Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ƒжамбаттиста Ѕодони

   /   

Giambattista Bodoni

   /
             
‘отографи€ ƒжамбаттиста Ѕодони (photo Giambattista Bodoni)
   

ƒень рождени€: 16.02.1740 года
ћесто рождени€: —алуццо, »тали€
ƒата смерти: 29.11.1813 года
ћесто смерти: ѕарма, –осси€
¬озраст: 73 года

√ражданство: »тали€

Ѕиографи€

»таль€нский гравер, издатель, типограф и печатник

»таль€нский гравер, издатель, типограф и печатник, разработавший семейство шрифтов под названием 'Ѕодони' (Bodoni). ќно включает в себ€ около сотни шрифтов, включа€ кириллические, и используетс€ до сих пор.

21.09.2010

ƒжамбаттиста Ѕодони, сын печатника ‘ранческо јгостино (Francesco Agostino), родилс€ 16 феврал€ 1740 года в городке —алуццо (Saluzzo) в регионе ѕьемонт (Piemonte) и изучал ремесло отца и деда с самого раннего возраста. ”мер он 29 но€бр€ 1813 года в ѕарме.

ƒжамбаттиста Ѕодони фотографи€
ƒжамбаттиста Ѕодони фотографи€

Ѕудучи всего лишь 18 лет от роду, 15 феврал€ 1758 года он отправилс€ в –им (Rome), следу€ по стопам своего деда, который был наборщиком в ¬атикане (Vatican). ѕо поручению префекта  онгрегации Ѕодони ввел в обращение гарнитуры шрифта '√арамон' (Garamond), созданные в XVI веке французским типографом  лодом √арамоном (Claude Garamont) и приобретенные ѕапой —икстом V (Sixte Quint). ƒжамбаттиста работал в типографии ватиканской  онгрегации евангелизации народов (лат. Congregatio pro Gentium Evangelizatione), котора€ занимаетс€ вопросами миссионерства и распространением католической доктрины. ќн покинул типографию после того, как ее директор, которого ƒжамбаттиста считал своим учителем, покончил с собой.

–уководство Ѕодони было настолько впечатлено его желанием учитьс€, прилежанием в освоении древних €зыков и шрифтов и неверо€тной энергией, что ему позволили поставить свое им€ на первые же книги, которые ƒжамбаттиста выпустил, богослужебную книгу на коптском €зыке и справочнике по тибетскому алфавиту. Ѕодони использовал свое нахождение в –име, чтобы изучить в –имском ”ниверситете Ћа —апиенца (Universita degli studi di Roma La Sapienza) зачатки нескольких восточных €зыков.

¬ 1766 году Ѕодони решил отправитьс€ в Ћондон (London), где искусство типографии процветало благодар€ типографу ƒжону Ѕаскервиллю (John Baskerville) и художнику-шрифтовику ”иль€му  аслону (William Caslon), но серьезно заболел мал€рией.  ак только Ѕодони выздоровел, он получил предложение о работе от √ийома дю “ийо (Guillaume Du Tillot), премьер-министра ‘ердинанда I (Ferdinand I), герцога ѕармы (Parme), который хотел основать в ѕарме типографию такого же класса, как в ѕариже (Paris), ћадриде (Madrid) и ¬ене (Vienne). ƒжамбаттиста Ѕодони получил пост директора герцогской типографии в сотрудничестве с поэтом и переводчиком  лементе Ѕонди (Clemente Bondi), и прин€л предложение 24 марта 1768 года.

Ѕодони начал свою работу в герцогской типографии с создани€ образцов книг, которые были очень хорошо прин€ты среди высших классов всех европейских столиц. ¬скоре за ними последовали прекрасные издани€ литературной классики, от эпосов √омера (Homer) до поэмы 'ќсвобождЄнный »ерусалим' (La Gerusalemme liberata) “орквато “ассо (Torquato Tasso), одного из крупнейших италь€нских поэтов. ¬ конечном итоге, работа Ѕодони была столь успешна, что в 1791 году ему разрешили открыть частную типографию под своим собственным именем Ц 'Officina Bodoni'. ¬ том же году он женилс€ на ћаргарите дель'јглио (Margherita dell'Aglio), котора€ помогала типографу вести его обширную переписку и продолжила его работу после смерти мужа.

Ѕодони добилс€ беспрецедентного дл€ своего времени уровн€ технической доработки, что позвол€ло ему точно воспроизводить форму букв с очень тонкими 'волосками', состо€щими в резком контрасте с более толстыми основными лини€ми символов. ќн прославилс€ собственным дизайном псевдоклассических шрифтов и прекрасно стилизованных изданий, которые, по мнению некоторых экспертов, должны служить не столько дл€ чтени€, сколько дл€ изучени€ шрифтов и верстки. ≈го печатные издани€ служат отражением чистой, точной и €сной эстетики, лишенной вычурности и украшений, в сочетании с безукоризненными материалами. Ётот стиль привлек множество поклонников и подражателей, затмив попул€рность доминировавших до той поры французских типографов, таких как ‘илипп √ранжан (Philippe Grandjean) и ѕьер —имон ‘урнье (Pierre Simon Fournier).

ѕодгон€емый своим знаменитым соперничеством с французским типографом и шрифтовиком ‘рансуа јмбруазом ƒидо (François-Ambroise Didot), за свою жизнь Ѕодони создал и лично выгравировал 298 шрифтов.  роме того, Ѕодони работал над проектом создани€ шрифтов дл€ всех известных тогда €зыков мира Ц так, в 1806 году им была опубликована молитва 'ќтче наш' на 155 €зыках. ¬озглавл€емые им различные издательства выпустили около 1200 книг тонкой работы. ¬ честь типографа назван музей, открытый в ѕарме в 1963 году, где содержитс€ 22 618 оригинальных пунсонов Ѕодони, инструментов дл€ гравировани€, похожих на гвоздь, и 42 148 дерев€нных матриц.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

”спех ресторанного бизнеса
ѕосетило:113894
јлександр ќрлов
—ергей “анеев - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:16783
—ергей “анеев
ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72703
Ѕрюс Ћи

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru