
В морозное утро 1826 года четырнадцатилетний выпускник Морского кадетского корпуса Федор Моллер стоял на палубе корабля в Кронштадтском порту. В кармане мундира лежал новенький офицерский патент, а в походной сумке – потрепанный альбом с рисунками. Никто тогда не мог предположить, что этот молодой морской офицер станет одним из выдающихся художников России XIX века.
Федор Антонович Моллер родился в 1812 году в Кронштадте, в семье будущего морского министра Российской империи Антона Васильевича фон Моллера. Балтийские немцы Моллеры служили России верой и правдой, и казалось, что судьба юного Федора предрешена – его ждала блестящая морская карьера. Но судьба распорядилась иначе.
"Помню, как отец застал меня за рисованием во время важного приема", – вспоминал позже Моллер. "Вместо того чтобы отчитать, он долго рассматривал набросок и впервые задумался о моем истинном призвании". Несмотря на военную службу, молодой офицер начал тайком посещать занятия в Императорской Академии художеств.
Поворотным моментом в судьбе Моллера стала встреча с Карлом Брюлловым. Великий мастер, увидев работы молодого офицера, воскликнул: "Боже мой, да вы же художник до мозга костей! Какой флот? Какие якоря? Ваше место здесь, в Академии!" Под влиянием Брюллова Федор принимает судьбоносное решение – оставить военную службу ради искусства.
1832 год становится годом его публичного дебюта. Картина "Битва при Остроленке" производит фурор на академической выставке. Военный опыт Моллера придал батальной сцене особую достоверность, а художественный талант позволил передать драматизм сражения. Три года спустя за серию жанровых работ он получает малую золотую медаль Академии.
Италия становится следующей главой в жизни художника. В 1838 году, не дожидаясь официального пенсиона, Моллер на собственные средства отправляется в Рим. Здесь, в Вечном городе, происходит его становление как мастера. Именно в Риме он знакомится с Николаем Гоголем, с которым у него завязывается крепкая дружба.
"Моллер удивительно точно чувствует душу человека", – говорил Гоголь о своем друге-художнике. Портреты писателя, созданные Моллером, считаются одними из лучших изображений автора "Мертвых душ". В них художник сумел передать не только внешнее сходство, но и глубокий внутренний мир писателя.
1840-е годы становятся периодом расцвета таланта Моллера. Его картина "Поцелуй" приносит ему звание академика и всероссийскую известность. В этот период он создает целую галерею портретов современников, библейские и исторические полотна. Особенно значительной становится его работа "Проповедь апостола Иоанна на острове Патмосе", выполненная под влиянием немецких назарейцев.
Личная жизнь художника также складывается необычно. В 44 года он женится на шестнадцатилетней Лонни фон Гюльбенштуббе. Их союз, несмотря на значительную разницу в возрасте, оказывается счастливым. Последние годы жизни Моллер проводит на острове Саарема, где находит особое вдохновение в суровой красоте Балтийского побережья.
В 1850-е годы Моллер получает важные государственные заказы. Он создает серию картин для Большого Кремлевского дворца, посвященную Александру Невскому, работает над оформлением Исаакиевского собора. Его кисти принадлежит знаменитая картина "Татьяна, отправляющая письмо к Онегину", ставшая классической иллюстрацией к пушкинскому роману.
Последние годы жизни художника были отмечены работой над грандиозным полотном "Распятие Христа", которому не суждено было быть завершенным. Скоротечное воспаление легких оборвало жизнь мастера 21 июля 1874 года в Петербурге.
Федор Моллер оставил после себя богатое художественное наследие. Его работы, хранящиеся в крупнейших музеях России, отражают удивительный путь человека, сумевшего соединить в своем творчестве морскую романтику, академическую строгость и глубокое понимание человеческой души. Могила художника на острове Саарема стала местом паломничества для ценителей искусства, а его жизненный путь – примером верности своему призванию вопреки всем препятствиям.
Сегодня, глядя на портреты кисти Моллера, мы видим не только мастерство художника, но и целую эпоху, запечатленную взглядом человека, который сумел превратить свою жизнь в произведение искусства, столь же яркое и многогранное, как его картины.
Картина «Поцелуй» (1840)
Посмотреть фото
| Родился: | 11.06.1812 (62) |
| Место: | Кронштадт (RE) |
| Умер: | 02.08.1874 |
| Место: | Петербург () |