Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

’абибулла ћешхеди

   /   

Habibulla Meshhedy

   /
             
   

»ран

√ражданство: »ран

Ѕиографи€

персидский художник.

’абибулла ћешхеди (также просто Ђ’абибуллаї, Ђ’абиб јллахї и Ђ’абиб јллах —аведжиї; работал в конце XVI Ч нач. XVII века) Ч персидский художник.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

31.03.2009

Ѕиографические сведени€ об этом мастере крайне скудны. ≈го им€ упоминает только персидский хронист  ази јхмед в своем Ђ“рактате о каллиграфах и художникахї (1596г): Ђћавлана ’абибаллах из —авэ, жил в  уме, по ловкости рук стал тем, на кого указывают мир€не пальцем, в отношении художества сделалс€ душеобольстителем людей [этого] времени, день ото дн€ совершенствуетс€ї.

—емь€ ’абибуллы происходила из небольшого городка —аве, недалеко от  ума. »стори€ не донесла сведений о том, где он обучалс€ и начинал творческую карьеру.  ази јхмед в заметке от 1606 года сообщает, что губернатор города  ум ’усейн-хан отправившись в √ерат пригласил ’абибуллу с собой, но принц јббас увел его от хана, и отправил в столицу Ч »сфахан, где ’абибулла стал работать художником в шахской китабхане. »м€ ’усейн-хана шах јббас I впервые упоминает в сент€бре 1598 года, когда сам јббас находилс€ в недавно захваченном им √ерате, и назначил ’усейн-хана губернатором этого города, а также генерал-губернатором (Ђамир-аль-омараї) всего ’орасана. ј случай с приглашением ’абибуллы в шахскую китабхане в »сфахане произошел, видимо, не ранее 1601 года, когда јббас I уже совершил выезд в √ерат с пышной свитой. Ёто означает, что ’абибулла по меньшей мере два года жил и работал у ’усейн-хана в √ерате Ч городе с давними художественными традици€ми, и, веро€тно, впитал многое из этих традиций. — таким творческим багажом художник прибыл в столицу.

Ќекоторые свои работы мастер подписывал именем Ђ’абибулла ћешхедиї. ќдни специалисты считают, что это свидетельство его долгого пребывани€ в ћешхеде, другие, что эта приставка не €вл€етс€ результатом его жизни или работы в этом городе. ќни полагают, что приставка Ђћешхедиї вполне могла быть результатом паломничества художника к могиле »мама –езы в ћешхеде.

—амым прославленным произведением ’абибуллы вне сомнени€ €вл€етс€ миниатюра к мистической поэме ‘аридаддина јттара Ђћантик аль-“аирї (Ѕеседы птиц). ћанускрипт по€вилс€ за сто лет до того, как попал в библиотеку јббаса I . ќн был создан в 1486-7 годах по заказу тимуридского правител€ ’усейна Ѕайкара. ¬ нЄм были четыре миниатюры, созданные во времена правлени€ тимуридов. Ўах јббас I счел нужным добавить еще одну Ч созданную ’абибуллой. Ёто удивительно тонкое произведение, полное природной тайны, с великолепно выписанными Ђпортретамиї птиц, которые в данном случае символизируют души. ћиниатюра близка по стилю к остальным четырем, созданным в эпоху ’усейна Ѕайкара. »з общего стил€ выпадает только фигура мужчины с ружьем, о котором в поэме јттара не говоритс€ ни слова. ¬еро€тно, это лучша€ иллюстраци€ к его поэме.

’абибулле приписываетс€ довольно много произведений; имеют его подпись следующие: миниатюра Ђ¬звешивание дыньї из не имеющей даты копии Ђ«афарнамеї („астное собрание); Ђ¬ерблюд и бородатый погонщикї („астное собрание); рисунок с подкраской Ђёноша, нат€гивающий лукї (јрт энд ’истори “раст  оллекшн, ’ьюстон); Ђёноша с ружьемї (Ѕерлин, ћузей исламского искусства); Ђћолода€ женщина держаща€ грушуї (коллекци€ Ѕэзила –обинсона, Ћондон); Ђ∆енщина в оранжевом оде€нииї (“опкапы —арай, —тамбул); Ђћолодой охотник, зар€жающий ружьЄї (“опкапы —арай, —тамбул); Ђ¬ерблюдї (ћеделхавсмузеет, —токгольм); и Ђ∆еребецї (ћузей ћетрополитен, Ќью-…орк). Ёти работы обычно датируют Ђоколо 1600 годаї.

 роме них ’абибулле приписываютс€ работы в нескольких манускриптах: три миниатюры в Ђћантик аль-таирї, добавленные при шахе јббасе I (ћузей ћетрополитен, Ќью-…орк); двадцать шесть миниатюр в рукописи ЂјТх-намеї, созданной дл€ губернатора √ерата ’усейн-хана (ћузей –изы јббаса, “егеран); п€ть альбомных листов с разными рисунками из Ѕиблиотеки ѕирпонта ћоргана, Ќью-…орк, и несколько миниатюр, хран€щихс€ в Ѕиблиотеке „естер Ѕитти в ƒублине.

—реди своих современников, ћухаммади, Ўейх ћухаммеда, –изы-йи-јббаси и других, ’абибулла был самым консервативным мастером. ќн не спешил к новым формам и сюжетам, придерживалс€ классической персидской традиции, и Ђполировалї ее до блеска. ¬ его работах растворенное серебро и золото примен€етс€ не только дл€ фонов, но также дл€ отделки складок одежды и лиц Ч он работал в уникальной технике, которую не примен€л в то врем€ никто, ни в »сфахане, ни в √ерате. »скусствоведы предполагают, что в юности он обучалс€ ювелирному делу, и мог работать с самыми разными материалами. ƒата его смерти неизвестна.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru