Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

≈вгений Ћансере

   /   

Eugeniy Lansere

   /
             
‘отографи€ ≈вгений Ћансере (photo Eugeniy Lansere)
   

ƒень рождени€: 04.09.1875 года
ћесто рождени€: ѕавловск, –осси€
ƒата смерти: 12.10.1946 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 71 год

√ражданство: ———–

Ѕиографи€

–усский и советский художник. Ќародный художник –—‘—–.

— именем ≈вгени€ ≈вгеньевича Ћансере св€зан весомый вклад в различные области отечественной художественной культуры: известный главным образом как иллюстратор и оформитель книг, автор классических иллюстраций к произведени€м Ћ. Ќ. “олстого, и как художник-монументалист, один из создателей советской монументальной живописи, Ћансере был также рисовальщиком и акварелистом, художником театра и мастером станковой картины разных жанров, от исторического до портретного; он обращалс€ к прикладному искусству, выступал как теоретик, долгие годы отдал педагогической де€тельности.

25.04.2009

≈вгений Ћансере родилс€ 23 августа 1875 года под ѕетербургом - в ѕавловске в семье талантливого скульптора ≈вгени€ јлександровича Ћансере. —о стороны матери Ћансере приходилс€ правнуком јльберту  атериновичу  авосу, строителю Ѕольшого театра в ћоскве и ћариинского в ѕетербурге, дед его, Ќиколай Ћеонтьевич Ѕенуа, был маститым академиком архитектуры. јрхитектором и профессором был его д€д€, Ћеонид Ќиколаевич Ѕенуа, другой д€д€ известен как модный в свое врем€ акварелист, младший из братьев матери, јлександр Ќиколаевич Ѕенуа - крупный русский художник, историк и критик искусства, законодатель художественных вкусов на прот€жении многих лет.

≈вгений Ћансере фотографи€
≈вгений Ћансере фотографи€

—ловом, искусство было профессией дл€ нескольких поколений незаур€дной "художественной династии", архитектура и живопись - "фамильным делом", как вспоминал ≈вгений Ћансере.

ќтец его умер рано, сорока лет; мальчику в ту пору шел одиннадцатый год. ќднако его пример, воспоминани€ обо всем, что было св€зано с жизнью и творчеством отца, безусловно, сказались в формировании личности будущего художника. ”же зрелым и опытным мастером ≈вгений ≈вгеньевич Ћансере отмечал, что характерные дл€ его творчества "поиски верного бытового жеста, интерес к этнографической характеристике персонажей", наконец, "влечение к  авказу" он получил от отца - "как наследственность".

ƒетство художника прошло на ”краине, в небольшом имении отца Ќескучное, живописные окрестности которого стали впоследствии излюбленными мотивами творчества сестры художника «. ≈. —еребр€ковой, так же как и брат, св€завшей свою жизнь с искусством.

ѕосле смерти ≈вгени€ јлександровича Ћансере мать художника вместе с детьми переехала в ѕетербург, в дом отца - известный в художественных кругах "ƒом Ѕенуа у Ќиколы ћорского", как называли в городе это просторное каменное здание.

’удожественные способности у Ћансере про€вились рано; в выборе профессии сомнений не было: "ѕрежде всего - быть отличным художником",-записывает он в юношеском дневнике.

"Ѕыть отличным художником..." - казалось, семь€ деда, где все "было проникнуто интересами искусства", представл€ла дл€ этого все возможности. ƒействительно, "художественна€ семь€" дала очень многое: высокую наследственную культуру, широкую историко-художественную эрудицию, взыскательное отношение к вопросам профессионального мастерства. ќднако сама перенасыщенность художественной атмосферы семьи таила в себе и определенную опасность: подчас впечатлени€ искусства заслон€ли жизненные впечатлени€. Ќедаром впоследствии ≈вгений ≈вгеньевич характеризует мир своих юношеских увлечений как "книжный" и "ретроспективный". ћожет быть, поэтому такое большое значение дл€ него имели советы друга отца, скульптора-анималиста ј. Ћ. ќбера, этого "энтузиаста жизни и живой натуры", учившего распознавать настроени€ и повадки животных, чувствовать "запахи земли", быть согл€датаем природы...

¬ 1892 году оставив гимназию, семнадцатилетним юношей он поступил в школу "ќбщества поощрени€ художеств", где провел около четырех лет (1892-1895); в те же годы он стал посто€нным участником кружка, из которого впоследствии возник "ћир искусства". —реди преподавателей школы были известные в те годы художники; Ћансере в воспоминани€х выдел€ет двоих - »вана ‘ранцевича ÷ионглинского, "восторженного пионера импрессионизма в –оссии", и Ёрнста  арловича Ћипгарта, художника академической школы, педантичного, но дельного педагога.

Ћучшие дн€

ƒруга€ теори€ Ёйнштейна
ѕосетило:102524
јльберт Ёйнштейн
ћастер эксцентрики и гротеска
ѕосетило:30096
√еоргий ¬ицин
¬ениамин јлександров. Ѕиографи€
ѕосетило:10974
¬ениамин јлександров

ѕод вли€нием Ѕенуа и его друзей Ћансере отказалс€ от поступлени€ в јкадемию художеств и отправилс€ учитьс€ в ѕариж. «ан€ти€ во французских художественных школах - так называемых академи€х  оларосси (1895-1896) и ∆юльена (1896-1897) дали начинающему художнику прочную профессиональную подготовку, но не оказали сколько-нибудь существенного воздействи€ на его эстетические взгл€ды, сложившиес€ под вли€нием кружка Ѕенуа. Ќовейшее искусство ‘ранции тоже не привлекло к себе внимани€ молодого Ћансере.

 огда в конце 90-х годов Ћансере возвращаетс€ в ѕетербург, он застает разительные перемены в художественной жизни столицы. √руппа молодых художников и любителей искусства, давних его знакомых по дому Ѕенуа, составила €дро художественного объединени€, будущего "ћира искусства", развившего бурную выставочную, пропагандистскую и издательскую де€тельность.

–анний период творчества ≈вгени€ Ћансере св€зан с "ћиром искусства" крепкими узами. ≈ще в конце 80-х годов, на правах младшего члена, он входил в "кружок самообразовани€", возглавл€емый јлександром Ѕенуа, объединившим вокруг себ€ группу молодых людей, близких в своих литературных и художественных воззрени€х, стремившихс€ в искусстве пересмотреть многие ценности и расширить свой художественный кругозор. Ёта же среда окружала Ћансере и в ѕариже, где в живом соприкосновении с европейским искусством выкристаллизовывались эстетические воззрени€ будущих учредителей "ћира искусства".

≈стественно, что когда кружковые устремлени€ молодых художников оформились в широкую эстетическую платформу, оказавшуюс€ созвучной ве€ни€м времени и объединившую мастеров самых разных творческих индивидуальностей, Ћансере во многом к ней присоедин€етс€.

Ћансере раздел€л убеждение Ѕенуа в необходимости широкого "приобщени€" русской публики к "мировой художественной культуре", ему импонировал провозглашенный "ћиром искусства" принцип "повышени€ мастерства", так же, как и другие мирискусники, Ћансере был влюблен в культуру и историю прошлого - в петровское барокко, в русский классицизм конца XVIII - начала XIX века. ¬ особенности же увлекала Ћансере иде€ создани€ "нового цельного искусства книги" (ј. Ќ. Ѕенуа) в –оссии, выразивша€с€ в новом подходе к задачам книжной графики.

≈го творческа€ работа в области книжной графики началась с оформлени€ книги ≈. Ѕалабановой "Ћегенды о старинных замках Ѕретани" (—ѕб, 1899). ’удожник беретс€ за выполнение своего первого крупного заказа в 1898 году. –аботе предшествовала поездка по Ѕретани, наброски пейзажей и замков запада ‘ранции заполн€ют его альбомы. ќднако собственно иллюстрации не относ€тс€ к удачам Ћансере, в них начинающий художник еще не самосто€телен. “олько в нескольких виньетках, таких, например, как "ќчаг", выполненных сочным, уверенным штрихом, привлекающих умелым отбором характерных деталей, можно угадать руку будущего мастера книжного оформлени€. ѕо признанию Ћансере, в "Ћегендах" отразились первые поиски своего стил€ и манеры, впечатлени€ от старых гравюр на дереве и увлеченность реальной действительностью. ¬ 1898 г. ’удожник выставил свои иллюстрации к Ѕретонским легендам и сказкам на выставке русских и финл€ндских художников, устроенной —ергеем ƒ€гилевым.

ќдним из самых значительных начинаний нового объединени€ "ћир искусства" было издание одноименного журнала. «адуманный как "кафедра толковани€ и пропаганды новой эстетики", отличавшийс€ строгой стилистической выдержанностью, продуманностью всех элементов оформлени€ - от журнальной марки до шрифта, "ћир искусства" самим своим художественным обликом призван был демонстрировать возможность нового типа изданий. ≈вгений Ћансере, будучи за границей, не участвовал в подготовке первых номеров журнала, зато со второй половины 1899 года он - в числе его посто€нных сотрудников. »менно на страницах "ћира искусства" началась многолетн€€ "виньеточна€ де€тельность" художника, распространивша€с€ позднее и на журналы "’удожественные сокровища –оссии", "«олотое руно", "ƒетский отдых" и на множество других изданий.

Ћансере было свойственно безукоризненное чувство плоскости листа; его виньетки, орнаменты, буквицы неизменно обладали прочными композиционными св€з€ми с графикой шрифта, характером полосы набора, форматом страницы - привлекали своей специфической "книжностью". ¬ характере даровани€ художника лежало стремление к посто€нному поиску, совершенствованию изобразительного €зыка - он никогда не ограничивалс€ однажды найденным художественным приемом. ¬ обложке дл€ журнала "ћир искусства" (1902) художник демонстрирует классический линеарный рисунок, сочета€ строгий овал очерченного тонким проволочным контуром венка с классическим мотивом львиной маски; обложка того же журнала за следующий год построена на совершенно иных декоративных и композиционных принципах: Ћансере стилизует растительный мотив, обыгрыва€ контрасты сочных п€тен орнамента и просветов листа, добива€сь эффекта живописности. –азнообразие приемов и композиционна€ изобретательность художника создают впечатление редкой свободы "сочинени€", легкости почти импровизационной. Ёто впечатление обманчиво.  нижные и журнальные украшени€ Ћансере - плод напр€женного труда. ∆ива€ пластика натуры, переложенна€ на €зык графических форм, то чеканно €сных и строгих, то капризно стилизованных, сведенных к хрупкой ажурной паутине линий или сочному арабеску растительного орнамента, неизменно ощущаетс€ в лучших работах художника в области книжного и журнального оформлени€. "Ќе могу пожертвовать, расстатьс€ со стройностью и логичностью насто€щей ветки, человеческой фигуры", - признаетс€ Ћансере в одном из писем. ѕожалуй, это трезвое ощущение предметной формы как основы графической композиции помогает художнику преодолеть вли€ние распространенного в те годы стил€ "модерн", которое ощутимо в р€де его виньеток.

’удожественные достижени€ раннего периода де€тельности Ћансере - книжного и журнального декоратора - неоспоримы. ћногие его виньетки представл€ют собой вполне самосто€тельные первоклассные произведени€ искусства.

ќформление дес€тков изданий - книг, альманахов, журналов; экслибрисы, почтовые и издательские марки, бесчисленные дипломы, пам€тки, адреса. Ќовооткрыта€ дл€ русских художников сфера театральной и выставочной афиши. Ќовинка отечественной полиграфии - художественна€ открытка. —амо перечисление этих областей книжной, оформительской и "малой" графики, в которых напр€женно работал Ћансере в 900-е годы, выгл€дит внушительно.

ќднако не меньшее значение в творчестве художника приобретают увлеченные зан€ти€ станковой графикой и живописью. Ћансере много работает с натуры - в сфере его интересов портретные зарисовки, пейзаж. ћногочисленные путевые этюды, исполненные во врем€ сложного по тем временам путешестви€ на ƒальний ¬осток, в ћанчжурию и японию, предприн€того в 1902 году, послужили материалом дл€ цикла станковых произведений, частично воспроизведенных в "открытых письмах". –аботы этого цикла просты, безыскусственны, далеки от изысканного графизма книжных украшений. ’удожника интересуют подробности быта, характерные типы; некоторые акварели не свободны от налета этно-графизма. «арисовки, сделанные художником во врем€ этой поездки на ƒальний ¬осток, приобретают особый интерес в св€зи с русско-€понской войной. ¬ феврале 1904 года Ћансере получает заказ на открытки с видами ѕорт-јртура и ћаньчжурии.

≈вгений Ћансере был моложе мастеров "ћира искусства" и вначале выступал в роли их ученика. ≈го творческий метод и эстетические воззрени€ складывались под вли€нием и руководством Ѕенуа, хот€ отдельными сторонами своего таланта Ћансере, быть может, превосходил своего учител€.

ѕервые его значительные работы в сфере станковой живописи и графики были созданы в конце 1890 - начале 1900-х годов. ќсновные творческие интересы художника были обращены в тот период к "историческому", главным образом архитектурному пейзажу. ¬ 1895 году юный Ћансере написал "јллею в ¬ерсале" (√осударственный –усский музей), а несколько позднее создал серию изображений ѕетербурга - "Ќикольский рынок в ѕетербурге" (гуашь, уголь, цветные карандаши; 1901, √осударственна€ “реть€ковска€ галере€), акварель " алинкин мост" (1902, √осударственный –усский музей) и исполнил темперой "ѕетербург начала XVIII века" (1906, √осударственный –усский ћузей).

¬ этих произведени€х можно заметить аналогию с теми творческими принципами, которые были разработаны Ѕенуа в его первой версальской серии и некоторых ранних изображени€х старого ѕетербурга. Ѕлизко к работам Ѕенуа отчетливое преобладание графических приемов над живописными, композиционное построение с его €сной пространственной планировкой и четкой ритмикой. Ќо столь же отчетливо про€вл€ютс€ здесь и черты творческого своеобрази€ Ћансере. ≈го не коснулс€ "исторический сентиментализм" старших мастеров "ћира искусства". ¬еличие и поэтическую прелесть старинной архитектуры ѕетербурга он чувствовал не менее остро, чем другие художники его группы; но вместе с тем он не отворачивалс€ от сегодн€шней жизни столицы с ее ежедневной и примелькавшейс€ прозаичностью. ¬ образ города, создаваемый Ћансере, вход€т не только торжественные колоннады дворцов и храмов и узорные решетки великолепных набережных, но и дерев€нные баржи, груженные дровами, извозчичьи телеги, жалкие домишки и черные дворы окраин. Ћансере не стремилс€ "театрализовать" свои петербургские впечатлени€. ¬ его картинах есть ощущение глубокой внутренней достоверности изображаемого, есть та трепетна€ жизненность, которой нередко недоставало другим мастерам "ћира искусства".

“ема ѕетербурга продолжена в собственно исторических композици€х художника: город становитс€ местом реального исторического действи€. ¬прочем, город - не подмостки этого действи€, не фон: архитектурные образы часто служат важным составл€ющим общего эмоционального стро€ произведени€.

»менно в противопоставлении бурных вод Ќевы и четко, как на архитектурных проектах, прорисованных объемов новоотстроенных зданий раскрывает художник пафос борьбы созидательных, творческих сил с непокорной стихией, столь привлекательный дл€ него в петровской эпохе ("ѕетербург в XVIII веке. «дание ƒвенадцати коллегий", 1903).

"–адостное настроение простора, ветра" пронизывает такие композиции Ћансере, как "ѕрогулка по берегу мор€" (1908), " орабли времен ѕетра I" (1909), в которых историческа€ достоверность примет эпохи сочетаетс€ с общим романтически взволнованным тоном повествовани€.

»сторические композиции Ћансере демонстрируют иное, нежели у других мирискусников, понимание истории.

"¬ поисках утраченного времени" Ћансере свободен от "исторического сентиментализма": его не привлекает "трогательный быт забытых мертвецов", как определил Ѕенуа "ретроспективные мечтани€" —омова. Ћюбование прошедшей эпохой, равно как и легка€ ирони€ по отношению к ней, не свойственны художнику.

ƒл€ Ћансере характерен конкретно-исторический подход к рассматриваемой эпохе, художник вживаетс€ в нее, заставл€ет поверить в жизненную достоверность изображаемой сцены.

Ћансере внимателен и к социальным контрастам времени: с откровенным сарказмом пишет он грузную фигуру императрицы, окруженную группой придворных, застывших в утрированно раболепных позах, особенно нелепых на фоне мощного звучани€ прекрасной барочной архитектуры. "Ѕезобразие величи€" - так предельно метко определил эмоциональное содержание "»мператрицы ≈лизаветы ѕетровны в ÷арском —еле" (1905) Ћ. Ќ. “олстой. ¬ этой гуаши Ћансере как колорист выступает свободней, раскованней, чем в предыдущих работах: подчеркнуто линейно-перспективное построение пространства не мешает художнику уверенно лепить форму цветом, создава€ красивую, холодно-зеленоватую гамму.

— этого времени т€готение к декоративным решени€м станет дл€ художника посто€нным.

Ќачало 900-х годов было дл€ Ћансере не только временем напр€женного труда, профессионального совершенствовани€, творческого роста - это был период становлени€ мировоззрени€ художника. ѕользующийс€ все большим авторитетом, загруженный заказами, Ћансере находил врем€ внимательно следить за развитием общественной жизни страны, его дневники и письма свидетельствуют о посто€нном стремлении осмыслить причины социальных противоречий окружающей действительности, с особой остротой представших перед ним во врем€ путешествий по окраинам –оссии.

–еволюционные событи€ 1905-1906 годов образуют заметный рубеж не только в развитии творчества Ћансере, но и в процессе становлени€ его личности.   этому периоду относитс€ р€д выдающихс€ работ в области сатирической журнальной графики, в которых художник выступает как независимый и зрелый мастер с собственным, вполне сложившимс€ отношением к искусству и жизни.

¬ то врем€ художник участвовал в издании непримиримого сатирического журнала 1905 года "«ритель", сотрудничал в "∆упеле", издававшемс€ при участии ћ. √орького. ѕосле его запрещени€ Ћансере вз€л на себ€ издание "јдской почты", журнала, ставшего преемником "∆упела".

Ћучшие свои сатирические рисунки Ћансере выполнил дл€ "јдской почты": здесь он публикует "–адость на земле основных законов ради" (1906, © 1) и на развороте "“ризну" и "–ады старатьс€, ваше превосходительство" (© 2).

Ћансере показывает целую галерею представителей реакции, различных по своему социальному положению и вместе с тем единых в своей ненависти к революции, причем показывает крупным планом, "в упор", не пользу€сь распространенным в сатирической графике тех лет €зыком аллегорий и символов.

¬ более поздних станковых работах еще нагл€днее раскрываетс€ творческа€ оригинальность Ћансере и отчетливее выступают черты реализма. ’удожник вновь обратилс€ к ретроспективной петербургской теме: в 1909 году - " орабли времен ѕетра I" (темпера; √осударственный –усский музей; вариант 1911 года - темпера; √осударственна€ “реть€ковска€ галере€), в 1913 году - "ѕеньковый Ѕу€н в ѕетербурге" (гуашь; √осударственна€ “реть€ковска€ галере€). ¬ новых картинах уже в значительной степени преодолено вли€ние творческих установок "ћира искусства". ’удожник не только воссоздавал в своей живописи и графике декоративно-зрелищную сторону сцен прошлого, но и стремилс€ проникнуть в их затаенный смысл, не чужда€сь ни психологических, ни социальных мотивировок. ”же в исполненной гуашью картине "»мператрица ≈лизавета ѕетровна в ÷арском —еле" (1905, √осударственна€ “реть€ковска€ галере€) Ћансере дал своим персонажам выразительную, чуждую какой-либо идеализации, остроироническую характеристику. ¬ таких написанных темперой произведени€х, как "ѕрогулка по молу" (1908, √осударственный –усский музей) и особенно "÷есаревна ≈лизавета в кордегардии «имнего дворца" (1910, ќдесска€ государственна€ картинна€ галере€) развернуто динамическое действие, пространственное построение освобождаетс€ от схематизма, графические приемы смен€ютс€ живописно-декоративными; цвет уже не накладываетс€, как прежде, на готовые прорисованные контуры, а свободно лепит объемную форму, св€зыва€ все элементы композиции в стройное гармоническое единство, пронизанное светотеневыми контрастами.

¬лечение к театру в семье Ѕенуа-Ћансере было наследственным: "театральный гений", который, по выражению ј. ѕ. ќстроумовой-Ћебедевой, "владел" ј. Ѕенуа, неудержимо прит€гивал и Ћансере.

¬первые Ћансере соприкоснулс€ с работой в театре в самом начале 900-х годов, отдава€ дань тому увлечению театральной живописью, которое было характерно почти дл€ всех представителей старшего поколени€ группы "ћир искусства", но и здесь Ћансере сумел показать свое, только ему присущее понимание задач художника театра.

Ёскиз декорации последнего акта балета "—ильви€" (1901) и панно дл€ "—в€тилища ѕатрика" (1911) в постановке —таринного театра свидетельствуют о большом искусстве Ћансере в области архитектурного пейзажа.

ѕервых достижений области театральной живописи художник добилс€ в 1907 году - в оформлении пьесы Ќ. ≈вреинова "ярмарка на индикт св€того ƒениса" (иначе "”личный театр"), предприн€том совместно с Ѕенуа дл€ "—таринного театра" в ѕетербурге.

ѕьеса была своеобразна: лишенна€ зав€зки и кульминации сценического действи€, она была задумана как "поток жизни" феодального французского городка, развертывающийс€ перед глазами зрителей. ’удожник выполнил р€д эскизов декораций - улочки городского квартала в разное врем€ суток, с вечера до рассвета. ≈ще во врем€ путешествий ученической поры Ћансере превосходно изучил облик средневековых кварталов севера ‘ранции, ему были хорошо знакомы произведени€ народных мастеров и сам быт ремесленного люда.

¬ результате тщательного и любовного воспроизведени€ деталей, своеобразного эмоционального осмыслени€ архитектуры, тонкого чувства изменени€ колорита - от зеленовато-синей, вечерней до высветленно-голубоватой, предрассветной гаммы (с посто€нными вплавлени€ми в общий приглушенный тон интенсивных цветовых ударов - изображений флагов, вывесок, цеховых эмблем) - рождаетс€ живой, полнокровный и на редкость убедительный образ средневекового французского города.

–абота Ћансере в театре прервалась после 1911 года на сравнительно долгий срок. ѕричиной тому €вилась интенсивна€ работа в области книжной иллюстрации и монументальной живописи, а также исторические событи€, изменившие судьбы нашей –одины и самый круг де€тельности художника.

«анимаетс€ Ћансере и прикладным искусством: зан€в в 1912 году пост заведующего художественной частью гранильных фабрик, фарфорового и стекольного заводов ведени€ " абинета его величества", он не только контролирует качество продукции, но и сам предлагает несколько эскизов и проектов художественных изделий.

–азносторонн€€ художественна€ де€тельность Ћансере получает признание: по представлению ». ≈. –епина и ¬. ¬. ћатэ в 1912 году художник удостаиваетс€ звани€ академика, в 1916 году он избран действительным членом јкадемии художеств.

Ќи один из мастеров "ћира искусства" не работал дл€ книги так много и так плодотворно, как Ћансере. ѕервый период его де€тельности (1898-1905 годы) был посв€щен главным образом разработке основополагающих принципов книжного оформлени€. ¬месте с —омовым, Ѕакстом и Ѕенуа Ћансере оформл€л журнал "ћир искусства"; в те же годы он исполнил немало работ и дл€ других, самых разнообразных изданий. ≈му принадлежат иллюстрации, фронтисписы и концовки к книге ≈. ¬. Ѕалобановой "Ћегенды о старинных замках Ѕретани" (1898), заставки к повест€м ѕушкина дл€ издани€, выпущенного в свет ѕ. ѕ.  ончаловским (1899), обложки журналов "’удожественные сокровища –оссии" (1900) и "ƒетский отдых" (1901), р€д книжных обложек: "Ќевский проспект" ». Ќ. Ѕожер€нова (1903), "–усска€ школа живописи" ј. Ќ. Ѕенуа (1904), заставки, концовки и буквицы дл€ книги Ќ. ».  утепова "÷арска€ и императорска€ охота на –уси" (т. III, 1902). ’удожник накопил большой практический опыт, благодар€ которому проблематика искусства книги раскрылась перед ним с такой полнотой и последовательностью, какой не знали старшие мастера "ћира искусства" - ни —омов, ни Ѕакст, ни Ѕенуа.

¬ этот период Ћансере считал, что именно декоративное оформление, а не иллюстраци€ определ€ет художественный образ книги. «аставки и концовки казались ему более ответственной и сложной задачей, нежели иллюстрирование в тексте какого-нибудь эпизода.

ѕосто€нна€ работа с книгой побудила Ћансере глубоко вникнуть в вопросы полиграфии, познакомитьс€ с типографской технологией и правильно оценить ее возможности. —тилистическое и декоративно-графическое единство книги как цельного художественного произведени€ стало дл€ Ћансере практическим принципом работы оформител€. ѕервым среди русских художников Ћансере стал выполн€ть постраничный макет оформлени€ книги, создава€ стройную гармонию графических элементов. Ёто нововведение вошло впоследствии в практику всех мастеров книжной графики.

¬ажным этапом на пути к этому высокому достижению художника была длительна€ (с 1904 по 1912 год) работа над оформлением книги ј. Ѕенуа "÷арское —ело в царствование императрицы ≈лизаветы ѕетровны". ƒл€ "÷арского —ела" (книгу оформл€л целый р€д художников) Ћансере создал несколько заставок-иллюстраций с развитым сюжетным началом. ƒл€ них характерно правдивое углубление в содержание книги, в эпоху, которой она посв€щена. ќдна из лучших заставок - выполненна€ в очень красивой голубовато-желтой, с вкраплени€ми сиреневого, гамме акварель "¬з€тие Ўведской мызы": в пышное барочное обрамление вписана жива€, динамична€ сцена баталии - трофеи и св€занные пленные заполн€ют передний план, на дальнем - русска€ конница преследует бегущих шведов.

Ѕлистательный опыт иллюстрировани€ "’аджи-ћурата" Ћ. Ќ. “олстого завершил процесс переосмыслени€ задач книжного оформлени€.

"’аджи ћурат" с иллюстраци€ми и оформлением Ћансере, выходивший в свет дважды, в 1916 и 1918 году, представл€ет собой то стройное, искусно построенное декоративно-графическое единство, к которому стремились мастера "ћира искусства". Ќедаром критика, близка€ к этому течению, восторженно прин€ла работу Ћансере. ¬ подробной рецензии Ѕенуа, всегда высоко ценивший дарование Ћансере - художника книги, назвал его гениальным иллюстратором, указав, что "рисунки Ћансере сохран€ют р€дом со всей толстовской колоссальностью и свою значительность, и свою прелесть... складываютс€ в самосто€тельную песнь, прекрасно вв€зывающуюс€ в могучую музыку “олстого".

¬ работе над иллюстраци€ми к "’аджи ћурату" Ћансере опиралс€ на огромный запас натурных этюдов и зарисовок, сделанных в „ечне и ƒагестане в 1912-1913 годах, а также на разнообразные исторические источники - старинные портреты и рисунки, музейные образцы оружи€ и костюмов. Ѕезупречна€ историко-этнографическа€ точность иллюстраций была дл€ него, однако, не самоцелью, а лишь средством более глубокого раскрыти€ темы, способом достигнуть жизненной и художественной достоверности образов.

÷икл реалистических иллюстраций к "’аджи-ћурату" Ћ. Ќ. “олстого стал нар€ду с иллюстраци€ми ј. Ќ. Ѕенуа к "ћедному всаднику" ј. —. ѕушкина и ƒ. Ќ.  ардовского к "Ќевскому проспекту" Ќ. ¬. √огол€, классикой русской дореволюционной книжной графики.

»ллюстрации к "’аджи-ћурату" Ћ. Ќ. “олстого (в полном виде книга вышла в 1918 г.) - лучша€ предреволюционна€ работа Ћансере - как бы знаменует непрерывность его творческой биографии: несмотр€ на "мирискусническое" понимание книжного ансамбл€ и изысканную графичность "петербургских" разворотов, общий декоративно-живописный строй иллюстраций предвосхищает цикл к толстовским " азакам".

ѕоследний предреволюционный год Ћансере проводит в уединении, в деревне: пишет пейзажи, впервые обдумывает возможность иллюстрировани€ " азаков" Ћ. “олстого. «десь, в ”сть- рестище, его застает весть о свержении самодержави€, которую художник встречает с воодушевлением ("как хорошо и радостно на душе",- пишет он в те дни брату). ќднако приехать в ѕетроград не удаетс€, материальные и бытовые трудности вынуждают художника с семьей искать пристанища у друзей, на  авказе. ѕребывание на  авказе (в “емир-’ан-Ўуре, в ƒагестане, а с 1920 года - в “билиси), поначалу казавшеес€ временным, раст€нулось на полтора дес€тка лет. ѕервые мес€цы были особенно трудными: в “емир-’ан-Ўуре художник преподавал рисование в гимназии; в “билиси устроилс€ рисовальщиком в этнографический музей. ѕостепенно жизнь наладилась. — 1922 до 1934 года Ћансере профессорствует в “билисской академии художеств, он - активнейший участник всех культурных начинаний в жизни республики. ’удожник полюбил √рузию, “билиси - узкие улочки старых кварталов, шумные новостройки окраин, жителей этого красивейшего города.

"я понимаю теперь Ћансере, который живет здесь, - пишет навестивший его художник ». ». Ќивинский, - отсюда трудно уехать".

¬ 1922 году, приглашенный полпредством –—‘—– в “урции дл€ проведени€ "художественных работ", Ћансере выехал в јнгору (јнкару). ѕутешествие было захватывающим; жизнь и быт незнакомого города, шумные базары и пам€тники древней архитектуры, "улочки и типы" - все самым живейшим образом интересовало художника. ∆адно впитывающий новые впечатлени€, Ћансере необыкновенно много рисовал: в его путевых альбомах портреты турецких государственных де€телей (ему позировал сам ћустафа  емаль-паша) и зарисовки сценок из жизни ремесленных кварталов, наброски характерных восточных типов и подробные штудии народного орнамента. ¬ыполненные легкой пружинистой линией или м€гкой живой штриховкой, рисунки говор€т о непосредственном контакте художника с натурой, свободном и естественном, как нигде ранее. Ќесмотр€ на неизбежную беглость рисунков-наблюдений, они неизменно строго построены: подчас лист играет роль "монтажной плоскости", на которой Ћансере, мастерски избега€ пространственных "прорывов", эффектно совмещает несколько различных сюжетов. ѕутевые записи его сложились в живую, увлекательную книгу ("Ћето в јнгоре"), иллюстраци€ми к которой послужили лучшие путевые зарисовки.

Ѕыл задуман альбом автолитографий, частью цветных, посв€щенный пребыванию в “урции; художник сделал оттиски, однако отпечатать тираж не удалось. ¬ 1922 году произведени€, выполненные в јнгоре, были экспонированы в  ремле во врем€ работы IV конгресса  оминтерна.

20-е годы - эпоха начала систематического изучени€ археологии и этнографии «акавказь€. Ћансере в качестве художника непрерывно приглашают участвовать в различных научных экспедици€х. √еографи€ его путешествий внушительна: ƒавид-√ареджи, ћцхета, нагорный ƒагестан, «ангезур, —ванети€...

—отни археологических и этнографических штудии, бытовые зарисовки, рисунки местных народных типов. » - пейзажи...

 авказ в жарком полдневном мареве и в предрассветном тумане.

 авказ - с высоты орлиного полета и  авказ, увиденный из долин.

 авказ героический - резкие масштабные соотношени€, неожиданные столкновени€ планов, тревожное звучание живописных масс, и  авказ лиричный - незатейливые мотивы склонов, поросших выцветшей на солнце растительностью, улочки горных аулов... "¬лечение к  авказу", красной нитью проход€щее через цикл иллюстраций к "’аджи-ћурату", с особенной полнотой и €ркостью воплощаетс€ в пейзажном творчестве Ћансере.

–абота€ на пленэре, художник стремилс€ передать естественное освещение, солнце, воздух; жива€ пульсирующа€ световоздушна€ среда его пейзажных этюдов свидетельствует об изощренном мастерстве колориста. ƒобива€сь насыщенности, плотности колорита, Ћансере все чаще употребл€ет темперу, позвол€ющую работать "энергично и непосредственно в смысле цвета"; акварель с ее камерным звучанием уже не отвечает возросшему живописному темпераменту художника.

¬ пейзажах кавказского периода мы встречаемс€ с Ћансере-живописцем, живописцем в полной мере, пожалуй, впервые ставшим вровень с Ћансере-графиком.

—лучилось так, что "’аджи-ћурат" с иллюстраци€ми Ћансере стал не только последним значительным изданием дореволюционной поры, но и первой прекрасно иллюстрированной советской книгой. (¬ издании 1916 года были обширные купюры - царска€ цензура не пропустила толстовский текст, содержащий беспощадно разоблачительную характеристику Ќикола€ I; был "опущен" и портрет цар€, трактованный Ћансере сатирически.) ѕолностью издание увидело свет в 1918 году. — этого времени им€ Ћансере неразрывно св€зано с развитием советской книжной графики.

ƒолгие годы (первые варианты иллюстраций относ€тс€ еще к 1917 году) работает художник над циклом иллюстраций к " азакам" “олстого, законченным в 1936 году.

¬ этих иллюстраци€х €рко про€вилось т€готение Ћансере к созданию глубокого психологического образа, рельефно вылепленного характера, к своего рода "портретному письму". »ллюстрации точно следуют течению повествовани€, однако они большей частью лишены активного действи€, внешней динамики. ¬ наиболее удачных иллюстраци€х внимание художника полностью сосредоточено на образах героев повести, он любуетс€ ими - €ркой красотой ћарь€ны, бесшабашной удалью Ћуки, полной сли€нностью с природой старого ≈рошки, - и в этом живом, непосредственном любовании "естественным человеком" - особое оба€ние иллюстраций.

≈сли книжна€ графика €вл€лась основной сферой де€тельности Ћансере с начала его творческого пути, то есть с конца 90-х годов XIX столети€ вплоть до середины 30-х годов столети€ XX, то монументальна€ живопись, начина€ с 1906 года, все сильнее и сильнее привлекает внимание художника, чтобы в 30-40-е годы сделатьс€ главенствующей в его творчестве.

’удожественна€ критика 900-х годов неоднократно обращала внимание на своего рода монументальность графических работ Ћансере, на свойственное художнику чувство незыблемости плоскости, на четкость и €сность его композиционного мышлени€.

— 1906 года Ћансере занималс€ не только станковой, но и монументально-декоративной живописью. »м исполнены проекты панно и плафонов дл€ р€да общественных и частных зданий в ћоскве, ѕетербурге и Ѕелграде.   1906 году относитс€ перва€, не вполне удачна€ (сказывалось отсутствие опыта) монументальна€ работа художника - панно дл€ Ѕольшой московской гостиницы.

¬есной 1907 года Ћансере предприн€л поездку по »талии.  ак всегда во врем€ путешествий, он жадно впитывал художественные впечатлени€, стремилс€ осмыслить искусство великих италь€нских мастеров-монументалистов ¬озрождени€ и как "сумму переживаний своего века" (ј. Ќ. Ѕенуа) и как сумму профессиональных художественных приемов, "секретов" синтеза архитектуры и живописи, которые необходимо изучить.

¬ 1910-1912 годах он написал плафон и фриз дл€ дома “арасова в ћоскве, позднее (1916-1917) вместе с јлександром Ѕенуа подготавливал эскизы росписи зданий  азанского вокзала и ѕравлени€  азанской железной дороги.

ќсобенно удачно решена роспись "ѕам€тного зала" јкадемии художеств (1915): в технике "гризайль", имитирующей рельеф, художник вписывает в люнеты на торцовых стенах небольшого зала аллегорические изображени€ - "«нание" и "¬дохновение". ƒвухтонова€, "под мрамор", гамма росписи удачно сочетаетс€ с теплыми тонами желтоватых мраморных панелей и гобеленов, доминирующими в колорите интерьера. » "тематическа€ программа" росписи - €сный и емкий €зык аллегории, и ее изобразительное решение - пластичность формы, четкость основных ритмов композиции, безукоризненность рисунка прекрасно воплощали строгий классический дух јкадемии. ¬первые дл€ Ћансере открылась специфика монументальной живописи: в те годы, работа€ в творческом содружестве с замечательными архитекторами ». ¬. ∆олтовским и ¬. ј. ўуко, художник основательно занимаетс€ проблемами св€зи росписей с ансамблем интерьера, воспри€ти€ их на рассто€нии, освещени€.

√лавный мотив росписей 30-х годов - праздничное ликование народов молодой стро€щейс€ страны. ƒар перспективиста и декоративиста и органическа€ мажорность мироощущени€ художника нашли выход в этой сфере. ’арактерно, что, работа€ над плафоном ресторана  азанского вокзала, Ћансере не вспоминает собственных дореволюционных эскизов той же росписи - тогда союз ≈вропы и јзии изображалс€ аллегорически (≈вропа на быке, јзи€ на драконе), теперь же аллегори€ сменилась конкретными сценами дружбы народов.

¬ 1933 году Ћансере переезжает в ћоскву. ќн руководит кафедрой графических дисциплин ћосковского архитектурного института и одновременно монументальной мастерской јкадемии художеств в Ћенинграде.  ак педагог Ћансере сочетал широчайшую историко-художественную эрудицию, знание классического и современного искусства (в 1927 году художник был командирован во ‘ранцию, где познакомилс€ с состо€нием новейшей западной живописи) с огромным, едва ли не уникальным опытом практика. ќн стремилс€ привить студентам высокую художественную культуру, призывал к повседневной работе с натуры, доброжелательно и тактично руководил молодыми художниками. "ƒруг молодежи" - так назовут Ћансере студенты.

¬ своей педагогической и теоретической де€тельности (он написал р€д значительных статей) Ћансере выступал как убежденный и последовательный сторонник реализма: "ƒл€ мен€ бесспорно, что реализм, как основной принцип искусства, был и остаетс€ той живительной почвой, землей, прикосновение к которой давало и дает искусству, как јнтею, новые и новые силы".

» в период жизни на  авказе, и после переезда в ћоскву Ћансере не порывал св€зей с театром. ѕорой работа над иллюстраци€ми или над монументальной росписью захватывала художника целиком, без остатка, и он временно отходил от театральной де€тельности, однако возвращение к ней было неизбежным и знаменовалось значительными работами. ¬ 1924 году в ћоскве, в ћалом театре по эскизам Ћансере, прочно осевшего в “ифлисе, была осуществлена постановка трагедии ¬. Ўекспира "ёлий ÷езарь".

Ќа прот€жении 20-х годов Ћансере выполн€л эскизы декораций дл€ театров ќдессы (декорации к опере —ен-—анса "—амсон и ƒалила" дл€ ќдесского государственного оперного театра, 1925),  утаиси (эскизы декораций к "ћакбету" и " оролю Ћиру" Ўекспира, 1928 - не осуществлены) , пробует силы как художник кино.

«атем, после нескольких лет перерыва, Ћансере возвращаетс€ к театру, приступа€ к оформлению спектакл€ "√оре от ума" в близком ему по художественным устремлени€м ћалом театре. ¬о всех своих театральных работах Ћансере бережно воссоздает дух и быт эпохи, ее атмосферу, ее колорит; в этом плане декорации к "√орю от ума" - высшее достижение художника. Ћансере строит на кругу вращающейс€ сцены всю квартиру ‘амусова; поочередно предстают перед зрител€ми гостина€, будуар —офьи, белый зал; кажда€ декораци€ выдержана в особом, только ей присущем колорите, обладает своей особенной эмоциональной атмосферой. ƒекорации Ћансере не только ввод€т зрителей в жизнь грибоедовской ћосквы, они способствуют сценическому перевоплощению актера: "...мне хочетс€ пожить еще в фамусовском доме", - скажет на обсуждении спектакл€ ¬. Ќ. ѕашенна€.

¬тора€ половина 30-х годов - художник (ему за шестьдес€т) не знает усталости. Ћансере paботает на большом, счастливом подъеме, в полную силу опыта и мастерства. –омантически приподн€тое мироощущение художника воплощаетс€ в новых и новых работах,

ƒл€ росписи плафона зала ресторана гостиницы "ћосква", осуществленной в 1935-1937 годах, Ћансере выбирает благодатную тему веселого ночного карнавала, жизнерадостного народного гул€нь€; он создает праздник - круговорот щедрого, свободного движени€, цветник €рких п€тен национальных костюмов, феерию огней, ракет, световых эффектов.

≈го конкурсный эскиз росписи плафона зрительного зала √осударственного академического Ѕольшого театра ———– признан лучшим - роспись должна была быть торжественным, величавым звучным гимном во славу искусства!

»м созданы эскизы мозаичных панно дл€ станции метро " омсомольска€", он готовит эскизы росписи дл€ здани€ √осударственной библиотеки ———– имени ¬. ». Ћенина, он задумывает живописное панно дл€ вестибюл€  азанского вокзала. ¬ойна помешала осуществлению замыслов, оборвала начатые дела.

’удожник мажорных и радостных образов, воспевавший счастье мирного труда, Ћансере в суровую военную страду находит силы дл€ создани€ серии произведений, завершающих его творческий путь мужественной и благородной нотой. —тарый художник обращает свои помыслы к истории. ¬ те годы к исторической теме пришли многие мастера - над триптихом "јлександр Ќевский" трудилс€ ѕ. ƒ.  орин, образы русских полководцев привлекали ¬.ј. ‘аворского, известные исторические картины создали ћ. ј. јвилов и ј.ѕ. Ѕубнов. Ёто был заказ времени - истори€ стала особенно близка и необходима, героическое прошлое народа вдохновл€ло на подвиг нынешний, придавало новые силы в беспримерной борьбе с фашизмом. Ёту €рко про€вившуюс€ в "час мужества" сопр€женность прошлого и насто€щего, кровную св€зь современных защитников –одины с геро€ми прошлых освободительных войн Ћансере воплощает в серии исторических картин "“рофеи русского оружи€", объединенных не только общностью композиционного и колористического стро€, но глубоким раздумьем художника о природе подвига и о сущности народной войны. ѕ€ть эпох отечественной истории, п€ть славных страниц летописи защиты чести и независимости –одины: Ћедовое побоище,  уликовска€ битва, ѕолтава, 1812 год и, как кульминаци€ серии - одна из первых (шел 1942 год) побед советских воинов - группа бойцов у огромных трофейных орудий.

’удожник, вообще склонный к торжественно-приподн€тому звучанию образа, решает триумфальную тему победы подчеркнуто строго и лаконично без патетических интонаций. ≈го герои предстают перед нами не в момент торжественного чествовани€ победителей, но на поле брани, в минуту отдыха после ратного труда, когда счастливое сознание победы, исполненного долга охватывает каждого из них. »зобразительное решение серии просто и естественно. Ћансере избегает сложных композиционных построений, его цель - жизненна€ достоверность образа, он стремитс€ к наиболее непосредственному контакту со зрителем. ’удожник "обрезает" изображение рамой, благодар€ этому сцены из восьми - дес€ти персонажей кажутс€ фрагментами массовых действий; он придвигает фигуры к переднему плану, плотно заполн€€ ими пространство, отсюда - исключительна€, несмотр€ на небольшие размеры гуашей, монументальность образов воинов-победителей.

—ери€ картин "“рофеи русского оружи€" - свидетельство высокого патриотизма художника - осенью 1942 года была экспонирована на выставке "¬елика€ ќтечественна€ война".

≈ще не кончилась война, а художник всеми помыслами был устремлен в будущее - думал о победе, о мире, о послевоенном строительстве.

¬ 1944 году он оформил книгу ј.¬.ўусева "ѕроект восстановлени€ города »стры"; город лежал в развалинах, а художник, как и архитектор, мысленно видел восстановленные дома, новые величественные здани€.

¬есной 1945 года художник возобновил работу по росписи вестибюл€  азанского вокзала. ≈му не суждено было довести ее до конца - 12 окт€бр€ 1946 года ≈вгений ≈вгеньевич Ћансере умер.

ѕоследними темами, над которыми работал влюбленный в жизнь и в созидательный труд художник, были "ѕобеда" и "ћир".

Ѕудучи художником с глубоко развитым нравственным чувством, Ћансере уже в молодые годы сформулировал требование к себе как художнику, своего рода нравственную заповедь, которой осталс€ верен всегда: "я раньше всего хочу правды, какова бы она ни была". ѕосто€нное стремление к правде - неизменна€ черта цельного и привлекательного творческого облика Ћансере - определило путь художника, €сный и достойный, проникнутый идеей служени€




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

∆енщины в русской истории
ѕосетило:11841
—офь€ ѕеровска€
ћастер визуальных эффектов
ѕосетило:10374
–идли —котт
ћастер эксцентрики и гротеска
ѕосетило:30096
√еоргий ¬ицин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru