Людибиографии, истории, факты, фотографии

Паоло Уччелло

   /   

Paolo Uccello

   /
             
Фотография Паоло Уччелло (photo Paolo Uccello)
   

Год рождения: 1397 Место рождения: Флоренция, Италия
Дата смерти: 10.12.1475 года
Год смерти: 1475
Место смерти: Флоренция, Италия
Возраст: 78 лет
Гражданство: Италия

Создатель теории перспективы

Итальянский живописец

Итальянский живописец, представитель Раннего Возрождения, один из создателей научной теории перспективы.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

18.08.2016

С легкой руки Вазари именно этого художника будут вспоминать в обязательной связке с понятием "перспектива", всегда будут упоминать его страстную любовь к этой самой перспективе и цитировать его слова "О какая прекрасная вещь эта перспектива!" Не поэтому ли вплоть до начала XX века Паоло Уччелло считался математиком, "помешавшимся на перспективе", которому картины нужны были лишь для того, чтобы проверять на них свои математические выкладки.

Паоло Уччелло фотография
Паоло Уччелло фотография

И рассказ об этом художнике логично начать одной из его "перспективных штудий".

Реклама:

Паоло Уччелло родился в 1397 году - или чуть раньше или чуть позже- и, скорее всего, во Флоренции, потому что его отец, цирюльник Доно ди Паоло, был флорентийцем. При крещении мальчик получил имя Паоло ди Доно (Паоло, сын Доно). Происхождение прозвища Уччело ("птичка") неизвестно, по мнению Вазари - так Паоло прозвали за любовь к животным вообще и к птицам в особенности.

В 1415 году Уччелло вступил во флорентийскую гильдию врачей, аптекарей и художников, но что происходило с художником в период с 1415 по 1425 год неизвестно. В 1425 году он живет в Венеции. Здесь он занимается проектированием мозаик для собора Сан-Марко. К сожалению, мозаики, про которые можно сказать, что они созданы по рисункам Уччелло, не сохранились.

Во Флоренцию Уччелло возвратился не позднее января 1431 года, об этом свидетельствует дата на квитанции об уплате художником налогов. В начале следующего года мастер предложил флорентийским властям свои услуги по оформлению кафедрального собора. Власти согласились не сразу, более того, 23 марта 1432 года обратились к своему представителю в Венеции с просьбой собрать для них сведения о Паоло Уччелло. Судя по всему, полученный из Венеции отзыв оказался благоприятным, поскольку в 1436 году живописец приступил к созданию большой фрески в кафедральном соборе. Эта фреска, на которой изображен памятник сэру Джону Хоквуду*, английскому рыцарю, сражавшемуся в XIV столетии в рядах флорентийской армии - первая из дошедших до нас точно документированных работ Уччелло.

Замысел художника имеет вполне героическое звучание, простые формы, ограниченную, минималистичную даже, цветовую гамму - она близка к естественному цвету каменной скульптуры. Сходные качества обнаруживаются в цикле фресок История Ноя в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Именно в этот период Уччелло обратился в своем творчестве к открытой незадолго до того системе линейной перспективы. Скульптурная очерченность контуров в его композициях отражает влияние Донателло, которого он сопровождал в Падую в 1444 году.

В 1456 г. по приглашению Козимо Медичи Уччелло приступил к украшению дворца, построенного Микелоццо - он сделал три картины "Битва при Сан Романо", в которых изобразил эпизоды битвы при Сан Романо (1432).

Это серия из трех больших панелей, где изображена битва при Сан-Романо (в этой битве, произошедшей в 1432 году, Флоренция одержала победу над соседней Сиеной). Впервые "Битва при Сан-Романо" упоминается в описи имущества влиятельного семейства Медичи в 1492 году. Заказана же она была, по всей видимости, герцогом Козимо I Медичи, являвшимся товарищем флорентийского полководца, который руководил сражением при Сан-Романо. Искусствоведы считают, что Уччелло создал все три панели в 1450-е годы, хотя иные историки искусства оспаривают эту дату, как и утверждение, что «Битва при Сан-Романо» изначально предназначалась для дворца Медичи.

Лучшие дня

Алексей Фатеев: История мальчика из железнодорожного поселка
Посетило:11144
Алексей Фатеев
Абсолютный чемпион мира в трёх категориях
Посетило:10169
Магнус Карлсен
Марафонский забег в глубокой старости
Посетило:2859
Димитрион Иорданидис

Паоло Уччелло не стремился запечатлеть все эпизоды битвы. Он выбрал три сцены, представляющиеся наиболее важными. Об этом говорят сами произведения: размещенные первоначально рядом на стене и отделенные друг от друга узкими пилястрами, они не составляют единого повествования и тем не менее являются единым художественным целым.

В настоящий момент это три большие картины, разбросанные по разным музеям Европы. Первоначально это был единый фриз длиной в 9,5 м. В этой многофигурной композиции художник проявил себя смелым новатором. Его всадники изображены в весьма необычных и даже эксцентричных ракурсах и позах, а сама сцена сражения поражает динамикой и какой-то странной фантастичностью. Например, лошади отличаются невероятными окрасами, а фигуры всадников кажутся кукольными.

Битва при Сан-Романо – один из последних эпизодов борьбы Флоренции с миланским герцогством, на стороне которого выступала Сиена. Сначала успех не сопутствовал республике – часть принадлежащей ей территории была разорена отрядом сиенцев и несколько крепостей сдались врагу. Военные успехи неприятеля побудили синьорию поставить во главе флорентийских сил известного кондотьера Никколо да Толентино. Тот повел военные действия безрассудно смело.

Это случилось утром 1 июля 1432 года. Военачальник с отрядом в двадцать всадников далеко опередил основное войско и неожиданно столкнулся с сиенцами в долине реки Арно, около укрепления Сан-Романо. Кондотьер не сдался силам неприятеля, отразил атаку и в течение восьми часов сражался вместе со своим крошечным отрядом, пока подошедшие флорентийские войска не перешли реку и не ударили в тыл сиенцам.

И как раз первой является картина, где герой битвы Никколо да Толентино ведет воинов в бой. Это уже разгар сражения – на земле видны обломки копий, сбитые шлемы, поверженный воин. Перед предводителем в отчаянной схватке скрестили оружие четыре рыцаря, а за его спиной под звуки труб устремляется на врага малочисленный отряд флорентийцев. Центральной фигурой всей композиции является Никколо да Толентино, лидер победоносной флорентийской армии, сидящий верхом на белом скакуне. Его отличительный знак — изображенный на знамени узел царя Соломона*.

Мастер не создает в картинах единого пространства. Например, передний и задний планы мало соотносятся между собой. Но даже на первом плане обломки копий рисуют четкую схему перспективного построения. Основное внимание живописец уделяет ракурсу. Лошади, скачущие на зрителя, тела убитых, направленные в разные стороны копья, фигуры всадников в сложных разворотах – все это представляло немалую трудность для многих мастеров-современников. Уччелло будто нарочно усложняет изобразительные задачи - достижение эффекта глубинности еще не стало привычным приемом.

Кто эти люди, чья слава увековечена художником? Никколо да Толентино, Микелетто да Котиньола, Бернардино делла Карда? Все они кондотьеры – военачальники, состоявшие на службе у городов-республик и государей Италии. В XIV–XV веках войны велись большей частью их руками. Они переходили на службу от одних государей к другим, сами захватывали власть или получали земли за военные успехи. Кстати, предводитель сиенцев Бернардино делла Карда успел побывать на службе у флорентийцев, прежде чем встать на сторону Милана.

Этим профессиональным воинам приходилось опасаться не только врагов, но и тех, кому они служили. Если они действовали слишком успешно, то становились опасными и нередко гибли не в сражениях, а от рук хозяев. Так, кондотьера папы Сикста IV – Роберто Малатеста – отравили вскоре после одной из триумфальных побед, а командующий венецианской армией Карманьола казнен по подозрению в измене. Трагичной оказалась судьба и героя сражения при Сан-Романо – Никколо да Толентино. Через два года он попадет в плен и погибнет, как подозревают, от яда.

В 1445-46 годах Уччелло побывал в Падуе. Согласно Вазари, он поехал туда по приглашению своего друга, скульптора Донателло, нашедшего для художника выгодный заказ. Но сегодня совершенно невозможно обнаружить даже следов серии фресок, созданной мастером для падуанского дворца Витальяни. Более того, не осталось даже письменных источников, где хоть сколько-нибудь подробно описывались бы эти фрески. О них упоминает лишь Вазари, и то мельком.

В 1446 году Уччелло возвратился во Флоренцию и, как следует из заполненной им тогда же налоговой декларации, поселился на виа делла Скала, рядом с церковью Всех Святых. В этом же году он женился, хотя нет сведений о точной дате его венчания (церковные записи были утрачены). В 1453 году жена Уччелло, Томмаза родила сына Донато, а в 1456 году умерла после неудачных родов. Девочка, появившаяся на свет, выжила, ее назвали Антонией.

Довольнно знаменито еще одно произведение художника "Ночная картина" - как будто сказочное, неуловимо непонятное, как будто содержащее в себе нечто большее, чем нам пытаются показать.

История этой работы (как, впрочем, и многих других работ Паоло Уччелло) весьма загадочна. Искусствоведам впервые представилась возможность заняться ее изучением лишь в 1850 году, когда она была подарена оксфордскому музею Эшмолин. На обратной стороне "Ночной охоты" имелась наклейка XVIII века с итальянским текстом, написанным от 'руки, из которого следовало, что работа принадлежит кисти Беноццо Гоццоли, живописца, принадлежавшего к следующему после Уччелло поколению флорентийских мастеров. Только в 1898 году историки искусства сошлись на том, что картину все-таки следует приписывать кисти Уччелло. Ныне она считается одной из поздних работ художника, написанной примерно в то же время, что и часть алтарного образа из церкви Святого Духа в Урбино. Об истории ее создания так и не удалось ничего узнать, несмотря на все усилия исследователей. Сюжет картины необычен и непривычен. Художники эпохи Возрождения довольно часто изображали охотничьи сцены - но всегда на заднем плане, в качестве одной из составляющих фонового пейзажа. Охота как таковая (и тем более - ночная охота) никогда не становилась до Уччелло самостоятельным сюжетом картины. Некоторые историки искусства предполагают, что эта работа мастера иллюстрирует некое (возможно, утраченное) литературное произведение того времени. Эта теория выглядит правдоподобной, но подтвердить ее пока ничем не удалось. "Темное" происхождение картины, однако, не умаляет ее художественных достоинств и оригинальности авторского замысла.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Виктор Тихонов. Биография
Посетило:21980
Виктор Тихонов
Алексей Фатеев: История мальчика из железнодорожного поселка
Посетило:11144
Алексей Фатеев
Маленький человек в огромном мире
Посетило:55400
Шарлотта Гарсайд

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history