "—ервиз с зеленой л€гушкой", хран€щийс€ в ленинградском Ёрмитаже.

ƒе ћорган не только экспериментирует над составами масс и глазурей, но и над системой обжига, придумывает новые способы нанесени€ декора, сам конструирует горны, делает чертежи инструментов, тщательно вникает во все детали работы. ”порные труды художника увенчиваютс€ довольно быстрым успехом. ќн начинает производить изразцы, декоративные блюда и вазы, расписанные в "персидской" гамме красок с преобладанием зеленого и бирюзового и отличающиес€ высоким качеством глазурей. ќсобенно прославили ƒе ћоргана издели€, расписанные люстрами. —екреты люстров были утрачены в середине XVII века. ¬ 1856 году на италь€нской керамической фабрике в ƒоччиа (близ ‘лоренции) способ нанесени€ люстров был найден вновь. Ќесколько италь€нских мастеров приезжали к керамистам —таффордшира (традиционного керамического центра јнглии) дл€ обучени€ их этому процессу, но результаты были незначительны. —реди английских художников и знатоков ходила фраза, что "секрет люстра - это своего рода философский камень керамистов". —амосто€тельное открытие люстров ƒе ћорганом и высокие художественные достоинства его изделий считались в художественных кругах высшим достижением английской керамики, о чем было упом€нуто даже в Ѕританской Ёнциклопедии.

¬ „елси часто бывали ћоррис и его семь€, здесь укрепилась их дружба с ƒе ћорганом. Ќо ќранжевый дом становилс€ тесен. ¬ 1882 году ƒе ћорган арендует дл€ своей фабрики участок земли в ћэртоновском аббатстве (—уррей), где за год до этого обосновалась мастерска€ ћорриса. Ќо через шесть лет он переводит фабрику в ‘улхэм (по соседству с „елси) из-за ухудшившегос€ здоровь€. ѕо этой же причине начина€ с 1892 года ƒе ћорган проводит все зимы во ‘лоренции. –уководство фабрикой раздел€ет с ним его компаньон архитектор ’элси –икардо. ¬о ‘лоренции была организована мастерска€, где ƒе ћорган делал рисунки и модели керамики, посыла€ их в Ћондон. Ѕольшое место в керамическом производстве ƒе ћоргана занимали изразцовые мозаичные панно, которыми украшались интерьеры домов и пароходов. “ак, им была исполнена "географическа€" сери€ дл€ шести судов: "«еленые долы јнглии", "Ћондон", "Ўторм", " итай" (горы и джонки), "»нди€" (серые слоны и золотые тигры). —и€юща€ лучезарность этих композиций напоминала об »ране и —редней јзии.

ƒе ћорган очень любил изразцовую керамику и тонко чувствовал ее природу. ќн мечтал о широком ее применении на внешних стенах домов. "ясно, что люстр и подглазурные росписи могут быть употреблены на всех част€х зданий, которые лов€т лучи восход€щего солнца", - писал художник. Ќо едва ли не большее значение в его творчестве имели расписные декоративные вазы и блюда. Ёто издели€ простых, традиционных дл€ глин€ной посуды форм. –осписи сложного рисунка гармонично располагаютс€ по поверхности сосуда и отличаютс€ изысканной колористической гаммой.  ак и на моррисовских обо€х, эти композиции составлены из стилизованных мотивов, но у ƒе ћоргана преобладают анималистические темы, и в этих стилизаци€х возникают впечатл€ющие художественные образы. Ѕлагородна€ косул€, темным силуэтом поданна€ на узорчатом фоне листвы; €щерица, весело танцующа€ на своем хвосте; рыбы на отростках кораллов и т. д. ќсобенно много морских мотивов - художник страстно любил море и поэтизировал таинственность водных глубин.

Ћучшие дн€

 удесник из  ургана
ѕосетило:13558
√авриил »лизаров
јлексей Ѕаталов: Ќе торгу€сь с судьбой
ѕосетило:10481
јлексей Ѕаталов
ѕенсионер покоривший гору  илиманджаро
ѕосетило:8665
–ичард Ѕайерли

ƒе ћорган всю жизнь черпал вдохновение из неисс€каемого источника прекрасного искусства керамики ¬остока, а позднее - √реции и  рита, но он отнюдь не был подражателем. ≈го произведени€ свидетельствуют о €ркой творческой индивидуальности художника, строго определенного направлени€ и времени. », возможно, именно почувствовав несовпадение образного звучани€ своих изделий с устремлени€ми нового. века, ƒе ћорган в 1905 году прекращает свою художественную де€тельность и последние годы жизни занимаетс€ литературой. ”мер ƒе ћорган 15 €нвар€ 1917 года в Ћондоне.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

¬семирна€ истори€ шпионажа
ѕосетило:15644
 арл √устав ћаннергейм
—емейный бизнес
ѕосетило:10239
ƒэвид –окфеллер
јлександр —окуров: »сконна€ натура кинематографа
ѕосетило:10614
јлександр —окуров

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru