Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ѕаоло ”ччелло

   /   

Paolo Uccello

   /
             
‘отографи€ ѕаоло ”ччелло (photo Paolo Uccello)
   

ƒень рождени€: 01.01.1397 года
ћесто рождени€: ‘лоренци€, »тали€
ƒата смерти: 10.12.1475 года
ћесто смерти: ‘лоренци€, »тали€
¬озраст: 78 лет

√ражданство: »тали€

—оздатель теории перспективы

»таль€нский живописец

»таль€нский живописец, представитель –аннего ¬озрождени€, один из создателей научной теории перспективы.

18.08.2016

— легкой руки ¬азари именно этого художника будут вспоминать в об€зательной св€зке с пон€тием "перспектива", всегда будут упоминать его страстную любовь к этой самой перспективе и цитировать его слова "ќ кака€ прекрасна€ вещь эта перспектива!" Ќе поэтому ли вплоть до начала XX века ѕаоло ”ччелло считалс€ математиком, "помешавшимс€ на перспективе", которому картины нужны были лишь дл€ того, чтобы провер€ть на них свои математические выкладки.

ѕаоло ”ччелло фотографи€
ѕаоло ”ччелло фотографи€

» рассказ об этом художнике логично начать одной из его "перспективных штудий".

ѕаоло ”ччелло родилс€ в 1397 году - или чуть раньше или чуть позже- и, скорее всего, во ‘лоренции, потому что его отец, цирюльник ƒоно ди ѕаоло, был флорентийцем. ѕри крещении мальчик получил им€ ѕаоло ди ƒоно (ѕаоло, сын ƒоно). ѕроисхождение прозвища ”ччело ("птичка") неизвестно, по мнению ¬азари - так ѕаоло прозвали за любовь к животным вообще и к птицам в особенности.

¬ 1415 году ”ччелло вступил во флорентийскую гильдию врачей, аптекарей и художников, но что происходило с художником в период с 1415 по 1425 год неизвестно. ¬ 1425 году он живет в ¬енеции. «десь он занимаетс€ проектированием мозаик дл€ собора —ан-ћарко.   сожалению, мозаики, про которые можно сказать, что они созданы по рисункам ”ччелло, не сохранились.

¬о ‘лоренцию ”ччелло возвратилс€ не позднее €нвар€ 1431 года, об этом свидетельствует дата на квитанции об уплате художником налогов. ¬ начале следующего года мастер предложил флорентийским власт€м свои услуги по оформлению кафедрального собора. ¬ласти согласились не сразу, более того, 23 марта 1432 года обратились к своему представителю в ¬енеции с просьбой собрать дл€ них сведени€ о ѕаоло ”ччелло. —уд€ по всему, полученный из ¬енеции отзыв оказалс€ благопри€тным, поскольку в 1436 году живописец приступил к созданию большой фрески в кафедральном соборе. Ёта фреска, на которой изображен пам€тник сэру ƒжону ’оквуду*, английскому рыцарю, сражавшемус€ в XIV столетии в р€дах флорентийской армии - перва€ из дошедших до нас точно документированных работ ”ччелло.

«амысел художника имеет вполне героическое звучание, простые формы, ограниченную, минималистичную даже, цветовую гамму - она близка к естественному цвету каменной скульптуры. —ходные качества обнаруживаютс€ в цикле фресок »стори€ Ќо€ в церкви —анта ћари€ Ќовелла во ‘лоренции. »менно в этот период ”ччелло обратилс€ в своем творчестве к открытой незадолго до того системе линейной перспективы. —кульптурна€ очерченность контуров в его композици€х отражает вли€ние ƒонателло, которого он сопровождал в ѕадую в 1444 году.

¬ 1456 г. по приглашению  озимо ћедичи ”ччелло приступил к украшению дворца, построенного ћикелоццо - он сделал три картины "Ѕитва при —ан –омано", в которых изобразил эпизоды битвы при —ан –омано (1432).

Ёто сери€ из трех больших панелей, где изображена битва при —ан-–омано (в этой битве, произошедшей в 1432 году, ‘лоренци€ одержала победу над соседней —иеной). ¬первые "Ѕитва при —ан-–омано" упоминаетс€ в описи имущества вли€тельного семейства ћедичи в 1492 году. «аказана же она была, по всей видимости, герцогом  озимо I ћедичи, €вл€вшимс€ товарищем флорентийского полководца, который руководил сражением при —ан-–омано. »скусствоведы считают, что ”ччелло создал все три панели в 1450-е годы, хот€ иные историки искусства оспаривают эту дату, как и утверждение, что ЂЅитва при —ан-–оманої изначально предназначалась дл€ дворца ћедичи.

Ћучшие дн€

—амый высокий человек —Ўј
ѕосетило:14264
»горь ¬овковинский
јлександр ќстужев. Ѕиографи€
ѕосетило:8643
јлександр ќстужев
“ать€на —анина. Ѕиографи€
ѕосетило:7724
“ать€на —анина

ѕаоло ”ччелло не стремилс€ запечатлеть все эпизоды битвы. ќн выбрал три сцены, представл€ющиес€ наиболее важными. ќб этом говор€т сами произведени€: размещенные первоначально р€дом на стене и отделенные друг от друга узкими пил€страми, они не составл€ют единого повествовани€ и тем не менее €вл€ютс€ единым художественным целым.

¬ насто€щий момент это три большие картины, разбросанные по разным музе€м ≈вропы. ѕервоначально это был единый фриз длиной в 9,5 м. ¬ этой многофигурной композиции художник про€вил себ€ смелым новатором. ≈го всадники изображены в весьма необычных и даже эксцентричных ракурсах и позах, а сама сцена сражени€ поражает динамикой и какой-то странной фантастичностью. Ќапример, лошади отличаютс€ неверо€тными окрасами, а фигуры всадников кажутс€ кукольными.

Ѕитва при —ан-–омано Ц один из последних эпизодов борьбы ‘лоренции с миланским герцогством, на стороне которого выступала —иена. —начала успех не сопутствовал республике Ц часть принадлежащей ей территории была разорена отр€дом сиенцев и несколько крепостей сдались врагу. ¬оенные успехи непри€тел€ побудили синьорию поставить во главе флорентийских сил известного кондотьера Ќикколо да “олентино. “от повел военные действи€ безрассудно смело.

Ёто случилось утром 1 июл€ 1432 года. ¬оеначальник с отр€дом в двадцать всадников далеко опередил основное войско и неожиданно столкнулс€ с сиенцами в долине реки јрно, около укреплени€ —ан-–омано.  ондотьер не сдалс€ силам непри€тел€, отразил атаку и в течение восьми часов сражалс€ вместе со своим крошечным отр€дом, пока подошедшие флорентийские войска не перешли реку и не ударили в тыл сиенцам.

» как раз первой €вл€етс€ картина, где герой битвы Ќикколо да “олентино ведет воинов в бой. Ёто уже разгар сражени€ Ц на земле видны обломки копий, сбитые шлемы, поверженный воин. ѕеред предводителем в отча€нной схватке скрестили оружие четыре рыцар€, а за его спиной под звуки труб устремл€етс€ на врага малочисленный отр€д флорентийцев. ÷ентральной фигурой всей композиции €вл€етс€ Ќикколо да “олентино, лидер победоносной флорентийской армии, сид€щий верхом на белом скакуне. ≈го отличительный знак Ч изображенный на знамени узел цар€ —оломона*.

ћастер не создает в картинах единого пространства. Ќапример, передний и задний планы мало соотнос€тс€ между собой. Ќо даже на первом плане обломки копий рисуют четкую схему перспективного построени€. ќсновное внимание живописец удел€ет ракурсу. Ћошади, скачущие на зрител€, тела убитых, направленные в разные стороны копь€, фигуры всадников в сложных разворотах Ц все это представл€ло немалую трудность дл€ многих мастеров-современников. ”ччелло будто нарочно усложн€ет изобразительные задачи - достижение эффекта глубинности еще не стало привычным приемом.

 то эти люди, чь€ слава увековечена художником? Ќикколо да “олентино, ћикелетто да  отиньола, Ѕернардино делла  арда? ¬се они кондотьеры Ц военачальники, состо€вшие на службе у городов-республик и государей »талии. ¬ XIVЦXV веках войны велись большей частью их руками. ќни переходили на службу от одних государей к другим, сами захватывали власть или получали земли за военные успехи.  стати, предводитель сиенцев Ѕернардино делла  арда успел побывать на службе у флорентийцев, прежде чем встать на сторону ћилана.

Ётим профессиональным воинам приходилось опасатьс€ не только врагов, но и тех, кому они служили. ≈сли они действовали слишком успешно, то становились опасными и нередко гибли не в сражени€х, а от рук хоз€ев. “ак, кондотьера папы —икста IV Ц –оберто ћалатеста Ц отравили вскоре после одной из триумфальных побед, а командующий венецианской армией  арманьола казнен по подозрению в измене. “рагичной оказалась судьба и геро€ сражени€ при —ан-–омано Ц Ќикколо да “олентино. „ерез два года он попадет в плен и погибнет, как подозревают, от €да.

¬ 1445-46 годах ”ччелло побывал в ѕадуе. —огласно ¬азари, он поехал туда по приглашению своего друга, скульптора ƒонателло, нашедшего дл€ художника выгодный заказ. Ќо сегодн€ совершенно невозможно обнаружить даже следов серии фресок, созданной мастером дл€ падуанского дворца ¬италь€ни. Ѕолее того, не осталось даже письменных источников, где хоть сколько-нибудь подробно описывались бы эти фрески. ќ них упоминает лишь ¬азари, и то мельком.

¬ 1446 году ”ччелло возвратилс€ во ‘лоренцию и, как следует из заполненной им тогда же налоговой декларации, поселилс€ на виа делла —кала, р€дом с церковью ¬сех —в€тых. ¬ этом же году он женилс€, хот€ нет сведений о точной дате его венчани€ (церковные записи были утрачены). ¬ 1453 году жена ”ччелло, “оммаза родила сына ƒонато, а в 1456 году умерла после неудачных родов. ƒевочка, по€вивша€с€ на свет, выжила, ее назвали јнтонией.

ƒовольнно знаменито еще одно произведение художника "Ќочна€ картина" - как будто сказочное, неуловимо непон€тное, как будто содержащее в себе нечто большее, чем нам пытаютс€ показать.

»стори€ этой работы (как, впрочем, и многих других работ ѕаоло ”ччелло) весьма загадочна. »скусствоведам впервые представилась возможность зан€тьс€ ее изучением лишь в 1850 году, когда она была подарена оксфордскому музею Ёшмолин. Ќа обратной стороне "Ќочной охоты" имелась наклейка XVIII века с италь€нским текстом, написанным от 'руки, из которого следовало, что работа принадлежит кисти Ѕеноццо √оццоли, живописца, принадлежавшего к следующему после ”ччелло поколению флорентийских мастеров. “олько в 1898 году историки искусства сошлись на том, что картину все-таки следует приписывать кисти ”ччелло. Ќыне она считаетс€ одной из поздних работ художника, написанной примерно в то же врем€, что и часть алтарного образа из церкви —в€того ƒуха в ”рбино. ќб истории ее создани€ так и не удалось ничего узнать, несмотр€ на все усили€ исследователей. —южет картины необычен и непривычен. ’удожники эпохи ¬озрождени€ довольно часто изображали охотничьи сцены - но всегда на заднем плане, в качестве одной из составл€ющих фонового пейзажа. ќхота как такова€ (и тем более - ночна€ охота) никогда не становилась до ”ччелло самосто€тельным сюжетом картины. Ќекоторые историки искусства предполагают, что эта работа мастера иллюстрирует некое (возможно, утраченное) литературное произведение того времени. Ёта теори€ выгл€дит правдоподобной, но подтвердить ее пока ничем не удалось. "“емное" происхождение картины, однако, не умал€ет ее художественных достоинств и оригинальности авторского замысла.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ђќба€тельный хулиганї
ѕосетило:9300
ћихаил ѕореченков
Ќепревзойденный творец мелодий
ѕосетило:10936
‘редерик Ўопен
—амый высокий актер
ѕосетило:19417
ѕитер ћейхью

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru