Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

“ициан

   /   

Tiziano

   /
             
‘отографи€  “ициан (photo  Tiziano)
   

ƒень рождени€: 01.01.1477 года
ћесто рождени€: ѕьеве ди  адоре, »тали€
ƒата смерти: 27.08.1576 года
ћесто смерти: ¬енеци€, –осси€
¬озраст: 99 лет

√ражданство: »тали€

¬ек “ициана

италь€нский художник, глава венецианской школы живописи

 адори  то бы знал сегодн€ этот тихий городок, приютившийс€ у подножи€ јльп, когда бы не уроженец его - “ициан, оставивший потомкам грандиозную "Ѕитву при  адоре" и переживший всех титанов ¬озрождени€.

17.05.2009

ќн прожил ровно век. ¬ек, значение которого в искусстве равно тыс€челетию. ¬едь именно в эти годы рождались, творили и умирали величайшие художники. —начала €вилс€ Ћеонардо. «атем ћикеланджело. ѕотом “ициан. Ќаконец, –афаэльи ј к концу этого легендарного столети€ царствовал один “ициан - ћастер и гениальный прагматик, сумевший использовать все живописные приемы своих современников. » написать чуть не столько же, сколько все великие италь€нцы его времени, вместе вз€тые. я загл€нул к ƒжорджо ¬азари и поразилс€: только названи€ картин и фресок “ициана занимают в книгах знаменитого биографа ¬озрождени€ больше места, чем все житие художника.

 “ициан фотографи€
“ициан фотографи€

"“ициан ¬ечелло родилс€ в 1477 году в одной из знатных семей  адора, - сообщает ¬азари, - что не помешало родител€м, заметившим прекрасные способности мальчика, отправить его, дев€тилетнего, в ¬енецию, в ученики к ƒжан Ѕеллино, живописцу весьма известномуи"

 то-то заметил, что “ициан был самым везучим из художников - всегда оказывалс€ в нужное врем€ и в нужном месте.   моменту его рождени€ ¬енеци€, преодолев войны и чуму, достигла пика своего благососто€ни€ и ласковой роскоши. ј когда юный “ициан въехал в эту столицу красоты, здесь уже формировалась самобытна€ живописна€ школа с центром в мастерской ƒжованни Ѕеллини. »з-под крыла маэстро вышло целое поколение венецианских художников, но €рче всех заблистали двое - ровесники ƒжорджоне и “ициан. ѕервым, однако, ¬енеци€ признала автора "—п€щей ¬енеры".  ак бы предчувству€ свою раннюю смерть, ƒжорджоне написал свой главный шедевр на 50 (!) лет раньше столь же знаменитой "¬енеры" трижды пережившего его друга и соперника.

— тех пор, достигнув абсолютной славы, звани€ первого художника ¬енеции, сказочного богатства, “ициан нес в себе "комплекс ƒжорджоне".

Ћюбовь земна€ и небесна€

"¬осемнадцати лет он написал "ѕортрет двор€нина", прославившийс€ такой правдивостью и естественностью, что даже волосы на его голове можно было сосчитать так же, как и каждую петельку серебр€ной вышивки на его атласном камзоле. » если бы он не написал своего имени, эту вещь прин€ли бы за работу ƒжорджоне", - вспоминает ¬азари. «навший обоих, он не раз говорит о подражании молодого “ициана своему рано созревшему ровеснику.

—пуст€ века станет €сно, что уникальное мастерство позволило ему "подражать" не только близкому другу.  огда ¬енецию в 1506 году посетил јльбрехт ƒюрер, “ициан и тут не упустил случа€. “ак по€вилс€ знаменитый "ƒинарий  есар€", в котором образ ’риста си€ет по-дюреровски одухотворенной красотой. Ѕлест€щий стилист, “ициан не подражал, а брал, создава€ таким образом свой стиль, свою могучую живопись, оплодотворенную всеми достижени€ми –енессанса.

¬ мире, пожалуй, не было художника, который бы так твердо сто€л на земле, так €сно видел свою цель, так уверенно шел к ней. Ќо! ќбласканный всеми корол€ми ≈вропы и сам признанный "королем холста", никогда не забывал того, кто всегда жил грезами и так рано ушел в небеса. Ќебесные образы ƒжорджоне не давали поко€ всесильному “ициану. “айну этого странного чувства € уловил, увидев в римской галерее Ѕоргезе картину “ициана "Ћюбовь земна€ и небесна€".

Ћучшие дн€

—амый высокий человек —Ўј
ѕосетило:14264
»горь ¬овковинский
јлександр ќстужев. Ѕиографи€
ѕосетило:8643
јлександр ќстужев
“ать€на —анина. Ѕиографи€
ѕосетило:7724
“ать€на —анина

Ќа фоне чувственного пейзажа, в прекрасный летний вечер, у колодца, воду которого маленький амур мутит рукою, друг против друга - две женщины. ќдна, совсем юна€, с мечтательными глазами, с головкой, склоненной к плечу, как бы отдаетс€ поцелу€м неба, предвкуша€ любовь. ƒруга€, великолепно одета€ красавица, спокойна€ и уверенна€ в себе, держит руку на крышке ларца, в котором хранит свое счастьеи

’удожник предлагает - на выбор - два способа жить: упоенно грезить или спокойно обладать. ƒве любви: небесную и земную. Ёту картину “ициан напишет сразу же после трагической смерти ƒжорджоне. ¬переди у него - еще 70 лет жизни, которую он (суд€ по биографии) проживет в спокойном обладании. Ќо вгл€димс€ в последний его автопортрет, в это суровое лицо, на котором нет даже признаков безм€тежного счасть€. » вспомним, что он прежде всего художник. „еловек, одаренный высочайшей Ѕожьей милостью творить красоту. ј это всегда драма. ѕам€ть о ƒжорджоне, гении красоты, завещавшем ему дописать все его неоконченные картины о жизни и смерти, о неразрывной св€зи Ќеба и «емли, будет питать кисть “ициана, не дава€ ему того земного блаженства, в которое погружены его картины. ќсыпаемый золотом жаждущих его кисти, он мог вести жизнь вельможи и предаватьс€ утехам, которые так любил –афаэль, нои Ќе ищите в реальной жизни “ициана сказочной романтики и неверо€тных поворотов. —южет этой жизни, исполненной фантастических трудов, до трагичности прост.  огда умерла жена, оставивша€ ему троих детей, он не ввел в дом мачеху, не завел ни одной любовницы. “ак, в одиночестве, и прожил полвека: в тревогах за любимых (и конечно, неблагодарных) детей и под т€жестью огромной всепоглощающей работы, им€ которой - живопись.

—тратеги€ гени€

ћне было двенадцать, когда, впервые попав в Ёрмитаж, € робко подошел к —в€тому —ебасть€ну, пронзенному стрелами. ¬ толпе зрителей сокрушались о его страдани€х, а € видел перед собой очень красивого, полного жизни мужчину: вынь стрелы - и все мгновенно заживет. ѕару страдающему —ебасть€ну составл€ла " ающа€с€ ћагдалина" с глазами, полными слез, но столь же красива€, чувственна€, во цвете лети “аким, и надолго, запомнилс€ мне “ициан.

—пуст€ много лет, выехав в ≈вропу, € увидел наконец и другие его картины, укрепившие во мне ощущение удивительной энергетики, жизнелюби€ и реальности быти€, исход€щие даже из мифологических сюжетов. ≈го ликующие "ћадонна с вишн€ми" и "÷ыганска€ мадонна", живущие нынче в јнтверпенском музее, €вились бы, веро€тно, вызовом кротким мадоннам –афаэл€, если бы художники знали друг друга. Ќо, вызванный в 1519-м (за год до смерти –афаэл€. - Ћ.Ћ.) в –им папой Ћьвом ’, услыхавшим о венецианце, сотворившем грандиозное алтарное "¬ознесение ƒевы ћарии" в церкви ‘рари, “ициан отказалс€ от лестного приглашени€. ј ведь ему было уже за сорок! ƒругой бы на его месте бросил все, ибо (как прин€то было считать) только в –име можно было стать великим. “от же ¬азари увер€л: "≈сли бы он еще раньше попал в –им и увидел произведени€ ћикеланджело и –афаэл€, то уже сегодн€ сравн€лс€ бы с ”рбинцем и Ѕуонаротти". Ќо, мудрый стратег, “ициан понимал, что его врем€ еще не наступило. » оказалс€ прав. ѕройдет еще четверть века, и он въедет в –им как триумфатор.

Ќа пути к –иму

ќставшись в ¬енеции, “ициан еще раз доказал ей свою преданность. » она отвечает ему любовью. ¬се главные храмы города открывают художнику свои двери. ƒл€ церкви —анта-ћари€ он пишет "јпостола ћарка", дл€ —анта-ƒжованни - "ѕетра-ћученика", дл€ собора “ревизо "Ѕлаговещение" - коленопреклоненна€ —в€та€ ƒева в преддверии храма обращает к зрителю свой смиренный и чарующий лики «натные венецианские семейства заказывают “ициану портреты своих предков. ѕо бюсту и медальону художник возрождает образ Ќикола€ ћарчелло, прославленного венецианского дожа, правившего городом, когда “ициан еще не родилс€. ќтныне все дожи времени “ициана (все восемь!), в пор€дке их избрани€, будут удостоены его кисти - последний такой портрет художник напишет в 90 лет.

¬ерховный совет —еньории утверждает “ициана главным художником ¬енеции с солидным годовым окладом, поручив написать дл€ «олотой √остиной картину исторической битвы, подобную той, которую в свое врем€ писал Ћеонардо да ¬инчи дл€ ‘лоренции. » можно представить, чем стал дл€ ¬енеции “ициан, если двадцать лет (продолжа€ платить) она ждала, когда художник наконец преподнесет ей свою "Ѕитву при  адоре".

“ем временем слава его расходитс€ по всей »талии. √ерцог ‘еррары јльфонс д' Ёстэ просит “ициана дописать картину "¬акханали€", начатую умирающим Ѕеллини. “ициан едет, ибо дл€ него это долг ученика - учителю. » вместе с преображенной "¬акханалией" вручает герцогу еще два шедевра - "¬акх и јриадна" и "∆ертвоприношение ¬енере", образующие чисто тициановский триптих, гимн природе и античной жизни.

»з ‘еррары он отправл€етс€ к ‘редерику √онзаго, герцогу ћантуи, оставив в залах его дворца изображени€ двенадцати цезарей. «атем €вл€етс€ к герцогу ”рбинскому и пишет блистательный его портрет. ј на прощание дарит герцогу свою "¬енеру" (впоследствии прозванную ”рбинской), ту самую, что три года назад совершила путешествие из галереи ”ффици в ћузей изобразительных искусств им. ѕушкина, околдовав ћоскву. Ћегенда гласит, что, пораженный ее красотой, герцог ”рбинский обратилс€ к своим гост€м с такой речью: "ѕомните "—п€щую ¬енеру" ƒжорджоне? “ак вот: наконец-то она проснулась!"

¬ 1530 году император  арл V перешел јльпы и, войд€ в »талию, немедленно позвал к себе “ициана. » вот € стою в зале мадридского музе€ ƒель ѕрадо перед портретом человека, покор€ющего державным из€ществом и холодным достоинством.  арл V изображен в простой и спокойной позе: права€ рука лежит на кинжале, лева€ придерживает огромного рыжего дога. — тем же строгим великолепием будет писать своих королей ¬еласкес.

—колько раз немецкие мастера воспроизводили белокурую голову своего императора с выдающейс€ нижней губой и волчьей челюстью. Ќо никогда германский цезарь еще не встречал такого ћастера, который, не изменив правде, изобразил его таким, каким он и воображал быть: владыкой, политиком, воином ии человеком. ѕо прибытии в Ѕарселону императорским рескриптом он возвел “ициана в титул  авалера »мперии, графа Ћатранского и назначил ему пожизненную пенсию. «а портрет же прислал в ¬енецию 1000 золотых скудо! (ƒл€ сравнени€: годовой оклад ¬ерховного совета —еньории, получаемый “ицианом, равн€лс€ 200 скудо.)

“ициан оставил музе€м мира целую коллекцию владык, живших в его столетие. »мператора  арла V, его сына ‘илиппа II, корол€ испанского.  орол€ римского - ‘ердинанда, королеву ћарию и всех италь€нских герцогов от  озимо из ‘лоренции до ‘ранческо —форца из ћиланаи "Ќе было такого именитого человека и знатной дамы, которых бы не коснулась его кисть, - сообщает ¬азари. - » в этом смысле не было, нет и не будет ему равных среди художников".

  тому времени, когда по€вились эти строки ¬азари, среди самых именитых портретов не было только ѕапы. Ќо врем€ пришло, и 70-летний живописец едет в –им.

ѕризнание Ѕуонаротти

√ерцог ”рбинский доставил художнику конвой из семи кавалеров, и весной 1546 года ћастера прин€ли в ¬атикане с почест€ми, подобающими принцу. ѕредставленный папе ѕавлу III, он тут же принимаетс€ за его портрет, а затем пишет и все его окружение. √лавный же интерес этого двухлетнего визита в –им дл€ биографов “ициана заключалс€ во встрече венецианского мастера с ћикеланджело. —опровождавший скульптора в Ѕельведер, римскую мастерскую “ициана, ¬азари вз€л на себ€ роль посредника между двум€ гени€ми. » передал нам мнение Ѕуонаротти о "художнике-реалисте", который "умеет извлекать из обыденной жизни поэзию и очарование". ¬ те дни “ициан писал дл€ кардинала јлександра ‘арнезе свою "ƒанаю". ”видев ее, лежащую в гибкой сладострастной позе, принимающую в свое лоно «евса (в виде «олотого ƒожд€. - Ћ.Ћ.), изображенную с совершенно античной свободой, ћикеланджело очень ее расхвалил. ј выйд€ из мастерской, сказал ¬азари: "¬се, что он пишет, совершаетс€ здесь, на земле". », улыбнувшись, добавил: "ћы с –афаэлем обещаем. ј “ициан - дает".

∆енщины “ицианаи ѕочти все они так раздеты художником, что флорентиец ƒжованни делла  оза, по просьбе которого художник "раздел" его возлюбленную, взгл€нув на ее обнаженный портрет, заговорил стихами: "» вижу, “ициан, в обличьи новом € идол свойи"

¬место эпилога

¬ мире есть два пон€ти€, которые совершенно необходимы человеку: ѕор€док и  ласс. Ќо даже не все гении обладали сразу двум€ этими достоинствами. “ициан же, будучи человеком пор€дка и класса, обладал еще и третьим качеством: кого бы он ни писал в своей жизни - простых смертных, героев или богов, - он всех опускал на землю. » королей, и св€тых. ¬се его св€тые просто земные люди. »звестный искусствовед ќльга ѕетрочук заметила про тициановское "ќплакивание ’риста", что более реальной смерти она ни у кого из художников не видела.

ƒобавлю, что при всей своей реалистичности “ициан был редчайшим колористом. “рудно назвать художника, который бы смелее орудовал цветом. Ќо вр€д ли кто и изучил так возможности живописи, как величайший труженик “ициан, стаж которого на ниве холста бьет все мыслимые рекорды. ƒа, он был творец. Ќо он был и великий ремесленник, подн€вший слово "ремесло" на недос€гаемую высоту. Ќа дев€носто дев€том году написал ’риста, несущего земной шар, - картину, где усталость руки художника уже дает о себе знать, но плам€ вдохновени€ еще горит.

≈сли верить ¬азари, то до 75 лет “ициан ничем не болел. ¬еро€тно, √осподь, наблюда€ его великие труды, старалс€ ему не мешать. Ќо, заметив, что художник устал, решил дать покой. „ума, ворвавша€с€ в ¬енецию, сокрушила и эту изумительную жизнеспособность.

ѕор€док,  ласс, “руд и ћастерство сделали его самым богатым художником, каких знало искусство. Ѕольшую часть огромного состо€ни€ “ициана в несколько лет промотал бездарный и непутевый сын ѕомпонио. Ќо, думаю, все эти деньги не составили бы и половину той суммы, в которую сегодн€ оценена кажда€ из его картин.

 ороль живописцев и живописец королей - так называли “ициана еще при жизни. ќткрыти€ “ициана в области живописи - цветова€ лепка фигур, нюансировка краски, изумительное богатство цвета - оказали огромное воздействие на мастеров последующих поколений. Ќельз€ назвать другого, кроме “ициан, мастера, который оказал бы столь большое вли€ние на других живописцев. ќн прожил почти сто лет, но и в последние дни жизни сохран€л €сность ума, остроту зрени€, и не выпускал краски и кисти из рук, закончив свою прощальную работу - ќплакивание ’риста."




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ђќба€тельный хулиганї
ѕосетило:9300
ћихаил ѕореченков
Ќепревзойденный творец мелодий
ѕосетило:10936
‘редерик Ўопен
—амый высокий актер
ѕосетило:19417
ѕитер ћейхью

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru