Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

’аим —утин

   /   

Haim Sutin

   /
             
‘отографи€ ’аим —утин (photo Haim Sutin)
   

ƒень рождени€: 13.01.1893 года
ћесто рождени€: —миловичи, √ермани€
ƒата смерти: 09.08.1943 года
ћесто смерти: ѕариж,, √ермани€
¬озраст: 50 лет

√ражданство: √ермани€

Ѕиографи€

‘ранцузский художник Ђѕарижской школыї

’аима —утина на родине знают мало, зато хорошо знают на «ападе. —умасшедший художник, выходец из нищего захолустного местечка, сегодн€ запредельно дорог. Ќа аукционах " ристи" в начале 90-х годов цены на работы —утина измер€лись миллионами долларов. ¬ числе его поклонников (и счастливых обладателей его картин) - »забелла –осселлини, семь€ „аплина, семь€ издател€ √аллимара, потомки Ўагала, ‘рэнсис ‘орд  оппола.

19.10.2004

ѕод –ождество 1943 года в оккупированном немцами ѕариже состо€лс€ странный многодневный бал. ќн началс€ в доме  око Ўанель, а закончилс€ - у художника ’аима —утина. Ёто была странна€ зате€: "победители скуки" -  око Ўанель, художник и поэт ћакс ∆акоб, звезда довоенного кино ћишель ћорган, художники ћак-Ёвой, ∆ан √ранпьер и другие - решили устроить грандиозный рождественский праздник. ¬есь цвет парижской богемы собиралс€ в нем участвовать. Ќемцы их особенно не трогали - высший свет есть высший свет. ” Ўанель публика собралась сама€ изысканна€. ¬ каждом доме задерживались не больше часа, чтобы успеть за несколько дней обойти всех участников соревновани€. ” очередного аристократа с улицы ќсенор гости были еще важнее - родова€ аристократи€, каким-то чудом уцелевша€ после всех буржуазных революций. ¬ следующий дом - к јндре –уссену - пришли дамы, закутанные в меха, точно дыни в теплые тр€пки, чтобы дозрели. „етвертый бал давал художник “оммазо, выходец из разорившейс€ генуэзской банкирской семьи. ѕотом шел черед художника  ислинга - друга —утина. ј потом гости добрались и до жилища ’аима.

’аим —утин фотографи€
’аим —утин фотографи€

ƒвери открыл сам хоз€ин. Ўумна€ компани€, толка€сь и весел€сь, втиснулась через узкий проход в коридор. ¬о всем доме горело лишь несколько свечей.

√ости попритихли.  азалось, что попали в дом покойника.  н€гин€ ќрловска€ (более известна€ как художница ’анна ќрлова) отворила дверь в огромную залу. » замерла. ¬о главе стола, где должна была бы сидеть она, восседала ее служанка, старуха ћатильда из —ен-ѕре, которую —утин однажды рисовал.  то-то из гостей узнал своих слуг. ѕотомки италь€нских банкиров и французских двор€н остолбенели: за столом одного из известнейших в ≈вропе художников сидели обитатели парижского дна. —лужанки, пыльные булочники, заскорузлые старушки в м€тых передниках, повар€та. ¬ качестве единственного угощени€ на зимнем столе сто€ли роскошные красные гладиолусы.

ѕри виде осанистых господ и элегантных дам обитатели парижского дна ничуть не оробели, лишь немного потеснились. ѕосреди этого отребь€ восседал хоз€ин дома и улыбалс€. ќн словно вернулс€ в мир своего детства - в мир разносчиц молока, прачек, поварих - в захолустное местечко —миловичи, где-то между ¬итебском и ¬ильнюсом, в дом отца, синагогального служки Ѕоруха —утина.

ƒо сих пор во многих энциклопеди€х мира в стать€х про французского живописца ’аима —утина местом его рождени€ называют ¬ильнюс. «астенчивость —утина породила этот миф. ƒело в том, что название "—миловичи" жителю ѕарижа ничего не говорило. „тобы не нарыватьс€ на бесконечные вопросы: "ј это где? не в јфрике ли часом?", стеснительному провинциалу пришлось упростить реалии своего прошлого.

Ќа его родине глубокие старцы, еще помнившие свое обучение в иешивах, рассказывали, что этот городишко казалс€ местом наказани€. «десь практически не бывало чужаков и пришельцев. Ќикаких развлечений - кроме криков и ругани - в —миловичах тоже не знали. —инематограф до городка не дошел, изобретением √утенберга практически не пользовались, новости передавались "беспроволочным телеграфом". ќсновной достопримечательностью селени€ была пожарна€ башн€, изукрашенна€ надпис€ми на идиш. ≈е не уничтожила даже война. ћестные мальчишки забирались на нее и смотрели вдаль. ¬се, что было за линией горизонта, представл€лось недостижимым и опасным.

 азалось бы, незначительные детали и подробности навеки канувшего в Ћету быта. ќднако именно они, да еще местечковые страхи и опасности, обрушившиес€ на голову впечатлительного юноши, сделали из —утина великого художника.

ќн родилс€ 13 €нвар€ 1893 года. ≈му дали им€ в честь деда. ¬ семнадцать лет ’аим поступил в услужение к известному виленскому адвокату –убинлихту. »менно он первым обратил внимание на рисунки юноши. Ќеизвестно, чем он пленилс€ в тех набросках, - больша€ их часть утер€на. ¬ каталоге аукциона " ристи" за 80-е годы представлены лишь два рисунка вильнюсского периода - что-то вроде подражани€  оро. јдвокат дал ’аиму рекомендательное письмо в ¬иленское иудаистское общество поощрени€ художеств. ј уж там его убедили ехать в ѕариж - учитьс€ на художника.

Ћучшие дн€

јвстралийка с европейскими корн€ми
ѕосетило:12336
Ќиколь  идман
ѕропагандист охраны природы
ѕосетило:12088
Ќиколай ƒроздов
ёрий ¬избор: ќсновоположник авторской песни
ѕосетило:8315
ёрий ¬избор

“олько огромное рассто€ние, отдел€вшее ѕариж от ¬ильнюса, помешало бедному юноше, не знающему €зыка, сбежать обратно к своему хоз€ину-адвокату. ѕервые мес€цы в ѕариже были дл€ него адом. ѕоначалу пришлось подрабатывать натурщиком: неведомые молодые люди с замысловатыми фамили€ми ‘ужита,  ислинг, ‘риш преобразовывали его тело в линий, полутона и тени. Ќо зато он общалс€ с самыми насто€щими художниками! »менно тогда он познакомилс€ со своим земл€ком, скульптором и графиком, выходцем из белорусского местечка ќсипом ÷адкиным. ÷адкин предложил ’аиму делить с ним мастерскую.

ћастерска€ находилась в подвале старого четырехэтажного дома р€дом со сквером на улице ¬ожирар - неподалеку от знаменитых парижских боен. «абравшись на крышу, —утин подолгу смотрел, как дюжие работники волокут упирающихс€ животных в специальное помещение, откуда затем вынос€т страшные кровавые туши. ”знав, за чем именно часами наблюдает его юный друг, ÷адкин привел ’аима к ѕикассо, послушать его рассказы про бой быков в »спании. ѕрежде —утин не представл€л себе, что человек и бык могут схватитьс€ на равных. "≈сли бы € не смог стать художником, € бы стал тореадором", - говорил он. Ќадо сказать, от дружбы с ѕикассо его вовсю отговаривали, и не кто-нибудь, а √ийом јполлинер. "Ќикогда с ним не св€зывайс€, - поучал он —утина, - каждый его друг кончает жизнь самоубийством".

»з мемуаров ÷адкина следует, что именно он рассказал о —утине ћодиль€ни. ƒело было в кофейне на ћонмартре. ћодиль€ни, вдребезги пь€ный, тут же захотел посмотреть работы —утина.  ак вспоминал ÷адкин, они ввалились к нему в подвал и застыли от изумлени€. —утин сто€л голый перед холстом и смотрел на него любовно, словно это была девушка. ѕотом он бережно вз€л кисть и нанес два-три сильных и ровных мазка на поверхность холста. Ёффект был поразительный - будто на холст попала стру€ крови. ќщущение было настолько сильным, что ћодиль€ни закричал. ѕотом ’аим обозначил вокруг этой "рваной раны" контуры человеческого тела, затем водрузил ему на голову нечто несуразное, похожее на цилиндр, который через мгновение превратилс€ в белый колпак поваренка. ћодиль€ни задрожал и вскрикнул: "“ебе нужна девушка, ’аим, иначе ты пропадешь!"

ћодиль€ни притащил его к себе в мастерскую, заставил позировать, потом предложил ему пожить на улице ∆озеф-Ѕара у его друга поэта Ћеопольда «боровского, который продавал картины ћодиль€ни. ѕравда, жена «боровского јнна невзлюбила ’аима и запретила приводить его в дом. ¬ отместку ћодиль€ни нарисовал портрет —утина пр€мо на двери ее квартиры.

’аим стал легендарной личностью среди обитателей ћонпарнаса именно из-за этой двери. ≈го портрет пытались оттереть, выжечь, выскоблить, в конце концов дверь сн€ли с петель и выставили на продажу. ≈е купил какой-то сумасшедший мануфактурщик, любитель постимпрессионистов Ћюсьен Map. ј через дес€ть лет продал - она стоила в тыс€чу раз больше. ≈е новым владельцем оказалс€ арабский шейх.

— легкой руки ћодиль€ни ’аиму позировали прехорошенькие натурщицы. —амой утонченной и красивой была Ћюни€ „ековска€, затем шла Ѕеатрис ’естингс - знаменита€ укротительница пь€ных художников, соблазнительна€, властна€ и эксцентрична€ подруга ћодиль€ни (Ѕеатрис могла, например, развлечени€ ради пройтись в какой-нибудь немыслимой шл€пке, с корзиной, полной живых уток). » наконец, нека€ продавщица цветов с площади ѕигаль по имени –уфь. ќна была непомерно толста и выгл€дела лет на сорок старше —утина. ≈е ’аим любил особенно. » за то, что она така€ толста€, как женщины из его детства, и за то, что беспрестанно шутила, переиначива€ невинные выражени€ в похабщину. √оворили, что именно –уфь лишила ’аима невинности.

—транный он был человек.  то-то пустил слух, что ’аим не женитс€, потому что не может любить нормальных женщин. якобы художник  ислинг видел, как ’аим целовал и гладил каменную статую, когда в студии никого не было. ѕравда это или нет, кто знает? ’удожники все немного чокнутые.

ѕо свидетельству натурщицы ѕолетт, —утин страдал лунатизмом. ќднажды ћодиль€ни запер ѕолетт и ’аима в его подвале, подсунув под дверь палитру с красками и три куска картона, на одном из которых было написано: "Ћибо рисуйте, либо занимайтесь любовью". Ѕедный —утин от смущени€ лег не раздева€сь на диван и заснул. Ќочью он разбудил ѕолетт, велел ей раздетьс€, разделс€ сам - и они стали танцевать. “анцевали почти в полной темноте, без единого звука, лишь тихо шаркали босые подошвы об пол. ѕолетт рассказывала, что ей казалось, будто ’аим спит.

” него было небольшое психическое отклонение - он испытывал болезненное влечение к красному. ѕри виде окровавленных м€сных туш ’аим впадал в экстатическое оцепенение. ќб этом вспоминают многие его биографы и друзь€. ѕатологическа€ любовь к красному породила его неповторимую манеру письма - что бы ни изображал —утин, это напоминало выворачиваемое наружу чрево, словно живое тело разрывает рог быка или некий инстинкт, призванный природой не уберечь, а уничтожить человека.

ƒа, он определенно был странный человек.

ќднажды утром бездыханного —утина нашли в мусорном €щике. ƒворник, обнаруживший находку, вызвал полицию. ¬ы€снилось, что это не труп, а мертвецки пь€ный ’аим. ¬ участке за чашку кофе и булочку —утин нарисовал портрет начальника полиции. ѕолицейский чин оказалс€ нежным человеком, тонким ценителем живописи. ќн увидел в нищем алкоголике гени€.

¬ начале 20-х, когда ‘ранци€ переживала эйфорию победы над √ерманией, и, казалось, все самое страшное осталось позади, изображени€ огромных окровавленных туш принесли —утину признание. —ам ’аим толком не отдавал себе отчета, откуда вз€лась эта слава. ≈го картины стали хорошо продаватьс€. ќн завел собственную студию на площади  лема, откуда открывалс€ удивительный вид на —ену - он напоминал ему вид на ƒвину, реку его детства.

ќн стал боротьс€ с собственной славой непомерным чудачеством. ≈сли кто-то держал в доме кошек, то ’аиму взбрело в голову держать старушек. ¬ его доме по€вились какие-то невообразимые бабули, про которых он говорил, что это его дальние родственницы - какие-то кухарки, будто только-только сошедшие с его полотен. ќдни говорили, что он с ними спит, другие - что он их только рисует...

¬ отличие от Ўагала —утин никогда не пыталс€ выразить любовь к своей родине в живописи. ≈му будто бы претила сама возможность писать нечто идиллическое. —обственна€ биографи€ дл€ него началась ровно с того момента, когда он осознал, может быть несколько шизофренически, угрозу, нависшую над миром, и чудовищную силу инстинкта, толкающего человека к смерти.

Ќачало войны застало —утина в ѕариже. ќн не уехал, как Ўагал, ÷адкин и многие другие его друзь€. ќн словно дожидалс€ апокалипсиса, который предрекали его же собственные картины.

ќн умер через восемь мес€цев после того пам€тного рождественского бала, в августе 1943 года, на операционном столе. ќт опухоли, котора€ съела его мозг. ≈му было п€тьдес€т лет. Ќаверное, тогда, под –ождество, он предчувствовал близкий конец и хотел вернутьс€ туда, куда ему уже не было дороги, - на родину, в детство, к тем нищим и убогим, кого он всю жизнь рисовал и чь€ бедность в конце концов принесла ему деньги и славу. —транный был человек.

»сточник информации: журнал " ульт Ћичностей", €нварь/февраль 2000.

„удненько!
baba aga 31.01.2006 10:38:06
Ќе могу судить объективно о личности художника-приходитс€ верить живописно-мрачному автору,так же и насчЄт состо€ни€ местечка —миловичи в то врем€.ј вот с географическим положением не соглашусь категорически:—миловичи наход€тс€ в 35км от ћинска в сторону ћогилЄва.
«наю это,сама там родилась.ј не между ¬итебском и ¬ильнюсом.јвтор,могли бы поинтересоватьс€!

Ѕлагодарю ¬ас !
SKY_LIGHT 15.09.2006 02:08:32
’аим —утин - насто€щий художник, которого мало знают.
Ёта стать€ - замечательна€. —пасибо !




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

¬иктор ÷ой: «везда по имени —олнце
ѕосетило:17978
¬иктор ÷ой
—амый высокий в мире подросток
ѕосетило:19700
Ѕренден јдамс
«везда и смерть »зольды »звицкой
ѕосетило:65654
»зольда »звицка€

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru